Только в процессе самостоятельной мыслительной деятельности, собственной активности у учителей формируются новые идеи, развиваются способности, критическое мышление. Для исследования значимости таксономии Блума учителям предлагается расположить название столов в соответствии с лесенкой Блума и ответить на проблемный вопрос «Почему лесенка Блума?» по стратегии «3+3+1» (3 предложения, 3 слова и 1 слово). Учителя предлагают варианты ответов, затем сочиняют кредо и название группы, рисуют эмблему в соответствии с выбранной лесенкой Блума, проводят рефлексию в конце занятия.
Для любого вида творчества существенным является воображение, в основе которого лежат процессы диссоциации, ассоциации активности мозга. Значимыми являются упражнения «Бег ассоциаций» (ассоциации к слову климат, оценка), «От одной буквы» (по теме «Культура» выбрать буквы к теме Н, О, Т, Я, Р), «Круги на воде» (на каждую букву придумать слова ассоциации, связанные по смыслу с новой темой). Задача педагога научиться входить в особое состояние: у спортсменов – это второе дыхание, а у педагога – это творческое состояние. Оно залог успеха. В этом помогают упражнения, которые тренер может использовать на занятиях.
Название упражнений |
Содержание, примеры |
Чему научу другого…? |
Можно адресно предложить свои услуги по любой теме из своего опыта |
Где я сейчас? |
Выбрать и обосновать свою позицию на «Треугольнике Блума», дереве «Blob», на иллюстрации, обосновать |
Первая помощь в стрессовых ситуациях |
Предложить и обосновать один совет |
Маркирование |
Провести анализ и синтез темы с помощью предложенной схемы, таблицы или рисунка-контура (например, силуэт курицы, машины) |
Время рецепта |
Составить «рецепт» понятия, выбрав название и ингредиенты (рецепт «Эффективный урок») |
Стоп кадр |
Представить (можно пантомимой) стоп-кадр одного актуального или проблемного аспекта обучения, обосновать и оценить позицию каждого |
Время истории |
Пересказать сегодняшнюю сессию как историю или историческое событие |
Пазлы |
Выбрать образ, например «Гора», разделить на составляющие части «камни», заполнить собрать фигуру. |
Алгоритмы |
Сочинить по алгоритму сказку по теме – давным-давно этой особенности …не было; – чем это было хорошо и плохо; – когда и почему появилось?; – как теперь стало? |
Лишнее |
В мире ничего лишнего нет, все может сыграть определенную роль, например, швабра в процессе обучения как ресурс (на математике, литературе, физкультуре, музыке, рисовании…) |
«Назначение человека состоит не только в познании действительности, но и в продолжение её творческого развития» (В.Н. Щербаков).
Библиографическая ссылка
Пырлик Л.Я. ТВОРЧЕСТВО В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 11-2. – С. 280-281;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10909 (дата обращения: 22.12.2024).