Хорошо известно, что современное образование формирует не только стиль мышления, качественная специфика которого определяется личностными особенностями студента, педагогической системой и социальным влиянием, но и основы научного мировоззрения, потребность в самообразовании и интеллектуальной деятельности, закладывает фундамент культурного развития личности. Недостаточное культурное развитие приводит к бездуховности, к отсутствию постоянного стремления к самосовершенствованию, а отсутствие духовности – к снижению нравственности (Д.С. Лихачев), роль которой и в сфере профессиональных отношений людей трудно переоценить. Это особенно заметно в профессиональной деятельности, протекающей в экстремальных условиях, когда профессиональная ошибка приводит к собственной гибели или гибели зависимых от профессионала людей. К такого рода деятельности в полной мере относятся профессия врача, поэтому высоконравственные отношения в медицинской среде приобретают особое значение. Так, примером постоянного стремления человечества к высоконравственным основам врачевания может служить «Клятва Гиппократа», являющаяся основой медицинской деонтологии. Однако в воспитанииличностистудентамедицинского вуза на основе высоконравственных принципов имеется ряд проблем, на которых считаем необходимым остановиться.
При формировании навыков межличностного общения и общения с пациентами у студентов выпускных курсов, для профессорско-преподавательского состава кафедры госпитальной терапии совершенно очевидно, что собственная форма поведения и беседы преподавателя со студентами обладают большой силой воздействия, так как профессия врача требует не только профессионального мастерства, ноибольшой эмоциональной отдачи. Поэтому одной изважных сторон формирования личности будущего специалиста является общение с преподавателем. Общение с педагогом – это важная сторона деятельности преподавателя, создающая атмосферу психологического и духовного развития личности будущего врача.
Чрезвычайно важным для преподавателя медицинского университета является наличие экспрессивных способностей, позволяющих найти наилучшую эмоциональную выразительную форму общения, также перцептивных способностей, выражающихся в выявлении индивидуальных научно-творческих потенциалов студентов. Существенное значение имеет единстводеловогоипсихологическогоконтакта преподавателя со студентами на кафедре госпитальной терапии, что создает оптимальные условия для формирования психологической устойчивости выпускников к будущей врачебной деятельности и воспитания профессионально грамотных, коммуникабельных, социально адаптированных и эрудированных специалистов. Именнопоэтомупреподавателинашейкафедры считают важным профессиональным качеством преподавателя высшей школы -педагогический такт. Тактичный преподаватель не только владеет большим арсеналом различных педагогических способов воздействия на студента, ноиумело, разумно ими пользуется. Следует отметить огромную воспитательную роль личного примера и мастерства врачебного подхода кбольному, что формирует уважение к педагогу, вырабатывает у студентов профессиональный интерес, выдержку, мягкость в общении с пациентом, сострадание и стремление помочь больномучеловеку.
Преподаватели нашей кафедры при клиническом разборе больных ежедневно демонстрируют пример «индивидуального подхода» к каждому больному, его проблемам, умение выслушать больного, тактично и своевременно направить диалог в нужное русло. На кафедре госпитальной терапии во время практических занятий со студентами VI курса разбираются «жизненные» клинические ситуации, с которыми они будут сталкиваться в повседневной профессиональной деятельности. При этом обязательно затрагиваются юридические аспекты отношений«врач-больной», «врач-родственник», «врач-коллега». Студенты-выпускники подробно знакомятся с правилами грамотного оформления медицинской документации, включая юридические аспекты заполнения некоторых документов (добровольное информированное согласие на манипуляции, оперативные вмешательства, гемотрансфузии, анестезию и т.д.). Обучаясь на кафедре госпитальной терапии, будущие врачи начинают понимать, что именно они несут ответственность за каждого своего пациента, а не консультанты и врачи функциональной диагностики. Поэтому на практических занятиях преподаватели вместе со студентами постоянно интерпретируют лабораторные данные, ЭКГ, рентгенограммы, данные ультразвуковых и эндоскопических методов обследования.
Важным аспектом работы преподавателя выпускающей кафедры является формирование внутренней культуры будущего врача. К правилам внутренней культуры относятся форма приветствия и умение держать себя среди коллег и пациентов, умение вести беседу соответственно обстановке и условиям, взаимная вежливость. Студент, приветствуя сотрудника кафедры, клиники, преподавателя или беседуя с ними, должен встать, быть сдержанным и тактичным, владеть собой, слушать преподавателя и собеседника. Между преподавателем, студентом и средним медперсоналом должны быть отношения, основанные на взаимном уважении, соблюдении субординации и четком выполнении своих профессиональных обязанностей. Безусловно, в формировании таких навыков большое значение имеет личный пример преподавателя кафедры госпитальной терапии.
Таким образом, педагогическая деятельность преподавателя высшей медицинской школы должна включать в себя не только обучение профессиональным основам, но и формирование у студентов культуры общения между собой, с пациентом, с коллегами. Очевидна необходимость применения накопленного багажа психолого-педагогических знаний для совершенствования методов воспитания высокой нравственности будущих медицинских работников. Кроме того, последующее внедрение в медицинскую практику приобретенных навыков должно значительно повысить уровень общения студентов, а, следовательно, и культуру межличностных отношений в медицинских учреждениях в процессе профессиональной деятельности.