Диагностика профессионально-практической подготовки студентов профессий “человек-человек” играет важную роль в достижении эффективности подготовки будущих специалистов, создает необходимое информационное обеспечение контрольно-оценочной деятельности преподавателя, позволяет своевременно получить качественную информацию для принятия дальнейших управленческих решений. Поэтому она должна носить комплексный характер, что проявляется в определении качества академической успеваемости студентов, уровня овладения студентами фондом профессиональных умений, предусмотренных ОКХ, сформированности мотивов будущей профессиональной деятельности.
Исходным для осуществления диагностики является понимание личностно-профессионального развития как процесса формирования личности, ориентированного на высокие профессиональные достижения. Наличие адекватного инструментария является обязательным условием объективной диагностики текущего состояния процесса подготовки будущих специалистов и ее последующих этапов. Объектами диагностики являются организация образовательного процесса и результаты подготовки: сформированность умений учебной деятельности, сформированность умений исследовательской деятельности, обобщенных способов профессионально-практической деятельности, коммуникативные умения, информационные, контрольно-оценочные, творческие. Каждый из перечисленных объектов требует соответствующих методов и средств диагностики. Предметом диагностики выступает готовность студента к профессионально-практической деятельности, а результатом -рейтинг участников образовательного процесса, установленный по достигнутому уровню указанной готовности студентов.
Готовность к любой деятельности представляет собой единство профессиональных качеств и психологического состояния человека. Она также является личностным образованием, системной характеристикой социальной активности, особой формой отражения действительности, условием успешного выполнения деятельности. Диагностика профессионально-практической подготовки студентов профессий “человек-человек” на уровне студента касается таких ключевых компетенций: изучать (умение извлечь пользу из опыта, умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их, умение решать проблемы, умение самостоятельно заниматься своим обучением); искать (умение искать информацию в различных базах данных, умение проводить опрос окружающих, консультироваться у эксперта, получать информацию, работать с документами и классифицировать их); думать (умение организовывать взаимосвязь событий, умение противостоять неуверенности, умение занимать позицию в дискуссии и отстаивать свое мнение, умение оценивать социальные события); сотрудничать (уметь сотрудничать и работать в группе, принимать решения, налаживать отношения, разрабатывать и выполнять проекты); браться за дело (включаться в проект, нести ответственность, войти в группу, или коллектив и сделать свой вклад, доказывать солидарность, организовывать свою работу); адаптироваться (уметь использовать новые технологии, информации и коммуникации, показывать гибкость в условиях быстрых изменений, стойкость перед трудностями, находить новые решения).
Диагностика профессионально практической подготовки студентов профессий “человек-человек” на уровне преподавателя касается: теоретическинаучной подготовки, преподавательского мастерства, умений организовывать практико-ориентированные научные исследования студентов. Объективность диагностики требует квалиметрической оценки полученных результатов, которая осуществляется на единой сравнительной основе независимо от тех единиц, с помощью которых получена количественная оценка качественных показателей. Квалиметрическое определение уровня профессионально-практической подготовки студентов заключается в:
- детальном описании их свойств в многоуровневой иерархической структуре;
- установлении “стандарта качества” для сравнения с ним полученных результатов (высокий уровень - 1,0; достаточный - 0,8, средний - 0,6; начальный уровень - 0,4);
- определении значения показателей в специфических единицах измерения;
- интерпретации абсолютных показателей в квалиметрические оценки -относительные показатели;
- установлении весомости каждого фактора с точки зрения его приоритетности и определении комплексной оценки знаний.
Методика диагностирования уровня знаний на основе квалиметрического подхода позволяет осуществлять их комплексный анализ на единой сравнительной основе, сводя к минимуму субъективность оценки результатов профессионально-практической подготовки студентов, оперативно реагировать на изменения и своевременно их корректировать в случае снижения показателей. Применяя квалиметрию, важно различать количественные и качественные результаты диагностики.
Количественные показатели: увеличение доли студентов с высокой академической успеваемостью, количество участников и победителей олимпиад и конкурсов, количество студентов, охваченных научно-исследовательской работой. Числовые значения, полученные по каждому из показателей в двух замерах, поддаются сравнению для выяснения качественных изменений. Качественные изменения могут устанавливаться за промежуток времени между диагностическими замерами и могут принимать три общихзначения: качествообразованияпо выбранному показателю улучшилось, качество образования по выбранному показателю осталось без изменений, качество образования по выбранному показателю ухудшилось.
Диагностика не ограничивается анализом и интерпретацией полученных образовательных результатов. Не менее важно продолжать исследования для выявления факторов, обусловивших изменения в подготовке студентов. Существует множество факторов, их можно разделить на 2 группы: объективные и субъективные. К объективным факторам относятся: длительное отсутствие преподавателя; посещаемость студентом вуза; научность, доступность содержания учебника и его учебно-методического аппарата; материально-техническое обеспечение учебного процесса, индивидуальные психологические особенности и состояние здоровья обучающихся.
К субъективным факторам относим: уровень профессионализма преподавателя; оптимальное сочетание форм организации учебной деятельности студентов; планирование недельной нагрузки студентов и преподавателей; уровень познавательного интереса студентов; сформированность у студентов умений самостоятельной работы; оснащенность баз практики, внедрение современных педагогических технологий и передового педагогического опыта, организация учебного процесса в вузе; организация воспитательного процесса в вузе; потенциал педагогических кадров вузов; управленческая деятельность руководителей заведения. Исходя из вышеизложенного, делаем вывод о разновекторном характере диагностики и целесообразности использования квалиметрической оценки профессионально-практической подготовки студентов профессий “человек-человек”.