Система среднего профессионального образования в нашей стране вот уже несколько лет претерпевает сложные преобразования, адаптируясь к новым рыночным отношениям. Современное общество предъявляет высокие требования к специалисту в условиях постоянно меняющихся потребностей в той или иной профессии. Меняются цели современного образования, акцент переносится на формирование компетентности. Введение ФГОС 3 поколения абсолютно приближает подготовку специалистов к условиям современного рынка труда. Целью введения ФГОС 3 поколения явилось приближение образовательных услуг к реальным требованиям работодателей. Теперь именно работодатели определяют направление работы учебного заведения от рецензирования программ профессиональных модулей до обязательного участия в проверке освоения профессиональных и общих компетенций.
Одна из главных задач среднего профессионального образования заключается в формировании компетентной личности, способной к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. В современных условиях предъявляются высокие требования к студентам и выпускникам, которые из пассивных потребителей знаний должны перейти в разряд активных их творцов, умеющих формулировать проблему, анализировать пути ее решения, искать способы разрешения проблемы и доказать ее правильность.
Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) выпускников СПО, является обязательной и осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
– Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности;
– Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
– Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;
– Приказ Минобрнауки России от 31 января 2014 г. № 74 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования».
Целью государственной итоговой аттестации является установление соответствия уровня и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и дополнительным требованиям по конкретным специальностям, а так же готовности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.
Выпускная квалификационная работа (далее – ВКР) является формой государственной итоговой аттестации выпускников, завершающих обучение по программе подготовки специалистов среднего звена.
Задачами ВКР являются:
– систематизация, закрепление, углубление и расширение практического опыта, умений и теоретических знаний по дисциплинам, профессиональным модулям, междисциплинарным курсам, умение применять их при решении частных научно – исследовательских и практических, профессиональных задач;
– формирование навыков самостоятельного проведения научного исследования и экспериментирования, использования справочной, нормативной документации;
– развитие умения изучать, анализировать, обобщать литературные источники и материалы исследования;
– развитие умения логически излагать материал, формулировать выводы и предложения при решении разработанных в ВКР вопросов; приобретение выпускниками опыта – письменного изложения полученных и умения аргументировано отстаивать и защищать свою позицию;
– развитие навыков самостоятельной работы и творческой инициативы, ответственности, организованности;
– подготовка выпускника к работе по специальности.
Выпускная квалификационная работа выполняется в форме дипломной работы или дипломного проекта.
Медицинский колледж ВолгГМУ является структурным подразделением факультета довузовского образования Волгоградского государственного медицинского университета. Обучение в колледже проводится по 4 специальностям «Стоматология ортопедическая», «Стоматология профилактическая», «Фармация», «Сестринское дело».
Особенностью реализации образовательных программ среднего профессионального образования является участие в учебном процессе профессорско-преподавательского состава 46 кафедр, с использованием материально-технического и учебно-методического потенциала всех подразделений университета.
Организация процесса подготовки и защиты ВКР – это сложный процесс, включающий ряд мероприятий:
– разработка тематики ВКР;
– назначение научных руководителей ВКР;
– ознакомление руководителей с методическими требованиями к содержанию и оформлению дипломной работы;
– проведение собрания студентов – выпускников для ознакомления с порядком, организацией, формой и условиями подготовки и защиты ВКР;
– разработка и утверждение календарного плана выполнения ВКР;
– контроль намеченного графика выполнения дипломных работ;
– корректировка дипломных работ;
– разработка процедуры, критериев и показателей оценки ВКР;
– проведение предварительных защит ВКР;
– подготовка отзыва руководителя о дипломной работе;
– рецензирование работы рецензентом;
– организация защит дипломных работ на заседаниях ГЭК согласно графику.
Для организации и проведения ГИА в колледже разработаны положения «О порядке проведения государственной итоговой аттестации» и «О выпускной квалификационной работе студентов», постоянно ведется серьезная методическая работа. Для студентов и руководителей дипломных работ подготовлены методические рекомендации по организации выполнения и защиты ВКР. Для преподавателей выпускающих кафедр организуются семинары по методологии написания дипломных работ.
Двухлетний опыт организации и проведения защит ВКР в нашем колледже позволил проанализировать проблемы, которые предстоит решать в дальнейшем.
Анализ замечаний и рекомендаций председателей и членов государственных экзаменационных комиссий, результатов опроса студентов и преподавателей-руководителей ВКР с целью оценки сложностей, с которыми они столкнулись в процессе планирования, выполнения и защиты дипломных работ позволили выделить ряд часто встречающихся проблем.
Трудности у студентов в процессе подготовки ВКР чаще были связаны с выбором темы, поиском материала и его критическим анализом, с планированием деятельности по написанию работы, с представлением результатов собственных исследований, с грамотной формулировкой логически обоснованных выводов, предложений и рекомендаций, структурированием и оформлением работы согласно требованиям. В процессе защиты дипломных работ у выпускников был отмечен недостаточный опыт публичных выступлений.
В процессе подготовки дипломной работы студентом значительная функциональная обязанность ложится на научного руководителя. Научный руководитель должен выяснить степень подготовленности студента к разработке выбранной темы, помочь в определении цели и задач дипломной работы, дать рекомендации по использованию обязательной и дополнительной литературы, получению информации из других источников.
Так как большинство руководителей дипломных работ являются ассистентами и доцентами профильных кафедр университета, это имеет ряд преимуществ и поэтому проблемы, с которыми столкнулись руководители, касались в основном сложности организации исследовательской деятельности на базах практики, правильности формулировки тем и низкого уровня мотивации студентов.
В связи с выявленными проблемами были скорректированы методические рекомендации по подготовке и защите ВКР с внесением примеров оформления индивидуального плана-задания, отзыва и рецензии на дипломную работу.
Руководителям ВКР рекомендовано обратить внимание на формулировку тем дипломных работ, которые должны соответствовать тематике одного или нескольких профессиональных модулей, на умение выпускников работать с поиском нормативной документации, научных исследований в области организации профессиональной деятельности, в том числе в электронных источниках, так же обязательно использовать сайты профессиональных сообществ. В индивидуальном плане-задании необходимо не только фиксировать выполнение или невыполнение студентом в срок этапа работы, но и вносить краткие замечания, если они имеются. Это позволит в дальнейшем в отзыве на дипломную работу дать всестороннюю объективную оценку деятельности студента при подготовке ВКР. Подготовительный этап (изучение и анализ источников литературы, подготовка обзора) лучше начинать до преддипломной практики, что позволяет сэкономить время для проведения практической (исследовательской) части.
Научный руководитель должен выполнять систематическое руководство и консультацию студентов.
С целью создания условий для проведения исследований, выполнения практической части дипломной работы, были подготовлены и разосланы письма на базы преддипломных практик с просьбой о содействии в проведении практической части ВКР.
Для оценки работы с позиций практической значимости обязательным условием является привлечение в качестве рецензентов представителей от работодателей.
Выпускающим кафедрам рекомендовано проводить предзащиты дипломных работ, приглашать студентов младших курсов к участию в открытых заседаниях ГЭК по защитам дипломных работ, что, безусловно, способствует их мотивации к работе над выпускной квалификационной работой.
Студентам всех курсов рекомендовано, активно участвовать в научно-исследовательской работе научных кружков кафедр медицинского университета, в конкурсах и конференциях, иметь публикации студенческих научных работ для дальнейшего использования результатов в подготовке ВКР.
Выполнение дипломных работ в Медицинском колледже ВолгГМУ позволяет использовать возможности всех подразделений медицинского университета (учебно-производственная аптека, клиники).
Основным источником учебной, научной и методической информации является Фундаментальная научная библиотека ВолгГМУ. Библиотечный фонд содержит необходимое количество основной, дополнительной литературы и периодических изданий по специальностям среднего профессионального медицинского образования. Для студентов в свободном доступе имеется возможность работать с электронной библиотекой издательства «ГЭОТАР-Медиа».
Выводы
1. Использование кадрового, научного, информационно-методического потенциала медицинского университета является несомненным достоинством для повышения качества выполнения дипломных работ.
2. Анализ результатов выполнения и защит студентами дипломных работ позволил выявить проблемы и определить рекомендации по оптимизации данного вида работы.
3. Итоговая аттестация в форме защиты ВКР даёт прекрасный опыт самостоятельной работы студентов, позволяет интегрировано выявить сформированность общих и профессиональных компетенций, и свидетельствует о подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности. Данная образовательная технология обеспечивает индивидуальный маршрут обучения и способствует повышению качества подготовки специалистов.
Выполнение ВКР способствует систематизации и закреплению полученных студентом знаний, умений, практического опыта, а так же оценки сформированности общих и профессиональных компетенций.
Библиографическая ссылка
Чеканин И.М., Лаптева Е.А., Калинченко Е.И., Сорокина Е.В. ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 8. – С. 34-37;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10349 (дата обращения: 21.12.2024).