Рабочая образовательная программа по дисциплине «Экономико-социальные аспекты технической эксплуатации судов» разработана для обучающихся по направлению подготовки 26.03.02 – «Кораблестроение, океанотехника, и системотехника объектов морской инфраструктуры» (уровень бакалавриата), в соответствии с ФГОС ВО, утвержденного Министерством образования и науки РФ приказом № 960, от 03.09.15 г., и учебного плана, утвержденного ректором и одобренного Ученым советом МГТУ.
Таблица 1
Результаты формирования компетенций и планируемые результаты обучения
Компетенции |
Результаты обучения |
ОПК-2 – способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач |
Знать: основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении технических задач; особенности технической эксплуатации судового оборудования. Уметь: организовать и выполнить практические исследования социально-экономической обстановки, конкретных форм управления технической эксплуатации; применять экономическую терминологию лексику и основные экономические категории. Владеть: методами анализа и обобщения экономических, социальных и организационных показателей, характеризующих качество и управление технической эксплуатации судов |
ПК-14 – способность выполнять стоимостную оценку основных производственных ресурсов |
Знать: теоретические основы функционирования рыночной экономики; Современные методы социально-экономической диагностики, получение обобщённых характеристик, и информации и её обработки с помощью ПК. Уметь: анализировать конкретные экономические ситуации с позиции основ экономической теории, оценивать современную экономическую политику государства; выполнять стоимостную оценку основных производственных ресурсов. Владеть: методами руководства и развития социально-экономических и организационных процессов в объектах морской инфраструктуры |
Целью дисциплины «Экономико-социальные аспекты технической эксплуатации судов» является подготовка бакалавров в соответствии ФГОС ВО и учебным планом. Задачи дисциплины: формирование понимания основ технической эксплуатации судов, экономических проблемах эксплуатации судового оборудования и социальных аспектах экипажей морских судов. Дисциплина изучается на 2 курсе в 3 семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, всего 72 часа. Форма контроля – зачет. Перечень компетенций и результаты их формирования представлены в табл. 1.
Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины: экономика – основы экономики, экономика предприятия; высшая математика – алгебра, геометрия, анализ, статистика; информатика – устройство и работа ЭВМ.
Структура и содержание учебной дисциплины «Экономико-социальные аспекты технической эксплуатации судов» представлены в табл. 2.
Таблица 2
Содержание разделов дисциплины, виды работы
Содержание разделов (модулей), тем дисциплины |
Количество часов |
||
Модуль 1. |
Лекц |
Пр.р |
См.р. |
1. Цели и задачи и содержание технической эксплуатации судов (ТЭС). Техническая эксплуатация как производственная система и ее эффективность. Основные характеристики судов как объектов технической эксплуатации |
2 |
4 |
6 |
2. Управление ТЭС. Документация по ТЭС. Система технического обслуживания и ремонта судов. Методы технического обслуживания и ремонта судовой техники. Эксплуатационно-ремонтные циклы ремонта судов |
2 |
4 |
6 |
3. Анализ взаимосвязей показателей технической эксплуатации судов и финансово-экономических показателей работы судна. Показатели, характеризующие эксплуатационный период судов. Показатели, характеризующие затраты на техническую эксплуатацию |
2 |
2 |
6 |
4. Процессы технической эксплуатации. Процессы технического обслуживания и ремонта. Контроль технического состояния судовой техники. Оптимизация графиков и сроков технического обслуживания и ремонта |
2 |
– |
6 |
5. Информационные аспекты технической эксплуатации судов. Формирование информационной базы. Современные требования к информационным системам по ТЭ судов. Концепция развития технической эксплуатации судов на базе информационных технологий |
2 |
4 |
6 |
6. Повышение эффективности ТЭС. Снижение трудоемкости технического обслуживания и ремонта. Совершенствование системы технического обслуживания и ремонта |
2 |
– |
6 |
Модуль 2. Всего по 1 модулю |
12 |
14 |
28 |
1. Особенности работы судового экипажа в современных условиях. Принцип организации и планирования рабочего времени членов экипажа |
2 |
2 |
6 |
2. Функции экипажа судна по технической эксплуатации судна. Социально-экономическая защита судовых экипажей морских судов. Конвенция о труде в морском судоходстве |
2 |
– |
6 |
Всего по 2 модулю |
4 |
2 |
12 |
Итого: |
16 |
16 |
40 |
Используемые фонды оценочных средств, их краткая характеристика
Доклад – выступление обучающегося, включающее самостоятельное изучение литературных и информационных источников, сбор материала по заданной теме, оформление тезисов, и подготовка к сообщению. Примерные темы докладов:
1. Техническая эксплуатация как производственная система.
2. Эффективность системы технической эксплуатации.
3. Основные характеристики судов как объектов технической эксплуатации.
Творческое задание – презентация – подготовка по заданной или самостоятельно выбранной теме слайдов в программе PowerPoint. Презентации должна содержать не более 15 слайдов, а продолжительность выступления – не более 10 минут. Примерные темы презентаций:
1. Технология управления жизненным циклом объектов морской техники.
2. Судоремонт, модернизация морской техники и оборудования.
3. Функции экипажа морских судов.
Фонд тестовых заданий – задания, в которых надо выбрать один верный ответ. Задания предполагают закрепление и углубление знаний по отдельным темам дисциплины. Пример тестового задания: Вопрос – Техническое использование судов предусматривает… Ответы-
а) высокой степени готовности судов к использованию по назначению;
б) безопасной переправки пассажиров;
в) хорошую работу экипажа.
Защита практических работ – предоставление преподавателю письменного отчета о выполненном практическом задании по каждой теме. Перечень тем практических работ:
1. Изучение основных технико-экономических характеристик судов различных типов – 4 ч.
2. Составление эксплуатационно-ремонтные циклы ремонта судов с учетом нормативных документов и отраслевых стандартов – 4 ч.
3. Определение количественной оценки уровня технической эксплуатации судна – 2 ч.
4. Примеры использования информационных технологий для решения задач технической эксплуатации – 4 ч.
5. Анализ выполнения плана по труду и заработной плате членов экипажа – 2 ч.
Критерии оценивания обучающихся
Зачтено – своевременно и правильно выполнены задания текущего контроля: посещение лекций, выполнение и защита всех практических работ, доклад, презентация, тестовые задания. Не зачтено – несвоевременное выполнение заданий, пропуск лекций, отсутствие доклада, презентации, ошибки в тестовых заданиях.
В соответствии с бально-рейтинговой системой оценивания промежуточной аттестации, обучающийся получает «зачтено», если набрал 60–100 баллов за выполнение всех контрольных точек, «не зачтено», если набрал 0–59 баллов. Итоговая оценка по дисциплине выставляется в экзаменационную ведомость и зачетную книжку обучающегося.
Библиографическая ссылка
Радионовская Т.И. ЭКОНОМИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-1. – С. 121-123;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10838 (дата обращения: 27.12.2024).