Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Волкова Т.Г. 1 Евтушенко И.В. 1
1 Московский педагогический государственный университет
Среди проблем отечественного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья выделяется необходимость разработки современных подходов к эстетическому воспитанию умственно отсталых обучающихся. Особенности познавательной деятельности, эмоциональной сферы и поведения, характерные для умственно отсталых детей, препятствующие их успешной социализации и адаптации к образовательному процессу, широко распространены и определяют необходимость создания действенных коррекционно-развивающих технологий, устраняющих социальные последствия первичных нарушений развития, дающих возможность педагогам определять эффективность специального образовательного процесса. Критерии успешности процесса эстетического воспитания умственно отсталых старшеклассников сравнительно мало изучены отечественными специалистами в области психолого-педагогических наук. Авторами был обобщен и систематизирован наиболее успешный опыт использования музыкальной деятельности для формирования эстетической культуры умственно отсталых детей. В статье представлены результаты магистерского исследования, посвященного разработке, апробации диагностических процедур и внедрению коррекционно-развивающих занятий, направленных на эстетическое развитие детей старшего школьного возраста с умственной отсталостью.
музыкальное воспитание
эстетическое развитие
умственно отсталые обучающиеся
1. еншуеАртемова Е.Э., Евтушенко И.В., Тишина Л.А. К проблеме модернизации программ подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130-22994 (дата обращения: 19.11.2015).
2. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / Евтушенко И.В., Жигорева М.В., Левченко И.Ю. и др. – М., 2013.
3. Евтушенко Е.А. Театрализованная деятельность детей-сирот // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 3. – С. 23–25.
4. Евтушенко Е.А., Артемова Е.Э., Евтушенко И.В., Тишина Л.А. Проектирование модели реализации основной профессиональной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «специальное (дефектологическое) образование» в условиях сетевого взаимодействия // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130-23919 (дата обращения: 03.12.2015).
5. Евтушенко Е.А., Евтушенко И.В. К оценке уровня нравственной воспитанности обучающихся с умственной отсталостью // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24421 (дата обращения: 28.04.2016).
6. Евтушенко И.В. Использование регулятивной функции музыки в воспитании детей с легкой умственной отсталостью//Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/113-10919 (дата обращения: 27.11.2013).
7. Евтушенко И.В. Методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых школьников//Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10 (часть 13). – С. 2963-2966.
8. Евтушенко И.В. Модель музыкального воспитания умственно отсталых школьников в системе специального образования // Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. – М., 2014.
9. Евтушенко И.В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей-сирот. – М., 2003.
10. Евтушенко И.В. Некоторые аспекты формирования нравственной культуры детей с интеллектуальным недоразвитием // Вестник Университета Российской академии образования. – 2008. – № 2(40). – C. 113-115.
11. Евтушенко И.В. Современные подходы к разработке модели социализации умственно отсталых детей // Особые дети в обществе: Сб. науч. докладов и тезисов выступл. участников I Всеросс. съезда дефектологов. 26-28 октября 2015 г. – М., 2015. – С. 68-75.
12. Евтушенко И.В. Формирование основ музыкальной культуры умственно отсталых школьников в системе специального образования: дис… д-ра пед. наук. – М., 2009.
13. Евтушенко И.В. Формирование профессионально-правовой компетентности учителя-дефектолога // Коррекционная педагогика. – 2008. – № 1 (25). – С. 57-66.
14. Евтушенко И.В., Готовцев Н.Г., Слепцов А.И., Сергеев В.М. Проблемы формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья глазами инвалидов // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12 (часть 3). – С. 492-496.
15. Евтушенко И.В., Евтушенко Е.А., Левченко И.Ю. Профессиональный стандарт педагога-дефектолога: проблемы разработки содержания // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – М., 2015. – № 4. – С. 684-690.
16. Евтушенко И.В., Евтушенко И.И. Основы формирования гуманных межличностных отношений в классном коллективе старшеклассников в условиях инклюзивного образования//Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы IV Междунар. науч.-практич. конференции, Москва, 26-27 июня 2014 г. / Под ред. И.В. Евтушенко, В.В. Ткачевой. – М., 2014. – С. 130-136.
17. Евтушенко И.В., Казючиц М.И., Чернышкова Е.В. Музыкальное сочинительство как профилактика профессиональной деформации личности педагога-дефектолога // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 8 (часть 1). – С. 111-115.
18. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К проблеме разработки профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/127-20910 (дата обращения: 29.07.2015).
19. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К разработке компетенций специалистов в сфере ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24279 (дата обращения: 04.04.2016).
20. Евтушенко И.И. Внеучебная деятельность как фактор формирования правовой культуры старшеклассников // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. URL: http://www.science-education.ru/111-10104.
21. Евтушенко И.И. Формирование правовой культуры старшеклассников во внеучебной деятельности // Социально-гуманитарные знания. – 2011. – № 4. – С. 356-361.
22. Казючиц М.И., Евтушенко И.В. Использование современной авторской песни в музыкальном воспитании умственно отсталых обучающихся // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 5-5. – С. 790-794.
23. Олигофренопедагогика / Алышева Т.В., Васенков Г.В., Воронкова В.В., Грошенков И.А., Евтушенко И.В. и др. – М., 2009.
24. Орлова О.С., Левченко И.Ю., Евтушенко И.В. Вопросы содержания профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130-23294 (дата обращения: 30.11.2015).
25. Ткачева В.В., Евтушенко И.В. К проблеме организации профессиональной ориентации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2; URL: www.science-education.ru/129-22142 (дата обращения: 11.11.2015).

Система отечественного образования умственно отсталых детей за последние годы претерпела существенные изменения. Произошло усиление теоретических положений специального образования, уточнение психолого-педагогических классификаций, совершенствование диагностики, определение механизмов сопровождения семьи, а также формирование подходов к системе инклюзивного обучения. Тем не менее, сохраняет актуальность потребность в совершенствовании содержания образования и направлений воспитательной работы, создании специальных условий, в наибольшей степени способствующих процессу эффективной социализации умственно отсталых обучающихся. По данным Минобрнауки России в специальных (коррекционных) и общеобразовательных школах нашей страны обучается около 200 тыс. человек умственно отсталых школьников [7]. Большинство затруднений, возникающих при формировании положительных личностных качеств у умственно отсталых детей, связаны не столько с неразвитостью мотивационных, волевых, познавательных предпосылок к учебной деятельности, сколько с грубыми искажениями эмоциональных качеств личности, структуры опосредованного поведения.

Является необходимым направление компенсаторной энергии умственно отсталых детей в процессы, носящие созидательный, социально значимый характер, вовлечение их в тех виды деятельности, которые могут заинтересовать воспитанников, высоко ценятся в молодежной и детской среде и вместе с тем выполняют образовательные функции. Подобные качества присущи художественно-эстетической культуре, способствующей усилению гуманизации специального образования. Преобладающая в настоящее время в общем образовании технократическая модель формирования личности, ориентированная на развитие сугубо утилитарных интеллектуальных и профессионально-трудовых способностей человека, показала свою нежизнеспособность, в связи с утратой общечеловеческих гуманитарных ценностей (семья, Родина, ответственность, доброта и др.). В современном образовательном процессе эстетическому воспитанию отводится место по «остаточному» принципу, занятия носят характер развлекательно-досуговой деятельности, и практически вытеснены из процесса обучения. Отсутствие компетентных специалистов и не соответствующая современным методическим требованиям материальная база усугубляют данное положение. Тем не менее, еще в середине позапрошлого века Эдуард Сеген указывал на эффективность эстетических средств для активизации психических процессов и преодоления нарушений эмоциональной сферы умственно отсталых детей. В современных исследованиях доказывается, что умственно отсталые дети отдают приоритет коллективным играм, спорту, труду, прикладным видам искусства [1-25]. Наиболее востребованной, среди различных направлений творчества для умственно отсталых обучающихся, является музыкальная деятельность, представляющая один из ключевых компонентов эстетического воспитания.

Отражая в художественных звуковых образах действительность, музыка обладает огромной по своему эстетическому воздействию силой, вызывая яркие эмоциональные переживания, способствует развитию воображения, воспитывает художественный вкус. Проблема влияния восприятия музыки на личность ребенка с умственной отсталостью давно интересует дефектологов. Так, по наблюдениям Эдуарда Сегена, ему не встречались умственно отсталые дети, не получавшие удовольствия от слушания музыки, по разному реагируя на нее: дети, с преобладанием реакций заторможенности, услышав музыку, выходили из оцепенения, начинали движения, передвигаясь ближе к источнику музыкального звучания, осуществляли попытки подпеть; гипервозбудимые дети под звуки музыки, особенно фортепианной, успокаивались, у них под влиянием музыкальных звуков, напротив прекращались аффективные состояния. Музыкой у умственно отсталых слушателей можно вызывать различные эмоциональные переживания. От того, насколько полно она опосредуется сознанием, зависит сила воздействия музыки на эмоциональную сферу человека. Понять содержание музыкального произведения и осознать средства музыкальной выразительности, означает обогатить эстетические чувства.

Современные нейропсихологические исследования установили, что музыкальные звуки воздействуют на центры коры больших полушарий головного мозга, мозжечок, таламус и гипоталамус, который выделяет психоактивные вещества, гормоны, оказывающие влияние на весь организм, испытывающий при этом ощущение удовольствия, комфорта. Возбуждение таламуса активизирует кортикальные центры. Различная роль левого и правого полушарий в восприятии музыки («дихотомическое слушание»), дифференцирует характер воздействия музыкального звучания на данные структуры: правое полушарие воспринимает образ музыкального произведения эмоционально целостно окрашенным, левое полушарие осуществляет аналитико-синтетическую функцию, различая интонации, мелодию, гармонию, динамику, тембр, ритм. Доказано наличие комплексного синхронного обоеполушарного характера музыкального восприятия, обусловленного личностными особенностями, образованием и опытом слушателя. Возникновение сильного эмоционального возбуждения оказывает воздействие на центры мозга, продуцирующие патологические влечения, тем самым тормозятся и вытесняются существующие патодинамические связи и образуются новые положительные переживания и установки. В процессе музыкальной деятельности наряду с произвольными психическими актами (зрительными, двигательными, осязательными, слуховыми музыкальными и внемузыкальными представлениями) возникают бессознательные психические реакции (эмоции, эстетические переживания). Данный факт обосновывает необходимость использования в музыкальном воспитании умственно отсталых детей специально подобранных музыкальных произведений, осуществляющих воздействие на аффективную сферу и высшие психические функции: внимание, восприятие, мышление, память, речь.

Активное восприятие произведения искусства – это творческий процесс, в ходе которого не только возникают эмоциональные состояния, но и как результат художественной реакции происходят процессы преодоления, разрешения этих эмоций («катарсис»). Под воздействием музыки упорядочиваются внутренние процессы эмоционального возбуждения, что вызывает значительный расход и уравновешивание нервно-психической энергии. С целью моделирования определенных эмоциональных состояний в качестве совокупности значимых раздражителей можно использовать специально подобранные музыкальные произведения.

Музыкальное воспитание в специальных (коррекционных) образовательных организациях для умственно отсталых обучающихся является одной из составляющих образовательного процесса, которое в комплексе с другими учебными дисциплинами способствует решению образовательных, воспитательных, коррекционно-развивающих и лечебно-компенсаторных задач. Овладевая различными видами музыкальной активности, обучающиеся самостоятельно применяют их в урочной, внеурочной деятельности, в ситуациях общения со сверстниками с нормативным интеллектуальным развитием. Участие умственно отсталых детей в музыкальной деятельности содействует формированию у них положительной эмоциональной установки и мотивации к музыке, обогащению музыкальных представлений, переживаний, эстетического отношения к природе, окружающему миру. Среди видов музыкальной деятельности умственно отсталых старшеклассников: слушание музыки, хоровое и сольное пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-дидактические игры, изучение элементарной теории музыки. Содержание музыкального воспитания способствует не только эстетическому воздействию на обучающихся, но и преодолению недостатков их познавательной деятельности, эмоциональной сферы и поведения. В ходе занятий музыкой отмечаются улучшение мышления учащихся, формирование целенаправленной деятельности и устойчивого внимания, нормализуя общий эмоциональный фон.

Одна из ключевых ролей в музыкально-эстетическом воспитании умственно отсталых детей отводится хоровому пению. Тщательно выбирается песенный репертуар, а также методические приемы и средства вокально-хорового обучения, учитывающие индивидуальное своеобразие каждого ребенка. Разучиванию песни с умственно отсталыми детьми уделяется больше времени, чем в массовой школе, обращая внимание на первое прослушивание, выразительность исполнения, познание эстетической ценности песни. Красивое, слаженное пение помогает детям лучше понять красоту музыкального произведения, сформировать эстетический вкус. Важная роль в формировании навыка пения отводится правильному выбору репертуара, который должен учитывать требования доступности, эстетики, развивающей направленности.

Среди специальных условий музыкального воспитания умственно обучающихся можно выделить следующие: наличие образовательных программ, учебно-методических пособий; применение динамического подхода в изучении положительных изменений в эстетической и музыкальной культуре учащихся; применение индивидуальных и фронтальных коррекционно-педагогических технологий, способствующих преодолению, как персональных, так и общих для всех учащихся нарушений; вовлечение в процесс музыкального воспитания всего педагогического коллектива и родителей обучающихся.

Современный этап развития специального образования призван возродить и удовлетворить национально-культурные запросы общества, определяемого национальным самосознанием в содержании музыкального и эстетического воспитания. Именно школа позволяет сформироваться новым носителям национального достояния и творческого продолжения. Специальной школе, открытой для внешнего взаимодействия с организациями общего и дополнительного образования, учреждениями культуры, общественными объединениями, отводится ведущая роль в приобщении и погружении учащихся в родную национальную культуру, историю, обычаи и традиции своего народа, что и составляет суть эстетического воспитания.


Библиографическая ссылка

Волкова Т.Г., Евтушенко И.В. РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 11-1. – С. 9-12;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10681 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674