В новых федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) результаты освоения основной образовательной программы образовательного учреждения для начальной, основной, полной школы выражены в трех аспектах: личностные, предметные и метапредметные.
К метапредметным результатам обучения в новых стандартах отнесены и умение осознанного чтения, и умения работать с информацией. Учащиеся, обучаясь различным учебным предметам, должны овладеть общеучебными действиями, связанные с чтением, пониманием текстов, преобразованием текстов, а также с использованием информации из текстов для различных целей.
Задача школы – обучать думать над текстом, понимать текст, а не воспринимать лишь его; чтение – это диалог автора и читателя.
И.В. Усачева [11] указывает следующие приемы понимания учебного текста:
– прием постановки вопросов к тексту;
– прием составления плана;
– прием составления граф-схемы;
– тезирование;
– прием составления сводных таблиц;
– комментирование.
Важным компонентом метапредметных результатов является смысловое чтение. Заметим, что без этого важного метапредметного результата невозможно обеспечить формирование многих других личностных, предметных и метапредметных результатов.
Смысловое чтение, как метапредметный результат, формируется в начальной школе, а затем продолжает формироваться с 5 по 9 класс.
Конечно, работа по овладению учащимися поиском информации и пониманием прочитанного, преобразованием и интерпретацией информации, оценкой информации должна проводиться на том тексте, который имеется в учебниках алгебры и геометрии, но для этого можно использовать и дополнительный материал.
В качестве примеров приведем следующие задания.
Задание 1. Глядя на рисунок (рис. 1), ответьте, верно ли следующее утверждение?
Рис. 1
1) Точка (–1;3) лежит в треугольнике АВС.
2) Точка (; ) лежит в круге.
3) Точка (2;2) лежит на границе треугольника АВС.
4) Точка (0;2) находится ближе к А, чем к В.
5) Точка (1;0) находится ближе к l2 ,чем к l1.
6) Точка (0;0) образует с точками А и С остроугольный треугольник.
7) Точка (–4;1) лежит левее l1 и ниже l2.
8) Точка (1;–4) лежит правее l1 и ниже l2.
9) Точка (; )) лежит в круге и не лежит в треугольнике АВС.
10) Точка (–2; ) не попала в круг, но лежит в треугольнике АВС.
11) Точка (–3;1) лежит ниже l2 и не левее l1.
12) Если какая-то точка попала в круг, то она лежит ниже прямой l2.
13) Если точка лежит левее l1, то она или в третьей, или в четвертой четверти.
14) Если точка попала в треугольник АВС и в круг, то она лежит в первой четверти.
15) Если точка из второй четверти попала в треугольник АВС, то она не может попасть в круг.
Задание 2. Верно ли, что на рисунке (рис. 2):
1) есть хотя бы один белый треугольник;
2) не больше одного белого треугольника;
3) есть хотя бы два белых треугольника;
4) не больше двух кругов;
5) все четырехугольники черные;
6) среди белых фигур нет четырехугольников;
7) если фигура черная, то она – четырехугольник;
8) по крайней мере, половина фигур – белые.
Рис. 2
Задание 3. Приведите примеры, доказывающие, что нижеперечисленные определения ошибочны:
а) прямоугольником называется четырехугольник, у которого диагонали равны;
б) прямоугольником называется четырехугольник, имеющий хотя бы два прямых угла;
в) параллелограммом называется четырехугольник, две противоположные стороны которого параллельны;
г) параллелограммом называется многоугольник, противоположные стороны которого попарно равны;
д) квадратом называется многоугольник, все стороны и все углы которого равны между собой;
е) квадратом называется такой многоугольник, у которого четыре стороны и четыре угла равны между собой.
Задание 4. Дан русский текст и его перевод (построчный) на языке Ам-Ям (табл. 1).
Таблица 1
Текст |
Перевод |
Мышка ночью пошла гулять. |
Ам ту му ям |
Кошка ночью видит – мышка! |
Ту ля бу ам |
Мышку кошка пошла поймать. |
Гу ля ту ям |
Составьте фрагмент русско-ам-ямского словаря по этому переводу. В языке Ам-Ям нет знаков препинания.
Решение
1) Слова: «гулять», «видеть», «поймать» встречаются в своих строчках по одному разу, поэтому им соответствуют слова: «му», «бу», «гу».
2) Так как слово «мышь» встречается во всех трех сточках, то ему соответствует «ту».
3) Так как слово «ночь» встречается в первой и во второй строчках, то ему соответствуют «ам».
4) Так как слово «пошла» встречается в первой и третьей строчках, то ему соответствует «ям».
5) Так как слово «кошка» встречается во второй и третьей строчках, то ему соответствует «ля».
Ответ: фрагмент словаря выглядит так: гулять – му, видит – бу, поймать – гу, мышь – ту, ночью – ам, пошла – ям, кошка – ля.
Задание 4. Поменяйте местоположение только одной карточки (рис. 3), чтобы получить верное равенство.
Рис. 3
Ответ: рис. 4.
Рис. 4
Предложенные задания направлены на проверку умения сопоставлять вербальную и графическую информацию, по ходу чтения текста анализировать рисунки.
В нашей работе [1] читатель найдет и другой материал, относящийся к формированию у учащихся умения работать с чертежом, графической информацией и другими аспектами смыслового чтения и работы с информацией.
Приведем таблицу (табл. 2), в которой соотнесем различные вопросы и мыслительные операции, активизируемые этими вопросам (по Д. Халперну) [10, с. 129].
Таблица 2
№ п/п |
Вопросы |
Мыслительные операции |
1 |
Приведите примеры… |
Использование, приложения |
2 |
Каким образом можно использовать для…? |
Использование, приложения |
3 |
Что случится, если…? |
Предположение, выдвижение гипотез |
4 |
Что подразумевается под …? |
Анализ, заключение |
5 |
В чем сильные и слабые стороны…? |
Анализ, заключение |
6 |
На что похоже…? |
Идентификация, аналогия |
7 |
Что мы знаем о…? |
Активизация предшествующих знаний |
8 |
Каким образом… влияет на …? |
Активизация причинно-следственных отношений |
9 |
Каким образом… связано с тем, что мы изучали ранее? |
Активизация ранее приобретенных знаний |
10 |
Объясните, почему… |
Анализ |
11 |
Объясните, как… |
Анализ |
12 |
В чем смысл…? |
Анализ |
13 |
Почему важно…? |
Анализ для определения значимости |
14 |
В чем разница между …и …? |
Сравнение – противопоставление |
15 |
Чем похожи… и …? |
Сравнение – противопоставление |
16 |
Как можно применить…в повседневной жизни? |
Применение в реальном мире |
17 |
Какой аргумент можно привести против…? |
Контраргументация |
18 |
Какой… является лучшим и почему? |
Оценка и ее обоснование |
19 |
Какие могут быть возможные решения задачи? |
Синтез идей |
20 |
Сравните…и…на основании |
Сравнение – противопоставление |
21 |
Что, на Ваш взгляд, является причиной и почему? |
Активизация причинно-следственных связей |
22 |
Согласны ли Вы с утверждением…? |
Оценка и ее обоснование |
23 |
Чем Вы можете аргументировать свой ответ? |
Оценка и ее обоснование |
24 |
Как, по Вашему мнению, посмотрел бы… на вопрос …? |
Рассмотрение других точек зрения |
Одной из основных проблем, возникающих при обучении, является проблема понимания математического текста, и, в частности, текста математической задачи.
Этой проблеме в научно-методической литературе уделено достаточно много внимания (Э.К. Брейтигам, Л.П. Доблаев, Я.А. Микк, А.И. Новиков, Г.М. Серегин, Г.Д. Чистякова и др.).
М. В. Шнейдерман [13], анализируя работы более 4000 учащихся 5 классов, ошибки и затруднения, вызванные неправильным пониманием условия задачи, составляют 18% всех ошибок, а установление неправильных связей между данными задачи – 14 % .
Осознанному построению учащимися процесса усвоения математического материала способствует рефлексивная деятельность.
Способом, позволяющим добиться лучшего понимания учебного текста, является постановка вопросов и нахождение на них ответов. Причем возможны три способа задавания вопросов:
– учитель задает ученику вопросы после прочтения учебного текста, а он отвечает на них;
– учитель, перед прочтением учеником учебного текста, ставит предварительные вопросы, а он ищет на них ответы в процессе чтения;
– ученик сам ставит себе вопросы по ходу чтения и пытается на них ответы.
Вопрос – это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение знаний.
Познавательная функция вопроса реализуется в форме ответа на поставленный вопрос. Ответ – это новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом прежнее знание.
На неполноту или неопределенность знания, содержащегося в вопросе, указывают операторы вопроса, то есть вопросительные слова: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Почему?» и др.
По познавательной функции вопросы подразделяются на два основных вида: уточняющие и восполняющие [9].
Уточняющим (определенным, прямым или ли-вопросом) является вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем суждения. Например: «Бывают ли треугольники с двумя прямыми углами»; «Действительно ли, что квадрат – это ромб?».
Уточняющие вопросы делятся на условные и безусловные. Например: «Верно ли, что гипотенуза больше катета?» – простой безусловный вопрос. «Верно ли, что если две прямые на плоскости перпендикулярны третьей, то они параллельны?» – простой условный вопрос.
Восполняющие вопросы («Что – вопросы») – это выбор истинного суждения из множества возможных. Например: «К какому виду относится треугольник со сторонами 2 см, 5 см и 3 см: а) остроугольный, б) тупоугольный, в) такого треугольника не существует, г) прямоугольный?».
Отметим, что постановка вопроса есть прием лучшего понимания текста.
Библиографическая ссылка
Далингер В.А. СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ И РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ КАК КОМПОНЕНТЫ МЕТАПРЕДМЕТНОГО РЕЗУЛЬТАТА ОБУЧЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 3-2. – С. 203-207;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11297 (дата обращения: 21.12.2024).