На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема формирования толерантности. Обращенность к ее исследованию можно объяснить резким расслоением мировой цивилизации по социальным, экономическим, и другим признакам. С этим связан рост нетерпимости, терроризма, развитие религиозного экстремизма, а также обострение межнациональных отношений, которое вызвано различными локальными войнами, проблемами беженцев и т.д. Уяснение и понимание сущности и особенностей толерантности необходимо для устранения этих причин.
Этническая толерантность является одной из важнейших характеристик межэтнических отношений [3]. По определению Лебедевой Н.М., под этнической толерантностью понимается отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре при наличии позитивного образа своей собственной культуры [6].
В настоящее время наблюдается особый интерес к изучению толерантности личности, методологические проблемы рассматривает Бондырева С.К. [1], к проблемам этнической толерантности обращены исследования Ениколопова С.Н., Лебедевой Н.М., Стефаненко Т.Г., Солдатовой Г.У., Шлягиной Е.И.) [7, 8, 9].
Также толерантность изучается в рамках гуманистической и экзистенциальной психологии (Роджерс К., Олпорт Г.), в онтологии общественного сознания и самосознания (Золотухин В.М., Кондаков A.M., в процессе обретения целостности (Асмолов А.Г., Казаков Е.Ф., Тишков В.А.) [2, 4, 5].
Цель исследования: изучение психологических характеристик иностранных студентов с разным уровнем толерантности для использования диагностических данных в консультативной и коррекционной практике работы педагога-психолога с лицами группы риска.
Объект исследования: характеристики личности иностранных студентов.
Предмет: психологические характеристики иностранных студентов с разным уровнем толерантности.
Гипотеза: существует связь некоторых психологических характеристик иностранных студентов с разным уровнем толерантности.
В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики:
• Анкета – Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова);
• Опросник коммуникативной толерантности В.В. Бойко;
• Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко;
• Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (МИС);
• Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина.
Полученные данные были подвергнуты математико-статистическому анализу с помощью метода ранговой корреляции Спирмена.
В исследовании приняли участие 62 человека (иностранные студенты Пензенского государственного университета). Возраст испытуемых от 19 до 22 лет.
Анализируя результаты Анкеты – Экспресс-опросника «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова), можно сделать следующие выводы: для большинства испытуемых характерен средний уровень толерантности (71 %), это свидетельствует о том, что данным испытуемым свойственно сочетание толерантных и интолерантных черт. В зависимости от социальной ситуации, испытуемые могут вести себя как толерантно, так и интолерантно. Испытуемых с высоким уровнем толерантности 17 %, с низким – 12 %. По результатам методики было выявлено, что распределение по шкалам достаточно равномерное с преобладанием среднего уровня толерантности.
В результате анализа показателей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко) было установлено, что в группе испытуемых высокий уровень коммуникативной толерантности наблюдается у 26 % испытуемых, средний – у 53 % испытуемых, низкий – у 19 % испытуемых, полное неприятие окружающих у 2 %.
В результате Опросника достаточно высокие суммарные оценки, свидетельствующие о низком уровне толерантности, были получены по таким поведенческим блокам как: «Использование себя в качестве эталона при оценках других», «Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства», «Нетерпимость к дискомфортным состояниям партнера по общению», «Неумение приспосабливаться к другим участникам общения». Это свидетельствует о том, что испытуемые во время оценки поведения, образа мыслей и других характеристик людей рассматривают самого себя в качестве эталона; не умеют скрывать или сглаживать неприятные чувства, которые возникают при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров; также для данных испытуемых характерна нетерпимость к различным дискомфортным состояниям партнеров по общению.
Достаточно низкие суммарные оценки, свидетельствующие о высоком уровне толерантности, были получены по таким поведенческим блокам, как: «Неприятие или непонимание индивидуальности человека» и «Категоричность или консерватизм в оценках людей». Данные испытуемые хорошо понимают и принимают индивидуальные особенности других людей, для них не свойственна категоричность и консерватизм в оценках других людей.
В результате диагностики уровня эмпатических способностей по Методике В.В. Бойко было установлено, что в группе испытуемых высокий уровень эмпатии наблюдается у 24 % испытуемых, средний – у 64 % испытуемых, заниженный – у 12 %, низкий уровень выявлен не был.
Анализируя показатели отдельных шкал методики, было выявлено, что у 64 % испытуемых преобладает рациональный канал эмпатии, у 38 % – эмоциональный, у 29 % – интуитивный, у 19 % преобладают установки, способствующие эмпатии, у 12 % испытуемых преобладает такое коммуникативное свойство, как проникающая способность в эмпатии, и у 12 % – идентификация. Таким образом, можно сделать вывод, что данная выборка характеризуется направленностью внимания, восприятия и мышления на сущность любого другого человека – на его состояние, проблемы.
Результаты исследования самоотношения по методике С.Р. Пантилеева (МИС) указывают на преобладание средних показателей по всем девяти шкалам в исследуемой группе.
Для испытуемых характерны высокие показатели по шкале самоценность, что отражает переживание ими ценности собственной личности и предполагаемую ценность собственного «Я» для других. Высокие значения принадлежат людям, высоко оценивающим богатство своего внутреннего мира, духовный потенциал. Данные испытуемые обычно воспринимают себя как индивидуальность и достаточно высоко ценят собственную неповторимость. Благодаря уверенности в себе, они легко противостоят средовым воздействиям и способны рационально воспринимать критику в свой адрес.
С помощью методики «Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина» мы исследовали только уровень личностной тревожности испытуемых. Нами были получены следующие результаты: в группе молодых людей преобладает умеренная тревожность, она характерна для 67 % испытуемых. Высокий уровень тревожности характерен для 12 % испытуемых; у 21 % наблюдается низкий уровень тревожности. Полученные результаты говорят о том, что дела у обследуемых более или менее благополучны, хотя встречаются случаи, когда появляется беспокойство, не обоснованное сложившимися обстоятельствами.
По результатам математико-статистической обработки данных с помощью метода ранговой корреляции Спирмена мы обнаружили, что существует связь общего уровня толерантности с общим уровнем эмпатии и рациональным каналом эмпатии, это свидетельствует о том, что толерантный человек умеет сопереживать, а также понимать мысли и чувства другого. Рациональный канал эмпатии характеризуется направленностью эмпатирующего на состояние, поведение и сущность другого человека. Между общим уровнем эмпатии и «неприятием индивидуальности других» была выявлена обратная связь, это свидетельствует о том, что человек, который не умеет либо не хочет понимать или принимать индивидуальные особенности других людей, не способен сопереживать другому и понимать его мысли и чувства.
Также была выявлена связь между общим уровнем коммуникативной толерантности и эмоциональным каналом эмпатии, это свидетельствует о том, что испытуемые, обладающие высокой коммуникативной толерантностью, способны входить в одну эмоциональную «волну» с окружающими – сопереживать, соучаствовать. Лица, способные наладить эффективный процесс общения, легче осуществляют эмоциональную подстройку, это помогает им лучше понять внутренний мир другого человека. Роль связующего звена от эмпатирующего к эмпатируемому выполняют соучастие и сопереживание.
Существует связь этнической толерантности с самопринятием личности, это свидетельствует о том, что если человек испытывает симпатию к себе, полностью принимает себя вместе с недостатками и слабостями, то ему проще налаживать контакты с представителями других этнических групп.
Также была выявлена связь между толерантностью как чертой личности и самоуверенностью, можно сказать, что человеку, обладающему такими чертами личности, как уверенность, самостоятельность и надежность, знающему, что ему есть, за что себя уважать, присущи толерантные установки и убеждения.
Связь между неприятием индивидуальности других и внутренней конфликтностью можно объяснить следующим образом: человек, у которого преобладает негативный фон отношения к себе, который находится в состоянии постоянного контроля над своим «Я» не хочет понимать или принимать индивидуальные особенности других людей, поскольку полностью сконцентрирован на себе.
Существует связь между неумением приспосабливаться к другим участникам общения и замкнутостью, т.е. человек, который склонен избегать открытых отношений с самим собой, не желает раскрывать себя, признавать существование личных проблем, плохо умеет приспосабливаться к характерам, привычкам или притязаниям других людей.
Существует обратная связь этнической толерантности с личностной тревожностью. Мы можем объяснить эту связь следующим образом: человек с высоким уровнем личностной тревожности воспринимает большой круг ситуаций как угрожающие, т.е. к представителям других этнических групп изначально такие люди относятся настороженно, интолерантно.
Уровень личностной тревожности также связан с консерватизмом, т.е. люди с высоким уровнем личностной тревожности консервативны в оценках людей, им не хватает гибкости и широты кругозора из-за боязни выйти из свой «зоны комфорта».
В результате проведенного исследования гипотеза о том, что существует связь некоторых психологических характеристик иностранных студентов с разным уровнем толерантности подтвердилась.
Библиографическая ссылка
Карманова Т.М. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТОЛЕРАНТНОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 7. – С. 71-73;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11727 (дата обращения: 21.11.2024).