Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ПО ХИМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Степанова И.П. 1 Ганзина И.В. 1 Григорьева М.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет»
С целью повышения эффективности внеаудиторной работы студентов через усиление ее системности, был создан и апробирован учебно-методический комплекс по дисциплине «Химия» для студентов 1 курса специальности 31.05.03 – стоматология Омского государственного медицинского университета России. Для оценки результативности созданного учебного пособия был проведен анализ показателей качества образовательной деятельности (успеваемости, качества знаний и среднего балла) за учебные годы с разной внеаудиторной нагрузкой. Эксперимент показал, что, несмотря на сокращение аудиторной нагрузки в два раза, использование учебного комплекса позволило сохранить результативность образовательного процесса.
самостоятельная работа студентов
высшее образование
обучение химии
1. Tkachenko G.A. Independent work at higher education insitutions / G.A. Tkachenko // International journal of expe­rimental education. – 2015. – № 3. – P. 15–16.
2. Амиров А.Ф. Активизация личностно развивающего потенциала самостоятельной работы студентов вуза как условие развития их субъективной позиции: монография / А.Ф. Амиров, Р.М. Гаранина, А.А. Гаранин. – Самара: ООО «Офорт», 2014. – 516 с.
3. Самостоятельная работа студентов – важнейший компонент образования в медицинском вузе / А.Б. Ходжаян, Н.И. Ивенский, Л.Я. Климов, Е.В. Щетинин // Медицинское образование и профессиональное развитие. – 2011. – № 2. – С.136–137.
4. Burega Y.A. Problem-based learning as pedagogical strategy to increase medical students’ motivation to work iindependtly / Yu. A. Burega //Актуальні проблеми сучасної медицини: вісник української медичної стоматологічної академії. – 2015. – T. 15. – № 3–1 (51). – P. 246–249.
5. Система дидактических методов повышения качества знаний студентов медицинского вуза по химическим дисциплинам / А.Г. Патюков, И.П. Степанова, И.В. Ганзина, М.В. Григорьева // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». – 2011. – № 2(96). – С. 182–186.

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов – одна из обязательных форм учебной деятельности в российских вузах, направленная на достижение ряда целей. Согласно ФГОС третьего поколения доля внеаудиторной самостоятельной работы должна составлять не менее трети объема времени, запланированного на дисциплину. Формирование у студентов профессиональных компетенций по дисциплине, а также навыков самообразовательной деятельности, самоорганизации, ответственности, творческой инициативы и развитие исследовательских умений осуществляется в ходе целенаправленной, систематической и планомерно организованной самостоятельной работы студентов [1, 2]. Особенного внимания требует организация данного вида учебной деятельности для студентов-первокурсников. Адаптация к процессу обучения и становление навыков образовательной деятельности в высшем учебном заведении являются в этот период наиважнейшими процессами в студенческой жизни, и потому обязательно должны быть учтены в планировании и осуществлении образовательного процесса [3, 4]. Очевидно, что методическое обеспечение самостоятельной работы студентов должно быть качественным и направленным на реализацию вышеуказанных целей.

Цель работы: повышение эффективности внеадиторной работы студентов через усиление ее системности путем создания соответствующего учебно-методического комплекса.

Материалы и методы исследования

Сотрудниками кафедры химии Омского государственного медицинского университета разработано учебное пособие «Биоорганическая химия» (в 3 частях) для студентов 1-го курса специальности 31.05.03 – Стоматология. Для оценки результативности созданного учебного пособия был проведен анализ показателей качества образовательной деятельности (успеваемости, качества знаний и среднего балла) за 2012–2013 уч. год (n=114, обучение по стандарту ФГОС ВПО) и 2014–2015 уч. год (n=118, обучение по стандарту ФГОС ВО с уменьшением доли аудиторных занятий и с использованием для обучения учебного пособия). Для статистической обработки полученных данных использовались непараметрические методы анализа. Полученные результаты представлены как Ме (Q1–Q3), где Ме – медиана, Q1 – 25-й процентиль, Q3 – 75-й процентиль. Статистическая значимость различий сравниваемых величин (р) оценивалась с помощью критерия Манна-Уитни (U). Критический уровень значимости различий результатов принимался равным 0,05. За контрольную группу принят поток студентов 2013–2014 учебного года.

Результаты исследования и их обсуждение

Учебно-методический комплекс был создан для решения ряда задач. Во-первых, комплекс должен способствовать адаптации студентов-первокурсников к процессу обучения. Изучение химических дисциплин у студентов, обучающихся по специальности 31.05.03 – Стоматология, начинается с первого дня их учебной деятельности в вузе, поэтому решение когнитивных задач образовательного процесса тесно взаимосвязано с реализацией его развивающего компонента [5]. Студентам нужно помочь научиться «учиться в вузе», в том числе учиться самостоятельно. Во-вторых, комплекс должен способствовать сохранению прежнего уровня результативности образовательного процесса в условиях сокращения доли аудиторной работы студентов. В настоящее время число аудиторных лекционных часов, отводимых на изучение дисциплины согласно ФГОС ВО сократилось вдвое (с 24 до 12 часов). Также уменьшилось количество часов, отводимых на лабораторно-практические занятия (с 48 до 32 часов). В связи с уменьшением числа лекций были внесены изменения в содержание лекционного материала. В настоящее время на лекции в основном осуществляется формирование мотивации изучения дисциплины, выделение структуры каждой темы и рекомендации по работе с источниками информации, а также рассмотрение лишь отдельных наиболее сложных вопросов.

Содержание учебного пособия соответствует рабочей программе, составленной на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Пособие, так же как и рабочая программа, составлено по модульному принципу и является необходимой составной частью учебно-методического комплекса дисциплины «Химия» специальности 31.05.03 – Стоматология.

Дисциплина биоорганической химии в медицинском вузе выполняет целый ряд задач:

• фундаментальная общехимическая подготовка студентов, формирование у них химической картины природы в общем контексте естествознания и медицины в частности;

• развитие у студентов логики и интеллектуальных умений для дальнейшего освоения фундаментальных теоретических и клинических специальных дисциплин, в частности, умение прогнозировать реакционную способность органических веществ, а также возможность протекания биохимических процессов;

• осознание студентами значимости химических знаний и умений во всей их последующей профессиональной медицинской деятельности.

Пособие состоит из предисловия, тематических разделов дисциплины «Биоорганическая химия», инструкции по охране труда и пожарной безопасности для студентов при работе в лабораториях кафедры химии, кодификатора дисциплины, экзаменационных вопросов, демонстрационного варианта экзаменационной работы и инструкции по ее выполнению, заключения, глоссария, ответов на задания, списка литературы и приложений. Тематические разделы, в свою очередь, имеют следующую структуру: теоретическое введение в тему, типовые задания и ситуационные задачи с анализом их решения, контрольные вопросы и задания, рекомендуемая литература и электронные ресурсы.

Контрольные вопросы служат ориентиром при ознакомлении с источниками информации по данной теме. Ответы на эти вопросы студенты готовят для выступления и обсуждения в группе на занятии. Пособие позволяет студенту «не заблудиться» в изобилии информации по изучаемым вопросам, отсылает к конкретным презентациям лекций, учебникам и другим источникам информации. Это позволяет студентам рационально расходовать свои временные и трудовые затраты на подготовку к занятиям. Теоретическое введение помогает новые знания обобщить. В ходе выполнения заданий и решения задач происходит закрепление учебного материала, а также развитие логики и других интеллектуальных умений. В пособии представлены задания различных типов, различного уровня сложности. Часть заданий приведена с решением. Содержание задач и заданий включает все программные вопросы изучаемой темы. Кроме того, решение практико-ориентированных заданий и задач междисциплинарного характера призвано стимулировать познавательную активность и внутреннюю мотивацию студентов к внимательному изучению дисциплины, видению связи данной дисциплины с дисциплинами старших курсов: «Биохимией», «Нормальной физиологией», «Патологической физиологией», «Фармакологией», и в конечном итоге, с будущей профессией. Следующим за внеаудиторной самостоятельной работой студентов этапом освоения учебной дисциплины является работа на лабораторно-практическом занятии, где тщательным образом, с помощью различных методов, осуществляется контроль самостоятельной работы студентов по подготовке к занятию. Структурные компоненты учебного пособия (контрольные вопросы, задания и т.д.) прошли многократную предварительную апробацию. Пособие характеризуется цельностью и системностью рассматриваемых тем. Прослеживается четко выверенная нить изучения каждой темы, проходящая от первоначального знакомства на лекции, через организованную внеаудиторную самостоятельную работу студентов, совместное обсуждение и обобщение на лабораторно-практических занятиях и, заканчивая итоговым контролем в форме экзамена. Выверенность каждого слова учебного пособия дает студентам спокойствие и уверенность при освоении дисциплины, позволяет не заблудиться в большом объеме информационных источников и содержащейся в них разнообразной информации. Посильный, хорошо продуманный объем самостоятельной работы поддерживает в студентах энтузиазм и желание изучать данную дисциплину. Студенты знают, что добросовестно и, вместе с тем, без ненужных трудозатрат, выполнив домашнее задание, они успешно справятся со всеми видами устных и письменных заданий на лабораторно-практическом занятии. И, в конечном итоге, с этой же уверенностью они подходят к итоговому контролю – экзамену. Кодификатор дисциплины, являясь документом по итоговому контролю результатов обучения для реализации компетентностного подхода, представлен в пособие для подготовки студентов к итоговому контролю по данной дисциплине – экзамену [5]. С этой же целью в пособии представлены демонстрационный вариант экзаменационного билета, а также инструкция по выполнению экзаменационной работы и критерии ее оценивания. Для подготовки к экзамену студентам максимально ясно представлены объем и содержание контролируемых знаний и умений, а также критерии оценивания работы, с целью устранения ненужных сомнений и трудозатрат.

Для установления сопоставимости исследуемых групп студентов был проведен анализ результатов входного контроля за оба анализируемых периода. Исходный уровень знаний проверялся по тестам. Границы тестовых баллов пятибалльной системы оценок: 80–100 баллов – «пять», 60–79 – «четыре», 38–59 – «три». Результаты представлены в табл. 1.

В сравниваемых группах в результатах входного контроля различий не выявлено. Следовательно, группы являются одинаковыми по исходному уровню знаний. На втором этапе исследования были проанализированы результаты итогового контроля – экзамена (табл. 2).

Таблица 1

Группы

Число студентов в группе, в %

Результаты входного контроля

2013–2014 уч. г.

(Контрольная группа)

2013–2014 уч. г.

I (80–100 баллов)

8 %

90 (85–93)

87 (83–90) pU=0,796

II (60–79 баллов)

35 %

73 (67–77)

72 (66–76) pU=0,592

III (38–59 баллов)

45 %

45 (44–58)

52 (45–55) pU=0,126

IV(ниже 38 баллов)

12 %

22 (18–27)

24 (19–28) pU=0,933

 

Таблица 2

Учебный год

Качество знаний

Успеваемость

Средний балл

2013–2014

50

67

3,5

2014–2015

55

90

3,6

 

Несмотря на уменьшение лекционной нагрузки в 2014–2015 учебном году в сравнении с предыдущим периодом, показатели эффективности образовательного процесса не только не ухудшились, но и изменились в лучшую сторону.

Заключение

Внеаудиторная работа студентов дает положительные результаты лишь в том случае, если она является целенаправленной, систематической и планомерной. Лидирующую роль в организации самостоятельной работы студентов играет наличие соответствующего методического обеспечения, в том числе учебных пособий надлежащего качества, направленных на то, чтобы самостоятельная работа студентов была реально выполнимой, максимально структурированной и организованной, а также практико-ориентированной.

Решая комплексную задачу формирования компетентности будущего специалиста-медика, как выраженной способности применять свои знания и навыки, учебное пособие позволяет организовать системную плодотворную самостоятельную внеаудиторную работу студентов. Содержание всех компонентов структуры пособия позволяет студентам-первокурсникам освоить программный материал, способствует его глубокому и прочному усвоению, что очень важно для будущего врача, поскольку химия входит в число наук, составляющих фундамент современной медицины. Медико-биологическая направленность предлагаемых заданий значительно расширит представления студентов-первокурсников о тесной связи химии и медицины, а также роли химии и ее методов в прогнозировании, диагностике и выявлении молекулярных механизмов возникновения различных заболеваний. Это открывает большие возможности для использования более эффективных средств их профилактики и лечения.


Библиографическая ссылка

Степанова И.П., Ганзина И.В., Григорьева М.В. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ПО ХИМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 6. – С. 62-65;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11693 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674