На кафедре терапевтической стоматологии постоянно проводятся мероприятия по оптимизации учебного процесса. Современные технологии обучения студентов-стоматологов сегодня развиваются и используются в трех основных направлениях: совершенствование организации обучения, развитие личности, информатизация икомпьютеризация.
Клинические дисциплины позволяют вырабатывать у студентов клиническое мышление при непосредственном контакте студента-врача с больным. Ни одно техническое средство, учебник, ситуационные задачи, тесты, фантомы не способны смоделировать все разнообразие клинических проявлений заболевания, с которым может столкнуться будущий специалист.
В этом смысле большую роль играет использование в процессе обучения ролевых игр, которые позволяют не только дополнить учебную литературу, которая, предлагая лишь теоретическую информацию, не содержит в полной мере наглядных материалов и не успевает за новейшими технологиями, но и смоделировать клинические ситуации.
Ролевые игры используются врамках педагогического процесса и выступают как средство самовыражения и самореализации и благодаря им студент учится использовать полученные знания на практике.
Ролевое моделирование различных клинических ситуаций помогает имитировать обстановку и условия будущей профессиональной деятельности, тем самым совершенствуя умения и навыки врача-стоматолога.
Ролевая игра способствует отработке речевых умений и мануальных навыков, к тому же благодаря функциональному подходу можно помочь преодолеть психологический барьер.
Многое в подготовке ролевой игры зависит от самого преподавателя, его выдержки, мимики, речи, создания атмосферы, аглавноеспособностиобеспечитьмаксимальную активность студентов и творческий подход в подготовке ролей.
Анализируя отношение студентов к игре как методу обучения можно сделать выводотом, что игра является популярным методом обучения: 80% студентов 5 курса отдают предпочтение ролевым играм по сравнению с другими методами обучения; около 70% считают, что игра помогает им преодолеть напряжение и развить активность вобщении.
Например, студенты распределяются между собой, беря на себя определенные обязанности пациента, врача, ассистента врача, медицинской сестры, санитарки и регистратора. Преподаватель исполняет роль наблюдателя-корректора. «Пациент» предъявляет жалобы соответственно тематике занятия, «Врач» активно выясняет анамнез заболевания и жизни, проводит объективное исследование, при необходимости назначает дополнительное. «Ассистент» принимает активное участие в процессе лечебных мероприятий, выполняя определенные действия. «Медицинская сестра» и «Санитарка» следят за порядком вкабинете. При наличии у «Пациента» неотложного состояния (анафилактический шок, коллапс, гипертонический криз ит.п.) «Медицинская сестра» осуществляют инъекционное введение препаратов и вызов при необходимости бригады скорой помощи. «Регистратор» оформляет необходимые документы: амбулаторную карту, листок нетрудоспособности, справки. В ходе занятия студенты меняются ролями. По окончании игры производится разбор ситуации, детально анализируются все ошибки и замечания. Студенты рассматривают такую форму разбора и контроля материала как наиболее удобную, атематически сложный материал легче усваивается и отлично запоминается.
Анализ данных позволяет судить об эффективности и целесообразности использования подобной методики в учебном процессе на кафедре терапевтической стоматологии.
Такимобразом, только находясь в определенной ситуации, особенно экстренной, участвуя в поэтапном процессе, будущий специалист сможет, разобравшись в тонкостях происходящего, выработать определенные принципы и навыки, которые в будущем позволят исполнить настоящие роли.
Знание преподавателями современных технологий обучения, использование их в своей педагогической деятельности обеспечивает требуемое качество подготовки специалистов. А ролевые игры становятся все актуальнее сейчас, когда возрастают требования к практической подготовке студентов. Такой подход способствует более полному и глубокому овладению практическими навыками по терапевтической стоматологии.