Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Ковалёва М.Б. 1 Макушева Ж.Н. 1 Потехина Е.С. 1 Руденко Е.Е. 1
1 ГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации»
В статье рассматриваются актуальные проблемы и условия создания инклюзивной образовательной среды в медицинском вузе. Изучается образовательная среда на примере реализации программы развития инклюзивного образования в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации». Особое внимание уделяется условиям обеспечения равного доступа к получению высшего образования студентов с ограниченными возможностями здоровья. Также анализируется мнение студентов медицинского вуза о проблеме адаптации людей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде.
инклюзивная образовательная среда
инклюзивный подход
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья
высшая медицинская школа
1. Айсмонтас Б.Б. Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий / Под ред. Б.Б. Айсмонтаса. – М.: МГППУ, 2015. – 334 c.
2. Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России. URL: http://tgmu.ru/system/page_attachments/5678961174676d75d3000000/usloviya-obucheniya-v-gbou-vpo-tgmu-minzdrava-rossii-invalidov-i-lits-s-ogranichennymivozmozhnostyami.pdf. (Дата обращения 01.06.2016).
3. Ярская В. Инклюзия – новый код социального равенства // Образование для всех: политика и практика инклюзии. Сборник научных статей и научно-методических материалов. – Саратов, 2008. – С. 11.
4. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12.
5. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Цель исследования: рассмотреть актуальные проблемы и условия создания инклюзивной образовательной среды в медицинском вузе.

Задачи:

1) изучить законодательные и нормативно-правовые документы, направленные на обеспечение доступности высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

2) проанализировать условия их реализации в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации» (ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России);

3) изучить информированность и отношение обучающихся ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России (далее ТГМУ) к проблеме адаптации людей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде.

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 впервые закреплены положения об инклюзивном обучении и воспитании детей с ОВЗ. Инклюзивное образование это «… процесс развития общего и профессионального образования, который подразумевает его доступность для всех в части приспособления к потребностям каждого лица, вне зависимости от состояния его здоровья» [1].

В законе закреплено и понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Это «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

К обучающимся с ОВЗ относятся такие граждане РФ, как глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с особенностями психофизического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе дети-инвалиды. В части 5 статьи 41 закона четко указано, что для обучающихся, «нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей)». Эти нормы согласуются с федеральными законами «О социальной защите инвалидов в РФ» (ст. 19 № 181-ФЗ) и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ст.12 № 122-ФЗ).

Новый закон «Об образовании в РФ» подтвердил возможность обучения лиц с ОВЗ и по образовательным программам, адаптированным для них, и по индивидуальным учебным планам.

В целях реализации права на образование граждан РФ органы власти (всех уровней) должны создавать «необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья», «с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции».

Внедрение инклюзивного образования в систему высшего профессионального образования непосредственно связано с изучением образовательной среды, в которой этот процесс протекает.

Целью разработки и реализации программы мероприятий по созданию условий для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в ТГМУ является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

В ТГМУ проводится профориентационная работа, имеется опыт работы с детьми-инвалидами. Основными формами профориентационной работы являются: Дни открытых дверей, знакомство с университетом абитуриентов-инвалидов через официальный сайт в разделах «Абитуриентам», «Приемная комиссия», интерактивная экскурсия по университету (страницы «Университет», «Факультеты», «Новости», «Фотоальбом»), консультации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и их родителей по вопросам приема и обучения, в том числе по технологии удаленного доступа (электронная форма – раздел «Задать вопрос», электронная почта).

Осуществляются особые права при приёме на обучение инвалидов и лиц с ОВЗ по программам бакалавриата, специалитета, интернатуры, ординатуры, аспирантуры, а также возможность выбора формы вступительных испытаний (письменно или устно), особенности их проведения, возможность использовать технические средства, помощь ассистента, увеличение продолжительности вступительных экзаменов регламентированы Правилами приема в ТГМУ.

Положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки обучающимся в университете регламентирует выплату инвалидам и лицам с ОВЗ социальной стипендии и материальной поддержки.

Во время проведения занятий в группах, где обучаются инвалиды и лица с ОВЗ, возможно применение звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных и других средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.

Форма проведения текущей и итоговой аттестации для студентов с ОВЗ может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.), при необходимости такому студенту может быть предоставлено дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.

В ТГМУ студенты с ОВЗ могут получить высшее образование с применением элементов дистанционных технологий. Для данной категории студентов, при необходимости, может быть разработан индивидуальный учебный план с индивидуальным графиком посещения занятий, в котором предусмотрены различные варианты проведения занятий: в университете (в академической группе и индивидуально) и на дому с использованием дистанционных образовательных технологий. Срок обучения для них по индивидуальному учебному плану может быть при необходимости увеличен, но не более чем на год.

Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ предусматривается: возможность включения в вариативную часть образовательной программы специализированных адаптационных дисциплин (модулей); приобретение печатных и электронных образовательных ресурсов, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся инвалидов. В случае необходимости, при обращении студента с ОВЗ в деканат, ему может быть оказано содействие в определении мест прохождения учебных и производственных практик с учетом ограничений возможности здоровья.

В ТГМУ ведется работа по созданию без барьерной среды и повышению уровня доступности зданий и сооружений потребностям следующих категорий инвалидов и лиц с ОВЗ: с нарушением зрения; с нарушением слуха; с ограничением двигательных функций.

На территории университета созданы условия для беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения студентов с ОВЗ. Обеспечен доступ к зданиям и сооружениям, выделены места для парковки автотранспортных средств инвалидов. По просьбе студентов, передвигающихся в кресле-коляске, возможно составление расписания занятий таким образом, чтобы обеспечить минимум передвижений по университету – на одном этаже, в одном крыле и т.д. Учебные корпуса ТГМУ оснащены пандусами для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Социальное сопровождение образовательного процесса в ТГМУ направлено на социальную поддержку студентов с ОВЗ при их обучении. Университет помогает в решении бытовых проблем проживания в общежитии, выделяет материальную помощь и обеспечивает социальные выплаты нуждающимся студентам, а также гарантирует стипендиальное обеспечение.

Одно из важнейших направлений деятельности по обеспечению социальной защиты – это содействие занятости и трудоустройству выпускников университета, повышение их социальной адаптации на региональном рынке труда. В ТГМУ работает Центр содействия занятости и трудоустройству выпускников. Основными направлениями деятельности Центра являются постоянное взаимодействием с работодателями на региональных рынках труда и активные формы и методы работы со студентами (встречи выпускников с работодателями, ярмарки вакансий и др.).

В учебном учреждении осуществляется работа по созданию толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия [2].

Одной из задач нашего исследования было изучение информированности и отношения обучающихся ТГМУ к проблеме адаптации людей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде. Нами был проведен анонимный опрос 248 студентов-первокурсников специальностей «Лечебное дело», «Фармация», «Клиническая психология», «Медико-профилактическое дело», «Биохимия», «Государственное и муниципальное управление». Анкета состояла из 13 открытых и закрытых вопросов, на которые можно было дать несколько вариантов ответов.

Прежде всего, нам необходимо было выяснить кто такие, по мнению студентов, «люди с ограниченными возможностями здоровья». 43 % опрошенных считают, что это люди, имеющие определенные физические или психические особенности. 31 % отметили инвалидов (физическое состояние), 22 % отнесли к этой группе людей с различного рода отклонениями. Однако 4 % респондентов считают, что люди с ОВЗ – это те, которые в данный момент находятся временно на больничном. Подавляющее большинство студентов (96 %) считают, что человек с ОВЗ может стать полноценным членом общества и реализовать себя в жизни как личность.

Было интересно узнать, какие чувства будущие врачи испытывают по отношению к таким людям. У 68 % студентов это сочувствие и сострадание, 21 % – жалость, 15 % не испытывает каких-то особых чувств, у 12 % люди с ОВЗ вызывают страх, 10 % – чувство долга, примерно одинаковое количество опрошенных испытывают неприязнь (3 %) и раздражение (2 %).

72 % респондентов считают возможным обучение детей с ОВЗ в массовой школе. По их мнению, положительными сторонами в совместном обучении являются: подготовка общества с детских лет к принятию людей с ОВЗ (62 %), развитие у детей доброты, сочувствия и желания помочь слабому (39 %). 35 % студентов считают, что таким детям необходимо находиться среди здоровых детей.

28 % опрошенных не придерживаются мнения своих оппонентов и видят следующие отрицательные стороны в обучение детей с ОВЗ в массовой школе: будут мишенью насмешек (98 %), возникнут трудности в формировании коллектива в классе (41 %), не справятся с учебной программой (25 %), не будет друзей (22 %), будут тормозить обучение в классе (11 %), снизится рейтинг (привлекательность) класса (5 %).

Рассматривая проблемы, с которыми мы можем столкнуться при совместном обучении обычных учеников и детей с ОВЗ, студенты, прежде всего, отмечают техническую неприспособленность школ (71 %). На втором месте – негативное отношение со стороны условно здоровых учеников и их родителей (61 %). 56 % считает, что это может быть недостаток в подготовленности педагогов в области знания особенностей детей с ОВЗ или недостаток необходимых специалистов (50 %), а также отсутствие специальных программ (43 %).

Анализируя осведомленность студентов о законах, защищающих права лиц с ОВЗ, необходимо отметить, что 13 % опрошенных не знают о таких законах, а 37 % вообще не задумывались об их существовании. На вопрос «Какие льготы необходимо сохранить для лиц с ОВЗ?» ответы опрошенных представлены следующим образом: при лечении – 94 %, пенсия по инвалидности – 93 %, в транспорте – 87 %, при поступлении в вузы и другие учебные заведения – 64 %, при устройстве на работу – 49 %.

Следующие вопросы анкеты были непосредственно связаны информированностью студентов о проблеме адаптации людей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде ТГМУ. 55 % опрошенных знают о том, что в университете есть обучающиеся с ОВЗ, в то время как 42 % не знают, а 3 % считают, что таких студентов нет. Отвечая на вопрос «Как бы вы отнеслись к обучению в вашей группе студентов с ОВЗ?» 52 % утверждают, что их бы этот факт никак не затронул. 41 % был бы рад новому студенту и не задумывался о его статусе. Однако 4 % обучающихся это бы не понравилось, а 3 % избегали бы общения с таким студентом. Называя условия, созданные в университете для адаптации студентов с ОВЗ, прежде всего опрошенные первокурсники отмечают решение проблемы проживания в общежитии, оказание материальной помощи и обеспечение социальными выплатами нуждающихся студентов; обеспечение доступа к зданиям и сооружениям, выделение мест для парковки автотранспортных средств; помощь в трудоустройстве выпускников с ОВЗ; индивидуальные графики посещения занятий.

Проведенное нами исследование показывает необходимость осуществления системы мероприятий по формированию положительного отношения общества к людям с ОВЗ для обеспечения условий их успешной интеграции в обществе. В условиях становления социального государства и формирования гражданского общества в Российской Федерации наиболее перспективной формой образования для лиц с ограниченными возможностями является именно инклюзивное образование. Инклюзия становится «новым кодовым знаком для обозначения стремления к преодолению неравенства, обретения свободы и нового качества жизни [3].


Библиографическая ссылка

Ковалёва М.Б., Макушева Ж.Н., Потехина Е.С., Руденко Е.Е. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 8. – С. 22-25;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10346 (дата обращения: 21.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674