На современном этапе перед врачами стоитз адача возрождения профилактической направленности как традиции российской медицинской школы. Роль профилактической медицины еще больше возрастает впроцессереализацииприоритетных национальных проектов «Здоровье», «Образование», которые осуществляются в нашей стране с 2006 года [1].
Результаты многолетних научных исследований доказывают, что наиболее выраженный рост функциональных нарушений, развитие острых и обострение хронических заболеваний, отклонения в физическом развитии происходит в период пребывания в детских дошкольных учреждения (ДДУ) и школах [1, 2].
Комплекс выявленных проблем ложится на врачей-педиатров, а также определяет профилактический вектор работы. Для реализации поставленных задач нам необходимо пересмотреть подходы к подготовке студентов высшей школы.
Подготовка высококвалифицированных специалистов начинается в высших учебных заведениях с младших курсов, где определяется профессиональное самосознание, интерес и стимул для дальнейшего развития.
Для формирования у студентов-педиатров направленности на сохранение или восстановление состояния здоровья ребенка необходим комплекс знаний по основным закономерностям развития, вопросам охраны здоровья детей, причины и механизмы развития заболеваний, методы диагностики, лечения и реабилитации.
В зависимости от состояния здоровья ребенка, наличия факторов биологического и социального риска развития болезни, врожденной патологии можно выделить 3 вида профилактических мероприятий: первичные, вторичные, третичные.
Первичная профилактика, как система мер по предупреждению формирования заболевания, осуществляется в масштабахгосударства. Кданныммероприятиям относится и вакцинопрофилактика, с которой врач-педиатр сталкивается ежедневно в своей работе.
Назначение, проведение, контрольи учет возможных осложнений, оценка эффективности – сложный для понимания материалдлястудентов, невладеющихна должном уровне знаниями по этой проблеме. В связи с этим большое значение в настоящее время приобретает повышение квалификации и компетентности студентов в проблемах профилактики основных инфекционных заболеваний, что требует междисциплинарного подхода [2, 3].
Проведение дополнительных занятий, вариативных курсов по вопросам вакцинопрофилактики, разбор клинических случаев вакцинальных осложнений способствуют усвоению информации.
Проведение профилактической иммунизации от вирусного гепатита В, вирусов гриппа среди студентов всех курсов не только решет современную проблему заболеваемости от данных видов инфекции, но и формирует положительный образ врачебной профессии.
Преподавание на клинических кафедрах для студентов должно быть тесно связано с причинами формирования патологического процесса как результат неправильного образа жизни. Причем огромное значение формирования будущих врачей имеет авторитет врача-педагога с такими личностными качествами, которые студенты могут оценить как эталон [4].
Комплекс вторичной профилактики в своей основе включает проведение диспансеризации среди декретированных групп населения, с целью раннего выявления заболеваний, наблюдения, направленного лечения, последовательного оздоровления и контроля эффективности, успешно проводимой и среди студентов. Данные меры позволяют выявить многие хронические заболевания и провести своевременное лечение.
На клинических педиатрических кафедрах студенты старших курсов непосредственно принимают участие в проведении мероприятий диспансеризации среди детей, посещающих ДДУ и школы. На практике, используя методы оценки физического, нервно -психического развития, определения групп здоровья, поиска возможных заболеваний, изучения уровня привитости данного контингенты детей опираются на знания, полученные в вузе.
Профилактическая направленность преподавания клинических дисциплин для студентов-педиатров касается не только непосредственно объекта исследования –ребенка, но и его окружения, в связи с этим приобретает актуальность работы с членами семьи, работниками ДДУ и школ.
Повышение медицинской активности членов семьи, профилактики заболеваемости, уровня знаний родителей должно происходить не из средств массовой информации, а при непосредственном общении с лечащим врачом. Если в семье имеются психотравмирующие факторы, то необходимо расширять возможность получения медико-социальной, психологической помощи.
Студент медицинского вуза, молодой врач не должен забывать о том, что необходимо не только назначить лечение пациенту, но и научить его жить сд анным заболеванием, создавая полную психологическую, социальную, трудовую адаптацию, отвечающую целям третичной профилактики.
Таким образом, профилактическая направленность преподавания клинических дисциплин для студентов педиатрического факультета должна включать формирование в будущем враче-специалисте не только определенный уровень знаний по основным базовым знаниям, но и способность самообучаться, совершенствоваться, а также наличном примере подтверждать слова великого ученого, хирурга Н.И. Пирогова о том, что «будущее принадлежит медицине предупредительной».