Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Гудкова О.В. 1 Севрюкова С.В. 1
1 Филиал ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет»
Раскрыты основные направления и приоритеты развития региональной бюджетной политики Брянской области, по которым планируется осуществлять бюджетную политику в сфере налоговых и неналоговых доходов. Приведены приоритетные задачи развития экономических показателей Брянской области. Проведен анализ положительных и отрицательных сторон социально-экономического положения и выявлены основные влияющие факторы и тенденции, а также стратегические возможности по активному развитию Брянской области. Установлено, что важным препятствием в России на пути использования денежных доходов населения в финансовой сфере, сдерживания эффективного развития экономики, явился экономически необоснованный и социально неоправданный низкий уровень оплаты труда, преимущественно в государственной сфере и в секторе бюджетного финансирования. Предложены основные направления региональной бюджетной политики на перспективу.
региональная бюджетная политика
налоговая политика
налоговые и неналоговые доходы
развитие региона
направления и приоритеты бюджетной политики
1. Ермакова Л.В., Гудкова О.В. Анализ инвестиционной привлекательности Брянской области // Вестник Брянского государственного университета. – 2014. – № 3. – С. 252–258.
2. Михалева Е.П., Шадоба Е.М., Севрюкова С.В. Влияние социально-экономических процессов на систему формирования реальных денежных доходов населения России // Международный научный журнал. – 2015. – №3. – С.11–16.
3. Официальный сайт Финансового управления Брянской области // www.fin.brl.ru
4. Официальный сайт Администрации Брянской области // www.bryanskobl.ru.
5. Официальный сайт Территориального органа ФСГС по Брянской области // www.bryansk.gks.ru.

Перспективная цель развития региона Брянской области – это повышение уровня жизни до среднего уровня жизни в ЦФО и создание в дальнейшем благоприятных условий для жизнедеятельности населения на основе реализации ее природного, географического, промышленного и транзитного потенциала за счет реализации «оптимального» сценария развития региона.

Региональная бюджетная политика – это направления развития бюджетных отношений по отдельным субъектам Российской Федерации, связанная с формированием доходов, распределением расходов, покрытием дефицита бюджета, исполнением государственных и региональных программ развития территории.

Бюджетная, налоговая политика Брянской области сформирована на основе приоритетов, определенных Президентом России в Бюджетном послании о бюджетной политике в 2014 – 2016 гг., указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., а также основных направлений бюджетной и налоговой политики Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период 2015–2020 гг. [4].

Среди основных направлений и приоритетов, по которым планируется осуществлять бюджетную политику в сфере налоговых и неналоговых доходов, выделяются следующие:

• проведение работы, направленной на повышение объемов поступлений в бюджеты области налога на доходы физических лиц: создание условий для роста общего объема фонда оплаты труда в регионе, легализация заработной платы, доведение ее до среднеотраслевого уровня, мероприятия по сокращению задолженности по налогу;

• реализация мер государственной поддержки хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию инвестиционных проектов, оказывающих влияние на рост налогового потенциала, а также сохранение государственной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса;

• предоставление налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков с учетом достигаемого экономического и социального эффекта;

• повышение качества и эффективности администрирования доходов бюджетов;

• развитие земельных и имущественных отношений путем проведения мероприятий по выявлению незарегистрированных объектов недвижимости с целью вовлечения их в налогообложение;

• сотрудничество с налогоплательщиками Брянской области.

• Приоритетные задачи развития экономических показателей Брянской области:

• увеличение объема привлеченных инвестиций в приоритетные направления экономики;

• реализация конкурентных преимуществ региона;

• развитие инновационной инфраструктуры и инфраструктуры научной деятельности;

• обеспечение дополнительных доходов развития региона;

• совершенствование и развитие финансово-кредитного сектора экономики;

• развитие транспортной и энергетической инфраструктуры;

• развитие потребительского рынка и различных форм малого бизнеса;

• формирование устойчивой тенденции развития АПК.

Основной проблемой Брянской области является сложность в обеспечении и поступлении инвестиционных средств, т.к. основным источником доходов регионального бюджета являются безвозмездные поступления за счет дотаций, направленных для финансового обеспечения и поддержки уровня жизни населения региона [1].

По данным официальных источников информации доходы консолидированного бюджета Брянской области, представленные в табл. 1, выросли в 2015 г. на 7283,8 млн. руб. по сравнению с 2012 г., а по сравнению с 2014 г. увеличение произошло на 2927,8 млн. руб. или на 6,24 %.

Таблица 1

Состав и структура доходов Брянской области за 2012–2015 гг.. млн. руб.*

Показатели

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2015/2012 гг. отклонение (+,-)

сумма

уд. вес, %

сумма

уд. вес, %

сумма

уд. вес, %

сумма

уд. вес, %

Доходы всего, млн. руб.

42543,2

100

44916,9

100

46899,2

100

49827,0

100

7283,8

В т.ч. налог на прибыль организации

6626,8

15,58

4436,1

9,88

4198,7

8,95

3089,3

6,20

-3537,5

(-9,38 %)

Налог на доходы физических лиц

9442,4

22,19

10638,2

2,37

11228,7

23,94

11510,0

23,10

2067,6

(+0,91 %)

Налоги на имущество

3074,6

7,23

3381,0

7,53

4111,5

8,77

2192,4

4,40

-882,2

(-2,83 %)

Безвозмездные поступления

16841,7

39,59

20020,8

44,57

20439,9

43,58

23717,6

47,60

6875,9

(+8,01 %)

Прочие доходы

3834,9

9,01

6440,8

14,34

6920,4

14,75

9317,7

18,7

5482,8

(+9,69 %)

*Cоставлено по данным Росстата – www.gks.ru [5].

В структуре общих доходов основную долю занимают безвозмездные поступления, которые составляют 47,6 % от суммы доходов за 2015 г., при этом рост безвозмездных поступлений вырос за 2012–2015 гг. на 6875,9 млн. руб., что составляет 40,8 % прироста.

Среди налоговых доходов основную долю занимает налог на доходы физических лиц, который составляет 23,1 % в 2015 г., что больше на 0,91 п.п. уровня 2012 г. По сумме рост составил 2067,6 млн. руб. или 21,9 % роста по сравнению с 2012 г.

Доля доходов по налогу на прибыль в 2015 г. уменьшилась на 9,38 п.п. по сравнению с 2012 г. или по сумме на 3537,5 млн. руб., а при сравнении с 2014 г. наблюдается уменьшение суммы налога прибыль на 1109,4 млн. руб., что составляет 26,4 % снижения.

Сумма налога на имущества также показывает снижение по сумме на 882,8 млн. руб. по сравнению с 2012 г., доля данного налога уменьшилась на 2,83 п.п. Данные показатели характеризуют, что существуют проблемы с формированием доходной части регионального бюджета Брянской области, т.к. предприятия сокращают поступления налога на прибыли и налога на имущество юридических лиц.

Таким образом, Брянская область формирует свои доходы большей частью за счет безвозмездных поступления в виде дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета, что отрицательно сказывается на инвестиционной привлекательности Брянской области среди других регионов Центрального федерального округа [4].

В результате анализа положительных и отрицательных сторон социально-экономического положения Брянской области выявлены основные влияющие факторы и тенденции, а также стратегические возможности по активному развитию Брянской области:

• изменение структуры ВРП с увеличением доли реального сектора экономики;

• повышение производительности труда;

• развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса с выделением в качестве приоритета формирования наукоемкого, инновационного кластера;

• увеличение объемов привлеченных инвестиций;

• улучшение экологической ситуации;

• обеспечение устойчивого и динамичного экономического развития промышленного комплекса Брянской области;

• создание транспортно-логистического комплекса;

• совершенствование транспортной инфраструктуры;

• повышение доходов населения;

• стимулирование предпринимательства в инновационной сфере;

• повышение качества жизни населения;

• активизация интеграции науки, образования и производственной сферы посредством создания благоприятной экономической и правовой среды в отношении участников инновационной деятельности, а также формирования инфраструктуры инновационной системы;

• привлечение международных компаний, крупных финансово-промышленных групп.

Основными направлениями региональной бюджетной политики на перспективу являются:

• обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, которая предусматривает минимизацию дефицита бюджета, ограничение принятия обязательств, не обеспеченных финансовыми ресурсами, поддержание объема государственного внутреннего долга на безопасном для финансовой системы региона уровне;

• безусловное исполнение принятых социальных обязательств, реализация положений, предусмотренных указами Президента Российской Федерации;

• реализация современных механизмов предоставления гражданам государственных услуг, реструктуризация сети учреждений, оказывающих государственные услуги за счет бюджетных средств, стимулирование сокращения количества неэффективно работающих организаций, обеспечение обратной связи с потребителями услуг;

• координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования, дальнейшее внедрение программно-целевых принципов в деятельность исполнительных органов государственной власти;

• изменение форм и методов поддержки местных бюджетов, обеспечение расширения финансовой самостоятельности муниципалитетов, ориентация финансовой поддержки на достижение конечных результатов в сфере полномочий местного самоуправления;

• повышение прозрачности и открытости бюджетной системы.

Брянская область по уровню инвестиций на душу населения региона занимает 62 место и составляет в среднем 64 тыс. руб. на каждого жителя региона. Доля инвестиций за счет бюджетных средств составила 17,4 % в 2014 г. от общей суммы средств, а средства кредитов банка составили 41,2 %, что на 18,3 % уровня инвестиционных средств за счет кредитных учреждений, направленных в 2012 г.

По уровню среднедушевых денежных доходов Брянская область в 2014 г. занимала 47 место, сумма уровня доходов на душу населения составляла – 22039 руб. рост среднемесячной заработной платы работников произошел за три года на 3983 руб. все это говорит о достаточно низком уровне жизни населения Брянской области, который складывается также от зависимости структуры доходов и расходов регионального бюджета.

Важным препятствием в России на пути использования денежных доходов населения в финансовой сфере, сдерживания эффективного развития экономики, явился экономически необоснованный и социально неоправданный низкий уровень оплаты труда, преимущественно в государственной сфере и в секторе бюджетного финансирования [2].

В условиях ожидаемого снижения налоговых поступлений политика в сфере расходования бюджетных средств в 2015 – 2016 годах будет сконцентрирована на повышении эффективности действующих расходных обязательств, отказа от принятия новых расходных обязательств.


Библиографическая ссылка

Гудкова О.В., Севрюкова С.В. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 4-2. – С. 127-130;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11452 (дата обращения: 10.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674