Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

Егизбаев Ж. 1 Есиркепов Ж.М. 1 Абжалелов Б.Б. 1
1 Кызылординский государственный университет им. Коркыт Ата
Исследования показали, что существенное улучшение аэробной производительности школьников, что является следствием повышения двигательной активности, а также изменением содержания занятий в сторону увеличения объема упражнений, энергообеспечение которых сопровождается аэробным механизмом в так называемом «устойчивом состоянии», когда работающие мышцы снабжаются достаточным количеством кислорода в процессе работы. Преимущественное улучшение показателей в старших возрастных группах мы объясняем влиянием системы воспитательных мероприятий для формирования потребности в физическом совершенствовании и самовоспитании и осознании значимости здоровья длы себя лично и для успеха в дальнейшей учебе и деятельности. Известно, что большинство школьников старшего возраста имеет устойчивые познавательные интересы. На более высокий уровень у них поднимается развитие чувств и волевых процессов. Многие ученики в этом возрасте способны ставить перед собой определенную цель в учебной или общественной работе и определять свои жизненные планы с учетом имеющихся интересов и склонностей. Такие ученики проявляют целеустремленность и энергию в работе, больше заботятся о своем здоровье, проявляя настойчивость в преодолении встречающихся трудностей.
физическое воспитание
упражнения
1. Есиркепов Ж.М., Копжасар Б.Ж., Кужамбердиева С.Ж., Абжалелов Б.Б. Роль средств народной педагогики в формировании интереса и здорового образа жизни на уроках физической культуры // Международный журнал экспериментального образования №2 (часть 1). – 2015. – С. 13–15.
2. Есиркепов Ж.М., Куатбеков Ш.Н., Кужамбердиева С.Ж., Абжалелов Б.Б. Оценка результатов технологизации обучения как педагогическая научно-практическая проблема // Международный журнал экспериментального образования №2 (часть 1). – 2015. – С. 9–12.
3. Есиркепов Ж.М., Калдыбеков Б.К., Кужамбердиева С.Ж., Абжалелов Б.Б. Современные инновационные подходы по формированию здорового образа жизни учащейся молодежи // Международный журнал экспериментального образования №1. – 2015. – С. 16–18.
4. Есиркепов Ж.М., Егизбаев Ж.А., Кужамбердиева С.Ж., Абжалелов Б.Б. Основные тенденции непрофессионального физкультурного образования // Международный журнал экспериментального образования №1. – 2015. – С. 13–15.
5. Есиркепов Ж.М., Маханова Н.Б., Кужамбердиева С.Ж., Абжалелов Б.Б. Формирование социально ценных потребностей у сельских школьников в процессе туристско-краеведческой деятельности // Международный журнал экспериментального образования №8 (часть 3). – 2014. – С. 14–17.
6. Есиркепов Ж.М., Мурзабеков М.М., Турспенбетова С.Т., Бекетова К.Н., Абжалелов Б.Б. Основные закономерности и принципы формирования социально-экономических ценных потребностей у сельских школьников // Международный журнал экспериментального образования №8  (часть 1). – 2014. – С. 25–29.
7. Абжалелов Б.Б., Кужамбердиева С.Ж., Бекетова К.Н., Есиркепов Ж.М. Формирование социально-экономических потребностей учащихся средствами народный традиций // Международный журнал экспериментального образования №3 (часть 1). – 2014. – С. 8–11.

Физическое воспитание в школе и вузе должно ориентировать всю педагогическую систему на новый целовой подход – формирование физической культуры личности как продукт развития этой культуры в инвалиде, как часть его общей культуры.

Определенно можно сказать, что в физической культуре школьника проявляются все структурные элементы его общей культуры – уровень культурного развития как личности, методы и средства достижения этого уровня, разнообразные виды деятельности, в которой проявляется сформированный культурный уровень [1]. Весь образовательно-воспитательный процесс в школе должен быть ориентирован на развитие обшей культуры учащихся в единном комплексе знаний, умений, убеждений, двигательных и иных навыков, физических и нравственных качеств, творческих способностей, правил поведения, реализуемых в учебной, трудовой и общественной деятельности, в здоровом образе жизни и поведении [2].

О физической культуре личности нельзя судить только по показателям физического развития, двигательной подготовленности, овладения двигательными умениями и навыками. Обязательно должен быть учет нравственных качеств и духовной сферы личности: содержание мыслей и чувств, содержание ценностных ориентаций, формирование интересов, потребностей и убеждений. Все это в конечном итоге определяет социальную активность учащегося.

Физическая культура личности – это сложная динамическая система, состоящая из нескольких тесно взаимосвязанных между собою подсистем: мотивационно-ценностные ориентации личности, физическое совершенство, психическое совершенство, нравственное совершенство, знания и убеждения, активность [3].

Например, подсистема «физическое совершенство личности» включает показатели физического развития, состояние здоровья, уровень развития физических качеств, набор двигательных навыков и ряд других. Психическое совершенство личности определяется такими качественными характеристиками, как общительность или содержанность, абстрактностью или конкретностью мышления, эмоцианальной устойчивостью, самостоятельностью суждений, серьезностью поведения, принципиальностью, гибкостью суждений, склонностью к новаторству, контролируемостью поступков, выдержанностью, уровнем личностой тревожности.

Прежде чем предлагать какое-то решение проблемы оздоровления учащихся, необходимо учесть все неблагоприятные факторы, влияющие на их здоровье [4].

Как известно, ученики весь учебный день вынуждены сидеть за партой. В таком статическом положении нарушаются многие функции организма, ослабляются мышцы ног, туловища и рук, ухудшается осанка. Для посещения туалета в школе во время урока не у всех учеников хватает смелости, поэтому они терпят, что способствует нарушению нормальной работы желудочно-кишечного тракта и может привести к заболеванию, психическим стрессам разрушающе действует на детский организм. А психические перегрузки школьники испытывают очень часто – это замечания или даже угрожающие выговоры учителя при вызове к доске, при опросе или сдаче экзаменов, при общении со сверстниками и т.д.

Решение проблемы оздоровления учащихся нам представляется в системном использовании не только средств физической культуры, но и широкого круга допольнительных средств, укрепляющих здоровье, а также путем дифференцированного использования средств и методов физической культуры на основе разработки возрастных (групповых) и индивидуальных моделей здоровых, физически, нравственно и интеллектуально совершенных школьников [5,6,7].

По мнению в исследовании многих, в том числе и социальных явлений, включая учебно-воспитательный процесс, позволяет решать такие сложные проблемы на более высоком качественном уровне [8]. Саму систему определяют как совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых интегральных качеств, не свойственных отдельно взятым компонентам, формирующим систему [9]. Отличительными признаками любой системы является связь, целостность и обусловленная ими устойчивость структуры. Применительно к учебному процесссу школы элементами системы являются ученики, учителя, технические работники и руководство школы. Объектом учебной деятельности является множество учеников как система, состоящая из отдельных элементов – учащихся. Учителя – это «субъект учебной деятельности», структурно объединенный в систему однородных элементов, дифференцированных по профессиональному признаку. Системы «объект» и «субъект» представляют собой две стороны учебного процесса, тесно взаимодействуя друг с другом. Общая цель учебного процесса способствует их взаимодействию, которые реализуются по специально разработанному алгоритму – учебному плану.

При практической реализации идей системного подхода в школьном учебном процессе физического воспитания следует предусмотреть рациальное использование всех подсистем и компонентов системы для решения оздоровитеьных задач. С этой целью необходимо использовать не только урочную, внеклассную и внешкольную формы занятий, но и привлечь других учителей, родителей и руководство школы к развертыванию широкой пропогандистксой компании. С этой целью в средных школах №140 и №261 г. Кызылорды были использованы следущие средства: лекции медицинских работников для учащихся и родителей о значении двигательной активности для здороья; групповые и интеллектуальные беседы, пропогандирующие отказ от вредных привычек; стенды в спортивных залах, читальной комнате и в коридорах с набором разнообразной информации о физической культуре и спорте; встречи с известными спортсменами и тренерами; регулярное проведение внутишкольных соревнований и спортивных мероприятиях с регулярным отражением результатов на фотостендах; организация занятий физическими упражнениями родителей и учащихся; регулярное приглашение руководства школ на спортивные мероприятия; и др.

С 1 сентября 2000 года до 1 мая 2015года в школах №140 и 261 г. Кызылорда стали активно внедрять систему перечисленных выше мероприятий для повышения уровня процесса физического воспитания. Для повышения эффективности воспитания мотивационно-ценностного отношения учащихся к физической культуре был разработан и проверен в практической работе «алгоритм формирования потребности в физическом совершенствовании и самовоспитании».

В сентябре все школьники прошли медико-биологическое и враченбное обследование, в котором были выявлены заболевания, а также функциональное состояние их организма и физическое развитие.

Анализ врачебного обследования детей школ №140 и №261 г. Кызылорда показал, что в структуре заболеваний первые места занимают болезни органов дыхания, кожные и органов пищеварения.

Низкий уровень был зарегистрирован в показателях физической подготовленности, особенно неудовлетворительными были результаты в контрольных испытаниях на выносливость, а также в упражнениях на силу.

Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме неудовлетворительного состояния здоровья школьников были проведены родительские собрания, на которых медицинские работники сообщили о результатах врачебного и функционального обследования детей. На собрания приглашали учителей-предметников, руководство школы и учителей физической культуры. На собраниях было сообщено о системе мероприятий, планируемых руководством школы для укрепления здоровья учащихся. Особое внимание было уделено проблеме увеличения объема двигательной активности, повышению качества питания, соблюдению гигиенических норм и распроядка дня.

В содержании уроков физической культуры было предусмотрено увеличение объема упражнений, развивающих выносливость и повышающих аэробные возможности организма. Ряд исследователей придерживаются мнения, что в физическом воспитании учащейся молодежи, особенно на уроках в школе следует больше внимания уделять развитию выносливости, что объясняется благоприятным влиянием повышения аэорбной производительности организма занимающихся при выполнении упражнений, энергообеспечение которых сопровождается аэробным метаболизмом [10]. Был разработан «Индивидуальный паспорт здороья», в котором были отражены индивидуальные данные об ученике с оценкой его уровня здоровья и рекомендациями по двигательному режиму. В паспорте приведена шкала оценки уровня здоровья и физических способностей человека, таблица с записями результатов функционального обследования ученика, модель недельного цикла тренировки при конкретном режиме советы, расчет очков при выполнении различных физических упражнений, а также примерный объем работы с дозировкой, длительностью адаптации и расчетом заробатанных очков. Кроме того, в паспорте здоровья приведены рекомендации по рациональному питанию.

Итоги педагогического эксперимента проводили через 8 месяцев в мае 2011 года. Изучение антропометрических показателей выявило положительную тенденцию по ряду данных. Особенно благоприятные изменения наблюдались в показателях жизненной емкости легких, что способствовало небольшому увеличению жизненного индекса. Однако изменение среднегрупповых показателей физического развития школьников во всех возрастных группах не достигло 5 % уровня значимости, что свидетельствует о том, что трудно добиться существенного улучшения физического развития и здоровья детей за такой относительно короткий период времении.

Вместе с тем контрольные испытания для определения физических способностей выявили достоверный ряд показателей (табл. 1).

Таблица 1

Изменение результатов контрольных испитаний учеников 11-го класса за период эксперименте (за 8 месяцев)

Конторльные упражнения

Результаты контрольных испытаний

исходные

конечные

Различия, Р

х

s

х

s

юноши (n=28)

1

Бег 100 м, с

14,9

1,2

14,3

1,3

> 0,05

2

Бег 3000м, мин, с

16,02

1,45

14,18

1,40

< 0,05

3

Прыжок в длину с места, см

196

18

205

19

> 0,05

4

Подтягивания на перекладине, раз

6,8

20,0

8,8

1,9

< 0,05

5

Наклон вперед, см

2,4

0,8

3,6

1,0

< 0,05

девушки (n=26)

1

Бег 100 м, с

17,6

1,3

17,1

1,2

> 0,05

2

Бег 3000м, мин, сек

12,54

1,28

11,32

1,24

< 0,05

3

Прыжок в длину с места, см

156

14

170

12

< 0,05

4

Подъем в сед из положения лежа на спине за 1 мин, раз

18,9

1,8

20,6

1,9

< 0,05

5

Наклон вперед, см

8,6

1,2

9,0

1,3

> 0,05

Из табл. 1 видно, что за период эксперимента у учащихся 11-го класса наблюдается повышение уровня физической подготовленности.

Однако у юношей хотя и отмечена тенденция к улучшению скоростно-силовых качеств, но различие в показателях бега на 100 метров в прыжке в длину с места не достигли 5 % уровня значимисти. У девушек прирост достижений в беге на 100 метров и в показателях гибкости не достигает 5 % уровня существенности. В то же время результаты в контрольных упражнениях на выносливость достоверно улучшились как у юношей, упражнениях на выносливость достоверно улучшились как у юношей, так и у девушек (Р< 0,05). У девушек отмечен также существенный прирост в прыжке в длину с места, а у юношей – улучшение результатов в подтягиваниях на перекладине (Р < 0,05).

Материалы исследований дают основание считать, что причиной положительных изменений в физическом состоянии учащихся является системное использование широкого круга средств, главным образом средств физической культуры, которые обеспечили качественное изменение отношения учащихся к занятиям физическими упражнениями. Двигательная активность учеников во всех возрастных группах (за исключением 16–летних девушек) достоверно увеличилась за период эксперимента на 18–40 % при 90 % доверетильной вероятности (Р< 0,05).

Следует отметить, что увеличение средных показателей двигательной активности учащихся произошло за счет того, что многие из них стали посещать спортивные секции,часть учеников были приняты в ДЮСШ (детско-юношеская спортивная школа), увеличилось число посещающих занятия в группах оздоровительной физической культуры. Эти факты свидетельствуют об эффективности системного использования средств физической культуры и пропаганды здорового образа жизни в комплексе с привлечением всех работников школы и родителей. Положительное влияние на формирование ценностных ориентаций оказало использование учителями физкультуры алгоритма формирования потребности в физическом совершенствовании и самовоспитании школьников. Об этом свидетельствуют результаты анкетного опроса учащихся о влиянии различных факторов на здоровье человека. Если в начале учебного года перед началом эксперимента большинство учеников на первые места ставили рациональное питание, на второе – экологические условия, на третье – личную гигиену, то в конце учебного года их мнение на эту проблему существенно изменилось под влиянием системы мероприятий, проводимых в школе.

За период педагогического эксперимента отмечено существенное улучшение аэробной производительности школьников, что яляется следствием повышения двигательной активности, а также изменением содержания занятий в сторону увеличения объема упражнений, энергообеспечение которых сопровождается аэробным механизмом в так называемом «устойчивом состоянии», когда работающие мышцы снабжаются достаточным количеством кислорода в процессе работы. Именно такой тренировочный режим способствует положительным изменениям в функциональном состоянии организма.

В наших исследованиях увелечение абсолютных величин максисального потребления кислорода за период эксперимента (8 месецев) произошло преимущественно в группах среднего и старшего школьного возраста. Однако тенденция к улушению аэробных возможностей организма наблюдается во всех возрастных группах (табл. 2).

Это объясняется эффективностью внедрения широкого круга средств и методов с привлечением всего коллектива школы, особенно учителей-предметников, а также родителей для формирования положительного отношения к двигательной активности школьников. Большую помощь оказали родители, многие из которых включились в занятия оздоровительными формами физической культуры совместно со школьниками.

Несомненно, что согласованность и единство педагогических усилий учителей, семьи и всего коллектива школы оказало положительное влияние на весь процесс воспитания.

Преимущественное улучшение показателей в старших возрастных группах мы объясняем влиянием системы воспитательных мероприятий для формирования потребности в физическом совершенствовании и самовоспитании и осознании значимости здоровья длы себя лично и для успеха в дальнейшей учебе и деятельности. Известно, что большинство школьников старшего возраста имеет устойчивые познавательные интересы. На более высокий уровень у них поднимается развитие чувств и волевых процессов. Многие ученики в этом возрасте способны ставить перед собой определенную цель в учебной или общественной работе и определять свои жизненные планы с учетом имеющихся интересов и склонностей. Такие ученики провляют целеустремленность и энергию в работе, больше заботятся о своем здоровье, проявляя настойчивость в преодолении встречающихся трудностей. Старшеклассники становятся более требовательными к себе и к результатам своего труда. В большинстве случаев они стремятся выработать у себя те черты и качества поведения, которые способствуют осуществлению намеченных планов. Это подверждает исключительную важность внутренных факторов (цели, мотивов, установок, идеалов) в развитии личностных качеств старшеклассников. Подавляющее большинство учащихся под влиянием системного использования средств и методов педагогического воздействия осознали положительное влияние двигательной активности на здоровье.

Таблица 2

Динамика максимального потребления кислорода у школьников за период педагогического экспериментах (за 8 месяцев)

Возраст, лет

n

Результаты контрольных испытаний

исходные

конечные

Различия, Р

х

s

х

s

юноши (n=28)

10

32

1370

79

1445

88

> 0,05

11

30

1515

86

1635

92

< 0,05

12

34

1586

93

1686

89

> 0,05

13

38

1732

98

1906

96

< 0,05

14

26

1887

97

2130

108

< 0,05

15

31

2005

118

2233

119

< 0,05

16

24

2438

126

2576

130

< 0,05

17

25

2652

130

2805

133

< 0,05

девушки (n=26)

10

36

939

48

1017

56

> 0,05

11

32

1030

54

1127

59

> 0,05

12

30

1176

60

1286

60

> 0,05

13

33

1330

69

1484

82

< 0,05

14

35

1416

74

1652

84

< 0,05

15

30

1596

78

1856

82

< 0,05

16

29

1626

86

1986

96

< 0,05

17

20

1746

88

2056

98

< 0,05

Разработанный нами алгоритм формирования потребности в физическом совершенствовании успешно прошел апробацию и получил одобрение у всех учителей.


Библиографическая ссылка

Егизбаев Ж., Есиркепов Ж.М., Абжалелов Б.Б. НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 7. – С. 15-19;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10274 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674