Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖАННЫМ ПСИХИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ВОЗРАСТА ПЯТИ-ШЕСТИ ЛЕТ

Шушерова И.С. 1 Евтушенко И.В. 1 Евтушенко Е.А. 1
1 Московский педагогический государственный университет
Среди проблем отечественного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья выделяется необходимость разработки современных подходов к содержанию музыкального воспитания старших дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). Особенности познавательной деятельности, эмоциональной сферы и поведения, характерные для старших дошкольников с ЗПР, препятствуют их успешной социализации и подготовке к образовательному процессу в общеобразовательной школе, широко распространены и определяют необходимость разработки и апробации действенных коррекционно-развивающих технологий, к которым можно отнести и арттерапевтические технологии, успешно преодолевающих эмоционально-поведенческие нарушения. Критерии успешности процесса музыкального воспитания старших дошкольников с ЗПР сравнительно мало изучены современными исследователями. Авторами был обобщен и систематизирован успешный опыт использования музыкальных произведений для слушания для нормализации эмоциональной сферы и поведения у детей с ЗПР. В статье представлены результаты магистерского исследования, посвященного разработке, апробации и внедрению содержания музыкальных коррекционно-развивающих занятий, направленных на преодоление эмоционально-поведенческих нарушений у старших дошкольников с ЗПР.
музыкальное воспитание
эмоциональная сфера
поведение
дошкольники с задержанным психическим развитием
1. Алигузуева Г.Т., Евтушенко И.В. Преодоление дисграфии у младших школьников средствами изобразительной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=25104 (дата обращения: 31.08.2016).
2. Алигузуева Г.Т., Евтушенко И.В., Евтушенко Е.А. Логопедическая работа с младшими школьниками по преодолению дисграфии средствами изобразительной деятельности // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – №9 (часть 2). – С. 254–258.
3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М., 2001. – 248 с.
4. Борякова Н.Ю., Данилова А.М., Евтушенко Е.А., Евтушенко И.В., Левченко И.Ю., Лифанова Т.М., Орлова О.С., Ткачева В.В., Туманова Т.В., Филичева Т.Б. К вопросу о наименовании отдельных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – №10 (часть 2). – С. 175–177.
5. Волкова Т.Г., Евтушенко И.В. Особенности эстетической воспитанности умственно отсталых старших школьников // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – №10 (часть 1). – С. 119–122.
6. Волкова Т.Г., Евтушенко И.В. Роль музыкального воспитания в эстетическом развитии умственно отсталых старшеклассников // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – №11. (часть 1) – С. 9–12.
7. Герасимова С.Н., Евтушенко И.В. Готовность к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья студентов педагогического колледжа // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – №12 (часть 5). – С. 860–864.
8. Евтушенко Е.А., Артемова Е.Э., Евтушенко И.В., Тишина Л.А. Проектирование модели реализации основной профессиональной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «специальное (дефектологическое) образование» в условиях сетевого взаимодействия // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6; URL: http://www.science-education.ru/130–23919 (дата обращения: 03.12.2015).
9. Евтушенко Е.А., Евтушенко И.В. К оценке уровня нравственной воспитанности обучающихся с умственной отсталостью // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 2; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24421 (дата обращения: 28.04.2016).
10. Евтушенко И.В. Модель музыкального воспитания умственно отсталых школьников в системе специального образования // Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: Монография. М., 2014. С. 58–78.
11. Евтушенко И.В. Модель социально-культурной реабилитации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) // Культура и образование. – 2015. – № 4 (19). – С.88–95.
12. Евтушенко И.В. Некоторые аспекты формирования нравственной культуры детей с интеллектуальным недоразвитием // Вестник Университета Российской академии образования. – 2008. – №2(40). – C. 113–115.
13. Евтушенко И.В. Современные подходы к разработке модели социализации умственно отсталых детей // Особые дети в обществе: Сб. науч. докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов. 26–28 октября 2015 г. – М., 2015. – С. 68–75.
14. Евтушенко И.В. Формирование основ музыкальной культуры умственно отсталых школьников в системе специального образования: дис… д-ра пед. наук. – М., 2009.
15. Евтушенко И.В. Формирование профессионально-правовой компетентности учителя-дефектолога // Коррекционная педагогика. – 2008. – №1 (25). – С.57–66.
16. Евтушенко И.В., Герасимова С.Н. Формирование специальных (дефектологических) компетенций у студентов педагогического колледжа // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – №1 (часть 1). – С. 102–106.
17. Евтушенко И.В., Готовцев Н.Г., Слепцов А.И., Сергеев (Счастливый) В.М. Проблемы формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья глазами инвалидов // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12 (часть 3). – С. 492–496.
18. Евтушенко И.В., Евтушенко Е.А., Левченко И.Ю. Профессиональный стандарт педагога-дефектолога: проблемы разработки содержания // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 4. С. 684–690.
19. Евтушенко И.В., Евтушенко И.И. Основы формирования гуманных межличностных отношений в классном коллективе старшеклассников в условиях инклюзивного образования // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы IV Международной научно-практической конференции, Москва, 26–27 июня 2014 г. / Под ред. И.В. Евтушенко, В.В. Ткачевой. – М., 2014. – С. 130–136.
20. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К разработке компетенций специалистов в сфере ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска//Современные проблемы науки и образования. 2016. № 2; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24279 (дата обращения: 04.04.2016).
21. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю., Фальковская Л.П. Особенности разработки программы ранней помощи и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130–23501 (дата обращения: 02.12.2015).
22. Евтушенко И.В., Чернышкова Е.В. Формирование эстетической культуры глухих детей во внеурочной музыкально-ритмической деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/127–20873 (дата обращения: 28.07.2015).
23. Левченко И.Ю., Евтушенко И.В. Многоуровневая модель диагностики в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130–23495 (дата обращения: 02.12.2015).
24. Михалина Ю.И., Евтушенко И.В. Особенности процесса развития речи у младших школьников с кохлеарным имплантом // Современные проблемы науки и образования. 2016. №5. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=25313 (дата обращения: 17.10.2016).
25. Михалина Ю.И., Евтушенко И.В. Особенности развития речи младших школьников с кохлеарным имплантом в условиях инклюзивного обучения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – №10 (часть 4). – С. 639–642.
26. Тишина Л.А., Артемова Е.Э., Евтушенко И.В. Апробация новых модулей практико-ориентированной подготовки бакалавров по направлению специальное (дефектологическое) образование: проблемы и перспективы // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130–23931 (дата обращения: 03.12.2015).
27. Чудина Е.Ю., Евтушенко И.В. Особенности формирования зрительного восприятия у детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – №10 (часть 2). – С. 326–330.
28. Чудина Е.Ю., Евтушенко И.В. Роль коррекционных занятий по формированию сенсорного восприятия у детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – №10 (часть 1). – С.200–204.

Решение поставленной цели исследования, заключавшегося в разработке и апробации содержания и методов музыкального воспитания, направленного на нормализацию эмоционально-поведенческих нарушений у старших дошкольников с ЗПР, осуществлялось в 2015–2016 учебном году на базе Центров развития ребенка – детских садов №18, 19 г. Россоши Воронежской области. В исследовании приняли участие двадцать в возрасте пяти-семи лет.

Содержанием подготовительного этапа выступило определение задач, разработка содержания музыкального репертуара; определение основных положений, составление перспективного плана (сроки проведения, состав экспериментальных групп и т.п.), разработка необходимой исследовательской документации. На начальном этапе были определены специфика нарушений эмоциональной сферы и поведения у дошкольников с ЗПР, степень владения музыкально-исполнительскими навыками, умениями. В ходе основного этапа исследования осуществлялся обучающий эксперимент. Заключительный этап был направлен на обобщение результатов исследования, в том числе с помощью метода независимых оценок.

Нами была разработана примерная модель музыкального воспитания, где основным средством преодоления эмоционально-поведенческих нарушений выступили арттерапевтические технологии. В структуру модели вошли: цель, задачи, принципы, факторы, содержание, методы, средства, организационные формы, педагогические условия. Цель: преодоление нарушений эмоциональной сферы и поведения средствами арттерапевтических технологий. Задачи: 1) формирование активного музыкально-эстетического восприятия музыкальных произведений, развитие готовности к собственному творчеству; 2) знакомство с музыкальным творчеством своего народа и народов других стран; 3) формирование интереса к музыкальному искусству, стремления к созданию красоты в жизни группы, сада, собственной жизнедеятельности; 4) формирование потребности соблюдения эстетических требований; 5) формирование собственного опыта эстетического поведения, готовности следовать принятым эстетическим ценностям. Дидактические принципы условно были распределены на общедидактические, частные и специфические. К общедидактическим мы отнесли: природосообразность, партнерство, гуманизм, культуросообразность, ориентация на эстетические ценности; среди частных: художественность, творческое самовыражение, целенаправленное управление средствами музыкальной выразительности; специфические: единство диагностики и коррекции, раннее начало психокоррекции, индивидуализация и дифференциация, учет лечебно-компенсаторных и терапевтических свойств музыкального искусства. К факторам, как основным движущим силам музыкально-воспитательного процесса были отнесены: деятельность воспитанников: игровая, трудовая, творческая, спортивная, коммуникативная; деятельность воспитателей и педагогов: обучение, воспитание, развитие, коррекция, социализация; коллектив воспитанников, формирующий способы взаимодействия. Содержание: овладение воспитанниками музыкальной культурой, культурным народным и профессиональным наследием, средствами музыкальной выразительности, социальным опытом, включающим: потребность в музыке, совокупность знаний, умений, навыков; освоение системы эстетических ценностей; музыкально-эстетические оценочные представления и суждения; общественно полезная деятельность. Нами использовались методы: формирования сознания (рассказ, беседа, объяснение, использование примера, убеждение, внушение); формирования поведения (приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, игра); стимулирования (поощрение, наказание, соревнование). Средствами обучения выступали стиль взаимоотношения педагога с воспитанниками, слово педагога, музыкально-развивающая среда, методическая литература, театрализация музыкальных произведений, фото-, видеоматериалы, аудиозаписи музыкальных произведений. В качестве организационных форм нами применялись: массовые: праздники, утренники, отчетные концерты, конкурсы, выставки, фестивали детского творчества, спектакли; групповые: музыкальные, воспитательные занятия; занятия студий дополнительного образования, посещение спектаклей и др.; индивидуальные: индивидуальные творческие маршруты с учетом различных образовательных потребностей воспитанников. Среди педагогических условий: создание музыкально-развивающей среды, повышение квалификации педагогических работников, интеграция творческой деятельности педагогов и воспитанников в образовательную и свободную деятельность, внедрение инструментов оценки качества, учитывающих результаты процесса преодоления нарушений эмоциональной сферы и поведения у дошкольников с ЗПР.

В ходе исследования были апробированы более восьмидесяти музыкальных произведений различного жанра, рекомендованных для детей дошкольного возраста, (традиционное и современное, народное и классическое творчество), с целью выявления их эффективности для нормализации эмоционально-поведенческих нарушений у старших дошкольников с ЗПР. Перед каждым прослушиванием произведений с участниками исследования проводилась специальная предподготовка по активации «доэмоциональной» установки воспитанников: рассказ, беседа, сюжетно-ролевая, музыкально-дидактическая, театрально-творческая игра. Данные методы «настраивали» на определенное эмоциональное состояние, что улучшало музыкально-образное восприятие. Начальная установка корректировалась воздействием музыки и отражалась в переживаниях, соответствовавших основной эмоциональной модальности музыкального произведения, индивидуальным особенностям каждого воспитанника, его опыту, внутреннему состоянию, особенностям нарушений эмоциональной сферы и поведения. По результатам апробации были выделены пятьдесят два музыкальных произведений, распределенные на восемь групп, в зависимости от преобладания настроения у большинства слушателей, таких как: радость, задумчивость, загадочность, уверенность, бодрость, печаль, волнение, решительность. Проведенный анализ средств музыкальной выразительности позволил дифференцировать соотношений темпа и лада, ритма, тембра, динамических оттенков, гармонических и мелодических особенностей, оказывающих наиболее существенное влияние на моделирование эмоциональных состояний.

Примерный музыкальный материал для слушания дошкольниками с ЗПР для моделирования определенных эмоциональных состояний

Основные параметры музыки

Основная модальность экспрессии

Вербальные характеристики эмоциональных состояний

Музыкальный материал

Быстрая мажорная

Радость

Решительная, четкая, веселая, отчетливая, бойкая, игривая, задорная, резвая, солнечная, праздничная, радостная, ликующая, шутливая

Ф. Шуберт «Марш»

В. Витлина «Всадники»

А.Филиппенко «Саночки»

Д. Кабалевский «Зайчики»

Т. Попатенко «Машина»

Французская народная мелодия «Подскоки»

Е. Жарковский – М. Лапесова «Веселый Новый год»

Медленная мажорная

Задумчивость, спокойствие

Прозрачная, плавная, нежная, спокойная, волнующая, размеренная, повествовательная

Ф. Шуберт «Вальс»

Д. Шестакович «Вальс-шутка»

В.А. Моцарт «Колыбельная»

Русские народные песни «Андрей-воробей», «На горе-то калина»

Умеренная медленная мажорная

Уверенность

Радостная, раздольная, праздничная, торжествующая

Т. Ломов – М. Ивенсен «Лошадка Зорька»

Г. Гриневич – С. Прокофьев «Кто проснулся рано?»

Л. Абелян «Песенка про хомячка»; Русская народная песня «Три синички»

Умеренная быстрая мажорная

Бодрость

Четкая, храбрая, уверенная, подчеркнутая, решительная, резкая

Д. Кабалевский «Барабанщик»

Л. Банникова «Лошадки»

А. Жилин «Птички летают»

З. Компанеец – П. Синявский «Всем нужны друзья»

Ю. Чичков – П. Синявский «Птичница-отличница» Русская народная песня «Каравай»

Умеренная медленная минорная

Загадочность

Настороженная, страшная, крадущаяся, таинственная, обидчивая, недовольная, затихающая, опасающаяся

В. Витилин «Страшилище»

П. Чайковский «Баба Яга»

Т. Ломова «Спокойный шаг»

Д.Львов-Компанеец «Великаны и гномы»; Э. Григ «В пещере горного короля»

Д. Львов-Компанеец – М. Пляцковский «Дождик обиделся»

А. Фиппенко – Т. Волгина «По малину в сад пойдем»

Медленная минорная

Печаль

Унылая, грустная, тоскливая, плакучая, хмурая, пасмурная, серьезная, сдержанная, задумчивая

С. Левидов «Колыбельная»

Г. Фрид «Маша спит»

А. Штейнвиль «Грустное настроение»

Т. Попатенко – М. Ивенсен «Скворушка прощается»

Быстрая минорная

Волнение

Раздраженная, беспокойная, хлопотливая, суетливая, взволнованная, тревожная, летящая, стремительная

Французская народная мелодия «Подскоки»

Латвийская народная мелодия «Кружение парами»

Р. Шуман «Смелый наездник»

Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля»

Умеренная быстрая минорная

Решительность

Строгая, мощная, смелая, волевая, суровая, отважная

И. Арсеев «Папа и мама разговаривают»

Русская народная мелодия «Хороводный шаг»

П. Чайковский «Сладкая грёза»

Т. Ломова «Мельница»

Определенной особенностью представленной музыки было не только влияние на активизацию когнитивных и познавательных процессов, но и целенаправленная модуляция отдельных эмоциональных состояний, способствующих преодолению такие негативных переживаний, как депрессия, тревожность, агрессия, подавленность. Переживания собственной неуспешности эффективно заменялись положительным настроем, уверенностью в своих собственных силах, искренним, радостным, открытым отношением к окружающим людям.


Библиографическая ссылка

Шушерова И.С., Евтушенко И.В., Евтушенко Е.А. ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖАННЫМ ПСИХИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ВОЗРАСТА ПЯТИ-ШЕСТИ ЛЕТ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-3. – С. 331-334;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10994 (дата обращения: 22.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674