Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ТЕСТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Тимофеев Д.А. 1 Печникова А.Д. 2 Абызова Н.В. 1
1 ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России
2 ГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского»
Отношение к использование тестовых заданий в системе методов контроля и оценки знаний вызывает противоположные мнения как в среде студентов, так и преподавателей. Целью исследования, в котором опрошено методом сплошного анонимного анкетирования 90 студентов медицинского вуза, было определение отношения студентов к тестированию в системе контроля и оценки их знаний в медицинском вузе для определения направлений работы по повышению эффективности учебного процесса. Использование полученных данных, позволяет определить направления деятельности преподавательского состава по повышению эффективности учебного процесса. Показано, что в ходе проведения занятий следует формировать у студентов более ответственное отношение к повседневной учебной деятельности, как основе успешной подготовки к промежуточной аттестации, включающей процедуру тестирования.
тестирование
контроль и оценка знаний
процесс обучения
отношение студентов
1. Аванесов В.С. Современные методы обучения и контроля знаний. Владивосток: Дальрыбвтуз, 1999. – 125 с.
2. Айнштейн В.Г., Гольцова И.Г. Об адекватности экзаменационных оценок//Высшее образование в России. №3, 1993. С. 40-42.
3. Боченков А.А., Тимофеев Д.А. Личный профессиональный потенциал выпускников военно-медицинских вузов и его использование при комплектовании интернатуры. Воен.-мед. журн – 2007. – № 4 – С. 14-21.
4. Еругина М.В., Тимофеев Д.А., Цвигайло М.А. Актуальные вопросы обучения врачей основам управления на кафедре организации здравоохранения, общественного здоровья и медицинского права. Саратовский научно-медицинский журн. – Саратов, 2014. – Т. 10, № 4. – С. 591-595.
5. О компьютерной технологии оценки качества знаний / Куклин В.Ж., Мешалкин В.И., Наводнов В.Г., Савельев Б.А. //Высшее образование в России. № 3, 1993. С. 146-153.

Актуальность. При решении проблем повышения эффективности и качества профессионального образования существенное значение придается вопросам, связанным с проверкой и контроля знаний студентов. В российской высшей школе применение тестирования для этих целей получило широкое распространение в последние десятилетия, переняв опыт зарубежных стран. Обоснованием его использования были следующие положения: тестирование – это наиболее рациональный путь, обеспечивающий экономию времени и интенсификацию учебного процесса, переход от групповых форм занятий к индивидуальным, автоматизированным.

Это одна сторона вопроса, но хотелось бы рассмотреть и другой, важный на наш взгляд, аспект использования тестирования, а именно – использование тестовых заданий в системе методов контроля и оценки знаний вызывает противоположные мнения как в среде студентов, так и преподавателей. Это разногласие сводится к тому, что некоторые считают правильным широкое применение тестирования, а другие против. Что объединяет большинство людей по этому вопросу – отсутствие равнодушных при его обсуждении, так как этот вариант контроля и оценки знаний существенно влияет на функционирование вуза и на студентов.

Указанное обстоятельство определило цель работы: определение отношения студентов к тестированию в системе контроля и оценки их знаний в медицинском вузе для определения направлений работы по повышению эффективности учебного процесса.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что данное исследование позволит определить различия в отношении к тестированию студентов медицинского вуза с учетом их половой принадлежности и успешности обучения, что позволит определить направления работы по повышению эффективности учебного процесса.

Объектом исследования были студенты 3 курса педиатрического факультета СГМУ.

Предмет исследования – мнения студентов, определяющие их отношение к тестированию.

Материалы и методы исследования

Для решения заявленных задач и достижения цели нами была разработана анкета, которая включала 2 раздела. Первый содержал 9 закрытых и полузакрытых вопросов, раскрывающих варианты отношения студентов к тестированию. Второй раздел содержал вопросы, позволяющие получить общие сведения о респондентах.

Работа выполнялась методом сплошного анонимного анкетирования студентов пяти учебных групп 3 курса педиатрического факультета СГМУ. Всего было опрошено 90 человек, из них 24 представителя мужского пола и 66 женского в возрасте от 19 до 21 года.

Полученные данные подвергались математико-статистическому анализу с применением пакета прикладных программ «Statistica-10», в частности, методов вариационной статистики (вычисление средней, ошибки средней, стандартного отклонения) с вычислением параметрических (t-критерия Стьюдента) и непараметрических (хи-квадрат) критериев различия и корреляционного анализа (по коэффициентам ранговой корреляции Спирмена и бисериальному) и с учетом выраженности тенденций.

Результаты исследования и их обсуждение

Данные, отражающие оценочное отношение респондентов к тестированию, представлены в табл. 1.

Из данных табл. 1 видно, что респонденты, в целом, примерно в равных долях распределились по оценкам отношения к тестированию, при этом в группе мужчин доминировали лица с более положительным отношением.

Варианты подготовки к предстоящему тестированию, используемые студентами разного пола, представлены в табл. 2.

Из представленных в табл. 2 данных видим, что к тестированию девушки готовятся более основательно, чем мужчины, стараются не только запомнить правильные ответы, но и разобраться в материале.

Мнения респондентов о том, насколько соответствуют вопросы тестов объему материала, полученному в процессе обучения, отражены в табл. 3.

Таблица 1

Оценки респондентов, отражающие их отношение к тестированию в системе методов контроля и оценки знаний студентов

Показатели

Всего (n = 90)

Мужчины (n = 24)

Девушки (n = 66)

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Положительно

26

29

10

42

17

25,7

Нейтрально

37

41

6

25

32

48,5

Отрицательно

27

30

8

33

17

25,8

Таблица 2

Подготовка к тестам студентами разного пола

Показатели

Всего (n = 90)

Мужчины (n = 24)

Девушки (n = 66)

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Читаю учебники

34

37,7

9

37,5

25

37,9

Читаю конспекты лекций

41

45,5

9

37,5

32

48,5

Сдаю пробный тест

52

57,8

19

79,2

33

50,0

Не готовлюсь вообще

1

1.1

0

0

1

1,5

Примечание. Сумма долей более 100 %, так как респондентам предоставлялась возможность выбора более одного ответа.

Таблица 3

Соответствии вопросов теста объему материала, полученному в процессе обучения

Показатели

Всего (n = 90)

Мужчины (n = 24)

Девушки (n = 66)

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Да, вопросы полностью соответствуют

26

28,8

10

41,7

16

24,2

В основном соответствует

37

41,1

6

25,0

32

48,5

Чаще не соответствует

27

30,1

8

33,3

18

27,3

Практически не соответствует

0

0

0

0

0

0

Таблица 4

Восприятие студентами соответствия полученной оценки за тест уровню их знаний

Показатели

Всего (n = 90)

Мужчины (n = 24)

Девушки (n = 66)

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Да, полностью соответствует

4

4,4

2

8,3

2

3,0

Скорее соответствует

32

35,6

6

25,0

25

37,9

Когда как

42

46,6

13

54,2

28

42,4

Скорее не соответствует

6

6,7

1

4,2

6

9,1

Не соответствует

6

6,7

2

8,3

5

7,6

Таблица 5

Распределение ответов студентов о наиболее объективном оценивании их знаний в ходе промежуточной аттестации

Показатели

Всего (n = 90)

Мужчины (n = 24)

Девушки (n = 66)

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Только по результатам теста

1

1

0

0

1

1

Только по результатам устного экзамена

33

37

13

54,2

20

30,3

На основании результата теста и устного ответа

37

41

9

37,5

28

42,4

По результатам текущей успеваемости

19

21

2

8,3

17

25,7

Таблица 6

Психоэмоциональные состояния студентов разного пола при выполнении теста

Показатели

Всего (n = 90)

Мужчины (n = 24)

Девушки (n = 66)

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Паника

0

0

0

0

0

0

Выраженное беспокойство

9

10,0

4

16,7

5

7,6

Беспокойство

9

10,0

3

12,5

6

9,1

Сосредоточенность

34

37,8

5

20,8

29

43,9

Спокойствие

38

42,2

12

50,0

26

39,4

Безразличие

0

0

0

0

0

0

Таблица 7

Распределение ответов респондентов о полезности использования тестового контроля

Показатели

Всего (n = 90)

Мужчины (n = 24)

Девушки (n = 66)

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Нет особой пользы

24

26,7

3

12,5

21

3,2

Помогает уточнить и повторить материал

51

56,7

17

70,8

34

51,5

Упрощает обучение

39

43,3

13

54,2

26

39,4

Снижает стресс перед другими не тестовыми формами проверки

26

28,9

4

16,7

22

33,3

Помогает сравнить свою оценку знаний с оценками других

11

12,2

7

29,2

4

6,1

Помогает иметь объективное представление о собственных успехах

21

23,3

5

20,8

16

24,2

Помогает преодолеть субъективизм в оценках преподавателей

17

18,9

5

20,8

12

18,2

Примечание. Сумма долей более 100 %, так как респондентам предоставлялась возможность выбора более одного ответа.

Более четверти студентов полагают, что материалов, полученных во время занятий и на портале, недостаточно для полноценной подготовки к тестам. Корреляционный анализ показал, также, что данное мнение не связано с успеваемостью, уровнем стресса при тестировании и полом студентов, поэтому можно полагать, что часть тестовых заданий и вопросов объективно предполагает необходимость подготовки с дополнительными источниками информации.

Как респондентами воспринимается объективность оценки уровня их знаний по результатам тестирования, представлено в табл. 4.

Видим, что почти половина респондентов считает, что оценка по тестированию в значительной степени зависит от случайных факторов, а не от уровня знаний, причем в большей степени это мнение характерно для студентов-мужчин.

При опросе респондентов, каким образом знания студентов могут быть оценены наиболее объективно в ходе промежуточной аттестации, ответы распределились следующим образом (табл. 5).

Данные табл. 5 согласуются с материалами предыдущей таблицы. Подавляющее большинство студентов считает, что объективная оценка их знаний может быть получена только в комплексе испытаний, включающем тестирование и устный экзамен. Среднюю оценку за семестр, которая формирует рейтинг, отметил только каждый пятый респондент, что может свидетельствовать о возможной недооценке студентами значения повседневных учебных занятий.

Опрос о распределении вопросов в тестах по уровню их сложности показал, что студенты воспринимают их как достаточно равномерно представленными с небольшим преобладанием среднего и высокого уровня сложности, что, наверное, вполне оправдано для вуза.

Психоэмоциональные состояния студентов, которыми сопровождался процесс тестирования, распределились, как это показано в табл. 6.

Из данных табл. 6, видно, что в ответах респондентов преобладали такие состояния, как «сосредоточенность» и «спокойствие», при этом количество студентов, которые испытывали «выраженное беспокойство» и «беспокойство» было больше у мужчин, чем у девушек.

Структура ответов на вопрос о полезности использования тестов в процессе обучения среди студентов представлена в табл. 7.

Из представленных в табл. 7 данных видно, что при оценке полезности тестирования по различным параметрам, более четверти студентов отрицала ее наличие. Среди тех, кто полезность отметил, преобладали такие мнения, как: «возможность повторения материала»; «упрощает обучение (это проще, чем отвечать устно)»; «снижает уровень стресса перед другими не тестовыми формами контроля», а также «возможность иметь объективные представления о собственных успехах и промахах». Распределение ответов у мужчин и девушек о полезности использования тестового контроля достоверно различались (χ2 = 13,1 при критическом значении 12,6 для p < 0,05, с числом степеней свободы 6). Для мужчин оценка по тестам – это еще и «возможность сравнить себя с другими».

Использование корреляционного анализа полученных данных показало, что чем ниже студенты оценивали тестирование как вариант оценки знаний, тем меньше оценивали и вероятность в целом объективной оценки своих знаний (r = 0,33, при p < 0,05).

Студенты, полагающие, что более объективная оценка их уровня знаний должна включать и результаты устного опроса, чаще (r = 0,31, при p < 0,05) отмечали преобладание сложных и среднего уровня сложности вопросов в тестах.

Холостые респонденты-мужчины менее эмоционально (r = 0,60, при p < 0,05) реагировали на тесты, чем женатые, и чаще отмечали желание ограничиться тестами в оценке их знаний. А студенты-девушки отмечали, что тестирование помогало им снизить стресс перед другими не тестовыми формами контроля успеваемости.

Студенты, считающие, что тестирование помогает снизить степень субъективизма в оценках преподавателей, более положительно (r = 0,33, при p < 0,05) относились к возможностям тестов как инструменту для более объективной оценки уровня их знаний.

Успеваемость студентов оказалась обратно связанной только с числом попыток успешного тестирования: чем выше была успеваемость, тем меньше попыток отмечали респонденты (r = 0,34, при p < 0,05). По остальным параметрам, связанным с мнением студентов по отношению к тестированию, у студентов с разной успеваемостью представления достоверно не отличались.

Заключение

Таким образом, студенты, вне зависимости от их успеваемости, в целом одинаково относятся к тестированию в системе методов контроля и оценки их знаний. Около трети из них (28 %) тестирование оценивает положительно, другая треть (30 %) – отрицательно, а оставшаяся часть (42 %) – нейтрально.

Студенты-мужчины более эмоциональной воспринимают процесс тестирования, при этом они менее серьезно, чем девушки, к нему готовятся, в большей степени относятся к тестированию как возможности повторить материал и упростить процесс оценивания их знаний. Девушки более основательно готовятся к тестированию, менее эмоционально реагируют на него, более скептически относятся к оценке по тесту как объективному показателю уровня их знаний.

Целесообразно при подготовке тестовых заданий учитывать материалы, которые были разобраны на занятиях и содержатся на портале, при этом важно акцентировать внимание студентов на тех вопросах, которые потребуют в процессе тестирования и опроса дополнительной информации.

Значительная часть студентов недооценивает роль текущих оценок в формировании рейтинга и обобщенной оценки их знаний.

Использование полученных данных, указывающих на характер различий в отношении к тестированию студентов медицинского вуза с учетом их половой принадлежности и успешности обучения, позволяет определить направления деятельности преподавательского состава по повышению эффективности учебного процесса. В частности, в процессе проведения занятий следует формировать у студентов более ответственное отношение к повседневной учебной деятельности как основе успешной подготовки к промежуточной аттестации, включающей процедуру тестирования.


Библиографическая ссылка

Тимофеев Д.А., Печникова А.Д., Абызова Н.В. ТЕСТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5-3. – С. 272-276;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10011 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674