Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ КАК ПУТЬ ИХ КОМПЛЕКСНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Латышев О.Ю. 1
1 Дирекция международных экспериментов телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко»
В основу предлагаемой Вашему вниманию статьи положены ключевые составляющие программы международного эксперимента по теме «Педагогическое сопровождение выпускников школ-интернатов как средство их комплексной социализации», проводимого на базе казённого образовательного учреждения Воронежской области «Школа-интернат № 1 для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей» (директор – отличник народного просвещения, действительный член Международной общественной организации «Академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А.А. Остапца-Свешникова» Ильин В.Н.). В данной работе раскрывается актуальность, цель, объект и предмет экспериментального исследования. Его задачи на ближайшие 5 лет подразделяются на три основных блока: нормативно-правовые и организационные; методические и психолого-педагогические; финансово-экономические. Высказанная нами гипотеза содержит условия, при выполнении которых определение воспитанников в замещающие семьи обеспечит новое качество их надлежащей социализации. Приводится перечень используемых методик и методов. Описан задействованный при этом инновационный потенциал. Представлены ожидаемые результаты исследования, а также их обсуждение. Завершает статью план поэтапной реализации эксперимента на 2016-2020 годы.
педагогическое сопровождение
выпускник
школа-интернат
дети-сироты
социализация
1. Байер Е.А., Латышев О.Ю. Повышение жизнестойкости детей-сирот средствами экскурсионно-туристической деятельности // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». – Тольятти, 2012. – С. 144–154.
2. Байер Е.А., Латышев О.Ю. Развитие одарённости и жизнестойкости воспитанников детского дома средствами туристско-краеведческой деятельности // Материалы межрегионального интернет-педсовета «Одаренные дети и талантливая молодежь: выявление, развитие, сопровождение». – Уфа, 2012.
3. Байер Е.А., Петрова Е.В., Латышев О.Ю. Династия Романовых как образец преданности идеалам православия для воспитанников детских домов // Толерантность межконфессиональных отношений как условие стабильного развития Украины: материалы Международной научно-практической конференции, 25-26 октября 2013, г.. Запорожья. – Запорожье 2013.
4. Байер Е.А., Петрова Е.В., Латышев О.Ю. Воспитание олимпийского резерва с использованием информационных технологий (на примере детских домов) // Материалы Международного олимпийского конгресса «Олимпийский спорт и спорт для всех». – Пекин, изд-во Столичного института физического воспитания и спорта, 2013. – Режим доступа: www.mediagram.ru/netcat.../h_537b85f9b091dc8e98d8a1549bb798db.
5. Байер Е.А., Петрова Е.В., Латышев О.Ю. Жизнестойкость детей-сирот как результат туристско-краеведческой деятельности детского дома // Туризм и краеведение: Сборник научных трудов. – Приложение к Гуманитарного Вестнике ДВНЗ «Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды». – Переяслав-Хмельницький, ФОП Лукашевич О.М., 2013. – С. 408-415.
6. Байер Е.А., Петрова Е.В., Латышев О.Ю. Определяющая роль академической мобильности в современной самореализации учёных // Наука и образование в глобалiзованому мире: традиции, настоящее, перспективы: материалы международной научно-практической конференции, 17-18 октября 2013, г. Умань. – Умань: ПП Жовтий О.О., – 2013. – Ч.1. – С. 149–151. – Режим доступа: http://blogs.mail.ru/list/papa888/241368D0FE9C4E06.html http://papa888.livejournal.com/22172.htm http://predu.livejournal.com/209287.html.
7. Байер Е.А., Петрова Е.В., Латышев О.Ю. Экономическое сознание и поведение выпускников детских домов: проблемы и реальность // Iнституцiональнi преобразования в обществе: мировой опыт и украинская реальность: материалы VIII Международной научно-практической конференции (Мелитополь, 13-14 сентября 2013) / за заг. ред. А.А. Ткача и М.М. Радев – Мелитополь: МIДМУ «КПУ», 2013. – С. 117–119.
8. Латышев О. Ю., Байер Е. А. Профилактика негативных последствий использования информационных технологий // Материалы международной научно-практической конференции «Инновационные педагогические технологии в подготовке будущих специалистов с высшим образованием: опыт, проблемы, перспективы», Винница, ВНТУ, 8-10 октября 2013. (Электронная версия): [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.google.com/file/d/0B23xOM6EvX0gUzlvUXJOWnNoN00/edit?usp=sharing.
9. Bajer E., Petrova E.V., Latyshev O. BREADING THE OLYMPIC RESERVE by the informational technologies (IN THE ORPHANAGES) // Live scientific journal «PAPA888» (Электронная версия): [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://papa888.livejournal.com/11298.html http://predu.livejournal.com/194595.html http://blogs.mail.ru/list/papa888/48B3AC4725903780.html.
10. Bajer E., Petrova E.V., Latyshev O. VIABILITY ORPHANS AS A RESULT OF TOURISM LOCAL HISTORY OF ORPHANAGE // Live scientific journal «PAPA888» (Электронная версия): [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://papa888.livejournal.com/26164.html.

Процесс реструктуризации школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации затрагивает чрезвычайно широкий спектр вопросов, связанных с жизнеустройством выпускников учреждений государственной поддержки детства. Несмотря на превалирование нового функционала учреждений, в которые будут реструктурированы школы-интернаты для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, постинтернатное сопровождение выпускников будет продолжать находиться в центре внимания таких учреждений, поскольку актуальность данной проблематики в настоящий период развития общества только возрастает. Задача сопровождения выпускников школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для их комплексной социализации тесно соприкасается с задачей проведения их широко направленного воспитания и развития. Решение обеих задач предусматривает воспитание воли, культуры поведения в коллективе, – например, на производстве, где выпускнику школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предстоит начать трудиться, навыков командного взаимодействия и других социализирующих факторов. Отправной точкой для этого на протяжении восьми лет является деятельное участие воспитанников, воспитателей и администрации КОУ ВО «Школа-интернат № 1 для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей» в Международном телекоммуникационном образовательном проекте «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко». http://my.mail.ru/list/papa888/. С другой стороны, его начинателями активными участниками являются организаторы Международных экспериментов и сотрудники ФГБНУ ИСМО РАО (в начале нашего сотрудничества – ИОСО РАО).

Учёные, педагогические сотрудники и их воспитанники совместно участвуют в поиске, отборе, классификации, редактировании и представлении в виртуальной Мариинской галерее мультимедийных материалов воспитательного и развивающего содержания.

Выпускники совершенствуют свои коммуникативные навыки и дистанционно, путём активного использования социальных сетей в интернете, а в реальном мире учатся продуктивно взаимодействовать в коллективе, повышают чувство ответственности за порученное дело, а также реализуют на практике множество других форм и способов социализации в рамках производственного объединения, организации или учреждения, сотрудниками которого они теперь являются. Разумеется, что детям при этом не знакомы такие понятия как «социализация», «социальная адаптация», «самоопределение» и др. Однако своевременная помощь им в формировании круга позитивного, достойного круга общения способна существенно сократить дистанцию, отделяющую выпускников от показателей модели их надлежащей социализации.

Цель исследования – разработать и апробировать механизм сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации.

Объект исследования – сопровождение выпускников как средство их комплексной социализации.

Предмет исследования – процесс сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации.

Задачи исследования на ближайшие 5 лет подразделяются на три основных блока: нормативно-правовые и организационные; методические и психолого-педагогические; финансово-экономические.

К нормативно-правовым и организационным задачам относятся:

1) создание пакета нормативно-правовых документов, обеспечивающих сетевое сотрудничество образовательных учреждений в области сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации.

2) совершенствование механизма функционирования телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко» http://my.mail.ru/list/papa888/, направленного на реализацию модели сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации.

3) реализация новых подходов к организационному построению процесса в области сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации, используя дистанционные образовательные технологии;

4) организация повышения квалификации педагогических кадров, освоение ими открытых образовательных методик и технологий, ИКТ-компетенций;

5) формирование системы мониторинга работы в рамках телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко», а также управления им с целью оптимизации работы в области сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации;

6) разработка комплекса показателей педагогической эффективности работы образовательных учреждений, использующих ресурсы образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко»;

7) совершенствование процесса сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации в учреждениях, вовлечённых в экспериментальную работу образовательных учреждений с целью планомерного пополнения ресурсов «Мариинской галереи».

К методическим и психолого-педагогическим задачам относятся:

1) освоение педагогами нового информационно-образовательного пространства, организованного в области сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации среди учреждений и образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко», а также способов и приемов поиска и использования в образовательном процессе сетевых образовательных ресурсов и технологий сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации;

2) освоение педагогами практики составления и использования программ сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации, основанных на использовании сетевых образовательных ресурсов;

3) освоение педагогами новых форм организации образовательного процесса;

4) внедрение в практику педагогов-предметников открытых образовательных технологий, направленных на совершенствование процесса сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации;

5) введение в педагогическую практику критериальной системы оценивания сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации с целью унификации подходов к оцениванию в рамках образовательного проекта;

6) освоение педагогами методов комплексного оценивания воспитанников, учитывающего результаты учебной деятельности в очном и дистанционном режиме обучения;

7) разработка психологическими службами образовательных учреждений методов максимально эффективного функционирования воспитанников и педагогов в рамках телекоммуникационного образовательного пространства.

К финансово-экономическим задачам относятся:

1) эффективное использование ресурсов образовательных учреждений, участвующих в реализации телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко» с использованием дистанционного обучения;

2) определение экономических индикаторов эффективности работы образовательных учреждений в условиях сетевого взаимодействия;

3) разработка формы обоснования экономической целесообразности использования в экспериментальной деятельности дистанционных образовательных технологий и сетевых информационно-образовательных ресурсов;

4) проведение сравнительного экономического анализа эффективности использования ресурсов (образовательных, кадровых, организационных, материально-технических) в условиях образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко», не использующих и использующих в образовательном процессе механизмы совершенствования процесса сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации;

5) улучшение учебно-методической и материально-технической базы образовательных учреждений, участвующих в работе по данному эксперименту.

Гипотеза.

Сопровождение выпускников школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, становится средством их комплексной социализации, если:

– разработана нормативно-правовая база, обеспечивающая сетевое взаимодействие образовательных учреждений в процессе сопровождения выпускников КОУ ВО «Школа-интернат № 1 для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей»;

– освоен механизм построения телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко» и реализована модель сопровождения выпускников КОУ ВО «Школа-интернат № 1 для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей», адекватной образовательным потребностям и ресурсному обеспечению образовательных учреждений, входящих в сетевое взаимодействие;

– сотрудниками освоено новое информационно-образовательное пространство, способы и приемы поиска и использования в образовательном процессе сетевых образовательных ресурсов и технологий сопровождения выпускников КОУ ВО «Школа-интернат № 1 для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей»;

– в педагогическую практику введена критериальная система оценивания результатов сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации с целью унификации подходов к оцениванию в образовательных учреждениях сети;

– сформирована система мониторинга работы телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко», а также управления ею с целью оптимизации работы по сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации.

Перечень используемых методик:

– обобщение и анализ педагогического опыта сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации;

– диагностика процесса сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации;

– методика составления и использования программ формирования метапредметных результатов образования, основанных на использовании сетевых образовательных ресурсов;

– методика мониторинга работы телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко» по сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации;

– анализ продуктов деятельности образовательных учреждений– участников площадки.

Инновационный потенциал:

– построение и реализация модели сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации;

– разработка технологии сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации;

– введение в педагогическую практику критериальной системы оценивания результатов сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации;

– формирование системы мониторинга работы телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко» по сопровождению выпускников как средства их комплексной социализации.

Ожидаемые результаты:

– разработка и апробация механизма сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации;

– решение нормативно-правовых, организационных, методических, психолого-педагогических и финансово-экономических задач.

Методы исследования:

– анализ и обобщение научных исследований и актуального педагогического опыта;

– диагностика характеристик процесса сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации;

– анализ мониторинга работы телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко» в сфере сопровождения выпускников;

– анализ продуктов и результатов деятельности учреждений-участников площадки.

По результатам экспериментальной работы планируется:

– метапрограммы педагогов-участников площадки;

– рекомендации образовательным и иным заинтересованным учреждениям по организации сетевого взаимодействия в решении проблемы;

– система мониторинга сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации;

– научно-методическая конференция «Сопровождение выпускников школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как средство их комплексной социализации».

План поэтапной реализации эксперимента

Первый этап – диагностико-ориентировочный – 2016 г.

– Проведение комплексного анализа по сопоставлению образовательных потребностей и ресурсов образовательных учреждений – участников сетевого взаимодействия. Выявление дополнительных потребностей в ресурсах сети.

– Определение модели сетевого взаимодействия базового образовательного учреждения (КОУ ВО «Школа-интернат для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей») с другими образовательными учреждениями.

– Конструирование единой региональной системы мониторинга сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации.

– Разработка содержания метапрограмм сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации.

– Проведение мониторинга образовательных потребностей выпускников (в рамках работы новых структурных подразделений, таких как, например, служба сопровождения выпускников).

– Ревизия внутренних образовательных ресурсов учреждений сети (профильные, базовые, элективные курсы для принимающих семей, лабораторная база, цифровые образовательные ресурсы).

– Мониторинг внутренних кадровых ресурсов (педагоги профильного обучения и предпрофильной подготовки, педагоги, обеспечивающие базовое образование, уровень ИКТ-компетенций педагогического состава, педагоги, имеющие квалификацию сетевых педагогов и сетевых тьюторов по вопросам сопровождения выпускников).

– Анализ возможностей информационно-технического обеспечения образовательного процесса учреждений – участников сетевого взаимодействия (компьютеры, принтеры, проекторы, экраны, наличие локальной сети, компьютерные классы, медиатеки, возможность выхода в Интернет и т.п.).

Второй этап – проектировочно-организационный – 2017 г.

– Утверждение сетевой модели использования информационно-образовательных ресурсов в решении проблемы сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации.

– Завершение комплексного анализа возможностей реализации потребностей выпускников базового экспериментального учреждения.

– Подготовка рекомендаций учреждениям государственной поддержки детства (в зависимости от типа) по организации сетевого взаимодействия.

– Освоение психолого-педагогической диагностики уровня эффективности сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации в условиях сетевого взаимодействия.

– Поэтапная реализация разработанных программ с использованием на занятиях школы принимающей семьи приемов открытых образовательных технологий.

– Отбор критериального аппарата, единого для всех участников телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко», реализации метапредметных программ.

– Выявление образовательных учреждений, готовых к обмену ресурсами в решении проблемы сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации посредством метапрограмм.

Третий этап – аналитико-корректировочный – «Совершенствование» – 2018–2021 гг.

– Подведение промежуточных итогов деятельности учреждений-участников телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко» по реализации проблемы исследования.

– Диссимиляция положительного педагогического опыта на муниципальном, региональном, федеральном и международном уровнях.

– Проведение оценки эффективности использования ресурсов телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко» в решении проблемы сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации.


Библиографическая ссылка

Латышев О.Ю. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ КАК ПУТЬ ИХ КОМПЛЕКСНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 11-1. – С. 20-24;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10684 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674