Уровень жизни граждан Кыргызстана в целом отвечает общепризнанным стандартам. Для достижения высокого уровня жизни необходимо наличие множества факторов институционального характера.
Стоит отметить, что еще в 1999 г. Казахстан, Беларусь, Россия, Кыргызстан и Таджикистан подписали известный Договор о намерении создать ТС и Единое экономическое пространство. Уже в октябре 2000 г. был подписан Договор об учреждении ЕврАзЭС. И в 2006 г. Межгосударственный совет ЕврАзЭС принял решение о создании ТС в составе Беларуси, России и Казахстана. Как известно, с 1 января 2012 г. страны ТС приступили к формированию ЕЭП и достижению договоренностей не позднее 2015 г. выйти на подписание договора о ЕврАзЭС.
Так, на заседании Межгоссосвета ЕврАзЭС 19 октября 2011 г. в г. Санкт-Петербург было принято решение о присоединении Кыргызстана к ТС. Таким образом, процедурно Кыргызстан получил одобрение высшего органа ТС на проведение переговоров по присоединению к ТС. Этот момент стал ключевым, поскольку кыргызстанцам была предоставлена возможность полноценно участвовать в интеграционных процессах, способствуя развитию национальной экономики, привлечению инвестиций, реализации экономических прав граждан Кыргызстана. Для рядовых граждан это стало мощным толчком для развития малого и среднего бизнеса, что существенно изменило некоторые сегменты и отрасли национальной экономики. Однако имеется достаточно нерешенных проблем, которые требуют своего решения.
Отметим, что Конституция КР (в новой редакции от 28 дек.2016 г.) закрепляет в ст. 42 емкий по содержанию формат экономических прав. Согласно общепризнанным международным нормам указанные права должны гарантироваться, поскольку Кыргызстан ратифицировал их. Вместе с тем, существующая система не в полной мере может обеспечить указанное право. Законодатель в Основном законе КР в п. 4. ст. 53 прямо указывает на то, что социальная деятельность государства не должна принимать форму госпопечительства, которое может в некоторой степени ограничивать экономическую свободу, активность и возможности индивиду самому достигать экономического благополучия для себя и членов своей семьи [1].
Состояние экономики, а следовательно, и ситуации, в которой пребывает Кыргызстан, актуализирует создание эффективных государственных механизмов реализации экономических прав.
В Конституции КР в целом закреплен механизм реализации гарантий экономических прав. Между тем, законодательство КР, регулирующее реализацию экономических прав, на наш взгляд, требует разработки должной концептуальной основы.
В настоящее время в КР действует достаточно законов, регламентирующих правоотношения в указанной сфере, равно как и большой массив подзаконных нормативных актов, что вкупе не должно затруднять реализацию гражданами КР указанного права. Однако чрезмерно большой массив регламентирующих актов в целом, создает предпосылки для нарушения права, зачастую усложняет их обеспечение. Так, в повседневной практике стали чаще встречаться известные факты рейдерства, лжебанкротства, активизации теневой сферы бизнеса.
Данные обстоятельства, на наш взгляд, необходимы для изучения и соотнесения экономических прав с действующей конституционной моделью, определения принципов, на которые необходимо ориентироваться кыргызстанскому законодателю.
Можно утверждать, что более активного анализа требуют проблемы природы экономических прав, их взаимосвязи и корреляции. В недостаточной степени исследован и конституционный механизм их реализации [3]. Можно констатировать, что в Кыргызстане, конституционные экономические права требуют новаций в силу быстроменяющихся общественных отношений, как внутри страны, так и за ее пределами. Можно также обнаружить тенденцию изменения сущности данного права, а также трансформации свойств экономических прав и представлений о социальном государстве, тем более, что в Основном законе КР зафиксирована норма, которая ориентирована на отказ от государственного попечительства [1]. В указанной связи широкий спектр экономических прав как элемент социального государства не ставится в зависимость от усмотрения государства. Это, прежде всего, касается проблем, напрямую связанных с преобразованиями в экономической и социальной сферах. При этом, в Конституции КР четко закреплено, что весь объем помощи, осуществляемый государством, в соответствии с его экономическими возможностями обеспечивают уровень жизни не ниже установленного размера прожиточного минимума [1].
В качестве сложностей текущего момента можно признать незавершенность правового разграничения полномочий органов власти различного уровня в социально-экономической сфере, что в целом, обусловливает сложности в достижении желаемого результата и недопущения нарушений экономических прав в Кыргызстане.
Конечно, важно признать, что уровень жизни кыргызстанцев непосредственно связан с реализацией норм Основного закона КР. Логично, что вопросы такой реализации на законодательном уровне, зависят, по нашему мнению, от успешности развития социально-экономической базы государства, материального базиса суверенитета, совершенствования конституционно-правовых механизмов этой системы в целом.
Конституционные экономические права являются составной частью системы прав и свобод и составляют, как известно, самостоятельную группу прав. Природа указанных прав опосредована правовой формой обеспечения достойного существования «каждого». Достойная жизнь может быть обеспечена, если «каждому» будут предоставлены равные возможности для удовлетворения потребностей: в свободе труда, жилище, охране здоровья, свободе предпринимательства, экономической свободе, активности и возможности самого индивида. При этом категория «каждый», по своему содержанию является более емкой. Ориентируясь на концепцию всеобщего благосостояния, все же следует иметь в виду, что вмешательство государства должно носить характер взаимодействия и всемерной поддержки [2].
Конституционные экономические права имеют некоторую совокупность особенностей, на которые следует обратить внимание:
– их распространенность в определенной сфере жизнедеятельности;
– реализации прав посредством эффективного госрегулирования, состояния экономики и ресурсов, как, к примеру, это имеет место в Республике Китай;
– обеспечение достойной жизни для всех категорий лиц;
– оптимизация текущего законодательства [4].
В соответствии с Основным законом КР [1], в государстве охраняются частная собственность, свобода предпринимательства, экономическая свобода, труд, здоровье людей, обеспечивается всемерная господдержка семьи, материнства и детства [1]. Из признания этого факта следует, что создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом, а является первоочередной задачей общегосударственной политики. Именно успехи социально-экономической политики, проводимой Правительством КР, характеризуются как деятельность по достижению высокого уровня жизни населения. По ним можно судить, как государство исполняет свою обязанность соблюдать и защищать права и свободы, создавать условия для осуществления этих прав и свобод. Вместе с тем, по некоторым оценкам экспертов, качество и уровень жизни кыргызстанцев находятся в прямой зависимости от очередного витка экономического кризиса и являются не столь оптимистичными, что побуждает сотни тысяч наших соотечественников искать работу в других странах. И цифры трудовой миграции за последнее десятилетие свидетельствуют о том, что переток взрослого трудоспособного населения только растет.
Таким образом, можно сделать некоторые выводы:
– поиск оптимальных моделей по реализации экономических прав нельзя возлагать только на государство, что обусловливает обоюдное участие индивида и государства.
– Система защиты и поддержки в нынешних условиях не призвана обеспечивать всех нуждающихся, так как в условиях рыночной экономики человек сам ответственен за результаты благополучия. Таковы законы рыночно ориентированной экономики Кыргызстана.
– Реализация экономических прав является одной из составляющих социально-экономической политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь.
– Оптимизация всего комплекса защиты экономических прав в процессе становления материальной базы государства становятся действенным залогом устойчивого развития.
Библиографическая ссылка
Куценко К.И. О КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 7. – С. 89-91;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11732 (дата обращения: 21.11.2024).