Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Образование в настоящее время входит в число основных государственных приоритетов многих стран мира. Большинство из них сегодня приступили к совершенствованию системы высшего образования, отвечающей современным требованиям и мировым стандартам. Качество образования в стране напрямую зависит от качества подготовки будущих специалистов, а именно формирования профессионально значимых личностных качеств и ключевых компетенций будущих специалистов. В связи с этим возрастает роль психолого-педагогических дисциплин при подготовке будущих профессионально компетентных и квалифицированных специалистов. Следует отметить, что преподавание дисциплин психолого-педагогического цикла часто не обеспечивает реализацию данной цели в условиях традиционной модели образования.

Цель статьи заключается в обосновании перспективности использования инновационного подхода в модернизации процесса психолого-педагогической подготовки в вузе.

В преподавании дисциплин психолого-педагогического цикла превалируют вербальные технологии, формирующие теоретическую готовность студентов к профессиональной деятельности. Практическая готовность, как правило, возникает при непосредственном включении студентов в педагогическую деятельность. Поэтому на наш взгляд, перспективным является привнесение в практику психолого-педагогической подготовки педагогических инноваций, которые приблизят процесс обучения к проблемам развития личности студентов в процессе профессиональной подготовки, сделают изучение психолого-педагогических дисциплин более интересным, полезным, гуманистически-ориентированными.

По мнению А.И. Пригожего, инновации представляют собой целенаправленные изменения, которые вносят в среду внедрения новые относительно стабильные элементы (новшества). Педагоги В.И. Загвязинский и М.М. Поташник под инновациями понимают нововведения, новообразования, возникающие в результате творчества. Н.Р. Юсуфбекова отмечает: инновационный процесс – это динамическое единство педагогических новшеств, их освоения педагогическим сообществом и эффективное использование в практике на научной основе. Т.Х. Оганесова в своем исследовании считает, что инновация – это творческое использование новаторского опыта педагогов-практиков и теоретических научных открытий, дающих положительный педагогический эффект. В. Кваша дает следующее определение данному понятию: «Инновация – это создание принципиально новых образцов деятельности, выходящих за пределы нормы, выводящих профессиональную деятельность на принципиально новый качественный уровень. В.А. Сластенин в своем исследовании расширяет данное понятие, считая, что инновация предполагает введение нового в цели, содержание, методы, формыобученияивоспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося [3].

Применительно к процессу преподавания, это означает внедрение новой педагогической технологии, эффективно повышающей качество образования, которое будет содействовать развитию в студентов аналитических и творческих способностей, умение ориентироваться в информационном потоке, умение решать проблемы.

В соответствии с этим важно уделять большое внимание самому процессу познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности и самостоятельности самого студента.

Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения [2]. Формирование компетенций возможно только через соответствующий опыт деятельности и общения, и такой опыт может быть получен именно в режиме интерактивного обучения [3].

В учебном процессе потребность  интерактивного взаимодействия возникает тогда, когда преподаватель не просто требует репродуктивного воспроизведения содержания первоисточников, материалов лекции, учебника, а побуждает анализировать: вскрывать свойства, отношения, наличие противоречий, давать оценку, обобщать сказанное, соотносить его с другими проблемами, то есть делать то, что в психологии называется решением задач. Так как психолого-педагогические дисциплины отличаются своей вариативностью, потенциальной возможностью получения множества решений, многообразием точек зрения, имеющих одинаково научный характер. Следовательно, преподавание этих дисциплин имеет свои специфические возможности для развития творческого мышления.

В настоящий момент в педагогической науке формируется и уточняется понятие «интерактивное обучение». Т. Панина определяет его как способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную  атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем [2].

Интерактивное обучение наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся.

Многообразие форм и методов интерактивного обучения не позволяет в обзорной статье дать детальную характеристику каждого из них. Поэтому далее будут рассмотрены только наиболее общие и часто используемые методы и технологии интерактивного обучения.

Формы и методы интерактивного обучения можно разделить на:

  • дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализситуацийморальноговыбора и др.;

     

  • игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевыеигры, организационно-деятельностные игры;

     

  • тренинговые формы проведения занятий (коммуникативные тренинги, тренингисензитивности), которыемогут включать в себя дискуссионные и игровые методы обучения.

 

Диалог возникает на основе субъект-субъектных отношений, при равной позиции обучающего и обучающихся и является необходимым условием раскрепощения личности от формализованного традиционного процесса обучения. При использовании диалоговых форм обучения у каждого появляется возможность сравнить себя с другими, выявить свои сильные и слабые стороны, проверить личные жизненные и профессиональные ценности, сравнивая свои установки с установками других участников. Чем ярче способность человека в открытом диалоге сравнить себя с другими, чем более он открыт и восприимчив к «чужим» идеям и инновациям, тем богаче его способности, тем выше его успехи в формировании жизненных и профессиональных ценностных ориентаций. Таким образом, в диалоге проявляются все стороны общения: коммуникация (обмен информацией между участниками диалога); интеракция (взаимодействие партнеров по диалогу); перцепция (восприятие партнерами друг друга).

Игра – это форма деятельности (чаще– совместнойдеятельности) людей, воссоздающая те или иные практические ситуации и систему взаимоотношений, одно из средств активизации учебного процесса в системе образования. Игра как метод обучения дает возможность: сформировать мотивацию на обучение, и поэтому может быть эффективна на начальной стадии обучения; оценить уровень подготовленности обучающихся (может быть использована как на начальной стадии обучения – для входного контроля, так и на стадии завершения – для итогового контроля эффективности обучения); оценить степень овладения материалом и перевести его из пассивного состояния – знания – в активное – умение, и поэтому может быть эффективна в качестве метода практической отработки навыка сраз упосле обсуждения теоретического материала [1].

Неоспоримым достоинством тренинга является то, что он обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения. Важной особенностью группового тренинга как метода обучения является такое взаимодействие обучаемых, которое превращает обычную учебную группу в наглядную модель различных социально-психологических явлений, в исследовательский полигон для их изучения или практическую лабораторию для их коррекции. Тренинговые формы проведения занятий – это не тренировка в обычном смысле слова, не отработка каких-то конкретных навыков, а активное социально-психологическое обучение с целью формирования компетентности, активности и направленности личности в общении с людьми и повышения уровня квалификации будущего специалиста [3].

В заключение следует отметить, что использование интерактивных форм и методов в процессе психолого-педагогической подготовки в вузе способствуют, во-первых, формированию профессионально значимых личностных качеств и ключевых компетенций будущих специалистов, во-вторых, развитие творческих и коммуникативных способностей личности, в-третьих, у студентов формируются самоорганизационные процессы (самоактуализация, самореализация, самооценка, самоутверждение).