Одной из системных инноваций последних лет в практике школьного образования является введение Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО) второго поколения [1]. Его концептуальные идеи существенно меняют подходы к организации процесса обучения, что не может не вызвать изменений и в содержании методической подготовки будущего учителя. Остановимся на тех из них, которые связаны с формированием у учащихся универсальных учебных действий.
Как известно, ФГОС ОО второго поколения ориентирует педагогический коллектив каждой школы на достижение трёх взаимосвязанных групп образовательных результатов, среди которых – группа метапредметных образовательных результатов. Под ними понимают освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса.
Следовательно, они должны формироваться у школьников в единой логике и на основе единых подходов. Это и определяет необходимость разработки преемственной и межпредметно-согласованной программы формирования универсальных учебных действий и её последующего включения в содержание методической подготовки учителя.
Рассмотрим стратегические линии такой программы, разрабатываемой нами для основной и старшей ступени общего образования и апробируемой в практике методической подготовки педагога.
Итак, ФГОС ОО второго поколения предусмотрено формирование следующих типов универсальных учебных действий: личностных; регулятивных; познавательных; коммуникативных.
Под универсальными учебными действиями (вузкопсихологическом плане) понимают совокупность действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение знаний и формирование умений.
Метапредметные образовательные результаты «обеспечиваются» 3-мя типами универсальных учебных действий. Ведущими среди них мы считаем познавательные действия, так как они являются основой учебно познавательной деятельности учащихся, реализуемой как в урочной, так и во внеурочной работе.
В структуре познавательных универсальных учебных действий различают следующие их подтипы: общеучебные, логические, знаково-символические и проблемно-поисковые.
Среди названных типологических подгрупп ведущей мы рассматриваем проблемно-поисковые познавательные действия. Именно они, подобно «локомотиву», объединяют и обеспечивают взаимосогласованное формирование всех остальных подтипов познавательных действий, а также всех универсальных действий в целом.
Следовательно, стержнем всей программы формирования универсальных учебных действий являются проблемнопоисковые действия, формируемые за счёт вовлечения школьников в процесс выявления, постановки и решения системы учебных проблем (рис. 1). Причём, значиния);
- с определением пути постановки и решения учебных проблем;
- с отбором адекватногоособенностям учебных проблем дидактико-методического обеспечения;
- с подготовкой материалов для диагностики качества обучения, выявления учебных достижений школьников.
Существенным моментом в реализации обозначенного «плана действий» является овладение будущими учителями алгоритмом постановки и решения учебных проблем на уроке, включающим следующие важнейшие этапы [3]:
-
1. Актуализация опорных знаний и способов действий.
- Выдвижение гипотезы; её проверка; формулировка решения.
- Подтверждение и применение найденного решения.
В этом плане будущему педагогу важно овладеть профессионально-методическими знаниями и умениями, связанными:
- с выявлением учебных проблем урока/ темы/ курсанаосновеанализасодержания обучения;
- с выстраиванием обнаруженных проблем в порядке их соподчинения друг другу
- Создание проблемной ситуации.
- Постановка учебной проблемы.
- Решение проблемы:
Следующим звеном рассматриваемой программы являются логические действия, тесно связанные с проблемно поисковыми ииными учебными действиями. Так, выдвижение гипотезы базируется на анализе сложившейся ситуации, имеющихся данных, знанийит.д.; их последующем синтезе применительно к сути сложившегося противоречия; и, какитоге аналитико-синтетической деятельности, обобщении в виде предположения, дающего предварительный ответ на поставленный вопрос (собственно гипотезы).
Предлагаемая нами последовательность формирования логических действиях, выполненных с помощью средств твий в процессе обучения представлена предметной символики и графики.
Рис. 2. Логические действия в структуре программы формирования универсальных учебных действий.
Вполне очевидно, что формирова-программы ориентирована на формироние логических действий уучащихсятак-ваниеобщеучебных действий. Срединих же должно осуществляться учителями с действия, связанные с работой учащихединых позиций. Для этого необходимо, ся с информационными источниками, чтобы будущий педагог владел единой с построением речевых высказываний, стратегией формирования логических со структурированием знаний, с выполдействий (табл. 2) и умел конкретизиро-нением заданий на смысловое чтение и вать её в обучении своему предмету. т.д.
Таблица 2 Стратегия формирования логических учебных действий
1. Этап «подготовки» | 2. Этап «формирования» |
2.1. Введение действия «…». | |
1.1. Определить, что нужно знать о | 2.2. Совместное с учителем выполнение за |
«…». | даний на «…». |
1.2. Определить структуру действия и | 2.3. Выполнение заданий на «…» под конт |
оптимальный порядок его выполнения. | ролем учителя. |
1.3. Установить линии усложнения зада | 2.4. Выполнение заданий на «…» с одновре |
ний на «…». | менным обучением учащихся самоконтро |
1.4. Подобрать систему усложняющихся | лю. |
заданий на «…». | 2.5. Самостоятельное выполнение учащи |
мися заданий на «…». |
Следующим«шагом» рассматриваемой программы являются знаково-символические действия, связанные с построением и преобразованием пространственно-графических и символико-графических моделей (рис. 3). Для их успешного формирования будущему педагогу важно владетьприёмамитехнологии укрупнения дидактических единиц. Именно данная технология, основателем которой является академик П.М. Эрдниев, базируется на кодировании и декодировании информации.
В этом плане для будущего учителя становится важным овладение следующими методами обучения и методическими приёмами:
- самостоятельная работа (с учебником, Internet-ресурсами, справочниками и т.д.)
- постановка межпредметных вопросов/учебных проблем на уроках по одному предмету и поиск ответов/решений на уроках по другому предмету;
- составление и использование в обучении комплексных заданий на ана
- использование алгоритмовпостроенияустныхиписьменных высказываний;
- использование обобщённых планов характеристики изучаемых объектов;
• решение ситуационных задач идр.
В целом рассмотрев группы познавательных действий, нельзя не затронуть регулятивные и коммуникативные действия. Стратегию их формирования в обучении отражает рис. 4.
В этом плане особый интерес представляет обновление методики проведения лабораторных и практических работ. Так, отказавшись от преимущественно информационно-репродуктивного стиля их выполнения в пользу проблемно-поискового, учитель сможет преобразовать их в мини-исследования, тем самым расширив возможности для формирования регулятивных, коммуникативных и иных типов универсальных учебных действий в урочной работе.
КлассыУУД
5
8 9 10
11 Урочная работа: уроки-проекты, уроки-исследования, уроки-погружеРегулятивные ния, уроки-игры и т.д.
Внеурочная работа
Учебные проекты/исследования Коммуни
кативные Фронтально-Парно-инди
ИИП
ИИПгрупповые видуальные
Рис. 4. Регулятивные и коммуникативные действия в структуре программы формирования универсальных учебных действий.
Условные обозначения: УУД – универсальные учебные действия; ИИП – индивидуальный итоговый проект.
Согласно рис. 4, значимым для будущего учителя становится не только овладение основами организации проблемно-поисковой деятельности, способствующей самоорганизации учащихся и их коммуникации в процессе учебного познания, но и основами подготовки и проведения таких типов уроков, как уроки-исследования, уроки-проекты, уроки-игры, уроки-погружения ит.д.
Однако более широкие возможности для формирования обсуждаемых групп универсальных учебных действий предоставляются за счёт организации во внеурочной работе проектной и исследовательской деятельности учащихся: они являются средствами совершенствования универсальных учебных действий, а проектная деятельность – и средством оценивания уровня их сформированности. Неслучайно по окончании 9 и 11 классов каждый ученик должен будет защитить индивидуальный итоговый проект (рис. 4). Следовательно, для будущего педагога принципиально важным становится овладение технологией организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Завершая обзорное рассмотрение разрабатываемой нами программы формирования универсальных учебных действий, подчеркнём, что, пожалуй, впервые в отечественной практике предполагается оценивать не только достижения учащихся в рамках отдельно взятых учебных предметов, но и метапредметные образовательные результаты. Это ещё раз подчёркивает важность межпредметного взаимодействия педагогов, но уже не столько (или, во всяком случае, не только) в области содержания образования, скольков области управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. В случае же сохранения существующей в этом вопросе разобщённости педагогов по «предметному» принципу, характерной и для практики методической подготовки будущего учителя в вузе, говорить о достижении метапредметных результатов вряд ли имеет смысл.