Понятия «Национально-региональный компонент» и «Региональный компонент образования» связаны с особенностями государственного устройства России (наличие административно-территориальных образований). Географические, социально экономические, исторические, этнографические и другие процессы происходят на определенной территории, поэтому содержание регионального компонента должно иметь географическую основу. Введение регионального компонента не противоречит, а способствует дальнейшему развитию школьной географии и реализации краеведческого принципа обучения, ставшего в настоящее время регионоведческим.
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» [1], одним из принципов государственной политики в области образования является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. В Законе «Об образовании» закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный.
Процессы регионализации имеют характер объективной необходимости в силу территориальной обширности и этнического многообразия Российской Федерации. Изучение процессов и явлений, происходящих в территориальных границах субъектов Федерации, становится значимым и жизненно важным для учащихся, так как в сложившихся социально-экономических условиях выпускники дальнейшую жизнь связывают в большинстве случаев со своей Малой Родиной.
Результаты исследования и их обсуждение. Региональный компонент базисного учебного плана Республики Тыва обеспечивается муниципальным и школьным компонентом за счет введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.
Однако отсутствие единого понимания сущности национально-регионального компонента содержания образования, общих подходов к его формированию на уровне республики, приводит к содержательным проблемам его реализации за счет сопряжения федерального компонента с региональным в части выделения и описания исторического, географического, природно-экологического своеобразия Тувы и органичного его встраивания в содержание учебных предметов.
В реализации регионального компонента в школах республики бесценны первые учебников по географии авторов: В.А. Гребнева [2], В.А. Гребнева, К.О. Шактаржик [3], К.О. Шактаржик [4], К.О. Шактаржик, А.Ч. Кылыгыдай, О.С. Дамдын [5], А.Д. Самбуу, Н.Г. Дубровский «Экономическая география Республики Тыва» для учащихся 8–10 классов [6], где определены регионально-значимые данные для введения их в региональный курс школьной географии, усиливая тем самым федеральный компонент и обеспечивая его лучшее усвоение. В учебном пособии А.Д. Самбуу, Н.Г. Дубровского [6] определены тематика и план проведения практических работ, как в классе, так и на местности:
1. Географическое положение территории.
2. История заселения и освоения территории.
3. Социально-демографический потенциал территории.
4. Природно-ресурсный потенциал территории.
5. Хозяйственный потенциал территории.
6. Географическое разделение труда.
7. Экология. Охрана окружающей среды.
Такое построение программы создает условия для преемственного изучения региональной школьной географии с основным базовым, способствует последовательному формированию основных понятий, умений и навыков и их поэтапному обобщению, начиная с курса физической географии (8 класс), где учащиеся знакомятся с природой и населением своей местности и заканчивая изучением хозяйства и ролью своей республики в экономике страны (10 класс).
Цели региональной экономической географии:
1. Формирование целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства Республики Тыва;
2. Воспитание человека, духовно связанного с ней, знающего и понимающего её проблемы, со сформированной потребностью быть нужным, востребованным, значимым в своем регионе;
3. Развитие и закрепление навыков адаптации и социально-ответственного поведения в географическом пространстве своего региона.
Основные задачи регионального курса:
• сформировать географический образ Республики Тыва на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов природы, населения и хозяйства;
• развить представление о Республики Тыва как о географическом регионе, где локализуются и развиваются как глобальные, так и локальные процессы и явления;
• создать условия для овладения учащимися навыками самостоятельной практической работы с источниками географической информации, как традиционными, так и современными, а также прогностическими, природоохранными, поведенческими умениями;
• расширить географические и экологические знания учащихся о среде обитания и связи с ней человека для вовлечения в решение проблем окружающей действительности, адаптации к условиям современной рыночной экономики и воспитания у них любви к Родине, своему родному краю;
• развивать гибкость мышления и поведения как необходимого условия непрерывного общего и профессионального образования и самообразования, требующих в условиях установления рыночной экономики и увеличивающейся наукоемкости производства.
Таким образом, реализация регионального компонента школьной географии обуславливает особые требования к деятельности учителя. Учитель должен выступать не только как носитель и передатчик географических знаний, но и как широко мыслящий, образованный с широким кругозором наставник, способный определить место региональной географии в общемировой системе. Педагогу необходимо, в первую очередь, самому осознать, что реализация принципа регионального компонента призвана создавать условия для формирования национального самосознания параллельно с усвоением социальной и экономической географии России и зарубежных стран.
Заключение
Исходя из вышеизложенного, региональный компонент в содержании общего среднего образования призван способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя региона, рационального пользователя природных ресурсов и создателя его ценностей и традиций; гарантировать право на получение нормативных знаний о природе, истории, экономике и культуре Республики Тыва каждым учащимся; содействовать формированию деятельностной структуры личности; расширить кругозор, иметь представление целостной картины мира, знание многих процессов, происходящих в природе и обществе, повысить статус образования как фактора развития региона.
Библиографическая ссылка
Самбуу А.Д. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУВЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 4-1. – С. 16-17;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11318 (дата обращения: 23.11.2024).