Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В ТУВЕ

Дапылдай А.Б. 1
1 Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН
Республика Тыва находится на юге России – на границе России с Монголией, поэтому роль географического краеведения в учебно-воспитательном процессе и внеклассной работе с учащимися средних школ огромно. В статье рассматривается значение географического краеведения для формирования патриотизма у тувинских школьников, что является одной из важнейших задач современного общества. Важно также значение краеведения для формирования у школьников умения и навыков изучения своей местности и родного края.
география
краеведение
патриотизм
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273–ФЗ. 
2. Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 гг. – М., 2015.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016–2020 годы». – М., 2015.
4. Концепция развития образования на 2016–2020 гг. № 2765–р от 29.12.2014.
5. Большая Советская энциклопедия. – М., 1973. Т. 13. – С. 920.
6. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993. Т. 1. – С. 475–476.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под общей ред. проф. Л.И. Скворцова. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», ООО «Издательство «Мир и образование». 24-е изд., испр.2003. – С. 295.
8. Иванов П.В. Основы школьного краеведения. – Петразаводск, 1977.
9. Строев К.Ф. Краеведение. – М.: Просвещение. – М., 1974.
10. Самбуу А.Д., Дубровский Н.Г. Экономическая география Республики Тыва: Учебное пособие. 8–10 кл. – Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2007. – 150 с.

Основные задачи патриотического воспитания в Туве как в других российских средних общеобразовательных школах решаются в ходе реализации ФЗ «Об образовании» [1], федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг. [2], государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016–2020 гг.» [3] и Концепции развития образования на 2016–2020 гг. [4], с чем связана актуальность данной статьи. Настоящие документы предусматривают, что конечным результатом должны стать формирование гражданско-патриотического сознания у учащихся тувинских школ и обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе в целом. Современные условия новых технологий делают выполнение данной задачи сложной, т.к. в реальной жизни детей часто окружает непривлекательная действительность. Поэтому на сегодня трудно воспитывать патриота – человека любящего свою страну, малую Родину. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать географическое краеведение. Знание своего края, местности, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица всей страны. С этой точки зрения краеведение, несомненно, рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.

Результаты исследования и их обобщение. Согласно данным многих исследователей само понятие «краеведение» определяет возможные виды деятельности. Так, Большая Советская энциклопедия [5], Российская педагогическая энциклопедия [6], словарь русского языка С.И. Ожегова [7] определяют, что это изучение своей «малой» Родины, её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Следовательно, изучение родного края необходимо для всех возрастов школьников. Содержание при этом будет различным, т.к. выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся, а цель – воспитать любовь к Родине, патриотизм, знание своей местности, природы, способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве [8].

Под термином «родной край» понимается территория своей административной области (например, Республика Тыва, Российская Федерация), изучаемая на основе знакомства с краеведческой литературой, картографическими материалами, путем непосредственных наблюдений и исследований во время походов и экскурсий.

По К.Ф. Строеву [9] под термином «своя местность» понимается территория, доступная непосредственному наблюдению учащимися во время учебной и внеклассной работы в окрестностях школы при проведении учебных и внеклассных экскурсий в радиусе 7–8 км. Понятие «своя местность» может охватывать территорию административного района, поселка городского типа, города, городской район с прилегающей зеленой зоной.

Содержание и объем краеведения в школьной географии различно – это учебные, внеклассные и внешкольные мероприятия. Наша практика патриотического воспитания и образования школьников во Владимировской средней общеобразовательной школе Тандинского кожууна Республики Тыва показывает, что при проведении краеведения включает в себя три ступени: на первой ступени (начальные классы) закладываются основные моральные ценности, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и природы, гражданином своей родины. Решение одной из главных задач начального образования – это развитие творческого потенциала младшего школьника; вторая ступень (средние классы) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в природе и обществе, охраны окружающей среды. На этом этапе стержнем является формирование уважительного отношения к природе и окружающим; на третьей ступени (старшие классы) определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация, бережное отношение к природе и обществу. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе своей деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение строить индивидуальную, коллективную, а также природоохранную деятельность.

Правильная организация работы по патриотическому воспитанию учеников на первой ступени основана, прежде всего, на знании возрастных возможностей и психологических особенностей. Ребёнок этого возраста отличается большой эмоциональностью. Знакомство детей с составной частью природы, явлениями и процессами в них способствует познанию и глубокому пониманию природы, бережному отношению к ней. В начальных классах уместно использовать краеведческие экскурсии по изучению природы, флоры и фауны, рельефа местности и отдельных краеведческих объектов, проведение практических работ в школе. В средних классах эффективно проведение кружков «Моя республика», «Мое село», «Ветераны Великой отечественной войны нашего села» и др. В кружке «Моя Республика Тыва» детям предоставляется возможность познать целостность картины мира, тесную связь природы и общества, осознать разнообразные связи между процессами и явлениями в природе, на территории своей местности, образовательного учреждения, лесопарках и водоемах и т.д. Кружок «Мое село» является частью патриотического и эстетического воспитания детей, в них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к природе и культуре малой Родины, родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. Все эти мероприятия являются частью региональной модели непрерывного краеведческого образования, комплексной программы «Люби, изучай и преобразуй свой край» [10].

Краеведческую работу в средних и старших классах можно организовать приведением внеклассных мероприятий: сбор материалов и оформление школьного краеведческого «Уголка природы» или «Музея природы», «Музея истории села» ознакомление школьников с деятельностью учреждений государственного и общественного краеведения, внешкольных детских учреждений, занимающихся изучением родного края. Учащиеся могут участвовать в исследовательской работе, связанной с изучение природы, флоры и фауны своей местности, традиций и обычаев родного края, организовать краеведческие викторины, заочные путешествия. Свою работу ученики демонстрируют в подготовке сообщений, рефератов, презентаций, докладов на уроках, конференциях, конкурсах, связанных с изучение природы края, города, района, села и т.д.; в сборе информации, подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения природы родного края для учащихся на уроках географии и во внеурочное время становятся встречи с научными сотрудниками республики, местными инспекторами, егерями, лесниками, изучение архивных и картографических данных, материалов школьного краеведческого музея и собственных наблюдений, краеведческой литературы. Изучаемая в школе география также содержит большие возможности для воспитания школьников. Учащиеся анализируют документы, карты и материалы краеведческого уголка природы, истории, проводят собственные наблюдения и исследования и о результатах сообщают на уроках.

Заключение

Изучение своего села, Республики Тыва, России складывается из географии и истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала имеет огромное воспитательное и образовательное значение. Главный результат – это интерес и воспитание уважительного отношения детей к краеведению, изучению природы и истории родного края. Для проведения краеведения не нужно больших затрат, длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно быть внимательнее к окружающей среде, растениям, животным, людям, живущим вокруг тебя, совершить небольшую экскурсию по родному краю. И тогда родное село, природа откроет множество тайн и фактов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за сохранность природы, флоры и фауны, её истории и культуры. И станет ясно, что без малой родины Россия была бы не полной, что вся великая страна состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков.


Библиографическая ссылка

Дапылдай А.Б. ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В ТУВЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 4-1. – С. 13-15;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11317 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674