Перспективная цель развития региона Брянской области – это повышение уровня жизни до среднего уровня жизни в ЦФО и создание в дальнейшем благоприятных условий для жизнедеятельности населения на основе реализации ее природного, географического, промышленного и транзитного потенциала за счет реализации «оптимального» сценария развития региона.
Региональная бюджетная политика – это направления развития бюджетных отношений по отдельным субъектам Российской Федерации, связанная с формированием доходов, распределением расходов, покрытием дефицита бюджета, исполнением государственных и региональных программ развития территории.
Бюджетная, налоговая политика Брянской области сформирована на основе приоритетов, определенных Президентом России в Бюджетном послании о бюджетной политике в 2014 – 2016 гг., указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., а также основных направлений бюджетной и налоговой политики Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период 2015–2020 гг. [4].
Среди основных направлений и приоритетов, по которым планируется осуществлять бюджетную политику в сфере налоговых и неналоговых доходов, выделяются следующие:
• проведение работы, направленной на повышение объемов поступлений в бюджеты области налога на доходы физических лиц: создание условий для роста общего объема фонда оплаты труда в регионе, легализация заработной платы, доведение ее до среднеотраслевого уровня, мероприятия по сокращению задолженности по налогу;
• реализация мер государственной поддержки хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию инвестиционных проектов, оказывающих влияние на рост налогового потенциала, а также сохранение государственной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса;
• предоставление налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков с учетом достигаемого экономического и социального эффекта;
• повышение качества и эффективности администрирования доходов бюджетов;
• развитие земельных и имущественных отношений путем проведения мероприятий по выявлению незарегистрированных объектов недвижимости с целью вовлечения их в налогообложение;
• сотрудничество с налогоплательщиками Брянской области.
• Приоритетные задачи развития экономических показателей Брянской области:
• увеличение объема привлеченных инвестиций в приоритетные направления экономики;
• реализация конкурентных преимуществ региона;
• развитие инновационной инфраструктуры и инфраструктуры научной деятельности;
• обеспечение дополнительных доходов развития региона;
• совершенствование и развитие финансово-кредитного сектора экономики;
• развитие транспортной и энергетической инфраструктуры;
• развитие потребительского рынка и различных форм малого бизнеса;
• формирование устойчивой тенденции развития АПК.
Основной проблемой Брянской области является сложность в обеспечении и поступлении инвестиционных средств, т.к. основным источником доходов регионального бюджета являются безвозмездные поступления за счет дотаций, направленных для финансового обеспечения и поддержки уровня жизни населения региона [1].
По данным официальных источников информации доходы консолидированного бюджета Брянской области, представленные в табл. 1, выросли в 2015 г. на 7283,8 млн. руб. по сравнению с 2012 г., а по сравнению с 2014 г. увеличение произошло на 2927,8 млн. руб. или на 6,24 %.
Таблица 1
Состав и структура доходов Брянской области за 2012–2015 гг.. млн. руб.*
Показатели |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2015/2012 гг. отклонение (+,-) |
||||
сумма |
уд. вес, % |
сумма |
уд. вес, % |
сумма |
уд. вес, % |
сумма |
уд. вес, % |
||
Доходы всего, млн. руб. |
42543,2 |
100 |
44916,9 |
100 |
46899,2 |
100 |
49827,0 |
100 |
7283,8 |
В т.ч. налог на прибыль организации |
6626,8 |
15,58 |
4436,1 |
9,88 |
4198,7 |
8,95 |
3089,3 |
6,20 |
-3537,5 (-9,38 %) |
Налог на доходы физических лиц |
9442,4 |
22,19 |
10638,2 |
2,37 |
11228,7 |
23,94 |
11510,0 |
23,10 |
2067,6 (+0,91 %) |
Налоги на имущество |
3074,6 |
7,23 |
3381,0 |
7,53 |
4111,5 |
8,77 |
2192,4 |
4,40 |
-882,2 (-2,83 %) |
Безвозмездные поступления |
16841,7 |
39,59 |
20020,8 |
44,57 |
20439,9 |
43,58 |
23717,6 |
47,60 |
6875,9 (+8,01 %) |
Прочие доходы |
3834,9 |
9,01 |
6440,8 |
14,34 |
6920,4 |
14,75 |
9317,7 |
18,7 |
5482,8 (+9,69 %) |
*Cоставлено по данным Росстата – www.gks.ru [5].
В структуре общих доходов основную долю занимают безвозмездные поступления, которые составляют 47,6 % от суммы доходов за 2015 г., при этом рост безвозмездных поступлений вырос за 2012–2015 гг. на 6875,9 млн. руб., что составляет 40,8 % прироста.
Среди налоговых доходов основную долю занимает налог на доходы физических лиц, который составляет 23,1 % в 2015 г., что больше на 0,91 п.п. уровня 2012 г. По сумме рост составил 2067,6 млн. руб. или 21,9 % роста по сравнению с 2012 г.
Доля доходов по налогу на прибыль в 2015 г. уменьшилась на 9,38 п.п. по сравнению с 2012 г. или по сумме на 3537,5 млн. руб., а при сравнении с 2014 г. наблюдается уменьшение суммы налога прибыль на 1109,4 млн. руб., что составляет 26,4 % снижения.
Сумма налога на имущества также показывает снижение по сумме на 882,8 млн. руб. по сравнению с 2012 г., доля данного налога уменьшилась на 2,83 п.п. Данные показатели характеризуют, что существуют проблемы с формированием доходной части регионального бюджета Брянской области, т.к. предприятия сокращают поступления налога на прибыли и налога на имущество юридических лиц.
Таким образом, Брянская область формирует свои доходы большей частью за счет безвозмездных поступления в виде дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета, что отрицательно сказывается на инвестиционной привлекательности Брянской области среди других регионов Центрального федерального округа [4].
В результате анализа положительных и отрицательных сторон социально-экономического положения Брянской области выявлены основные влияющие факторы и тенденции, а также стратегические возможности по активному развитию Брянской области:
• изменение структуры ВРП с увеличением доли реального сектора экономики;
• повышение производительности труда;
• развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса с выделением в качестве приоритета формирования наукоемкого, инновационного кластера;
• увеличение объемов привлеченных инвестиций;
• улучшение экологической ситуации;
• обеспечение устойчивого и динамичного экономического развития промышленного комплекса Брянской области;
• создание транспортно-логистического комплекса;
• совершенствование транспортной инфраструктуры;
• повышение доходов населения;
• стимулирование предпринимательства в инновационной сфере;
• повышение качества жизни населения;
• активизация интеграции науки, образования и производственной сферы посредством создания благоприятной экономической и правовой среды в отношении участников инновационной деятельности, а также формирования инфраструктуры инновационной системы;
• привлечение международных компаний, крупных финансово-промышленных групп.
Основными направлениями региональной бюджетной политики на перспективу являются:
• обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, которая предусматривает минимизацию дефицита бюджета, ограничение принятия обязательств, не обеспеченных финансовыми ресурсами, поддержание объема государственного внутреннего долга на безопасном для финансовой системы региона уровне;
• безусловное исполнение принятых социальных обязательств, реализация положений, предусмотренных указами Президента Российской Федерации;
• реализация современных механизмов предоставления гражданам государственных услуг, реструктуризация сети учреждений, оказывающих государственные услуги за счет бюджетных средств, стимулирование сокращения количества неэффективно работающих организаций, обеспечение обратной связи с потребителями услуг;
• координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования, дальнейшее внедрение программно-целевых принципов в деятельность исполнительных органов государственной власти;
• изменение форм и методов поддержки местных бюджетов, обеспечение расширения финансовой самостоятельности муниципалитетов, ориентация финансовой поддержки на достижение конечных результатов в сфере полномочий местного самоуправления;
• повышение прозрачности и открытости бюджетной системы.
Брянская область по уровню инвестиций на душу населения региона занимает 62 место и составляет в среднем 64 тыс. руб. на каждого жителя региона. Доля инвестиций за счет бюджетных средств составила 17,4 % в 2014 г. от общей суммы средств, а средства кредитов банка составили 41,2 %, что на 18,3 % уровня инвестиционных средств за счет кредитных учреждений, направленных в 2012 г.
По уровню среднедушевых денежных доходов Брянская область в 2014 г. занимала 47 место, сумма уровня доходов на душу населения составляла – 22039 руб. рост среднемесячной заработной платы работников произошел за три года на 3983 руб. все это говорит о достаточно низком уровне жизни населения Брянской области, который складывается также от зависимости структуры доходов и расходов регионального бюджета.
Важным препятствием в России на пути использования денежных доходов населения в финансовой сфере, сдерживания эффективного развития экономики, явился экономически необоснованный и социально неоправданный низкий уровень оплаты труда, преимущественно в государственной сфере и в секторе бюджетного финансирования [2].
В условиях ожидаемого снижения налоговых поступлений политика в сфере расходования бюджетных средств в 2015 – 2016 годах будет сконцентрирована на повышении эффективности действующих расходных обязательств, отказа от принятия новых расходных обязательств.
Библиографическая ссылка
Гудкова О.В., Севрюкова С.В. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 4-2. – С. 127-130;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11452 (дата обращения: 10.11.2024).