В настоящее время система отечественного здравоохранения стоит на пороге глубоких преобразований в области подготовки врачебных кадров, что связано с введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения по всем специальностям и направлениям подготовки, а также с курсом на формирование непрерывного профессионального развития. В связи с этим возрастает роль довузовской подготовки не только как этапа профориентации, но и в связи с реализацией идеи непрерывного профессионального образования.
Именно на первом курсе формируется отношение молодого человека к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается “активный поиск себя”. Даже отлично закончившие школу на первом курсе не сразу обретают уверенность в своих силах. Первая неудача порой приводит к разочарованию, утрате перспективы, отчуждению, пассивности. В связи с такими причинами адаптация первокурсников может вызвать множество трудностей. Проблема адаптации студентов к условиям обучения в высшей школе представляет собой одну из важных задач, исследуемых в настоящее время в педагогике и дидактике высшей школы [1, 2]. При этом специфика процесса адаптации студентов в вузах определяется различием в методах обучения как в средней, так и высшей школах. Так, например, первокурсникам недостает навыков и умений, которые необходимы в вузе для успешного овладения программой. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к новым требованиям обучения. Отсюда зачастую возникают существенные различия в деятельности, и особенно в ее результатах, при обучении одного и тогоже человека в школе и вузе. Кроме того, слабая преемственность между средней и высшей школой, своеобразие методик и иорганизации учебного процесса ввузе, большойобъем информации, отсутствие навыков самостоятельной работы вызывают большое эмоциональное напряжение, что нередко приводит к разочарованию в выборе будущей профессии [3].
Для анализа роли довузовской подготовки в адаптации первокурсников к учебному году в высшей школе проводился мониторинг результатов текущего рейтинга за осенний семестр 2012-2013 уч. года по биологии. Сравнивались данные об итогах учебы выпускников лицея, обучавшихся на факультете довузовской подготовки (ФДП) нашего университета, и всего массива первокурсников лечебного и педиатрического факультетов. Результатыобрабатывалисьметодамиматематической статистики с применением табличного процессора MS Excel.
Проведенный анализ показал, что успеваемость на первом курсе у студентов лечебного факультета, выпускников ФДП, выше и составила 75,6% (рис.) при общем уровне успеваемости 69,6%. На педиатрическом факультете различия в успеваемости этих двух групп не существенны: общий уровень успеваемости 67,4%, а у выпускников ФДП – 67,7%.
Это свидетельствует не только о лучшей адаптации, но и о более высокой начальной подготовке по биологии у студентов лечебного факультета. Средние показатели ЕГЭ у выпускников ФДП, поступивших на лечебный факультет, -74,4%, а у поступивших на педиатрический факультет средние показатели ЕГЭ составили 68,2%.
В настоящее время в педагогической литературе результат получения образования принято характеризовать компетенциями выпускников.
Рис. Результаты успеваемости за осенний семестр 2012-2013уч.г.
В это понятие, кроме уровня учебных достижений, включают, в частности, способность личности к самообучению, нахождению своего места в профессиональной среде. В этом плане важной задачей является поддержка и развитие талантливых учащихся. Эффективной инновационной формой работы в данном направлении является исследовательская деятельность учащихся лицея, которые привлекаются к работе кафедрального студенческого кружка.
Мы полагаем, что до вузовская подготовка как составная часть дополнительного образования очень важна для успешной адаптации студентов на начальном этапе обучения в вузе, так как формирует готовность к обучению и в дальнейшем сказывается на успеваемости обучения студентов.