Решение поставленной цели исследования, заключавшегося в разработке и апробации содержания и методов музыкального воспитания, направленного на нормализацию эмоционально-поведенческих нарушений у старших дошкольников с ЗПР, осуществлялось в 2015–2016 учебном году на базе Центров развития ребенка – детских садов №18, 19 г. Россоши Воронежской области. В исследовании приняли участие двадцать в возрасте пяти-семи лет.
Содержанием подготовительного этапа выступило определение задач, разработка содержания музыкального репертуара; определение основных положений, составление перспективного плана (сроки проведения, состав экспериментальных групп и т.п.), разработка необходимой исследовательской документации. На начальном этапе были определены специфика нарушений эмоциональной сферы и поведения у дошкольников с ЗПР, степень владения музыкально-исполнительскими навыками, умениями. В ходе основного этапа исследования осуществлялся обучающий эксперимент. Заключительный этап был направлен на обобщение результатов исследования, в том числе с помощью метода независимых оценок.
Нами была разработана примерная модель музыкального воспитания, где основным средством преодоления эмоционально-поведенческих нарушений выступили арттерапевтические технологии. В структуру модели вошли: цель, задачи, принципы, факторы, содержание, методы, средства, организационные формы, педагогические условия. Цель: преодоление нарушений эмоциональной сферы и поведения средствами арттерапевтических технологий. Задачи: 1) формирование активного музыкально-эстетического восприятия музыкальных произведений, развитие готовности к собственному творчеству; 2) знакомство с музыкальным творчеством своего народа и народов других стран; 3) формирование интереса к музыкальному искусству, стремления к созданию красоты в жизни группы, сада, собственной жизнедеятельности; 4) формирование потребности соблюдения эстетических требований; 5) формирование собственного опыта эстетического поведения, готовности следовать принятым эстетическим ценностям. Дидактические принципы условно были распределены на общедидактические, частные и специфические. К общедидактическим мы отнесли: природосообразность, партнерство, гуманизм, культуросообразность, ориентация на эстетические ценности; среди частных: художественность, творческое самовыражение, целенаправленное управление средствами музыкальной выразительности; специфические: единство диагностики и коррекции, раннее начало психокоррекции, индивидуализация и дифференциация, учет лечебно-компенсаторных и терапевтических свойств музыкального искусства. К факторам, как основным движущим силам музыкально-воспитательного процесса были отнесены: деятельность воспитанников: игровая, трудовая, творческая, спортивная, коммуникативная; деятельность воспитателей и педагогов: обучение, воспитание, развитие, коррекция, социализация; коллектив воспитанников, формирующий способы взаимодействия. Содержание: овладение воспитанниками музыкальной культурой, культурным народным и профессиональным наследием, средствами музыкальной выразительности, социальным опытом, включающим: потребность в музыке, совокупность знаний, умений, навыков; освоение системы эстетических ценностей; музыкально-эстетические оценочные представления и суждения; общественно полезная деятельность. Нами использовались методы: формирования сознания (рассказ, беседа, объяснение, использование примера, убеждение, внушение); формирования поведения (приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, игра); стимулирования (поощрение, наказание, соревнование). Средствами обучения выступали стиль взаимоотношения педагога с воспитанниками, слово педагога, музыкально-развивающая среда, методическая литература, театрализация музыкальных произведений, фото-, видеоматериалы, аудиозаписи музыкальных произведений. В качестве организационных форм нами применялись: массовые: праздники, утренники, отчетные концерты, конкурсы, выставки, фестивали детского творчества, спектакли; групповые: музыкальные, воспитательные занятия; занятия студий дополнительного образования, посещение спектаклей и др.; индивидуальные: индивидуальные творческие маршруты с учетом различных образовательных потребностей воспитанников. Среди педагогических условий: создание музыкально-развивающей среды, повышение квалификации педагогических работников, интеграция творческой деятельности педагогов и воспитанников в образовательную и свободную деятельность, внедрение инструментов оценки качества, учитывающих результаты процесса преодоления нарушений эмоциональной сферы и поведения у дошкольников с ЗПР.
В ходе исследования были апробированы более восьмидесяти музыкальных произведений различного жанра, рекомендованных для детей дошкольного возраста, (традиционное и современное, народное и классическое творчество), с целью выявления их эффективности для нормализации эмоционально-поведенческих нарушений у старших дошкольников с ЗПР. Перед каждым прослушиванием произведений с участниками исследования проводилась специальная предподготовка по активации «доэмоциональной» установки воспитанников: рассказ, беседа, сюжетно-ролевая, музыкально-дидактическая, театрально-творческая игра. Данные методы «настраивали» на определенное эмоциональное состояние, что улучшало музыкально-образное восприятие. Начальная установка корректировалась воздействием музыки и отражалась в переживаниях, соответствовавших основной эмоциональной модальности музыкального произведения, индивидуальным особенностям каждого воспитанника, его опыту, внутреннему состоянию, особенностям нарушений эмоциональной сферы и поведения. По результатам апробации были выделены пятьдесят два музыкальных произведений, распределенные на восемь групп, в зависимости от преобладания настроения у большинства слушателей, таких как: радость, задумчивость, загадочность, уверенность, бодрость, печаль, волнение, решительность. Проведенный анализ средств музыкальной выразительности позволил дифференцировать соотношений темпа и лада, ритма, тембра, динамических оттенков, гармонических и мелодических особенностей, оказывающих наиболее существенное влияние на моделирование эмоциональных состояний.
Примерный музыкальный материал для слушания дошкольниками с ЗПР для моделирования определенных эмоциональных состояний
Основные параметры музыки |
Основная модальность экспрессии |
Вербальные характеристики эмоциональных состояний |
Музыкальный материал |
Быстрая мажорная |
Радость |
Решительная, четкая, веселая, отчетливая, бойкая, игривая, задорная, резвая, солнечная, праздничная, радостная, ликующая, шутливая |
Ф. Шуберт «Марш» В. Витлина «Всадники» А.Филиппенко «Саночки» Д. Кабалевский «Зайчики» Т. Попатенко «Машина» Французская народная мелодия «Подскоки» Е. Жарковский – М. Лапесова «Веселый Новый год» |
Медленная мажорная |
Задумчивость, спокойствие |
Прозрачная, плавная, нежная, спокойная, волнующая, размеренная, повествовательная |
Ф. Шуберт «Вальс» Д. Шестакович «Вальс-шутка» В.А. Моцарт «Колыбельная» Русские народные песни «Андрей-воробей», «На горе-то калина» |
Умеренная медленная мажорная |
Уверенность |
Радостная, раздольная, праздничная, торжествующая |
Т. Ломов – М. Ивенсен «Лошадка Зорька» Г. Гриневич – С. Прокофьев «Кто проснулся рано?» Л. Абелян «Песенка про хомячка»; Русская народная песня «Три синички» |
Умеренная быстрая мажорная |
Бодрость |
Четкая, храбрая, уверенная, подчеркнутая, решительная, резкая |
Д. Кабалевский «Барабанщик» Л. Банникова «Лошадки» А. Жилин «Птички летают» З. Компанеец – П. Синявский «Всем нужны друзья» Ю. Чичков – П. Синявский «Птичница-отличница» Русская народная песня «Каравай» |
Умеренная медленная минорная |
Загадочность |
Настороженная, страшная, крадущаяся, таинственная, обидчивая, недовольная, затихающая, опасающаяся |
В. Витилин «Страшилище» П. Чайковский «Баба Яга» Т. Ломова «Спокойный шаг» Д.Львов-Компанеец «Великаны и гномы»; Э. Григ «В пещере горного короля» Д. Львов-Компанеец – М. Пляцковский «Дождик обиделся» А. Фиппенко – Т. Волгина «По малину в сад пойдем» |
Медленная минорная |
Печаль |
Унылая, грустная, тоскливая, плакучая, хмурая, пасмурная, серьезная, сдержанная, задумчивая |
С. Левидов «Колыбельная» Г. Фрид «Маша спит» А. Штейнвиль «Грустное настроение» Т. Попатенко – М. Ивенсен «Скворушка прощается» |
Быстрая минорная |
Волнение |
Раздраженная, беспокойная, хлопотливая, суетливая, взволнованная, тревожная, летящая, стремительная |
Французская народная мелодия «Подскоки» Латвийская народная мелодия «Кружение парами» Р. Шуман «Смелый наездник» Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля» |
Умеренная быстрая минорная |
Решительность |
Строгая, мощная, смелая, волевая, суровая, отважная |
И. Арсеев «Папа и мама разговаривают» Русская народная мелодия «Хороводный шаг» П. Чайковский «Сладкая грёза» Т. Ломова «Мельница» |
Определенной особенностью представленной музыки было не только влияние на активизацию когнитивных и познавательных процессов, но и целенаправленная модуляция отдельных эмоциональных состояний, способствующих преодолению такие негативных переживаний, как депрессия, тревожность, агрессия, подавленность. Переживания собственной неуспешности эффективно заменялись положительным настроем, уверенностью в своих собственных силах, искренним, радостным, открытым отношением к окружающим людям.
Библиографическая ссылка
Шушерова И.С., Евтушенко И.В., Евтушенко Е.А. ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖАННЫМ ПСИХИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ВОЗРАСТА ПЯТИ-ШЕСТИ ЛЕТ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-3. – С. 331-334;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10994 (дата обращения: 22.12.2024).