Физическое воспитание в школе и вузе должно ориентировать всю педагогическую систему на новый целовой подход – формирование физической культуры личности как продукт развития этой культуры в инвалиде, как часть его общей культуры.
Определенно можно сказать, что в физической культуре школьника проявляются все структурные элементы его общей культуры – уровень культурного развития как личности, методы и средства достижения этого уровня, разнообразные виды деятельности, в которой проявляется сформированный культурный уровень [1]. Весь образовательно-воспитательный процесс в школе должен быть ориентирован на развитие обшей культуры учащихся в единном комплексе знаний, умений, убеждений, двигательных и иных навыков, физических и нравственных качеств, творческих способностей, правил поведения, реализуемых в учебной, трудовой и общественной деятельности, в здоровом образе жизни и поведении [2].
О физической культуре личности нельзя судить только по показателям физического развития, двигательной подготовленности, овладения двигательными умениями и навыками. Обязательно должен быть учет нравственных качеств и духовной сферы личности: содержание мыслей и чувств, содержание ценностных ориентаций, формирование интересов, потребностей и убеждений. Все это в конечном итоге определяет социальную активность учащегося.
Физическая культура личности – это сложная динамическая система, состоящая из нескольких тесно взаимосвязанных между собою подсистем: мотивационно-ценностные ориентации личности, физическое совершенство, психическое совершенство, нравственное совершенство, знания и убеждения, активность [3].
Например, подсистема «физическое совершенство личности» включает показатели физического развития, состояние здоровья, уровень развития физических качеств, набор двигательных навыков и ряд других. Психическое совершенство личности определяется такими качественными характеристиками, как общительность или содержанность, абстрактностью или конкретностью мышления, эмоцианальной устойчивостью, самостоятельностью суждений, серьезностью поведения, принципиальностью, гибкостью суждений, склонностью к новаторству, контролируемостью поступков, выдержанностью, уровнем личностой тревожности.
Прежде чем предлагать какое-то решение проблемы оздоровления учащихся, необходимо учесть все неблагоприятные факторы, влияющие на их здоровье [4].
Как известно, ученики весь учебный день вынуждены сидеть за партой. В таком статическом положении нарушаются многие функции организма, ослабляются мышцы ног, туловища и рук, ухудшается осанка. Для посещения туалета в школе во время урока не у всех учеников хватает смелости, поэтому они терпят, что способствует нарушению нормальной работы желудочно-кишечного тракта и может привести к заболеванию, психическим стрессам разрушающе действует на детский организм. А психические перегрузки школьники испытывают очень часто – это замечания или даже угрожающие выговоры учителя при вызове к доске, при опросе или сдаче экзаменов, при общении со сверстниками и т.д.
Решение проблемы оздоровления учащихся нам представляется в системном использовании не только средств физической культуры, но и широкого круга допольнительных средств, укрепляющих здоровье, а также путем дифференцированного использования средств и методов физической культуры на основе разработки возрастных (групповых) и индивидуальных моделей здоровых, физически, нравственно и интеллектуально совершенных школьников [5,6,7].
По мнению в исследовании многих, в том числе и социальных явлений, включая учебно-воспитательный процесс, позволяет решать такие сложные проблемы на более высоком качественном уровне [8]. Саму систему определяют как совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых интегральных качеств, не свойственных отдельно взятым компонентам, формирующим систему [9]. Отличительными признаками любой системы является связь, целостность и обусловленная ими устойчивость структуры. Применительно к учебному процесссу школы элементами системы являются ученики, учителя, технические работники и руководство школы. Объектом учебной деятельности является множество учеников как система, состоящая из отдельных элементов – учащихся. Учителя – это «субъект учебной деятельности», структурно объединенный в систему однородных элементов, дифференцированных по профессиональному признаку. Системы «объект» и «субъект» представляют собой две стороны учебного процесса, тесно взаимодействуя друг с другом. Общая цель учебного процесса способствует их взаимодействию, которые реализуются по специально разработанному алгоритму – учебному плану.
При практической реализации идей системного подхода в школьном учебном процессе физического воспитания следует предусмотреть рациальное использование всех подсистем и компонентов системы для решения оздоровитеьных задач. С этой целью необходимо использовать не только урочную, внеклассную и внешкольную формы занятий, но и привлечь других учителей, родителей и руководство школы к развертыванию широкой пропогандистксой компании. С этой целью в средных школах №140 и №261 г. Кызылорды были использованы следущие средства: лекции медицинских работников для учащихся и родителей о значении двигательной активности для здороья; групповые и интеллектуальные беседы, пропогандирующие отказ от вредных привычек; стенды в спортивных залах, читальной комнате и в коридорах с набором разнообразной информации о физической культуре и спорте; встречи с известными спортсменами и тренерами; регулярное проведение внутишкольных соревнований и спортивных мероприятиях с регулярным отражением результатов на фотостендах; организация занятий физическими упражнениями родителей и учащихся; регулярное приглашение руководства школ на спортивные мероприятия; и др.
С 1 сентября 2000 года до 1 мая 2015года в школах №140 и 261 г. Кызылорда стали активно внедрять систему перечисленных выше мероприятий для повышения уровня процесса физического воспитания. Для повышения эффективности воспитания мотивационно-ценностного отношения учащихся к физической культуре был разработан и проверен в практической работе «алгоритм формирования потребности в физическом совершенствовании и самовоспитании».
В сентябре все школьники прошли медико-биологическое и враченбное обследование, в котором были выявлены заболевания, а также функциональное состояние их организма и физическое развитие.
Анализ врачебного обследования детей школ №140 и №261 г. Кызылорда показал, что в структуре заболеваний первые места занимают болезни органов дыхания, кожные и органов пищеварения.
Низкий уровень был зарегистрирован в показателях физической подготовленности, особенно неудовлетворительными были результаты в контрольных испытаниях на выносливость, а также в упражнениях на силу.
Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме неудовлетворительного состояния здоровья школьников были проведены родительские собрания, на которых медицинские работники сообщили о результатах врачебного и функционального обследования детей. На собрания приглашали учителей-предметников, руководство школы и учителей физической культуры. На собраниях было сообщено о системе мероприятий, планируемых руководством школы для укрепления здоровья учащихся. Особое внимание было уделено проблеме увеличения объема двигательной активности, повышению качества питания, соблюдению гигиенических норм и распроядка дня.
В содержании уроков физической культуры было предусмотрено увеличение объема упражнений, развивающих выносливость и повышающих аэробные возможности организма. Ряд исследователей придерживаются мнения, что в физическом воспитании учащейся молодежи, особенно на уроках в школе следует больше внимания уделять развитию выносливости, что объясняется благоприятным влиянием повышения аэорбной производительности организма занимающихся при выполнении упражнений, энергообеспечение которых сопровождается аэробным метаболизмом [10]. Был разработан «Индивидуальный паспорт здороья», в котором были отражены индивидуальные данные об ученике с оценкой его уровня здоровья и рекомендациями по двигательному режиму. В паспорте приведена шкала оценки уровня здоровья и физических способностей человека, таблица с записями результатов функционального обследования ученика, модель недельного цикла тренировки при конкретном режиме советы, расчет очков при выполнении различных физических упражнений, а также примерный объем работы с дозировкой, длительностью адаптации и расчетом заробатанных очков. Кроме того, в паспорте здоровья приведены рекомендации по рациональному питанию.
Итоги педагогического эксперимента проводили через 8 месяцев в мае 2011 года. Изучение антропометрических показателей выявило положительную тенденцию по ряду данных. Особенно благоприятные изменения наблюдались в показателях жизненной емкости легких, что способствовало небольшому увеличению жизненного индекса. Однако изменение среднегрупповых показателей физического развития школьников во всех возрастных группах не достигло 5 % уровня значимости, что свидетельствует о том, что трудно добиться существенного улучшения физического развития и здоровья детей за такой относительно короткий период времении.
Вместе с тем контрольные испытания для определения физических способностей выявили достоверный ряд показателей (табл. 1).
Таблица 1
Изменение результатов контрольных испитаний учеников 11-го класса за период эксперименте (за 8 месяцев)
№ |
Конторльные упражнения |
Результаты контрольных испытаний |
||||
исходные |
конечные |
Различия, Р |
||||
х |
s |
х |
s |
|||
юноши (n=28) |
||||||
1 |
Бег 100 м, с |
14,9 |
1,2 |
14,3 |
1,3 |
> 0,05 |
2 |
Бег 3000м, мин, с |
16,02 |
1,45 |
14,18 |
1,40 |
< 0,05 |
3 |
Прыжок в длину с места, см |
196 |
18 |
205 |
19 |
> 0,05 |
4 |
Подтягивания на перекладине, раз |
6,8 |
20,0 |
8,8 |
1,9 |
< 0,05 |
5 |
Наклон вперед, см |
2,4 |
0,8 |
3,6 |
1,0 |
< 0,05 |
девушки (n=26) |
||||||
1 |
Бег 100 м, с |
17,6 |
1,3 |
17,1 |
1,2 |
> 0,05 |
2 |
Бег 3000м, мин, сек |
12,54 |
1,28 |
11,32 |
1,24 |
< 0,05 |
3 |
Прыжок в длину с места, см |
156 |
14 |
170 |
12 |
< 0,05 |
4 |
Подъем в сед из положения лежа на спине за 1 мин, раз |
18,9 |
1,8 |
20,6 |
1,9 |
< 0,05 |
5 |
Наклон вперед, см |
8,6 |
1,2 |
9,0 |
1,3 |
> 0,05 |
Из табл. 1 видно, что за период эксперимента у учащихся 11-го класса наблюдается повышение уровня физической подготовленности.
Однако у юношей хотя и отмечена тенденция к улучшению скоростно-силовых качеств, но различие в показателях бега на 100 метров в прыжке в длину с места не достигли 5 % уровня значимисти. У девушек прирост достижений в беге на 100 метров и в показателях гибкости не достигает 5 % уровня существенности. В то же время результаты в контрольных упражнениях на выносливость достоверно улучшились как у юношей, упражнениях на выносливость достоверно улучшились как у юношей, так и у девушек (Р< 0,05). У девушек отмечен также существенный прирост в прыжке в длину с места, а у юношей – улучшение результатов в подтягиваниях на перекладине (Р < 0,05).
Материалы исследований дают основание считать, что причиной положительных изменений в физическом состоянии учащихся является системное использование широкого круга средств, главным образом средств физической культуры, которые обеспечили качественное изменение отношения учащихся к занятиям физическими упражнениями. Двигательная активность учеников во всех возрастных группах (за исключением 16–летних девушек) достоверно увеличилась за период эксперимента на 18–40 % при 90 % доверетильной вероятности (Р< 0,05).
Следует отметить, что увеличение средных показателей двигательной активности учащихся произошло за счет того, что многие из них стали посещать спортивные секции,часть учеников были приняты в ДЮСШ (детско-юношеская спортивная школа), увеличилось число посещающих занятия в группах оздоровительной физической культуры. Эти факты свидетельствуют об эффективности системного использования средств физической культуры и пропаганды здорового образа жизни в комплексе с привлечением всех работников школы и родителей. Положительное влияние на формирование ценностных ориентаций оказало использование учителями физкультуры алгоритма формирования потребности в физическом совершенствовании и самовоспитании школьников. Об этом свидетельствуют результаты анкетного опроса учащихся о влиянии различных факторов на здоровье человека. Если в начале учебного года перед началом эксперимента большинство учеников на первые места ставили рациональное питание, на второе – экологические условия, на третье – личную гигиену, то в конце учебного года их мнение на эту проблему существенно изменилось под влиянием системы мероприятий, проводимых в школе.
За период педагогического эксперимента отмечено существенное улучшение аэробной производительности школьников, что яляется следствием повышения двигательной активности, а также изменением содержания занятий в сторону увеличения объема упражнений, энергообеспечение которых сопровождается аэробным механизмом в так называемом «устойчивом состоянии», когда работающие мышцы снабжаются достаточным количеством кислорода в процессе работы. Именно такой тренировочный режим способствует положительным изменениям в функциональном состоянии организма.
В наших исследованиях увелечение абсолютных величин максисального потребления кислорода за период эксперимента (8 месецев) произошло преимущественно в группах среднего и старшего школьного возраста. Однако тенденция к улушению аэробных возможностей организма наблюдается во всех возрастных группах (табл. 2).
Это объясняется эффективностью внедрения широкого круга средств и методов с привлечением всего коллектива школы, особенно учителей-предметников, а также родителей для формирования положительного отношения к двигательной активности школьников. Большую помощь оказали родители, многие из которых включились в занятия оздоровительными формами физической культуры совместно со школьниками.
Несомненно, что согласованность и единство педагогических усилий учителей, семьи и всего коллектива школы оказало положительное влияние на весь процесс воспитания.
Преимущественное улучшение показателей в старших возрастных группах мы объясняем влиянием системы воспитательных мероприятий для формирования потребности в физическом совершенствовании и самовоспитании и осознании значимости здоровья длы себя лично и для успеха в дальнейшей учебе и деятельности. Известно, что большинство школьников старшего возраста имеет устойчивые познавательные интересы. На более высокий уровень у них поднимается развитие чувств и волевых процессов. Многие ученики в этом возрасте способны ставить перед собой определенную цель в учебной или общественной работе и определять свои жизненные планы с учетом имеющихся интересов и склонностей. Такие ученики провляют целеустремленность и энергию в работе, больше заботятся о своем здоровье, проявляя настойчивость в преодолении встречающихся трудностей. Старшеклассники становятся более требовательными к себе и к результатам своего труда. В большинстве случаев они стремятся выработать у себя те черты и качества поведения, которые способствуют осуществлению намеченных планов. Это подверждает исключительную важность внутренных факторов (цели, мотивов, установок, идеалов) в развитии личностных качеств старшеклассников. Подавляющее большинство учащихся под влиянием системного использования средств и методов педагогического воздействия осознали положительное влияние двигательной активности на здоровье.
Таблица 2
Динамика максимального потребления кислорода у школьников за период педагогического экспериментах (за 8 месяцев)
Возраст, лет |
n |
Результаты контрольных испытаний |
||||
исходные |
конечные |
Различия, Р |
||||
х |
s |
х |
s |
|||
юноши (n=28) |
||||||
10 |
32 |
1370 |
79 |
1445 |
88 |
> 0,05 |
11 |
30 |
1515 |
86 |
1635 |
92 |
< 0,05 |
12 |
34 |
1586 |
93 |
1686 |
89 |
> 0,05 |
13 |
38 |
1732 |
98 |
1906 |
96 |
< 0,05 |
14 |
26 |
1887 |
97 |
2130 |
108 |
< 0,05 |
15 |
31 |
2005 |
118 |
2233 |
119 |
< 0,05 |
16 |
24 |
2438 |
126 |
2576 |
130 |
< 0,05 |
17 |
25 |
2652 |
130 |
2805 |
133 |
< 0,05 |
девушки (n=26) |
||||||
10 |
36 |
939 |
48 |
1017 |
56 |
> 0,05 |
11 |
32 |
1030 |
54 |
1127 |
59 |
> 0,05 |
12 |
30 |
1176 |
60 |
1286 |
60 |
> 0,05 |
13 |
33 |
1330 |
69 |
1484 |
82 |
< 0,05 |
14 |
35 |
1416 |
74 |
1652 |
84 |
< 0,05 |
15 |
30 |
1596 |
78 |
1856 |
82 |
< 0,05 |
16 |
29 |
1626 |
86 |
1986 |
96 |
< 0,05 |
17 |
20 |
1746 |
88 |
2056 |
98 |
< 0,05 |
Разработанный нами алгоритм формирования потребности в физическом совершенствовании успешно прошел апробацию и получил одобрение у всех учителей.
Библиографическая ссылка
Егизбаев Ж., Есиркепов Ж.М., Абжалелов Б.Б. НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 7. – С. 15-19;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10274 (дата обращения: 21.11.2024).