Система отечественного образования умственно отсталых детей за последние годы претерпела существенные изменения. Произошло усиление теоретических положений специального образования, уточнение психолого-педагогических классификаций, совершенствование диагностики, определение механизмов сопровождения семьи, а также формирование подходов к системе инклюзивного обучения. Тем не менее, сохраняет актуальность потребность в совершенствовании содержания образования и направлений воспитательной работы, создании специальных условий, в наибольшей степени способствующих процессу эффективной социализации умственно отсталых обучающихся. По данным Минобрнауки России в специальных (коррекционных) и общеобразовательных школах нашей страны обучается около 200 тыс. человек умственно отсталых школьников [7]. Большинство затруднений, возникающих при формировании положительных личностных качеств у умственно отсталых детей, связаны не столько с неразвитостью мотивационных, волевых, познавательных предпосылок к учебной деятельности, сколько с грубыми искажениями эмоциональных качеств личности, структуры опосредованного поведения.
Является необходимым направление компенсаторной энергии умственно отсталых детей в процессы, носящие созидательный, социально значимый характер, вовлечение их в тех виды деятельности, которые могут заинтересовать воспитанников, высоко ценятся в молодежной и детской среде и вместе с тем выполняют образовательные функции. Подобные качества присущи художественно-эстетической культуре, способствующей усилению гуманизации специального образования. Преобладающая в настоящее время в общем образовании технократическая модель формирования личности, ориентированная на развитие сугубо утилитарных интеллектуальных и профессионально-трудовых способностей человека, показала свою нежизнеспособность, в связи с утратой общечеловеческих гуманитарных ценностей (семья, Родина, ответственность, доброта и др.). В современном образовательном процессе эстетическому воспитанию отводится место по «остаточному» принципу, занятия носят характер развлекательно-досуговой деятельности, и практически вытеснены из процесса обучения. Отсутствие компетентных специалистов и не соответствующая современным методическим требованиям материальная база усугубляют данное положение. Тем не менее, еще в середине позапрошлого века Эдуард Сеген указывал на эффективность эстетических средств для активизации психических процессов и преодоления нарушений эмоциональной сферы умственно отсталых детей. В современных исследованиях доказывается, что умственно отсталые дети отдают приоритет коллективным играм, спорту, труду, прикладным видам искусства [1-25]. Наиболее востребованной, среди различных направлений творчества для умственно отсталых обучающихся, является музыкальная деятельность, представляющая один из ключевых компонентов эстетического воспитания.
Отражая в художественных звуковых образах действительность, музыка обладает огромной по своему эстетическому воздействию силой, вызывая яркие эмоциональные переживания, способствует развитию воображения, воспитывает художественный вкус. Проблема влияния восприятия музыки на личность ребенка с умственной отсталостью давно интересует дефектологов. Так, по наблюдениям Эдуарда Сегена, ему не встречались умственно отсталые дети, не получавшие удовольствия от слушания музыки, по разному реагируя на нее: дети, с преобладанием реакций заторможенности, услышав музыку, выходили из оцепенения, начинали движения, передвигаясь ближе к источнику музыкального звучания, осуществляли попытки подпеть; гипервозбудимые дети под звуки музыки, особенно фортепианной, успокаивались, у них под влиянием музыкальных звуков, напротив прекращались аффективные состояния. Музыкой у умственно отсталых слушателей можно вызывать различные эмоциональные переживания. От того, насколько полно она опосредуется сознанием, зависит сила воздействия музыки на эмоциональную сферу человека. Понять содержание музыкального произведения и осознать средства музыкальной выразительности, означает обогатить эстетические чувства.
Современные нейропсихологические исследования установили, что музыкальные звуки воздействуют на центры коры больших полушарий головного мозга, мозжечок, таламус и гипоталамус, который выделяет психоактивные вещества, гормоны, оказывающие влияние на весь организм, испытывающий при этом ощущение удовольствия, комфорта. Возбуждение таламуса активизирует кортикальные центры. Различная роль левого и правого полушарий в восприятии музыки («дихотомическое слушание»), дифференцирует характер воздействия музыкального звучания на данные структуры: правое полушарие воспринимает образ музыкального произведения эмоционально целостно окрашенным, левое полушарие осуществляет аналитико-синтетическую функцию, различая интонации, мелодию, гармонию, динамику, тембр, ритм. Доказано наличие комплексного синхронного обоеполушарного характера музыкального восприятия, обусловленного личностными особенностями, образованием и опытом слушателя. Возникновение сильного эмоционального возбуждения оказывает воздействие на центры мозга, продуцирующие патологические влечения, тем самым тормозятся и вытесняются существующие патодинамические связи и образуются новые положительные переживания и установки. В процессе музыкальной деятельности наряду с произвольными психическими актами (зрительными, двигательными, осязательными, слуховыми музыкальными и внемузыкальными представлениями) возникают бессознательные психические реакции (эмоции, эстетические переживания). Данный факт обосновывает необходимость использования в музыкальном воспитании умственно отсталых детей специально подобранных музыкальных произведений, осуществляющих воздействие на аффективную сферу и высшие психические функции: внимание, восприятие, мышление, память, речь.
Активное восприятие произведения искусства – это творческий процесс, в ходе которого не только возникают эмоциональные состояния, но и как результат художественной реакции происходят процессы преодоления, разрешения этих эмоций («катарсис»). Под воздействием музыки упорядочиваются внутренние процессы эмоционального возбуждения, что вызывает значительный расход и уравновешивание нервно-психической энергии. С целью моделирования определенных эмоциональных состояний в качестве совокупности значимых раздражителей можно использовать специально подобранные музыкальные произведения.
Музыкальное воспитание в специальных (коррекционных) образовательных организациях для умственно отсталых обучающихся является одной из составляющих образовательного процесса, которое в комплексе с другими учебными дисциплинами способствует решению образовательных, воспитательных, коррекционно-развивающих и лечебно-компенсаторных задач. Овладевая различными видами музыкальной активности, обучающиеся самостоятельно применяют их в урочной, внеурочной деятельности, в ситуациях общения со сверстниками с нормативным интеллектуальным развитием. Участие умственно отсталых детей в музыкальной деятельности содействует формированию у них положительной эмоциональной установки и мотивации к музыке, обогащению музыкальных представлений, переживаний, эстетического отношения к природе, окружающему миру. Среди видов музыкальной деятельности умственно отсталых старшеклассников: слушание музыки, хоровое и сольное пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-дидактические игры, изучение элементарной теории музыки. Содержание музыкального воспитания способствует не только эстетическому воздействию на обучающихся, но и преодолению недостатков их познавательной деятельности, эмоциональной сферы и поведения. В ходе занятий музыкой отмечаются улучшение мышления учащихся, формирование целенаправленной деятельности и устойчивого внимания, нормализуя общий эмоциональный фон.
Одна из ключевых ролей в музыкально-эстетическом воспитании умственно отсталых детей отводится хоровому пению. Тщательно выбирается песенный репертуар, а также методические приемы и средства вокально-хорового обучения, учитывающие индивидуальное своеобразие каждого ребенка. Разучиванию песни с умственно отсталыми детьми уделяется больше времени, чем в массовой школе, обращая внимание на первое прослушивание, выразительность исполнения, познание эстетической ценности песни. Красивое, слаженное пение помогает детям лучше понять красоту музыкального произведения, сформировать эстетический вкус. Важная роль в формировании навыка пения отводится правильному выбору репертуара, который должен учитывать требования доступности, эстетики, развивающей направленности.
Среди специальных условий музыкального воспитания умственно обучающихся можно выделить следующие: наличие образовательных программ, учебно-методических пособий; применение динамического подхода в изучении положительных изменений в эстетической и музыкальной культуре учащихся; применение индивидуальных и фронтальных коррекционно-педагогических технологий, способствующих преодолению, как персональных, так и общих для всех учащихся нарушений; вовлечение в процесс музыкального воспитания всего педагогического коллектива и родителей обучающихся.
Современный этап развития специального образования призван возродить и удовлетворить национально-культурные запросы общества, определяемого национальным самосознанием в содержании музыкального и эстетического воспитания. Именно школа позволяет сформироваться новым носителям национального достояния и творческого продолжения. Специальной школе, открытой для внешнего взаимодействия с организациями общего и дополнительного образования, учреждениями культуры, общественными объединениями, отводится ведущая роль в приобщении и погружении учащихся в родную национальную культуру, историю, обычаи и традиции своего народа, что и составляет суть эстетического воспитания.
Библиографическая ссылка
Волкова Т.Г., Евтушенко И.В. РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 11-1. – С. 9-12;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10681 (дата обращения: 21.11.2024).