Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

«При изучении наук примеры полезнее правил» Исаак Ньютон

(1643-1727),

Президент Российской Федерации В.В. Путин назвал 2013 год «Годом экологии, годом защиты окружающей среды». Саммиты «Восьмёрки» (Япония, 2008; Италия, 2009 и др.) показали, что многие проблемы в современном мире не могут быть решены только усилиями политиков, финансистов, экономистов, топ-менеджеров национального и глобального уровня без учёта интегрального показателя – экологии во всех сферах деятельности: производственной, научнойи культурной. «Мир, основанный лишь на экономических и политических соглашениях правительств, не сможет завоевать единодушной, прочной и искренней поддержки народов, он должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества» (из Устава ЮНЕСКО).

О постоянном и растущем внимании к вопросам экологии нашего региона свидетельствует выступление губернатора Краснодарского края А.Н. Ткачёва перед участниками I-ой Международной конференции Краснодарского регионального отделения МАНЭБ «Человек и природа. Проблемы экологии Юга России: «Краснодарский край – один из уникальных регионов России. Горы Западного Кавказа, поросшие густыми лесами, соседствуют с плодородными равнинами Прикубанья и Приазовья. За Кавказским хребтом по Черноморскому побережью протянулась полоса единственных в Россиисубтропиков– русскаяРивьера. В крае много тепла и достаточно влаги для выращивания зерновых культур и риса, в зоне субтропиков – цитрусовых и самого северного в мире чая. Богаты природными ресурсами недра. На Кубани добывается высококачественная нефть, природный газ, уникальное цементное сырьё, гипс, каменная соль и другие полезные ископаемые. Всё это активно применяется в экологических и рекреационных целях. Но непродуманное и, подчас, бесхозяйственноеиспользование ресурсов нашего края привело в последние десятилетия к значительному ухудшению состояния окружающей среды. Улучшение экологической обстановки в Краснодарском крае и на Юге России требует объединения усилий всех органов власти, природоохранных структур, науки и общественности».

В настоящее время реформирование высшего медицинского образования сопровождается сочетанием экологических проблем глобального и национального характера. Важно отметить, что современное развитие информационных и коммуникационных технологий открывает новые горизонты на поле модернизации образовательной деятельности, которая в настоящее время является национальным приоритетом.

Работа Краснодарского регионального отделения МАНЭБ координируется руководством Краснодарского края, администрацией КубГМУ, администрацией Краевой клинической больницы № 1 им. проф. С.В. Очаповского и др.

Цель нашей работы – ежегодный (с 2006 по н/в) мониторинг и анализ индивидуальной и коллективной информационно-интеллектуальной инфраструктуры у студентов 4 курса лечебного факультета, 4, 5, 6 курсов педиатрического факультета КубГМУ.

Наряду с учебным процессом (практические занятия, лекции, семинары, зачёты и экзамены), научно-исследовательской работой (НИРС, УИРС), учебно-методической работой, лечебной работой в обязанности преподавателя медицинского вуза входит и воспитательная работа, в том числе связанная с воспитанием экологической и валеологической культуры студентов. Эту работу мы строим на лучших традициях отечественной медицинской школы (С.П. Боткина – Г.Ф. Ланга– А.Л. Мясникова).

Выдающийся врач-терапевт Евгений МихайловичТареев– академик АМН СССР был не только талантливым учёным-клиницистом, но также известным организатором науки и вёл огромную педагогическую работу. Академик Е.М. Тареев в своё время пророчески сказал «Теперь у молодого учёного возникает всё больше соблазна отвлечься от постели больного и заняться сложной аппаратурой… Не надо думать, что прогресс техники как таковой обеспечивает лёгкость диагноза».

Основная идея нашего исследования – показать и наглядно доказать тезис о том, что отход от классических методов обязательного физикального терапевтического обследования больных в стенах вузовских клиник, в палатах и кабинетах лечебных учреждений всех уровней не только нарушает лучшие традиции отечественной школы врачей, но и таит в себе угрозы формированию клинического мышления у студентов и молодых врачей (клинических интернов и ординаторов).

Нами поставлена задача – восстановить адекватное доверительное отношение студентов и молодых врачей-терапевтов к наручным часам как обязательному индивидуальному прибору медицинского (врачебного) хронометража.

В режиме мониторинга нами проанкетировано 600 студентов 4 курса лечебного факультета, 4, 5, 6 курсов педиатрического факультета КубГМУ в 2006-2012 годах во время прохождения учебных циклов по дисциплинам «Внутренние болезни и общая физиотерапия», «Профпатология», «Эндокринология» на кафедре факультетской терапии. В ходе исследования мы учитывали:

    • индивидуальное техническое оснащение (наличие фонендоскопа, наручных часов, тонометра, мобильного телефона, персонального компьютера настольной и мобильной комплектации),
    • • посещение лекций,
  • наличие учебников, учебно-методических пособий и конспектов лекций,

• участие в СНО и элективном курсе.

Мы составили рейтинг, включающий индивидуальные оценки анализа результатов опроса по специальной анкете ЭБИЧ (экологическая безопасность интеллекта человека), разработанной нами в 1998 году и затем модернизированной в 2006 году.

Результаты работы показали, что при проведении хронометража у больных временных параметров частоты сердечных сокращений, частоты пульса и дыхания 75-85% студентов в качестве часов используют секундомеры и таймеры своих мобильных телефонов (имеются у 100% студентов). Остальные 15-25% студентов для этих целей используют классический традиционный метод хронометража с помощью наручных механических или электронных часов.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в последнее десятилетие в студенческой среде наметился отход от классического врачебного хронометража с помощью наручных часов. На наш взгляд это снижает возможности формирования элементов клинического мышления, навыков и умений физикального обследования, которые базируются на выработке новых сложных условных рефлексов, особенно в острых ургентных ситуациях.

Отсутствие обязательных инструментов у каждого студента (по данным анкет) – фонендоскопа, часов, тонометра, учебников, учебно-методических пособий и конспектов лекций -негативно влияет на активность в учебном процессе и существенно снижает итоговую оценку знаний студентов медицинского вуза.

Всем учащимся средних школ, колледжей, студентамвузов изкурсаэлементарной физики, электро-и радиотехники должно быть известно, что принцип работы мобильных (сотовых) телефонов, компьютеров с модемами (ноутбуков, нетбуков, планшетов) и других гаджетов основан на волновой радиосвязи. То есть все эти приборы работают в режиме электромагнитных излучений сверхвысокой частоты (ЭМИ СВЧ).

Мы считаем, что использование студентами медицинских вузов мобильных телефонов в качестве часов-секундомеров (таймеров) у постели больных (особенно, онкологических, с искусственным водителем ритма сердца и больных, находящихся в блоках интенсивной терапии и реанимации, оснащённых современной высокочувствительной электронной техникой), недопустимо. Известны случаи сбоя медицинской аппаратуры, искажения её показателей, помехвработе, выхода из строя.

Нельзя забывать о возможных неблагоприятных биологических эффектах ЭМИ СВЧ в организме человека и животных и усиления онкогенеза у больных.

В молодёжной среде (и даже у детей) наблюдается «мобиломания». Психическая зависимость от Интернета среди детей и молодёжи вызывает особую тревогу. На наших глазах в течение последних 10 лет изменился молодёжный лексикон. Появился новый «мобильный» жаргон. На руках у пользователей вРоссииболее 200 миллионовтелефонов сотовой связи. Сегодня на Земле счёт мобильных телефонов уже идёт на миллиарды. ЭтоплодыНТР – научно-технической революции и научно-технического прогресса. Этот прогресс остановить уже невозможно. Но и на возможные нежелательные(вредные) биологические эффекты ЭМИСВЧ-связи надо указывать чаще. Это один из аспектов эколого-валеологического воспитания студентов.

Нельзя не согласиться с мнением президента Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы, Заслуженного эколога РФ, Лауреата премии Правительства РФ по науке и технике, д.т.н., профессора В.А. Рогалёва: «Экологическое просвещение перестало быть просто модным словом. Экология сегодня– это новый образ мышления, цель которого сохранить цивилизацию на нашей планете Земля! И здесь для всех нас путь один – любить природу, а это значит бережно относиться к её богатству, то есть атмосфере, воде и матушке земле. Не покорять природу, а глубже изучать её законы и следовать им – залог нашей качественной и долгой жизни на планете ЗЕМЛЯ!».