Всего 15 лет назад ведущие специалисты Краснодарского края по онкологии писали о трагизме ситуации в онкологии на фоне увеличения в Росси онкологической заболеваемости [1]. В настоящее время произошли значительные положительные сдвиги в этом направлении. Если 10 лет назад детская онкология и её преподавание находились в зачаточном состоянии, то сейчас детская онкология является самостоятельной специальностью. На базе Детской краевой больницы Краснодара, где располагается кафедра хирургических болезней детского возраста, функционируют детское онкологическое отделение, детское онкогематологическое отделение. Эти отделения современны не только в плане материальной базы, но и в отношенииметодов диагностики и лечения. Онкологическими больными занимаются опытные врачи-онкологи. Курирует это отделение кафедра. Один из опытных сотрудников кафедры сертифицирован по онкологии и занимается непосредственно лечением тяжёлых онкологических больных.
Известно, что педиатр за всю свою лечебную практику встречается с первичным онкологическим больным со злокачественной опухолью не чаще 5 – 7 раз [2]. Следовательно, глубокие знания онкологии для него не требуются. Основная цель преподавания студентам вопросов детской онкологии – выработка настороженности по отношению к ребёнку с ещё мало выраженными симптомами опухолевого процесса, обучение будущих врачей-педиатров современным методам выявления опухолей, ознакомления с методами лечения, профилактики.
На кафедре хирургических болезней детского возраста вопросы детской онкологии рассматриваются на 5 и 6 курсах педиатрического факультета. На 5 курсе согласно учебной программе проводятся 2 практических занятия и 2 лекции, на 6 курсе – одно практическое занятие по онкологии.Кроме того,в программу элективного курса “Хирургическая эндокринология“ входят вопросы по раку щитовидной железы, опухолям надпочечников у детей. Преподавание онкологии осуществляется на принципах интеграции с рядом кафедр.
Исходные данные должны быть усвоены студентами на других кафедрах, без чего невозможно изучение вопросов онкологии. Основополагающим документом для решения профессиональных задач в инновационных социально-экономических условиях является Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС-3 ВПО), включающий в себя Основную образовательную программу (ООП). В отличие от предыдущего образовательного стандарта, ГОС третьего поколения ориентирован не на содержание учебных дисциплин, а на результаты обучения.
Во время практических занятий студенты изучают литературу (основную и дополнительную), участвуют в разборе больных в клинике, знакомятся с данными дополнительного обследования (компьютерная томография, магнитнорезонансная томография, сцинтиграфия). Самостоятельно готовят и изучают предыдущие адаптированные истории болезни по различным раздела монкологии: доброкачественные опухоли, опухоли брюшной полости и забрюшинного пространства, груднойполости, опухоликостей, опухоли других локализаций. Всего на кафедре подготовлено около 500 адаптированных историй болезней. Большое значение в преподавании онкологии мы предаем иллюстрационному материалу в электронном виде [3]. Практически все изучаемые онкозаболевания на различных стадиях, методы их диагностики иллюстрированы в электронном виде и имеются у каждого преподавателя. К написанию адаптированных историй болезней и выполнению иллюстрационного материала постоянно привлекаются студенты.
Наряду с преподаванием у студентов с 2010 года детская онкология преподаётся у клинических ординаторов. Один клинический ординатор в 2012 году успешно окончил ординатуру и работает детским онкологом в Майкопе. Другой клинический ординатор обучается специальности в настоящее время.
Во время обучения в ординатуре клинические ординаторы находятся в детском онкологическом отделении ДККБ Краснодара. Их обучением занимается доцент кафедры, сертифицированный по детской онкологии, и ведущие онкологи отделения. Создана рабочая программа по специальности, которая предусматривает все виды деятельности обучающегося. Клинические ординаторы занимаются лечением онкологических больных, участвуют воперациях, вразличных диагностических манипуляциях. По плану Рабочей программы проводятся семинары. Для контроля знаний создан электронный вариант тестов в программе Admtest. Кроме работы в отделении, клинические ординаторы активно участвуют в работе кафедры.
Таким образом, преподавание детской онкологии стало возможным, что самое главное. Безусловно, использование вопросов детской онкологии для преподавания студентам позволит улучшить уровень онкологических знаний у выпускников университета. Видна целесообразность увеличения вопросов по онкологии как в рамках обязательной учебной программы, так и в рамках дополнительного обучения (элективный курс). Обучение детской онкологии в клинической ординатуре является важным фактором в развитии детской онкологии в целом.