В Послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» четвертым приоритетом развития нашего государства обозначено улучшение качества человеческого капитала. Составная и важная часть человеческого капитала – образование, роль которого особо значима в новой модели экономического роста страны. Задачами системы образования являются развитие способностей критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации. Приоритетным направлением является формирование IT-знаний [1].
В связи с поставленными Президентом задачами кейс-метод, на наш взгляд, будучи интерактивным методом обучения, отвечает требованиям, предъявляемым к системе образования. Кейс-метод – это синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, научно-исследовательского метода. Данный метод, обеспечивающий применение теоретических положений на практике, популярен в современном вузовском образовании в связи с ориентацией подготовки выпускника на запросы рынка. Работа над ситуациями, которые могут встретиться студенту в будущей практической деятельности, способствует приобретению азов профессиональных компетенций, формирует познавательный интерес и позитивную мотивацию к учебе. Усвоение и совершенствование знаний, формирование умений и навыков является результатом творческой самостоятельной деятельности студентов по решению противоречий. Благодаря этому происходит развитие мыслительных способностей и осознанное овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями. Студентам для обсуждения предлагаются практические ситуации, решение которых актуализирует усвоенные теоретические знания.
Кейс-метод имеет присущие ему особенности. А.М. Долгоруков к преимуществам метода case-study относит приобретение навыков решения практических задач, навыков работы в команде, совершенствование навыков обобщения результатов труда и его оформления, навыков ведения дискуссии [4].
Под методом обучения в дидактике понимается упорядоченный способ достижения учебно-воспитательных целей. В современной дидактике выделяют три большие группы методов:
1) методы организации и осуществления учебно-воспитательного процесса (словесные, наглядные, практические);
2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (методы стимулирования интереса к учению – мотивации; познавательные игры, учебные дискуссии; методы стимулирования долга и ответственности – метод разъяснения цели учебного предмета; требования к изучению предмета; поощрение и наказание в обучении);
3) методы контроля и самоконтроля (методы устного контроля и самоконтроля, письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля) [3].
Кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы также простые методы познания. В него входят моделирование, «мозговой штурм», проблемный метод, презентации, методы описания, классификации, дискуссия, игровые методы, которые выполняют в кейс-методе свои роли.
Рассмотрим этапы работы по кейсу и методы, применяемые при них.
1. Подготовка к занятию преподавателем и студентами. На этом этапе самым важным являются вопросы, которые необходимо изучить, исследовать. Преподаватель формулирует «проблемы», ориентируясь на цель и задачи предстоящей деятельности. При определении содержания работы необходимо учитывать особенности восприятия учебного материала аудиторией. Системная, последовательная подача вопросов, их классификация, выделение опорных схем, таблиц и т.д. способствует успешному решению кейс-задачи.
Немаловажное значение имеет составление списка рекомендуемой литературы, необходимой студентам для усвоения учебной темы.
2. Индивидуальная самостоятельная работа студентов с кейсом. При подготовке к решению практической ситуации студенты работают с учебно-методическим обеспечением, получают и изучают дополнительную информацию (сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы) для прочного овладения материалом учебной темы, выполнения и решения задач.
Это может быть работа в библиотеках, с базой Интернет, интервьюирование специалистов-практиков и т.д. Студенты получают наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал, памятки «Работа с кейсом», список рекомендуемой литературы.
Ясно представляя цель, задачи, содержание, методы и формы работы, важно приступить к разработке плана занятия.
3. Организационная часть занятия состоит из предъявления темы, цели и хода занятия, выдачи кейса. В кейсах рекомендуется дать подробное описание практических ситуаций, точно сформулировать вопросы, конкретизировать задания.
4. Проверка усвоения теоретического материала по теме. Прежде чем приступить к работе по решению кейс-ситуации, необходимо проверить уровень усвоения теоретического материала. Методами проверки усвоения нового материала могут быть устный фронтальный опрос, взаимопроверка, работа по карточкам, тестирование и т.д.
5. Работа студентов в командах. Работа в командах над кейс-ситуацией развивает способности к сотрудничеству, коллективизму, формирует ответственность, прививает навыки самоконтроля и самооценки [5].
Самым оптимальным для командной работы, на наш взгляд, является метод «мозгового штурма», который стимулирует творческую активность студентов. Результат – выдача студентами множества самых разнообразных идей за определенный промежуток времени.
Следующий метод – это творческий анализ идей с целью поиска конструктивного решения проблемы.
Особое место при работе в командах занимает дискуссия, в ходе которой студенты представляют варианты решения ситуации, спорят. На данном этапе работы совершенствуются умения формулировать вопрос, аргументировать ответ. Студенты выступают с аргументами, выслушивают других, анализируют полученный результат, проектируют и моделируют решения, действия. При дискуссии студенты находят противоречия, ошибки, неточности, отстаивают мнение команды.
Результатом дискуссии является принятие единого, наиболее оптимального решения, формирование умений, навыков решения нестандартных задач и развитие логического мышления.
6. Оформление студентами итогов работы. На данном этапе студенты выступают с результатами работы и используют презентацию как эффективный способ представления информации. Широко распространены мультимедиапрезентации, представляющие собой слайды, содержащие краткие фрагменты текстов, рисунки и наглядную часть (изображения). По мнению ученых Н.В. Акимовой, Ю.А. Бессоновой, использование презентации при изучении речевого или языкового материала позволяет структурировать его, выделив ключевые вопросы (лингвистические термины, категории) с использованием цвета, изменения шрифта, рубрикации и т.д. Презентация на занятиях по русскому языку предполагает активную творческую деятельность студентов: сбор и обработку материала, упорядочение информации, составление слайдов, защиту проекта и обсуждение проекта. Умение презентовать интеллектуальный продукт, показать его достоинства максимально вырабатывает навыки публичной деятельности и участия в дискуссии, становится демонстрацией речевых и логических умений студентов. Коммуникативный момент, согласно мнению ученых, является одним из ключевых в процессе такой учебной деятельности и предполагает выработку соответствующих языковых компетенций [2].
7. Подведение итогов преподавателем.
Разные методы проведения занятий с использованием кейс-метода предполагают разные подходы к оцениванию студентов. При применении кейс-метода оцениваются умения студентов анализировать конкретную ситуацию, принимать грамотное решение, логически мыслить, поэтому оценка выставляется за участие в дискуссии или презентации, измеренное уровнем активности студента, за подготовленные письменные работы. Необходимо обращать внимание на новизну и неординарность решения проблемы, краткость и четкость изложения, качество оформления решения проблемы, этику ведения дискуссии, активность работы всех членов команды [4].
Приведем примеры применения кейс-метода на занятиях русского языка. Творческий анализ проблемы или вопроса на лингвистическую тему. Студентам предлагаются темы «Нужно ли специалисту акимата учиться составлять документы официально-делового стиля?», «Для чего студенту специальности «Международные отношения» знать о культуре речи?» и др. Работа направлена на поддержание эффективной коммуникации и выработку общего решения. Задача может решаться как индивидуально, так и в группе. Ее решение предполагает сбор информации из различных источников, в том числе Интернет, с последующими систематизацией, обобщением и презентацией, защиты проекта, критической справки, описательной работы, эссе.
Метод разбора деловой корреспонденции. Контекст задания: разработать и конкретизировать ситуацию, связанную с невыполнением плана работником учреждения. По составленной ситуации написать докладную. Обратите внимание на специфику составления документов официально-делового стиля речи. Разработать и конкретизировать ситуацию, связанную с увольнением сотрудника. По составленной ситуации написать приказ об увольнении. Уточнение задания: нужно составить определенное мнение о ситуации на предприятии.
Студенты получают от преподавателя папки с описанием ситуации; пакет документов, способствующих пониманию ситуации и вопросы, которые позволяют найти решение.
Метод ситуационного анализа – самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Студенту предлагается текст с описанием ситуации и задача, требующая решения.
Ваш сосед попросил одолжить денег. Вы дали в долг 100 000 тенге. Срок возврата денег давно прошел. Сосед отказывается вернуть деньги. Что Вы теперь предпримете? Контекст задания: как нужно было поступить? Как сделать так, чтобы избежать подобных ситуаций? Как оформляется юридически подобная процедура? На что необходимо обратить внимание? Уточнение задания: составьте расписку в получении денег. Выясните, какую структуру должна иметь расписка (для использования ее с целью возврата денег через правоохранительные органы). В чем заключается проблема? Какие причины ее возникновения указаны в тексте? Как вы можете объяснить возникшие трудности? Перечислите другие возможные способы решения проблемы и выберите наилучшие.
В конце занятия студенты представляют свои идеи и решения в дискуссии с другими.
Таким образом, применение кейс-метода на занятиях по русскому языку в вузе позволяет студентам осознанно подойти к освоению материала. Обучение является успешным, так как студент чувствует полезность и нужность усваиваемых знаний. Кейс-метод основывается на принципе связи обучения с жизнью, обеспечивающем гносеологические, социологические и психологические аспекты формирования будущего специалиста, и ведет к взаимопониманию, взаимодействию, совместному решению общих для всех и важных для каждого обучающегося задач: получения нового опыта и овладения новыми знаниями.
Библиографическая ссылка
Кабенова Д.М., Ускенбаева С.Т., Гайнутдинова Г.Ф. К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ КЕЙС-МЕТОДА НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 5. – С. 49-52;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11664 (дата обращения: 23.11.2024).