С переходом к федеральному государственному образовательному стандарту 3-го поколения, который предусматривает оптимизацию учебного процесса, возникла необходимость в активном внедрении в деятельность вузов инновационных образовательных технологий. Определенное значение в этом деле придается использованию различных интерактивных диалоговых форм познания, к числу которых относятся и учебные научно-популярные документальныефильмы. Онивдоступной для восприятия форме излагают различные научные и технические проблемы [2]. Зрителями же являются лица, из которых формируют соответствующих специалистов, но которые в момент просмотра фильма имеют лишь базовую подготовку. По данной причине материал фильма должен демонстрироваться в доступной и занимательной форме изложения, чтобы зрители не скучали, а испытывали определенный интерес к иллюстрируемому материалу. Так как для просмотра этих фильмов требуется в постоянном режиме определенное время, то их наиболее целесообразно показывать не во время лекций, а на 5-часовых практических занятиях. На лекциях же рекомендуют применять мультимедийную презентацию на основе программного пакета Microsoft PowerPoint из 30-35 слайдов. Такое количество иллюстраций считают оптимальным для подробной, но не избыточной наглядной информации [1]. На слайдах воспроизводят важнейший для запоминания материал по теме той или иной лекции, причем он должен уложиться в строго определенный отрезок времени.
Большое значение в повышении качества учебного процесса имеет наглядная информация и по той или иной теме дисциплины «Хирургические заболевания». Раньше для этой цели использовались различные таблицы. Однако при внедрении в информационный процесс мультимедийного способа агитации сейчас они потеряли свое значение. Поэтому на кафедре госпитальной хирургии Кубанского государственного медицинского университета широко был внедрен мультимедийный способ по изучению технической характеристики действий при различных хирургических заболеваниях, которые входят в учебную программу. Во время демонстрации фильма сотрудники кафедры осуществляют комментарии по каждому техническому приему, подчеркивая важность его правильного выполнения, одновременно предлагают альтернативные способы хирургического вмешательства, что расширяет познавательный процесс у студентов. У каждого преподавателя имеется набор мультимедийных фильмов, которые используются по ходу занятия. При этом оно начинается с теоретической базы в учебном классе, затем продолжается у постели больного. В завершение всего студентам демонстрируется профильный фильм. Во время учебы мы убедились именно в такой последовательности занятия, т.е. студенты должны вначале получить теоретическую базу, осмыслить её у постели больного, а затем закрепить в сознании нюансы хирургических манипуляций путем просмотра фильма. На лекциях же прибегаем к мультимедийной слайдовой наглядной информации. Такой способ преподавательской деятельности положительным образом отразился на учебном процессе. Так во время Государственных экзаменов в 2012 г. средний балл успеваемости составил 4,5, что на 0,5 балла выше, чем в 2011 г. Благодаря такой тактике преподавания значительно повысилась успеваемость. Увеличилось число студентов, желающих участвовать в научном студенческом кружке по хирургии. Следует указать, что это нововведение, наряду сработой вфантомном классе, значительно улучшило профессиональную подготовку студентов. Некоторые из них успешно трудятся в больницах в качестве среднего медицинского персонала, чтоеще больше увеличивает у них компетентность во всех вопросах практического здравоохранения. Хочется отметить особую важность фильмов, в которых демонстрируются операции при неотложных хирургических заболевания хоргано вбрюшной полости, в том числе при остром аппендиците и прободной язве, т.е. тех хирургических вмешательствах, которымидолженвладеть любой врач. Из истории отечественного здравоохранения известны случаи, когда операцию, по причине внезапного ухудшения здоровья хирурга, вынужден был продолжить терапевт, а врач, входящий в состав полярной экспедиции, выполнил сам у себя ушивание прободной язвы желудка под местной анестезией.
Это особенно важно, так как вовремя занятий на кафедре одновременно обучаются до 80 человек и, естественно, всех их направить в операционную для просмотра хода этих операций невозможно, а само нахождение в операционной такого количества учащихся противоречит санитарно-эпидемиологическому режиму. Если же студент желает стать вдальнейшем хирургом, то ему предоставляется возможность принять участие в ночных дежурствах совместно с преподавателем. Участие в операции в качестве второго ассистента поможет ему в выборе будущей профессии, о которой он будет знать не понаслышке, а в реальномконтактесовсейобстановкой, которую ощущает во время выполнения операции. У него исчезнет «боязнь крови», и он начнет физически и психически понимать, что может стать хирургом.
Таким образом, мультимедийное обеспечение учебного процесса вносит огромную пользу в деле формирования будущих специалистов. Оно существенно улучшает преподавание этой дисциплины, расширяя творческий процесс не только у студентов, но и сотрудников кафедры, позволяя им активно пропагандировать хирургию среди студентов выпускного курса.