Будущее любого общества будет определять молодое поколение, которое воспитывается в семье и в школе. Воспитывая сегодня молодежь, мы формируем наше будущее и будущее следующих поколений. Поэтому современные проблемы эффективности общего среднего образования являются самыми актуальными и животрепещущими. На фоне всеобщей компьютеризации и доступного интернета настоящее время в России характеризуется снижением общей культуры населения, преобразованием норм литературного языка не в лучшую сторону. Педагоги, учителя, методисты видят и понимают, что в педагогической сфере сегодня не все благополучно, т.к. результаты обучения проявляются не только на школьных экзаменах, но и в повседневной жизни. Формирование в сознании учащихся целостной картины мира становится возможным лишь при достижении достаточного уровня развития познавательного интереса и познавательной активности. Задача современного образования заключается в усвоении учащимся основ гуманитарных и естественнонаучных мировых достижений. Используя полученные знания, любой молодой человек (независимо от места проживания) мог проявить свои таланты и творческий потенциал. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, технологии организации образовательного процесса и переоценкой целей и результатов образования.
Вхождение России во Всемирную торговую организацию (ВТО), позволяющее Российскому образованию выйти на мировой рынок образовательных услуг, дало импульс для модернизации высшего и среднего образования с целью повышения конкурентоспособности выпускников учебных заведений. Данный процесс сопровождается значительными инновациями как в теории педагогической деятельности, так и в практике учебно-воспитательной работы. Инновации становятся наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования. В контексте педагогической деятельности – это обновление на базе современных информационных технологий и гуманистических принципов всех компонентов педагогической системы.
Целью данной работы является обсуждение инноваций в современном образовании и попытка провести анализ нововведений в оценке качества образовании – единого государственного экзамена.
Термину «инновации» в энциклопедиях и в словарях даются различные определения. Слово «инновация» (от латинского inovatis) происходит из латинского языка и в переводе означает обновление, новинку, изменение, то есть ввод чего-то нового, введение новизны. Английское слово Innovation в переводе на русский язык означает нововведение, новация, возобновление, изменение, обновление, то есть это изменения внутри системы.
В педагогической интерпретации инновации подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса. Однако не все нововведения ведут к улучшениям, некоторые могут и ухудшить систему. Так как образование отвечает за социальное здоровье будущего общества, то основной принцип, которым должны руководствоваться все новаторы, – не навреди. Правда, в педагогике результаты новшеств можно оценить по истечении нескольких лет, когда исправить уже ничего нельзя. К сожалению, многие новшества в педагогической практике отрицательно сказываются на результатах обучения. Поэтому можно сказать, что ошибки образования породили все пороки современного молодого поколения.
Может быть, именно для того, чтобы говорить о нововведениях, преобразованиях, новаторстве и улучшениях там, где их нет, и понадобилось мудреное иностранное слово. Дело в том, что для замены чего-либо новым существует английское слово «novation» (новации). Инновация же означает такое нововведение, которое осуществляется в системе за счет ее собственных (In – внутри) ресурсов (резервов). Значит, все, что приходит из других сфер деятельности – это не инновации, здесь требуется другой термин. Но, как показывает время, слово, которое может быть заимствовано из другого языка, претерпевает метаморфозы и смысл термина расширяется.
Главным вектором инновационного подхода в педагогике становится личностно ориентированное взаимодействие учителя и ученика. В контексте педагогической деятельности – это обновление на базе современных информационных технологий и гуманистических принципов всех компонентов педагогической системы. Инновации – это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы. Инновации становятся наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования. В контексте педагогической деятельности – это обновление на базе современных информационных технологий и гуманистических принципов всех компонентов педагогической системы.
Безоговорочно положительным инновационным примером в современной педагогике может служить дистанционное обучение. Современные достижения связи: интернет, Skype позволяют многим учащимся, не имеющим возможности посещать школу, получать полноценное образование.
Не все инновации в образовании без сомнения характеризуются положительно, как использование глобальной системы персональной связи – интернет-телефонии. Реалиями современного образования является единый государственный экзамен ЕГЭ – это экзамен с использованием заданий стандартизированной формы – контрольных измерительных материалов (КИМов), выполнение которых позволяет установить уровень освоения участниками ЕГЭ федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Основными целями введения ЕГЭ являются обеспечение государственных гарантий доступности и обеспечение равных условий при поступлении школьников в любое высшее учебное заведение страны. Сдача выпускных экзаменов в форме ЕГЭ в России существует уже около пятнадцати лет, но однозначного мнения о пользе или вреде этого новшества в педагогической практике нет. Даже директор ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» Решетникова Оксана Александровна заявляет, что «споры о том, какими должны быть контрольные измерительные материалы для государственной итоговой аттестации, не затихают до сих пор» [1]. «Подходы к содержательному анализу результатов выполнения экзаменационной работы определяются, как правило, традициями предмета. Однако здесь явно видна тенденция перехода от «знаниевой» к «деятельностной» парадигме, от анализа достижений по отдельным контролируемым элементам содержания к анализу сформированности групп умений или видов деятельности» [2].
Любое нововведение переживает три стадии роста: этого не может быть, это естественно и так и должно быть. Единый государственный экзамен в России переживает еще первую стадию, поэтому много критики и по порядку проведения экзамена и по содержанию контрольных измерительных материалов (КИМов).
Спустя шесть лет после реформы общество все еще не может смириться с введением единого экзамена. Основные претензии касаются реальной объективности оценки владения материалом по предмету с помощью тестов. При тестировании в большинстве вопросов верный ответ можно найти и без глубоких знаний, методом исключения или просто наугад. Получается, что на ЕГЭ оцениваются не знания предмета, не теоретические навыки, а способности ученика угадывать правильный ответ.
Разработчики кимов для ЕГЭ утверждают: «Ведущим направлением нашей работы является разработка научно-методических подходов к созданию перспективных моделей контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена, основного государственного экзамена и совершенствование действующих экзаменационных моделей. Контрольные измерительные материалы для государственной итоговой аттестации разрабатываются на основе экзаменационной модели, которая отражается в документах, регламентирующих ежегодную разработку контрольных измерительных материалов— в спецификации, кодификаторе, демонстрационном варианте» [1]. В качестве методической литературы издаются учебные пособия, в которых приводятся шаблонные задания по предмету. Ученики последние два года учебы тренируются по этим шаблонам. Подменяются учебные цели – вместо полноценного обучения одиннадцать лет школы превращаются в подготовку к «самому главному тесту». Причем тестированная оценка знаний в школе начинается с начальной школы. Кроме того, простое заучивание правильных ответов привело к резкому снижению уровня образования, даже знания по предметам, выбранным для сдачи ЕГЭ, не являются достаточными для дальнейшей полноценной учебы в вузах.
Другой важный недостаток ЕГЭ – это отсутствие индивидуального подхода к выпускникам, обезличивание выпускников. Таланты, творческий потенциал и индивидуальные способности школьника не интересуют проверяющих, они их не знают. Выпускник на время экзамена должен уподобиться машине: нельзя волноваться, растеряться, ошибиться, любая малейшая ошибка карается отсутствием баллов. Одаренные ученики не пройдут испытания ЕГЭ.
Таким образом, основными недостатками единого государственного экзамена являются: отсутствие реальной объективности оценки владения материалом по предмету с помощью тестов; отсутствие индивидуального подхода к выпускникам – обезличивание образования. Учитель, как один из главных фигур образования, отстраняется от оценки результатов его учеников, что приводит к обезличиванию всего образования.
Роль школы на современном этапе усиливается в привитии вкуса у молодого поколения к образованию, в том, чтобы научить получать удовольствие от учебы, научиться учиться, развивать любознательность, несмотря на прокрустово ложе ЕГЭ. Для достижения такой цели ничто не может заменить авторитета учителя, а также диалог между учителем и учеником. Педагог необходим потому, что его присутствие предполагает живой контакт более образованного человека, носителя опыта и мудрости. Учитель передает знания, умения и инструмент размышления, позволяющие молодому поколению стать «просвещенными пользователями», способными выделять главное, видеть положительный вклад и границы прогресса.
Библиографическая ссылка
Джевала С.С., Бутенко Л.И. ИННОВАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ, АНАЛИЗ НОВОВВЕДЕНИЙ В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ – ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 5. – С. 46-48;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11663 (дата обращения: 21.11.2024).