Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СУБЪЕКТ ПРАВА В АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Решетников О.М. 1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
1. Решетников О.М. Субъект права в российском законодательстве // Актуальные проблемы современной науки. 2014. № 6 (79). c. 70.
2. Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
3. «Вестник мэрии Москвы», N 9, май 2000 г.
4. Решетников О.М. Некоторые вопросы ответственности в сфере финансов // Актуальные проблемы современной науки. 2014. № 5 (79). c. 70.
5. Решетников О.М. Некоторые вопросы ответственности в сфере финансов // Актуальные проблемы современной науки. 2014. № 5 (79). С. 69.
6. Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
7. Собрание законодательства РФ, 22.05.1995, N 21, ст. 1930.
8. Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
9. Зульфугарзаде Т.Э., Моисеев А.М., Людвиг С.Д., Селюков А.Д., Ткаченко Д.П., Бугорский В.П., Булатецкий Ю.Е., Давыдова Е.Л., Мартыненко Г.И., Гуреева М.А., Щербаков В.А., Решетников О.М., Апоницкий С.В., Быстров Е.Н., Кабина Е.Н. Направления совершенствования правового регулирования экономики инноваций и государственной инновационной политики / под ред. Т.Э. Зульфугарзаде. Москва: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2014. Сер. Современная экономика: концепции и модели инновационного развития. Юриспруденция. РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Административно-правовой статус субъектов права, являясь отраслевым статусом, включает комплекс принадлежащих им прав и обязанностей, реализуемых во взаимоотношениях с субъектами исполнительной власти и гражданами. Государство, закрепляя административную правосубъектность за участниками эти права и обязанности, тем самым определяет виды административных правоотношений, в которых они могут выступать в качестве субъектов. Административно-правовой статус предполагает такие качества физических и юридических лиц, которые в соответствии с действующим законодательством дают им право быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений [1].

Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными. Индивидуальными субъектами являются российские граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. К их числу можно также отнести государственных служащих. В основу такого разделения положены как различия в выражении воли и интереса, так и в наборе полномочий субъектов – многие полномочия физических лиц присущи только им и совсем не свойственны организациям и наоборот. В качестве примера можно привести, например, право и обязанность организации действовать на основании учредительных документов, закрепленное в. ст. 52 ГК РФ. Индивидуумы, как субъекты административного права, представляют собой носителей категория родового статуса и подразделяются на четыре вида субъектов: личность, гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства (апатрид). За основу выделения этих видов приняты степень связи лица с данным государством и производный от этого объем прав и обязанностей лица: у гражданина Российской Федерации в соответствии со ст. 17 Конституции РФ) и проживающих на территории РФ, иностранного гражданина и лица без гражданства согласно норме ст. 62 Конституции РФ [2].

К коллективным субъектам юридическая наука относит различного рода государственные и негосударственные организации. В числе первых – органы исполнительной власти, государственные предприятия и учреждения и их объединения, структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией. Государственные организации выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, базируются на государственной собственности и управляются государством, к числу государственных организаций относятся органы государства (представительной власти, исполнительной власти и другие), государственные предприятия и учреждения (образовательные, научные, учреждения культуры и другие). Для органов исполнительной власти административная правосубъектность является основным средством реализации их административной правоспособности. Соответственно участие в административно-правовых отношениях – их прямая юридическая обязанность. Например, функции главы исполнительной власти города Москвы, как субъекта Российской Федерации по управлению городским хозяйством, согласно Устава г. Москвы, являются составной частью его административно-правового статуса [3].

Негосударственные субъекты административного права представлены общественными объединениями исполнительными органами системы местного самоуправления; коммерческими структурами, включая частные предприятия и учреждения. Эти субъекты не выполняют государственных задач и функций, хотя и могут способствовать этому, например, в области защиты прав граждан, не финансируются государством и им не управляются. Эта классификация негосударственных организаций проводится по их целям, форме собственности, территориальным масштабам деятельности [4].

В процессе организационного оформления статуса субъекта права и наделения его правами и обязанностями юридического лица возникают регистрационные отношения. Субъектами административных отношений в этом случае, с одной стороны, выступает регистрирующий государственный орган, а с другой – учредители лица: физические или юридические лица, ходатайствующие о предоставлении объединению статуса юридического лица. Регистрационные отношения для некоторых некоммерческих организаций имеют факультативный характер – их деятельность объединения не обусловлена фактом государственной регистрации. Вместе с тем, они несут ответственность за противоправные действия независимо от факта государственной регистрации [5]. Правовой статус субъекта административного права образуют нормы, общие для всех субъектов, например, нормы о праве обращения субъектов в государственные и иные органы с заявлениями, жалобами, предложениями [6]. Наряду с общими нормами, правовой статус субъекта административного права объединяет значительное число норм, которые реализуются только данным субъектом и образуют родовой или даже индивидуальный статус субъекта. Например, к числу таких родовых признаков можно отнести порядок учреждения общественных объединений установленный ст. 18 ФЗ «Об общественных объединениях» [7] и обязательный только для этих субъектов административного права.

Родовым статусом определяются права и обязанности граждан России. Они находят свое закрепление в Конституции РФ и конкретизированы в законах и других правовых актах. Например, граждане России имеют конституционные право участвовать в управлении делами государства как не посредственно, так и через своих представителей. обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, законно находясь на территории России, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться [8]. КоАП РФ установлен процессуальный порядок, который является важной гарантией законного и обоснованного привлечения граждан к административной ответственности за их не правомерные действия в сфере исполнительной власти. Этот же документ определяет рамки деликтоспособности индивидуальных и коллективных субъектов права в случае совершения ими противоправных действий. Организации также обладают общим административно-правовым статусом, определяемым положениями Конституции РФ [9]. В Конституции РФ, Уставах субъектов РФ и муниципальных образований определяется их административно-правовой статус, система государственного управления, компетенция органов государственной власти и управления РФ, ее субъектов, органов местного самоуправления в системе административных правоотношений. Родовой административно-правовой статус организаций, не являющихся органами власти и управления, административно-территориальными образованиями, определяется специальным законодательством. Наиболее важные вопросы административно-правового статуса участников правоотношений решены в ГК РФ, специальных законах о них. Они определяют статус этих субъектов, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.


Библиографическая ссылка

Решетников О.М. СУБЪЕКТ ПРАВА В АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЯХ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 8. – С. 80-81;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10360 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674