Процесс реструктуризации школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации затрагивает чрезвычайно широкий спектр вопросов, связанных с жизнеустройством выпускников учреждений государственной поддержки детства. Несмотря на превалирование нового функционала учреждений, в которые будут реструктурированы школы-интернаты для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, постинтернатное сопровождение выпускников будет продолжать находиться в центре внимания таких учреждений, поскольку актуальность данной проблематики в настоящий период развития общества только возрастает. Задача сопровождения выпускников школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для их комплексной социализации тесно соприкасается с задачей проведения их широко направленного воспитания и развития. Решение обеих задач предусматривает воспитание воли, культуры поведения в коллективе, – например, на производстве, где выпускнику школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предстоит начать трудиться, навыков командного взаимодействия и других социализирующих факторов. Отправной точкой для этого на протяжении восьми лет является деятельное участие воспитанников, воспитателей и администрации КОУ ВО «Школа-интернат № 1 для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей» в Международном телекоммуникационном образовательном проекте «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко». http://my.mail.ru/list/papa888/. С другой стороны, его начинателями активными участниками являются организаторы Международных экспериментов и сотрудники ФГБНУ ИСМО РАО (в начале нашего сотрудничества – ИОСО РАО).
Учёные, педагогические сотрудники и их воспитанники совместно участвуют в поиске, отборе, классификации, редактировании и представлении в виртуальной Мариинской галерее мультимедийных материалов воспитательного и развивающего содержания.
Выпускники совершенствуют свои коммуникативные навыки и дистанционно, путём активного использования социальных сетей в интернете, а в реальном мире учатся продуктивно взаимодействовать в коллективе, повышают чувство ответственности за порученное дело, а также реализуют на практике множество других форм и способов социализации в рамках производственного объединения, организации или учреждения, сотрудниками которого они теперь являются. Разумеется, что детям при этом не знакомы такие понятия как «социализация», «социальная адаптация», «самоопределение» и др. Однако своевременная помощь им в формировании круга позитивного, достойного круга общения способна существенно сократить дистанцию, отделяющую выпускников от показателей модели их надлежащей социализации.
Цель исследования – разработать и апробировать механизм сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации.
Объект исследования – сопровождение выпускников как средство их комплексной социализации.
Предмет исследования – процесс сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации.
Задачи исследования на ближайшие 5 лет подразделяются на три основных блока: нормативно-правовые и организационные; методические и психолого-педагогические; финансово-экономические.
К нормативно-правовым и организационным задачам относятся:
1) создание пакета нормативно-правовых документов, обеспечивающих сетевое сотрудничество образовательных учреждений в области сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации.
2) совершенствование механизма функционирования телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко» http://my.mail.ru/list/papa888/, направленного на реализацию модели сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации.
3) реализация новых подходов к организационному построению процесса в области сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации, используя дистанционные образовательные технологии;
4) организация повышения квалификации педагогических кадров, освоение ими открытых образовательных методик и технологий, ИКТ-компетенций;
5) формирование системы мониторинга работы в рамках телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко», а также управления им с целью оптимизации работы в области сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации;
6) разработка комплекса показателей педагогической эффективности работы образовательных учреждений, использующих ресурсы образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко»;
7) совершенствование процесса сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации в учреждениях, вовлечённых в экспериментальную работу образовательных учреждений с целью планомерного пополнения ресурсов «Мариинской галереи».
К методическим и психолого-педагогическим задачам относятся:
1) освоение педагогами нового информационно-образовательного пространства, организованного в области сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации среди учреждений и образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко», а также способов и приемов поиска и использования в образовательном процессе сетевых образовательных ресурсов и технологий сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации;
2) освоение педагогами практики составления и использования программ сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации, основанных на использовании сетевых образовательных ресурсов;
3) освоение педагогами новых форм организации образовательного процесса;
4) внедрение в практику педагогов-предметников открытых образовательных технологий, направленных на совершенствование процесса сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации;
5) введение в педагогическую практику критериальной системы оценивания сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации с целью унификации подходов к оцениванию в рамках образовательного проекта;
6) освоение педагогами методов комплексного оценивания воспитанников, учитывающего результаты учебной деятельности в очном и дистанционном режиме обучения;
7) разработка психологическими службами образовательных учреждений методов максимально эффективного функционирования воспитанников и педагогов в рамках телекоммуникационного образовательного пространства.
К финансово-экономическим задачам относятся:
1) эффективное использование ресурсов образовательных учреждений, участвующих в реализации телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко» с использованием дистанционного обучения;
2) определение экономических индикаторов эффективности работы образовательных учреждений в условиях сетевого взаимодействия;
3) разработка формы обоснования экономической целесообразности использования в экспериментальной деятельности дистанционных образовательных технологий и сетевых информационно-образовательных ресурсов;
4) проведение сравнительного экономического анализа эффективности использования ресурсов (образовательных, кадровых, организационных, материально-технических) в условиях образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко», не использующих и использующих в образовательном процессе механизмы совершенствования процесса сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации;
5) улучшение учебно-методической и материально-технической базы образовательных учреждений, участвующих в работе по данному эксперименту.
Гипотеза.
Сопровождение выпускников школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, становится средством их комплексной социализации, если:
– разработана нормативно-правовая база, обеспечивающая сетевое взаимодействие образовательных учреждений в процессе сопровождения выпускников КОУ ВО «Школа-интернат № 1 для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей»;
– освоен механизм построения телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко» и реализована модель сопровождения выпускников КОУ ВО «Школа-интернат № 1 для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей», адекватной образовательным потребностям и ресурсному обеспечению образовательных учреждений, входящих в сетевое взаимодействие;
– сотрудниками освоено новое информационно-образовательное пространство, способы и приемы поиска и использования в образовательном процессе сетевых образовательных ресурсов и технологий сопровождения выпускников КОУ ВО «Школа-интернат № 1 для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей»;
– в педагогическую практику введена критериальная система оценивания результатов сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации с целью унификации подходов к оцениванию в образовательных учреждениях сети;
– сформирована система мониторинга работы телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко», а также управления ею с целью оптимизации работы по сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации.
Перечень используемых методик:
– обобщение и анализ педагогического опыта сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации;
– диагностика процесса сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации;
– методика составления и использования программ формирования метапредметных результатов образования, основанных на использовании сетевых образовательных ресурсов;
– методика мониторинга работы телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко» по сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации;
– анализ продуктов деятельности образовательных учреждений– участников площадки.
Инновационный потенциал:
– построение и реализация модели сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации;
– разработка технологии сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации;
– введение в педагогическую практику критериальной системы оценивания результатов сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации;
– формирование системы мониторинга работы телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко» по сопровождению выпускников как средства их комплексной социализации.
Ожидаемые результаты:
– разработка и апробация механизма сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации;
– решение нормативно-правовых, организационных, методических, психолого-педагогических и финансово-экономических задач.
Методы исследования:
– анализ и обобщение научных исследований и актуального педагогического опыта;
– диагностика характеристик процесса сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации;
– анализ мониторинга работы телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко» в сфере сопровождения выпускников;
– анализ продуктов и результатов деятельности учреждений-участников площадки.
По результатам экспериментальной работы планируется:
– метапрограммы педагогов-участников площадки;
– рекомендации образовательным и иным заинтересованным учреждениям по организации сетевого взаимодействия в решении проблемы;
– система мониторинга сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации;
– научно-методическая конференция «Сопровождение выпускников школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как средство их комплексной социализации».
План поэтапной реализации эксперимента
Первый этап – диагностико-ориентировочный – 2016 г.
– Проведение комплексного анализа по сопоставлению образовательных потребностей и ресурсов образовательных учреждений – участников сетевого взаимодействия. Выявление дополнительных потребностей в ресурсах сети.
– Определение модели сетевого взаимодействия базового образовательного учреждения (КОУ ВО «Школа-интернат для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей») с другими образовательными учреждениями.
– Конструирование единой региональной системы мониторинга сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации.
– Разработка содержания метапрограмм сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации.
– Проведение мониторинга образовательных потребностей выпускников (в рамках работы новых структурных подразделений, таких как, например, служба сопровождения выпускников).
– Ревизия внутренних образовательных ресурсов учреждений сети (профильные, базовые, элективные курсы для принимающих семей, лабораторная база, цифровые образовательные ресурсы).
– Мониторинг внутренних кадровых ресурсов (педагоги профильного обучения и предпрофильной подготовки, педагоги, обеспечивающие базовое образование, уровень ИКТ-компетенций педагогического состава, педагоги, имеющие квалификацию сетевых педагогов и сетевых тьюторов по вопросам сопровождения выпускников).
– Анализ возможностей информационно-технического обеспечения образовательного процесса учреждений – участников сетевого взаимодействия (компьютеры, принтеры, проекторы, экраны, наличие локальной сети, компьютерные классы, медиатеки, возможность выхода в Интернет и т.п.).
Второй этап – проектировочно-организационный – 2017 г.
– Утверждение сетевой модели использования информационно-образовательных ресурсов в решении проблемы сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации.
– Завершение комплексного анализа возможностей реализации потребностей выпускников базового экспериментального учреждения.
– Подготовка рекомендаций учреждениям государственной поддержки детства (в зависимости от типа) по организации сетевого взаимодействия.
– Освоение психолого-педагогической диагностики уровня эффективности сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации в условиях сетевого взаимодействия.
– Поэтапная реализация разработанных программ с использованием на занятиях школы принимающей семьи приемов открытых образовательных технологий.
– Отбор критериального аппарата, единого для всех участников телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко», реализации метапредметных программ.
– Выявление образовательных учреждений, готовых к обмену ресурсами в решении проблемы сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации посредством метапрограмм.
Третий этап – аналитико-корректировочный – «Совершенствование» – 2018–2021 гг.
– Подведение промежуточных итогов деятельности учреждений-участников телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко» по реализации проблемы исследования.
– Диссимиляция положительного педагогического опыта на муниципальном, региональном, федеральном и международном уровнях.
– Проведение оценки эффективности использования ресурсов телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко» в решении проблемы сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации.
Библиографическая ссылка
Латышев О.Ю. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ КАК ПУТЬ ИХ КОМПЛЕКСНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 11-1. – С. 20-24;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10684 (дата обращения: 21.11.2024).