Социально-экономическое и научно техническое развитие России напрямую зависит от квалифицированных кадрах, их передовых исследованиях и инновационных разработках. Высокие достижения современной цивилизации невозможны без химической науки, как одной из основополагающих наук в области медицины, биотехнологии, фармакологии и других, активно развивающихся и прогрессирующих дисциплин в блоке фундаментального знания. Обозначенная значимость химической науки в развитии цивилизованного общества свидетельствует о необходимости подготовки высококвалифицированных исследователей и специалистов для проведения фундаментальных и прикладных исследований по основным направлениям инновационной экономики. Для развития химического образования в университете необходимо создание методической и материально-технической базы. Необходимо создание условий, которые бы не ограничивали свободы творчества в вузе, но и не противоречили с требованиями государства к компетенции выпускаемых специалистов.
Оптимизация процесса обучения требует разработки и использования универсальных средств, которые выполняли бы различные образовательные функции (обучения, тренинга, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки, воспитания и развития), способствовали формированию у студентов системных знаний, положительных мотиваций к учению и, кроме того, имели долговременный и интегративный характер. В университете необходимо разрабатывать программы мероприятий, направленных на качественную подготовку специалистов путем внедрения инновационных технологий.
Эффективность процесса формирования компетентности у студентов при изучении химии обеспечивает владение преподавателем инновационных технологий. Данный процесс представлен нами в виде целостной системы (рис.), включающей целевой, коммуникативный, содержательно-организационный, деятельностнй и аналитико-результативный компоненты.
Целью применения инновационных технологий в процессе обучения химии является подготовка конкурентоспособного специалиста.
Осуществление обозначенной цели предполагает особый коммуникативный подход преподавателя химии к студентам, который характеризуется как субъект – субъектный, основанный на паритетном и гуманном отношении преподавателя и студента.
Кроме того, для организации качественного обучения химии студентов становится целесообразным использование других образовательных ресурсов, в качестве которых могут выступать химические кружки университета, научные химические сообщества и др.
Очевидно, что специфика целевого и коммуникативного компонентов предполагают нетрадиционный характер содержательно-организационной части обучения химии в условиях вузовского образования. Содержание образования химических дисциплин в университете основано на принципах Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения.
Эффективным в подготовке специалиста является активное применение инновационных технологий, которые не вытесняют традиционные технологии, а органично дополняют их.
Проблемно-поисковые технологии, предполагающие такие формы организации как кейс-технологии, проблемное обучение, научно-исследовательскую деятельность и такие методы как ситуационные задания, проблемный эксперимент, проблемные задачи, исследовательские опыты, способствуют развитию творческого мышления у школьников и студентов. В частности, технологии оказывают содействие в реализации незаурядности мышления студентов на занятиях по химии, развивают гибкость и продуктивность мыслительного процесса обучающихся.
Рис. Система формирования компетенций.
Познавательно-исследовательские технологии эвристического типа также способствуют активизации мыслительного процесса школьников, которая проявляется в способности учениками прогнозировать ситуации, выстраивать собственные перспективные стратегии для решения проблем. Такие технологии можно внедрять в вузе посредством применения преподавателями химии и других дисциплин особых форм организации (творческие химические мастерские, лаборатория творца, кружки химиков) и методов (креативные межпредметные методы, эвристические методы).
В особую группу инновационных технологий следует выделить игровые технологии, которые можно осуществить посредством применения при обучении химии школьников и студентов форм организации -деловые игры, КВН, турниры юных химиков, игровое проектирование, и методов организаций – игровые методы.
Следующий вид технологий, способствующих развитию и реализации неординарных способностей студентов в области химии – это коммуникативно-диалоговые технологии. Данные технологии способствуют развитию коммуникативных навыков, формированию ораторских навыков. Внутри данного вида можно выделить формы организации -химическая пресс-конференция, телемост, дискуссии, Интернет-клубхимиков; и методы организации -метод проектов, «мозговая атака» или брейнстроминг, «техникааквариума».
Также следует отметить, что применение информационных технологий при обучении химии способствует развитию любознательности и высокой познавательной активности студентов, а также позволяет сформировать информационную компетентность студентов. Мы применяем в учебном процессе электронные презентации для сопровождения лекций или практических занятий.
Изучение химии весьма специфично, поскольку предполагает проведение химического эксперимента. При организации практических опытов компьютер может стать неотъемлемым помощником. В особенности это касается экспериментов, если вступают в реакцию или получают в ходе неё токсичные вещества (бензол, галогены и др.), при этом виртуальный мир даёт возможность проводить химический опыт без риска для здоровья обучающихся. Это обстоятельство обязывает преподавателя химии применять виртуальные практикумы.
Целесообразно студенту работать индивидуально со слайдом-фильмом. Он может неоднократно просмотреть клип химического эксперимента, изучить инструкцию по оформлению отчёта: составить уравнения эксперимента, нарисовать химическую установку, объяснить наблюдаемые явления.
Наивысший пилотаж мастерства студентов -самостоятельное создание слайд -фильма или виртуального эксперимента, что является, несомненно, творческим процессом и способствует обогащению способности обучающегося.
Педагогическое мастерство преподавателя химии заключается в умении применять традиционные и инновационные технологии, целесообразно их сочетать и комбинировать с учётом индивидуальных личностных особенностей каждого студента. Применение инновационных технологий требует от преподавателя особой высококвалифицированной психолого-педагогическойкомпетенции, позволяющейв современны хусловиях образования данные технологии использовать не только на академических занятиях по химии, но и в научно-исследовательской деятельности и других воспитательных мероприятиях.