Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРВОГО КЛАССА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Евтушенко И.В. 1
1 Московский педагогический государственный университет
Одной из проблем отечественного специального образования является разработка обновленного содержания учебного предмета «Музыка» для умственно отсталых обучающихся, соответствующего современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Нарушения высших психических функций у умственно отсталых обучающихся носят распространенный характер и определяют необходимость разработок действенных коррекционно-развивающих технологий, нормализующих нарушенные функции, представляющих возможность для педагогов по выявлению эффективности специального музыкально-образовательного процесса. В материалах отечественных психолого-педагогических исследований сравнительно мало представлены результаты музыкального воспитания умственно отсталых детей младшего школьного возраста. В статье изложены материалы исследования, осуществленного в рамках организованного Министерством образования и науки РФ Проекта «Разработка программно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 класс)».
музыкальное воспитание
умственно отсталые обучающиеся
музыка
пение
1. Артемова Е.Э., Евтушенко И.В., Тишина Л.А. К проблеме модернизации программ подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. – URL: http://www.science-education.ru/130-22994 (дата обращения: 19.11.2015).
2. Борякова Н.Ю., Данилова А.М., Евтушенко Е.А., Евтушенко И.В., Левченко И.Ю., Лифанова Т.М., Орлова О.С., Ткачева В.В., Туманова Т.В., Филичева Т.Б. К вопросу о наименовании отдельных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – №10 (часть 2). – С. 175–177.
3. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / И.В. Евтушенко, М.В. Жигорева, И.Ю. Левченко и др. – М., 2013.
4. Евтушенко Е.А. Театрализованная деятельность детей-сирот // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 3. – С.23-25.
5. Евтушенко Е.А., Артемова Е.Э., Евтушенко И.В., Тишина Л.А. Проектирование модели реализации основной профессиональной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «специальное (дефектологическое) образование» в условиях сетевого взаимодействия // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. – URL: http://www.science-education.ru/130-23919 (дата обращения: 03.12.2015).
6. Евтушенко Е.А., Евтушенко И.В. К оценке уровня нравственной воспитанности обучающихся с умственной отсталостью // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24421 (дата обращения: 28.04.2016).
7. Евтушенко И.В. Использование регулятивной функции музыки в воспитании детей с легкой умственной отсталостью // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/113-10919 (дата обращения: 27.11.2013).
8. Евтушенко И.В. Методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых школьников // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10 (часть 13). – С. 2963-2966.
9. Евтушенко И.В. Модель музыкального воспитания умственно отсталых школьников в системе специального образования // Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. – М., 2014.
10. Евтушенко И.В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей-сирот. – М., 2003.
11. Евтушенко И.В. Некоторые аспекты формирования нравственной культуры детей с интеллектуальным недоразвитием // Вестник Университета Российской академии образования. – 2008. – №2(40). – C. 113-115.
12. Евтушенко И.В. Современные подходы к разработке модели социализации умственно отсталых детей // Особые дети в обществе: Сб. науч. докладов и тезисов выступл. участников I Всеросс. съезда дефектологов. 26-28 октября 2015 г. – М., 2015. – С. 68–75.
13. Евтушенко И.В. Формирование основ музыкальной культуры умственно отсталых школьников в системе специального образования: дис… д-ра пед. наук. – М., 2009.
14. Евтушенко И.В. Формирование профессионально-правовой компетентности учителя-дефектолога // Коррекционная педагогика. – 2008. – №1 (25). – С. 57-66.
15. Евтушенко И.В., Готовцев Н.Г., Слепцов А.И., Сергеев В.М. Проблемы формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья глазами инвалидов // Современные наукоемкие технологии. – 2015. № 12 (часть 3). – С. 492-496.
16. Евтушенко И.В., Евтушенко Е.А., Левченко И.Ю. Профессиональный стандарт педагога-дефектолога: проблемы разработки содержания // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – М., 2015. – № 4. – С. 684-690.
17. Евтушенко И.В., Евтушенко И.И. Основы формирования гуманных межличностных отношений в классном коллективе старшеклассников в условиях инклюзивного образования // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы IV Междунар. науч.-практич. конференции, Москва, 26-27 июня 2014 г. / Под ред. И.В. Евтушенко, В.В. Ткачевой. – М., 2014. – С.130–136.
18. Евтушенко И.В., Казючиц М.И., Чернышкова Е.В. Музыкальное сочинительство как профилактика профессиональной деформации личности педагога-дефектолога // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – №8 (часть 1). – С. 111–115.
19. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К проблеме разработки профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – URL: http://www.science-education.ru/127-20910 (дата обращения: 29.07.2015).
20. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К разработке компетенций специалистов в сфере ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24279 (дата обращения: 04.04.2016).
21. Евтушенко И.И. Внеучебная деятельность как фактор формирования правовой культуры старшеклассников // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №5. – URL: http://www.science-education.ru/111-10104.
22. Евтушенко И.И. Формирование правовой культуры старшеклассников во внеучебной деятельности // Социально-гуманитарные знания. – 2011. – №4. – С. 356-361.
23. Казючиц М.И., Евтушенко И.В. Использование современной авторской песни в музыкальном воспитании умственно отсталых обучающихся // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – №5-5. – С. 790–794.
24. Олигофренопедагогика / Т.В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова, И.А. Грошенков, И.В. Евтушенко и др. – М., 2009.
25. Орлова О.С., Левченко И.Ю., Евтушенко И.В. Вопросы содержания профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» // Современ=ные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130-23294 (дата обращения: 30.11.2015).
26. Ткачева В.В., Евтушенко И.В. К проблеме организации профессиональной ориентации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. – URL: www.science-education.ru/129-22142 (дата обращения: 11.11.2015).

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) учебный предмет «Музыка» является обязательным учебным предметом предметной области «Искусство и проводится в первом дополнительном, и с первого по пятый классы. Еженедельно в первом дополнительном и первом классах на учебный предмет «Музыка» выделяется два часа, а со второго по пятый класс – один час в неделю. При составлении расписания в первом дополнительном и первом классах необходимо равномерное распределение занятий в течение учебной недели.

В табл. 1–4 представлено примерное календарно-тематическое планирование учебного предмета «Музыка» в первом классе [1–26].

К планируемым результатам освоения учебного предмета «Музыка» в первом дополнительном классе можно отнести:

– личностные результаты: наличие интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, элементарных эстетических суждений; наличие эмоциональной отзывчивости на прослушанную музыку; элементарный опыт музыкальной деятельности;

– предметные результаты: определение содержания знакомых музыкальных произведений; представления о музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара); пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1; различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; различение песни, танца, марша; передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом); определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные).

Таблица 1

1 четверть, 16 часов

п/п

Тема урока

Цель

Основные виды деятельности

Часы

1.

Вводный урок

Ознакомление с содержанием учебного предмета «Музыка»

Знакомство обучающихся с музыкальным кабинетом, правилами поведения на уроках музыки и краткое описание последующей музыкальной деятельности. Выявление предыдущего музыкального опыта, интересов и предпочтений обучающихся.

Хоровое пение: исполнение известных и любимых детьми песен.

Слушание музыки: детские песни из популярных отечественных мультфильмов

Музыкально-дидактические игры

1

2.

«Домашние животные»

Формирование элементарных певческих умений и навыков слушания музыки

Хоровое пение:

Серенькая кошечка. Музыка В. Витлина, слова Н. Найденовой

Веселые гуси. Украинская народная песня

Слушание музыки:

Три поросенка. Музыка М. Протасова, слова Н. Соловьевой

Бабушкин козлик. Русская народная песня. Обработка Ю. Слонова

Инсценирование

Музыкально-дидактические игры

6

3.

Обобщение по теме: «Домашние животные»

Закрепление сформировавшихся ранее умений и навыков

Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме

Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме

Инсценирование

Музыкально-дидактические игры

1

4.

«Урожай собирай»

Знакомство с музыкальными произведениями об осени

Хоровое пение:

Урожай собирай. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной

Во поле береза стояла. Русская народная песня

Савка и Гришка. Белорусская народная песня

Слушание музыки:

На горе-то калина. Русская народная песня.

Огородная-хороводная. Музыка Б. Можжевелова, слова А. Пассовой.

Инсценирование

Музыкально-дидактические игры

7

5.

Обобщение по теме: «Урожай собирай»

Закрепление сформированных представлений на уроках по теме

Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме

Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме

Музыкально-дидактические игры

1

Таблица 2

2 четверть, 16 часов

п/п

Тема урока

Цель

Основные виды деятельности

Часы

1.

«К нам гости пришли»

Воспитание гостеприимства, развитие эмоциональной отзывчивости на песни праздничного характера

Хоровое пение:

К нам гости пришли. Музыка Ан. Александрова, слова М. Ивенсен

Частушки-топотушки. Музыка Л. Маковской, слова И. Черницкой

Слушание музыки:

Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.

Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.

Инсценирование

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

6

2.

Обобщение по теме: «К нам гости пришли»

Закрепление сформированных на уроках по теме качеств

Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме

Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме

Инсценирование

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

1

3.

«Новогодний хоровод»

Создание праздничного, радостного, предновогоднего настроения

Хоровое пение:

Что за дерево такое? Музыка М. Старокадомского, слова Л. Некрасовой

Елочка. Музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской (перевод с украинского А. Ковальчука)

Слушание музыки:

Новогодняя. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко (перевод с украинского М. Ивенсен)

Новогодняя хороводная. Музыка А. Островского, слова Ю. Леднева

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

7

4.

Обобщение по теме: «Новогодний хоровод»

Закрепление качеств, полученных на уроках по теме

Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме

Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

1

5.

Контрольно-обобщающий урок

Выявление успешности овладения обучающимися ранее изученным материалом

Хоровое пение: повторение изученного песенного репертуара за 1–2 четверть

Слушание музыки: повторение и обобщение изученного музыкального материала для слушания за 1–2 четверть

Инсценирование

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

1

Таблица 3

3 четверть, 17 часов

п/п

Тема урока

Цель

Основные виды деятельности

Часы

1.

«Защитники Отечества»

Формирование патриотических чувств, готовности к защите Родины

Хоровое пение:

Ракеты. Музыка Ю. Чичкова, слова Я. Серпина

Слушание музыки:

Бескозырка белая. Музыка народная, слова З. Александровой

3

2.

«Девочек наших мы поздравляем»

Воспитание заботливого отношения мальчиков к девочкам

Хоровое пение:

Песню девочкам поем. Музыка Т. Попатенко, слова З. Петровой

Маме в день 8 марта. Музыка Е. Тиличеевой, слова М. Ивенсен

Слушание музыки:

П. Чайковский. Танец маленьких лебедей. Из балета «Лебединое озеро»

Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

5

2.

Обобщение по темам: «Защитники Отечества»; «Девочек наших мы поздравляем»

Закрепление качеств, полученных на уроках по темам

Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по темам

Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по темам

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

1

3.

«Дружба крепкая»

Развитие понимания содержания песни на основе текста и характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного)

Хоровое пение:

Песня друзей. Из Мультфильма «Бременские музыканты». Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина

Все мы делим пополам. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

Слушание музыки:

На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и Золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.

А. Спадавеккиа – Е. Шварц. Добрый жук. Из кинофильма «Золушка»

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

7

4.

Обобщение по теме: «Дружба крепкая»

Закрепление качеств, полученных на уроках по теме

Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме

Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

1

Таблица 4

4 четверть, 17 часов

№ п/п

Тема урока

Цель

Основные виды деятельности

Часы

1.

«Трудимся с охотой»

Формирование положительной мотивации к трудовой деятельности

Хоровое пение:

Трудимся с охотой. Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Ермолаева и В. Коркина

На мосточке. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко

Слушание музыки:

К. Вебер. Хор охотников. Из оперы «Волшебный стрелок»

Д. Кабалевский. Клоуны

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

7

2.

Обобщение по теме: «Трудимся с охотой»

Закрепление качеств, сформированных на уроках по теме

Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме

Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

1

3.

«Вот оно какое наше лето»

Знакомство с музыкальными произведениями, посвященными летнему отдыху

Хоровое пение:

Песенка Львенка и Черепахи. Из мультфильма «Как Львенок и Черепаха пели песню». Музыка Г. Гладкова, слова С. Козлова

Песенка про кузнечика. Из мультфильма «Приключения Незнайки». Музыка В. Шаинского, слова Н. Носова

Слушание музыки:

Е. Крылатов – Ю. Энтин. Песенка о лете. Из мультфильма «Дед Мороз и лето»

М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка»

И. Бах. Шутка. Из сюиты 2, 1067

Инсценирование

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

7

4.

Обобщение по теме: «Вот оно какое наше лето»

Закрепление знаний, сформированных на уроках по теме

Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме

Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме

Инсценирование

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

1

5.

Контрольно-обобщающий урок

Выявление успешности овладения обучающимися ранее изученным материалом

Хоровое пение: повторение изученного песенного репертуара за учебный год

Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания за учебный год

Инсценирование

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

1

 


Библиографическая ссылка

Евтушенко И.В. ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРВОГО КЛАССА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 11-2. – С. 153-158;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10847 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674