Как известно, семья – ведущий фактор развития личности ребенка, от него во многом зависит судьба человека и его будущее. Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, – это ее среда, в которой ежедневно организуется жизнь и деятельность ребенка. Как уже отмечалось выше, человек уже с рождения развивается как социальное существо, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой и его окружением, усвоение им созданной человечеством культурных ценностей, играют главную роль в его психическом развитии, становлении его личности. Как совершенно справедливо подчеркивает автор: «…На самом деле ребенок должен являться серьезной причиной совершенствования представителей семьи, в особенности относительно их правдивости, искренности и прямоты: если любящая мать озабочена развитием своего ребенка и из наблюдения знает, как качества последнего слагаются из действий и рассуждений окружающих его лиц, то она несомненно станет зорко следить за всяким своим действием и словом, избегать всякого произвола и всегда щадить личность своего ребенка; этим она несомненно будет содействовать собственному своему совершенствованию, а полным соответствием между своим словом и делом непременно приучит ребенка к правдивости, непосредственности и искренности и этим положит верное основание для развития нравственного характера человека. При изучении человека и условий его образования всего глубже складываются убеждения, насколько сильно влияют не слова, а действия близких лиц на развивающегося ребенка и насколько любовь к труду, работа и правдивость воспитателя содействуют нравственному развитию ребенка» [2, с.19].
Дошкольный возраст представляет собой период начального становления личности. Именно в эти годы происходит образование основных личностных механизмов и психологических образований. Особую роль это играет для создания личностных смыслов и жизненных ценностей, в формировании которых решающая роль принадлежит семье. Именно семья закладывает фундамент нравственной позиции ребенка, т.к. действует не эпизодически, а постоянно. Поэтому все отклонения в семейном нравственном воспитании ребенка могут серьезно осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнется с иными моральными ценностями и требованиями в детском саду, школе, в жизни. В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. У малышей уже в три года жизни могут проявляться такие свойства личности, как общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм или доброжелательность, внимательное отношение к товарищам. Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он живет. Условия эти – положение его в семье и в детском саду, круг его интересов и дел, в которых он участвует. При целенаправленном воспитании, чувства ребенка гораздо богаче, разностороннее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания.
Первоначальные представления о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых. Их поведение, а также их отношение к нему самому, к его поступкам становится для малыша как бы программой поведения. По образцу, данному взрослыми, он строит и свои отношения с людьми. Наблюдения за поведением детей в кругу сверстников, отмечает Виноградова А.М., и среди взрослых показывают, что дошкольники различают оттенки настроения, интонаций, мимики тех, с кем они общаются. Нередко они безошибочно угадывают причину радости или, наоборот, плохого настроения своего товарища или педагога, выражают, как умеют, сочувствие им, вместе с ними радуются [1].
Существуют методы и технологии социально-педагогической работы с семьей, позволяющие ближе знакомиться с семьей. Одним из главных направлений работы в детском саду является диагностика, она позволяет получить полную и надежную информацию о взаимоотношениях членов семьи на разных этапах жизни. Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания. Среди методов изучения семьи достаточно распространенными стали социологические методы: социологические опросы, интервьюирование и анкетирование. Так, например, для оптимизации эмоционального взаимодействия родителей и ребенка используются народные игры (Г.Н. Гришина), произведения фольклора (Г.В. Лунина), театрализованные игры (Р.К. Сережникова). Во многих педагогических исследованиях используются методы, с помощью которых одновременно изучается и корректируется педагогическая позиция родителей (Е.П. Арнаутова, Л.А. Артюнова, Д.О. Дзинтаре, В.П. Дуброва, О.А. Шаграева). В результате такого подхода исследователя к респондентам (родителям) они рассматривают предполагаемые нововведения как собственный вклад в проблему, поэтому стараются внедрить их в собственную практику домашнего воспитания Такое сотрудничество исследователей и родителей предопределяет не только решение поставленных задач, но и принятие новых норм поведения, способов воздействия на детей. Таким образом, можно говорить о том, что при изучении семьи наблюдается тенденция превращения методов науки в методы практической деятельности специалистов. Современные науки используют разнообразные методы изучения семьи как социального феномена и воспитательного института. Семейное воспитание крайне индивидуально, однако в нем важно определять и общие тенденции. Их надо исследовать и учитывать в дальнейшей работе.
Для проведения исследования мы выбрали пять типов семей из подготовительной группы детского сада «Кораблик». На каждую семью завели паспорт семьи. Нашей целью являлось проведение диагностики семей с позиции их нравственной направленности. Мы исследовали различные типы семей, для того, чтобы увидеть, как влияют семейные отношения на формирование нравственных чувств дошкольников. В исследовании принимали участие такие семьи, как:
1. семья в повторном браке;
2. благополучная семья;
3. неблагополучная семья;
4. неполная семья;
5. семья среднего супружеского возраста.
На первом этапе проводилась работа с родителями, где мы применяли тест-опросник родительского отношения (ОРО), (А.Я. Варг, В.В. Столин), который представляет собой психодиагностичесикй инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения к ребенку .На этом же этапе мы проводили работу с детьми, чтобы выявить уровень развития нравственных чувств у дошкольников из разных типов семей и применяли методику А.В. Запорожца Применяя тест-ОРО (А.Я. Варг, В.В. Столин) мы старались выяснить отношения родителей из разных типов семей к своим детям. Во второй серии исследования мы пронаблюдали содержательную сторону переживаний каждого ребенка и направленность этих переживаний.
Психологи уже многократно докладывали, что рисунки детей значительно глубже раскрывают их переживания и внутренний мир, чем вербальные методики. По мнению многих психологов, рисунок семьи – высокоинформативное средство познания личности ребенка, отражающее восприятие себя и других членов семьи, его чувства и переживания, его отношение к близким. При анализе рисунков для нас важно было выяснить: 1.Эмоциональные характеристики рисунка, отражающие настроение ребенка и его отношение к семейной ситуации. 2.Взаимоотношения ребенка в семье, которые выявляются через особенности изображения членов семьи (прежде всего, матери) относительно я – фигуры ребенка. 3.Характер образа себя и самооценки ребенка, которые можно выяснить через анализ изображений. В качестве показателя эмоционального тонуса рисунка использовались: 1) цветовая гамма рисунка; 2) наличие улыбок на лицах людей, которое отражает жизнерадостное настроение автора рисунка; 3) порядок расположения фигур (членов семьи); последовательность изображения членов семьи. При анализе детских рисунков, следует заметить, что в рисунках семьи у детей дошкольного возраста, в основном, используются и теплые, и холодные цвета. При этом на лицах персонажей часто встречается улыбка. Что касается наличия символов и украшений, то они встречаются примерно в каждом рисунке своей семьи. Анализ таких рисунков показывает, что дети вкладывают в рисунки определенное эмоциональное содержание. Характерно, что они адекватно осознают и оценивают свое одиночество в семье, улавливают симпатии и антипатии к себе со стороны членов семьи, передают в рисунке отношение к членам семьи. Так, например, в рисунке Светы Б. ( неполная семья) мы видим, что цветовая гамма не яркая, преобладают темные тона; на лице персонажей нет улыбок; расположила девочка себя на нижнем этаже под мамой, маленького размера. В начале изобразила себя, потом маму. Таким образом, она пытается изобразить свои чувства, которые она испытывает, а это, скорее всего тяжесть, т.к. мама изображена на верхнем этаже, все время давит на девочку. Это подтверждает то, что мама воспринимает своего ребенка неприспособленным, неудачливым. На рисунке Димы Ю. ( неблагополучная семья) мы видим, что цветовая гамма в основном темная. На лицах персонажей улыбка только у мамы. У папы вообще нет лица, что характеризует негативное отношение Димы к папе. Расположение фигур: в начале Дима нарисовал себя на нижнем этаже, затем нарисовал маму и папу. Полученные данные свидетельствуют о том, что мать наиболее значимый персонаж для мальчика, а затем уже отец. В ходе рисования Дима употреблял такие выражения: папа пьяный, любит бить маму. Мальчик свои переживания изобразил в рисунке. В третьей серии эксперимента мы проверили глубину и устойчивость чувств, вызванных событиями прочитанной детям сказки. Результаты проведенного исследования «Методика Запорожца» и теста ОРО (А.Я. Варг, В.В. Столин), позволили нам увидеть, что те дети, которые испытывают сочувствие, жалость к другим – из семей, где родители с пониманием относятся к детям, там дети чувствуют к себе внимание и любовь. И наоборот, те дети которые проявляют равнодушие, либо злобу – из семей, где родители к детям относятся равнодушно, агрессивно
Таким образом, исследуя каждую семью, мы делали соответствующий вывод о влиянии семьи на ребенка. Анализ результатов исследования показал, что влияние семьи на воспитание ребенка значительно. Если в семье царит понимание, доброта, уважительные отношения, то соответственно, ребенок получает заряд эмоций благоприятных для его развития и нравственного совершенствования. И наоборот, если в семье присутствует насилие, безразличие, грубость, агрессия то и ребенок получает негативный заряд, что способствует развитию таких чувств, как злоба, раздражение, ненависть и ведет к нравственной деградации личности.
Библиографическая ссылка
Молодцова Т.Д. ДИАГНОСТИКА ЗАВИСИМОСТИ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ОТ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 4-2. – С. 104-106;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11447 (дата обращения: 21.11.2024).