Практическая деятельность педагога дополнительного образования в современной России сопряжена определёнными трудностями, которые мешают в полном объёме использовать уникальность дополнительного образования. В число помех можно включить следующие: недостаточность помещений, материалов, оборудования, мизерная заработная плата педагогов, нежелание заниматься рукоделием детей и подростков. Это только малая часть трудностей и помех, но при всём при этом интерактивные методы и формы взаимодействия способны восполнить и нейтрализовать существующие помехи к осуществлению дополнительного образования.
Целью нашего исследования мы определили роль интерактивных методов взаимодействия в практике педагога дополнительного образования.
Материалом и методами исследования послужили непосредственная деятельность автора статьи в образовательных школах и непосредственное межличностное взаимодействие при изготовлении технических моделей кораблей разного уровня сложности с детьми и подростками. Несомненно, то, что дополнительное образование является той благотворной почвой развития и становления интерактивного обучения в современной системе дополнительного образования. При условии создания комфортной психологической атмосферы возможен рост индивидуального развития личности с опорой на мышление, её социальной адаптации и раскрытия творческого потенциала индивида, а также закреплению внимания индивида на изготовлении объекта технического направления.
Комфортная психологическая атмосфера создаётся, прежде всего, педагогом дополнительного образования, с этой целью он осуществляет индивидуальную помощь каждому участнику объединения, проводит дни именинников, привлекает участников объединения к соревнованиям и выставкам, даёт возможность воспитанникам готовить технические модели в качестве подарков для своих родителей.
Индивидуальное развитие личности с опорой на мышление осуществляется как процесс познавательной деятельности направленный на познание и восприятие предметов и явлений, заключающихся в содержании технического творчества.
Социально-культурная адаптация происходит в процессе межличностного общения детей и подростков, которые на добровольных началах вошли в творческое объединение, разумеется, что педагог дополнительного образования играет немаловажную роль в организации такой адаптации, проводит индивидуальные консультации с родителями своих воспитанников, даёт рекомендации самим воспитанникам в разных житейских и профессиональных ситуациях.
Творческий потенциал индивида и его зависимость от внимания заключается в содержательной части технического творчества. Внимание детей и подростков концентрируются, на выполняемых объектах внутри творческого коллектива, а важным условием сохранения внимания остаётся положительный психологический климат, который поддерживается педагогом дополнительного образования совместно с детьми и подростками технического объединения.
Отличительной особенностью учреждений дополнительного образования всегда была, добровольность участия детей и подростков в различных видах технического творчества, а учёт индивидуальных особенностей участников, поддерживаемый активным межличностным взаимодействием, позволяет достигать эффективных результатов каждого участника, его личностного роста, а в целом технического творчества среди детей и подростков. Разумеется, что использование интерактивных педагогических технологий при полном отсутствии жёсткой регламентации деятельности, а также при наличии свободы выбора, сотворчества и сотрудничества в полной мере раскрывает их потенциал.
Интерактивные технологии строятся на принципах диалога, который осуществляется, как между педагогом дополнительного образования и участником творческой деятельности, так и между участниками объединения. Значит, интерактивные технологии, применяемые в учреждениях дополнительного образования, будут актуальны лишь при выполнении следующих действий:
– межличностное взаимодействие в виде диалога;
– организация сюжетно-ролевых игр;
– распределение участников деятельности на отдельные направления, где будет прослеживаться логика технологического процесса изготовления модели;
– подготовка участников объединения к соревнованиям, выставкам, конкурсам и участие в них;
– разработка научных проектов по конструированию новых моделей и защита их на разных уровнях.
Таким образом, созданные условия интерактивного занятия дают возможность участникам обмениваться полученными знаниями и умениями, способами изготовления моделей и новыми идеями в области конструирования. Что в свою очередь может оказать помощь в формировании, среди участников творческого объединения, межличностного и творческого взаимодействия по отработке навыков поведения в сложных ситуациях, имея при этом собственное мнение и ценности. В техническом творчестве общение в сочетании с конструированием, обменом практических знаний поддерживается стимулированием в виде участия в мероприятиях различного уровня, что также входит в систему интерактивных совместных форм деятельности, которые поддерживаются интерактивными методами занятий.
Н.Н. Двуличанская, раскрывая сущность любого интерактивного метода, замечает следующее: «Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придаёт смысл обучению, мотивирует обучающихся. Неизвестность ответа и возможность найти своё собственное «правильное» решение, основанное на своём персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога» [2].
Например, О.А. Голубкова, Л.Н. Вавилова, Т.С. Панина, А.Ю. Прилепо делят интерактивные методы на три группы:
– к первой группе они относят дискуссионные методы;
– вторая группа содержит в себе игровые методы;
– третья группа интерактивных методов акцентируется на тренинговых методах.
Зарубежные исследователи интерактивных методов Родс и Азбелл, Бент Б. Андерсен и Катя ван ден Бринк также делят на три группы, но уже, используя мультимедийные технологии, такие как:
– реактивное взаимодействие,
– активное взаимодействие,
– обоюдное взаимодействие [6].
Чтобы активизировать участников творческого процесса можно совместить интерактивные технологии с мультимедийными, смысл такого совмещения заключается в представлении графического материала в дополнении с диалоговыми и сюжетно-ролевыми играми, что в свою очередь приведёт к мобилизации ресурсов образного мышления и превращения его в конкретные объекты изготовления руками с использованием различных инструментов. Демонстрация графического материала дополняет содержание выполняемых конструкторско-творческих задач. В этом нам может оказать огромную помощь интерактивные доски.
Компьютер, являясь великолепным инструментом, не может заменить общения. Например, педагог всегда сможет найти ответ даже на плохо сформулированный вопрос, вступит с учащимся в совместную деятельность и решит вместе с ним любую задачу. Интерактивные образовательные технологии помогают педагогу экономить время и способствуют отработке навыков исследовательской деятельности у одарённых детей [1].
Подготовленные компьютерные презентации участниками творческого процесса позволят использовать их при моделировании, а педагог дополнительного образования, представляя презентацию по определённой теме или промышленной технологии, позволит осуществлять погружение в тематику исследования непосредственно в виде диалога, что в свою очередь активизирует реактивное взаимодействие на решение задач в индивидуальном режиме. Акцентируя внимание на активном взаимодействии необходимо регулировать объём информации и реализовать активное взаимодействие как рычаги управления информацией. Используя обоюдное взаимодействие можно расширить возможности совместной работы, что в свою очередь приведёт к активно-деятельностным формам обучения в сочетании с тренинговым воздействием, или процессом подражания руководителю.
Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности [3].
Совместная деятельность в сочетании с процессом подражания создаёт ситуацию успеха у каждого участника конструирования и моделирования, что в свою очередь является основой мотивации к формированию желания к рукоделию и развития творческих качеств личности.
Участвовать в техническом творчестве любят все дети и подростки, поскольку в процессе его создаются условия для самореализации и возрастает заинтересованность к познанию нового, неизвестного, а при соединении виртуальной информации с рукоделием происходит толчок к самосовершенствованию, раскрываются способности и появляется желание к самореализации.
Опыт Г.Б. Холодовой даёт возможность акцентировать внимание последователей на том, что «…В течение последних 10 лет широко распространились виртуальные образовательные лаборатории, которые могут моделировать поведение объектов реального мира в компьютерной образовательной среде и помогают учащимся овладевать новыми знаниями и умениями по разным предметам…» [4].
Новизна нашего исследования заключается в объединении творческой самореализации с помощью интерактивных технологий и виртуальной информационной среды, представляемой информативным полем. Исследование показало, что ситуация успеха в производимой деятельности и мотивация, которая формируется в процессе изготовления модели стимулируют активность участников объединения, способствует развитию творческих качеств личности, отвлекая их от определённой интернет зависимости.
А. Маслоу, объясняя пирамиду потребностей человека, в её основании расположил физиологические, затем потребности человека в безопасности, социальном статусе, потребности в признании, и наконец, потребности в самовыражении [7].
Чтобы выйти на вершину пирамиды потребностей, А. Маслоу говорит, что человек должен реализовать в полном объёме все предыдущие потребности. Физиологические, являясь базовыми, забирают до 80 %, а для самореализации или самовыражения – 10 %, что говорит о высокой степени избирательности человека в творчестве.
С помощью творчества происходит самореализация личности и самовыражение её, поскольку использование, приобретённых в период совместной деятельности в творческом объединении – знаний, умений и навыков даёт возможность личности раскрыться в полном объёме, попутно осуществить собственные замыслы и реализовать индивидуальные способности и таланты, получая от всего этого большую удовлетворённость в своих возможностях. Мы видим, что творческая деятельность, являясь процессом и продуктом личных качеств индивида, а также средой, которая создаёт эффективные условия для самореализации, способствует профессиональному становлению личности.
Ф. Баррон, говоря о личности и её месте в творчестве, замечал, что: «Творчество – это способность адаптивно реагировать на потребность в новом образе существования. Таким образом, это способность вызывать к жизни нечто новое» [5].
Современные исследователи Ю.Г. Репьев, Е.С. Полат, В.П. Тихомиров, Г.Б. Холодова, А.В. Хуторской предлагают информационно-коммуникационные технологии для практического использования и развития творческих методов в обучении.
Наличие компьютерных классов в учебных заведениях и индивидуальных компьютеров у детей и подростков способствует формированию информационной среды с помощью, которой можно осуществлять творческую деятельность на расстоянии так считают Ю.Н. Афанасьев, А.А. Андреев, И.Г. Захарова, В.А. Игнатова, В.В. Рубцов, И.К. Шалаев, В.А. Ясвин и другие.
Таким образом, самореализация личности в современной педагогике является ключевой проблемой, к которой можно отнести такие качества человека как: инициативность и самостоятельность, самосовершенствование и саморазвитие, а также реализация талантов и способностей. Стремление к самореализации, являясь высшей ступенью развития человека, способствует становлению его как специалиста, профессионала, а роль интерактивных методов взаимодействия в практике педагога дополнительного образования является в реализации этого процесса ключевой. Следовательно, цель нашего исследования достигнута, а новизна и актуальность его бесспорна.
Библиографическая ссылка
Вараксин В.Н. РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 6-2. – С. 192-195;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10215 (дата обращения: 21.12.2024).