Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬОГО ВОЗРАСТА

Батракова Л.В. 1
1 ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России
1. Банникова Л.П. Влияние комплекса факторов окружающей среды на течение процессов адаптации у детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2005. – № 4. – С. 233–236.
2. Грицинская В.Л. Динамика развития детей дошкольного возраста Красноярска // Гигиена и санитария. – 2002. – № 3. – С. 48–49.
3. Колодяжная Т.П. Совершенствование здоровьесберегающих условий в дошкольной образовательной организации / Т.П. Колодяжная, И.А. Маркарян, А.А. Косачева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – Т. 12, № 2. – С. 79–85.
4. Кучма В.Р. Оценка риска влияния факторов окружающей среды на здоровье детей и подростков // Гигиена и санитария. – 2002. – № 6. – С. 51–53.
5. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: учебник. – М., 2010. – 480 с.
6. Овчинникова З.А. Гигиеническая оценка условий обучения на здоровье школьников медико-биологических классов: автореф. дис. … канд. мед. наук. – 2015. – 25 с.
7. Османов Р.О. Влияние различных экологических факторов на антропометрическое развитие детей и подростков в условиях республики Дагестан / Р.О. Османов, З.Г. Мусаева, С.О. Курбиева, М.В. Мусаева // Юг России: экология, развитие. – 2009. – № 1. – С. 132–136.
8. Параничева Т.М. Динамика состояния здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т.М. Параничева, Е.В. Тюрина // Новые исследования. – 2012. – № 4 (33). – С. 68–78.
9. Привалова Т.Е. Медико-социальные аспекты неэффективности профилактической помощи детям дошкольного возраста / Т.Е. Привалова, С.А. Шадрин, Е.Н. Швец // Педиатрическая фармакология. – 2008. – Т. 5, – № 4. – С. 65–69.
10. Сухарев А.Г. Состояние здоровья детского населения в напряженных экологических и социальных условиях / А.Г. Сухарев, С.А. Михайлова // Гигиена и санитария. – 2004. – № 1. – С. 47–51.
11. Целыковская Н.Ю. Социально-гигиенические факторы и здоровье детей // Гигиена и санитария. – 2001. – № 2. – С. 58–60.
12. Приказ Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1995 г. № 60 «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов».
13. Дошкольные образовательные организации, 18.04.2016. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/# (дата обращения:19.04.2016).

Сохранение и укрепление здоровья человека является основной целью профилактической медицины не только в России, но и во всем мире [3, 5, 8].

Одним из главных направлений в гигиене детей и подростков является диагностика среды развития ребенка [2, 4, 5, 9]. Выявление приоритетных факторов риска служит теоретической основой для ведения социально-гигиенического мониторинга детского населения [10]. Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее чувствительным к воздействию факторов окружающей среды и чрезвычайно важным периодом в формировании личности человека [1, 2, 4, 5, 7]. Результатом воздействия окружающей среды на детское население является уровень и качество здоровья детей [5].

Необходимым условием сохранения и укрепления здоровья детского населения являются благоприятные условия воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), где дети проводят значительную часть своей жизни [5, 7]. Установлено, что одним из ведущих факторов являются уровень санитарно-гигиенического благополучия ДОУ, вклад которого в резервы адаптации составляет до 32,4 % [3, 8, 11].

По данным Федеральной службы государственной статистики, к концу 2013 года в России насчитывалось 43,2 тысяч дошкольных образовательных организаций, из них в сельской местности 17,5 тысяч [13].

Основными источниками сведений о состоянии здоровья детского населения служат результаты обязательных медицинских осмотров в дошкольном возрасте, перед поступлением в школу, а также в период школьного обучения [12].

Материалы официальной статистики свидетельствуют о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей. Это подтверждается данными анализа результатов профилактических медицинских осмотров детей и подростков [6, 8]. Среди воспитанников ДОУ отмечается тенденция к отставанию в физическом развитии, снижению числа здоровых детей и увеличению количества детей с функциональными нарушениями и хроническими заболеваниям, а также к увеличению числа часто болеющих детей и др. [4, 8, 11].

Результаты исследований в разных регионах России за последние десятилетия позволяют говорить о неэффективной системе профилактической помощи и о необходимости ее оптимизации [9].

В Краснодарском крае, с его климато-географическими, социально-экономическими, экологическими и другими особенностями, условия пребывания, воспитания и обучения детей в сельских дошкольных образовательных учреждениях, состояние здоровья и их функциональная готовность к обучению в школе с гигиенических позиций ещё не изучались. Вместе с тем, на территории Краснодарского края охват детей в возрасте 1–6 лет дошкольными образовательными учреждениями на конец 2013 года составляет 61,9 %, и отмечена тенденция к дальнейшему росту сети ДОУ в крае [13].

В свете вышеизложенного, гигиеническая оценка условий пребывания, воспитания и состояния здоровья детей сельской местности Краснодарского края, посещающих дошкольные образовательные учреждения, для научного обоснования и разработки оздоровительных мероприятий представляется своевременной и актуальной.


Библиографическая ссылка

Батракова Л.В. ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬОГО ВОЗРАСТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 6-1. – С. 21-22;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10088 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674