Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

РАЗРАБОТКА И ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ВУЗА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ

Коновалов И.Е. 1
1 Поволжская государственная академия физической культуры спорта и туризма
Статья направлена на изучение потенциальных возможностей привлечения людей с ограниченными возможностями здоровья к поступлению и обучению в высшие учебные заведения. Высшее образование является одной из наиболее важных ступеней социализации людей с ограниченными возможностями здоровья в общество, оно дает свободу выбора, духовную и материальную независимость, формирует мировоззрение и жизненные цели, развивает способность адаптироваться, придает жизненную стойкость и гармонию существования. Однако сегодня доступность высшего образования для лиц с ОВЗ по-прежнему представляет собой острую социальную проблему, решение которой возможно, разрабатывая практические модели, направленные на формирование готовности людей с ОВЗ к поступлению в вуз и последующей их интеграции в среду образовательного социума. В статье представлена модель формирования готовности лиц с ограниченными возможностями здоровья к интеграции в образовательную среду вуза. В статье описана структура модели, которая представляет собой схему, где отражены основные методологические положения, структура коммуникационно-образовательного курса, взаимодействие субъектов образовательной среды, критерии эффективности, ожидаемый результат. Представлены результаты исследования, которые подтверждают эффективность разработанной модели.
люди с ограниченными возможностями здоровья
педагогическая модель
интеграции в образовательную среду высшего учебного заведения
1. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры на ее одиннадцатой сессии. – Париж, 1960.
2. Конвенция о правах инвалидов. Резолюция 61/106 Генеральной ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. – Нью-Йорк, 2006.
3. Коновалов И.Е. Структура и программно-содержательное обеспечение системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений: монография / И.Е. Коновалов. – М.: Флинта, 2011. – 352 с.
4. Коновалов И.Е. Особенности формирования социальной и психологической готовности людей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в высшем учебном заведении / И.Е. Коновалов, Д.И. Осенкова // Физическая культура и здоровье. – 2015. – № 3(54). – С. 54–58.
5. Коновалов И.Е. Модель формирования готовности лиц с отклонением состояния здоровья к интеграции в образовательную среду вуза / И.Е. Коновалов // Вестник научных конференций. Наука, образование, общество: материалы международной научно-практической конференции (31 января 2017 г.). – Тамбов: Юком, 2017. – № 1–4 (17). – Часть 4. – С. 45–47.
6. Осенкова Д.И. Особенности формирования готовности людей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в высшем учебном заведении / Д.И. Осенкова, И.Е. Коновалов // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 13. – С. 14–17.
7. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46–ФЗ от 03.05.2012 г.
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273–ФЗ от 29.12.2012 (редакция от 23.07.2013).
9. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ФЗ от 24.11.95 № 181–ФЗ, Приказ Минздравсоцразвития России от 29 ноября 2004 г. № 287.
10. Парфенова Л.А. Инклюзивно-адаптивные виды двигательной деятельности как средство психофизического совершенствования молодежи с ограниченными возможностями здоровья / Л.А. Парфенова, Е.В. Макарова, И.К. Коновалов // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. – 2016. – Вып. 52. – Ч. 6. – С.1 81–187.

На сегодняшний день вопрос профессионального образования людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стоит очень остро. Современное общество пришло к осознанию имеющихся различий между людьми, значительно сократился уровень социальной дистанции, происходит повышение мотивации людей с ОВЗ к профессиональному самоопределению. В вузах, подведомственных Минобрнауки РФ, активно реализуются программы, основанные на инклюзивном подходе [10].

В свою очередь в вузах физической культуры и спорта (ФКиС) инклюзивное образование только сейчас приобретает свои очертания. Необходимо отметить, что образовательный процесс в вузах ФКиС имеет свои специфические особенности. При поступлении в вуз ФКиС абитуриентов с ОВЗ важно учитывать особенности таких поступающих, потому что в данном случае вопрос образования по избранному направлению подготовки затрагивает их способность к двигательной деятельности, что соответственно должно согласовываться с их нозологическими характеристиками [6].

Целью исследования является разработка и реализация модели формирования лиц с ОВЗ к интеграции в образовательную среду вуза физкультурной направленности.

Результаты исследования. В последнее время все вузы, согласно требованиям законодательной базы, должны осуществлять справедливый прием людей с ОВЗ и обеспечить им после поступления надлежащие условия получения образования в соответствии с требованиями высшей школы [1, 2, 7, 8, 9].

Построение модели включает в себя три этапа: поисковый, познавательный и реализационный [3].

Для обеспечения равноправных условий для поступления и последующего полноценного обучения людей с ОВЗ в вузы физкультурной направленности нами была разработана модель. Модель в контексте нашего исследования – это форма (оболочка), в рамках которой происходит системный процесс формирования готовности людей с ОВЗ к интеграции в образовательную среду вуза [4].

Модель представляет собой схему, где отражены основные методологические положения (цель, задачи и принципы), структура коммуникационно-образовательного курса, взаимодействие субъектов образовательной среды (администрация вуза, преподавательский состав, родители, соцработники, студенты, студенты с ОВЗ), критерии эффективности (социальный, психологический, медико-биологический и образовательный аспекты), ожидаемый результат [5].

Целью модели является реализация процесса формирования готовности людей с ОВЗ к интеграции в образовательную среду вуза физкультурной направленности через инклюзивный подход.

Возможность достижения поставленной цели зависит от реализации следующих задач:

1. Стимулирование людей с ОВЗ к получению высшего образования в вузе в рамках инклюзивной группы.

2. Мотивация людей с ОВЗ к получению образовательных услуг в вузе.

3. Содействие интеграции людей с ОВЗ в образовательную среду вуза посредством формирования готовности к обучению.

В качестве основополагающих принципов реализации разработанной нами модели были следующие:

1. Принцип гуманизации.

2. Принцип сознательности и активности.

3. Принцип индивидуализации.

4. Принцип инклюзивности.

5. Принцип вариативности.

Системообразующим ядром разработанной нами модели является коммуникационно-образовательный курс. Структура программы курса состоит из следующих модулей: психологическая готовность, физическая готовность, компетентностная готовность, самостоятельная подготовка.

Эффективность организации образовательной среды зависит от вовлеченности в него всех заинтересованных субъектов процесса. Субъектами образовательной среды вуза согласно разработанной нами модели являются администрация вуза, профессорско-преподавательский состав, родители и социальные работники, студенты и студенты с ОВЗ.

Взаимодействие всех субъектов образовательного процесса должно проходить при полном доверии сторон и носить взаимовежливый характер. Так администрация вуза обеспечивает безбарьерную среду на территории и в помещении учебного заведения, а также оснащенность учебных аудиторий необходимым оборудованием и другими вспомогательными средствами, создает условия для получения людьми с ОВЗ довузовской подготовки, сопровождает в рамках законодательства РФ поступление абитуриентов с ОВЗ в вуз, обеспечивает равные права всем студентам, в том числе студентам с ОВЗ в получении качественных образовательных услуг, оказывает содействие в последующем трудоустройстве выпускников с отклонением состояния здоровья.

Родители имеют возможность осуществлять контроль за соблюдением прав обучающихся, посещать учебные занятия и другие формы организации образовательного процесса, контактировать с администрацией вуза, преподавателями и студентами.

Социальные работники осуществляют контроль за соблюдением прав обучающихся, посещают учебные занятия и другие формы организации образовательного процесса, выявляют потребности студентов с ОВЗ и их семей в сфере социальной поддержки, определяют направления помощи в адаптации и социализации.

Критерием эффективности разработанной нами модели является всестороннее развитие людей с ОВЗ, выражающееся в реализации его личностного потенциала, отражающегося в следующих основных аспектах: социальный аспект: адаптация в социуме, этическая и эстетическая культура; психологический аспект: развитие личностных качеств и свойства характера, формирование мотиваций: мотивов, интересов и потребностей, воспитание преодолевать психологические внутренние барьеры и внешние стереотипное восприятие и шаблоны; медико-биологические аспекты: стабилизация нозологических показателей, адаптация к учебной и профессиональной нагрузкам, увеличение резерва сопротивляемости неблагоприятным воздействиям внешней среды, морфофункциональное состояние организма; образовательный аспект: гуманитарная, предпрофессиональная и профессиональная подготовка.

По итогам реализации модели ожидается результат, который выражается в готовности людей с ОВЗ к поступлению в вуз и обучению в нем, и признания себя полноправным участником социума и активным субъектом образовательного процесса.

Разработанная нами модель формирования готовности людей с ОВЗ в образовательную среду вуза была апробирована в 2016 году на базе ФГБОУ ВО «Поволжская ГАФКСиТ» в период с января по июнь включительно. В рамках апробации модели для людей с ОВЗ, участвующих в нашем исследовании, были проведены несколько мероприятий.

В январе-феврале 2016 года для людей с ОВЗ была организована экскурсия, с целью ознакомления с имеющимися возможностями ФГБОУ ВО «Поволжская ГАФКСиТ» обеспечения безбарьерной среды для организации образовательного процесса и досуговой деятельности.

В марте месяце силами исследовательской группы был организован круглый стол с лицами с ОВЗ на тему «Нормативно-правовая база, права и возможности поступления и обучения в высшем учебном заведении».

В апреле месяце был проведен семинар, в рамках которого реализован коммуникационно-образовательный курс. В контексте нашего исследования, учитывая выявленные ранее проблемы, были сформулированы виды готовности, включенные в коммуникационно-образовательный курс. Таким образом, структура курса состоит из четырех модулей: психологическая готовность, физическая готовность, компетентностная готовность, самостоятельная подготовка.

В мае и июне для людей с ОВЗ проводились консультативные мероприятия по вопросам правил приема в вуз, наличия льгот для данной категории поступающих, сроков подачи и перечня документов, расписания вступительных испытаний (по необходимости), сроков зачисления и другой необходимой информации.

С целью выявления эффективности реализации модели формирования готовности людей с ОВЗ к интеграции в образовательную среду вуза в 2015 и 2016 годах нами было проведено анкетирование. В анкетировании приняли участие люди с ОВЗ, которые принимали участие в нашем исследовании. В анкетном опросе приняли участие 70 респондентов.

Основным показателем сформированности готовности людей с ОВЗ получать высшее профильное образование является их желание получить данное образование. Так, в результате анкетирования в 2015 году людей с ОВЗ, желающих получить высшее физкультурное образование, практически не было, респонденты в основном выбирали профессии, не связанные с физкультурно-спортивной деятельностью. В 2016 году людей с ОВЗ, желающих получить высшее физкультурное образование, стало 32 человека (41,71 %), при этом получить высшее образование захотели 55 человек (78,57 %) из 70. Радует тот факт, что более половины из опрошенных людей (51,4 % – 36 человек) после получения высшего образования хотят работать в сфере физической культуры и спорта, получив профильное высшее образование или пройдя курсы переподготовки.

В начале исследования в 2015 году среди причин, по которым приходилось отказываться от получения образования, большинство респондентов указали на отсутствие безбарьерной среды в учебном заведении, на не корректное отношение преподавателей и сокурсников, слабую мотивацию самих людей с ОВЗ. Повторное анкетирование показало, что на первый план выходят причины личностного характера (слабая подготовка, вера в собственные силы и т.д.). Большинство респондентов любят физическую культуру и спорт, и они готовы заниматься физическими упражнениями.

Вывод. На основании полученных данных была выявлена необходимость в разработке и последующем внедрении модели формирования готовности людей с ОВЗ к интеграции в образовательную среду вуза физкультурного профиля. Разработанная нами модель представляет собой схему, где отражены основные методологические положения, структура коммуникационно-образовательного курса, взаимодействие субъектов образовательной среды, критерии эффективности, ожидаемый результат. Внедрение разработанной нами модели позволило создать условия для формирования готовности людей с ОВЗ к поступлению в учебное заведение и создает предпосылки для их интеграции в образовательную среду вуза физической культуры и спорта, о чем свидетельствуют полученные результаты.


Библиографическая ссылка

Коновалов И.Е. РАЗРАБОТКА И ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ВУЗА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 6. – С. 39-42;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11688 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674