Важнейшей функцией любого общества и непременным условием его развития является социальное воспитание подрастающего поколения, социальное воспроизводство в нем таких ценностей, которые будут способствовать самосохранению нации. В современных условиях актуализация социального воспитания молодежи обусловлена ценностным кризисом современной молодежи и необходимостью использования в социальной работе и социальной педагогике инновационных концепций воспитательной работы с молодыми людьми, в том числе через традиции народной педагогики – носителя главных духовно-нравственных устоев человеческого сознания.
Социальное воспитание молодежи является предметом внимания государства в лице различных социальных институтов, а также науки и практики в области педагогики и социальной работы. При этом заметим, что на сегодня нет однозначной трактовки самого понятия «социальное воспитание». Если одни представляют его как социальный аспект любого воспитания и приравнивают к социальной педагогике, то другие видят в нем достижение целей нравственного воспитания и социального поведения, сводя его к социальной этике. В исследованиях современных авторов социальное воспитание представляет собой «эффективную систему духовного воспитания народа» (А.И. Арнольдов), «заботу общества и государства о своем прогрессе» (Р.В. Овчарова), а также «вид духовных отношений» (В.Д. Семенов) [1].
Отдельные ученые рассматривают этот вид воспитания так же, как и социальное научение, в качестве формы социальной работы, имеющей целью изменение или формирование личности. Авторским коллективом под руководством В.Г. Бочаровой и Б.П. Битинас была разработана концепция социального воспитания, в которой оно рассматривается как система общественной помощи, имеющая педагогическую ориентированность и целесообразность и необходимая молодым людям в период их включения в жизнь социума. В работах Л.В. Мардахаева оно представлено в качестве системы общественной помощи молодому поколению на этапе взросления.
Если в трудах Н.Н. Суртаевой оно представлено в качестве процесса, направленного на создание условий, способствующих успешной социализации и социальному развитию личности, выполнению им социальных ролей, развитию его умений и построению собственной жизнедеятельности, формированию личностных качеств, соответствующих морально-нравственным основам общества, то А.В. Мудрик видит его в планомерном создании условий для относительно целенаправленного развития и духовно-ценностной ориентации человека в процессе его социализации [2].
Обобщая обозначенные подходы, можно резюмировать, что социальное воспитание рассматривается в качестве структурной составляющей социально контролируемой социализации и предполагает создание максимально благоприятных условий для формирования и развития духовно-ценностных установок и ориентаций человека. Наряду с этим, социальное воспитание основано на понимании его в единстве образования, организации социального опыта или социальном научении и адресной индивидуальной помощи человеку.
Несмотря на то, что субъектом процесса социального воспитания молодёжи являются многие социальные институты, приоритет в социальном воспитании, по мнению социальных педагогов, отдается семье, поскольку именно здесь человек проходит первичную и основную социализацию, а остальные общественные структуры являются агентами вторичной социализации. Именно на современную семью возложена ответственность за восполнение недостатка духовности и нравственности, который мы наблюдаем у большой части молодых людей, социальные службы и социальная среда, в которой находится молодой человек, должны оказывать влияние на нравственное становление личности, координируя и дополняя семейное влияние.
Как отмечает А.В. Мудрик, в качестве субъектов социального воспитания можно рассматривать организации двух видов: воспитательные организации и органы управления социальным воспитанием [3]. Исходя из этого, семью и образовательные учреждения можно отнести к воспитательным организациям, а органы социальной работы с молодежью – к управленческим, определяющим и оказывающим влияние на парадигму социального воспитания молодых людей.
Современная парадигма социального воспитания предполагает формирование у представителей молодёжи духовно-нравственной основы, которая сочетала бы гармонию духа, ума и физического здоровья. По мнению немецкого ученого, профессора Б. Брецинка, доброжелательная обстановка в семье, малых группах и общностях, с которыми взаимодействует и в которые включен индивид, а также вера в собственные силы, собственная нравственная жизнестойкость и концентрация усилий как в мыслях, так и в делах на самом главном и позитивном – все это составляет внутреннюю опору человека, необходимую для обретения им жизнестойкости. Внутренняя опора при этом основана на внешнем подкреплении, которое составляют надежные жизненные устои общества, нравственные ориентиры, имеющиеся индивидуальные и общественные идеалы, в которых органически сочетаются душевные силы самого человека и понимание духовной основы своей культуры [4].
В этом контексте использование народных традиций как основы воспитательного воздействия представляется нам важнейшим условием эффективной социально-педагогической работы с молодежью. По своей сути, они являются отражением в концентрированном виде всей национальной культуры воспитания, о необходимости возрождения которой в современном российском обществе все чаще пишут в прессе и говорят различные представители государственных и общественных структур.
Существуют понятия, которые от частого употребления в повседневной жизни делаются само собой разумеющимися. К таким понятиям относится «традиция». К традиции причисляют и устойчивые привычки, сложившиеся в социуме, и типы общественных устройств, и способы философствования. Складывается ситуация, когда почти все «живущие в традиции» знают и понимают, что это такое. Но при попытке прояснить смысл самого понятия, возникает некоторый когнитивный диссонанс.
Происхождение понятия «традиция» исходит от латинского «traditio» – передача. Первоначально значение этого термина связывалось с регулировкой механизмов наследования, но со временем оно претерпело значительные изменения, и сегодня под этим понятием принято подразумевать определенные ценности, жизненные установки, нормы и правила поведения, т.е. элементы социального опыта, исторически сложившиеся формы поведения людей, которые передаются от поколения к поколению и сохраняются длительное время решительно во всех областях общественной жизни.
Таким образом, под словом «традиция» понимаются также вошедшие в привычку, закрепившиеся, то есть стереотипные формы человеческого поведения, которым следуют не задумываясь, только потому, что так принято.
Традиции и обычаи, которые поддерживаются и транслируются в семье, будучи одними из древнейших и наиболее эффективных средств воспитания подрастающих поколений, которые сформированы временем, играют важную роль в воспитании нравственных качеств детей и молодежи. Ими предусмотрены и регулируются буквально все стороны жизни общества: от норм взаимоотношения людей и отношения индивида к обществу до восприятия мира в целом и культуры других народов. Развитие общественной жизни, миропонимания народа и формирование исторического самосознания возможны лишь при бережном отношении к этим духовным сокровищам народа. Не зря в народе принято говорить: «Если ты выстрелишь в прошлое своего народа пистолетом, будущее выстрелит в тебя пушкой».
Таким образом, гармоническое воспитание социально здоровой и развитой молодежи в современных условиях может быть обеспечено только всенародным вниманием к формированию молодого поколения и возрождением всего подлинно народного из педагогических традиций. В духовной культуре будущего великую созидательную роль призвана сыграть тысячелетняя «педагогическая память народа» – кладезь неисчерпаемого опыта и идей социального воспитания. Как указывает профессор А.М. Кумыков, социальная память – одна из форм бытия общества и личности, когда обращенность человеческого разума в будущее обуславливает постоянную актуализацию тех или иных пластов индивидуальной и коллективной памяти. Вопрошание памяти является онтологической потребностью, удовлетворение которой дает возможность обществу и человеку выбирать способы и пути решения современных задач [5].
Поскольку социально-педагогическая деятельность в социальной работе – это деятельность, способствующая решению индивидуальных проблем личности посредством изучения развития личности и окружающего его социума, выявления средств, помогающих самостоятельно решить свою проблему, то она может быть реализована системой ценностей, содержащихся в народной педагогике.
При этом перед социальными педагогами ставится ряд задач, способствующих достижению воспитательной цели:
– Создание индивидуальных эффективных форм социально-педагогической помощи молодым людям.
– Формирование в процессе социально-педагогической и коррекционной работы у молодого человека новых позитивных ценностных ориентаций.
– Формирование у молодежи интересов и увлечений и вовлечение ее в общественно полезную деятельность.
– Воспитание личности, обладающей социальной активностью, устойчивой гражданской позицией, патриотизмом и качествами семьянина на основе формирования положительной самооценки.
– Создание условий и формирование установок для укрепления физического и психического здоровья молодых людей.
– Формирование основ социально-правовой культуры и навыков «выживания» в современных кризисных условиях.
Поскольку в широком педагогическом смысле воспитание понимается как целенаправленное формирование у воспитанников нравственных качеств, отвечающих требованиям общественной морали через систематическое воздействие на их сознание, чувства и поведение, то педагогическая роль народных традиций видится нами в передаче накопленных и подкрепленных временем ценностей, в том числе духовных и нравственных, старшими поколениями младшим.
Процесс формирования на основе традиционного воспитания личности включает четыре последовательные ступени, по которым поднимается каждое новое поколение.
I-я ступень – подражание. Экономический строй общества новое поколение воспринимает отраженным в системе идеологических отношений и в качестве людей старшего поколения.
II-я ступень – это осознание требований, которые предъявляются к личности, и усвоение правил, норм и принципов морали, принятие различных уровней взглядов, т.е. того идейного содержания, в котором отражена существующая в данное время система ценностей.
III-я ступень – это усвоение действий и поступков, требуемых определенной системой экономических отношений, через которые раскрываются такие качества личности, как убеждения (в том числе политические, религиозные и нравственные), интересы и потребности, эмоции и чувства (религиозные, нравственные, интеллектуальные, эстетические), а также личностные привычки.
IV-я ступень – формирование у молодых людей нравственно-эстетических и духовных качеств в практике реализации социальных связей и отношений.
Таким образом, усвоение народных традиций и обычаев происходит через целенаправленное воспитательное воздействие на молодежь со стороны семьи, ближайшего окружения, социальных и образовательных учреждений, что обусловливает необходимость реформирования имеющегося процесса воспитания просветительской направленности и включения в учебные программы учреждений среднего и профессионального образования обязательного курса, освещающего, наряду с другими нормами, сущность традиций и обычаев.
Важно учитывать, что народные обычаи и традиции следует использовать не назидательно и иносказательно. Социальные педагоги, учителя и родители, хорошо зная и понимая их сущность, должны целенаправленно воздействовать на воспитанников и формировать у молодых людей нравственные качества, транслируемые традиционной культурой, в том числе уважение к старшим, учителям, уважительное отношение к учению, трудолюбие, доброжелательность, гостеприимство и толерантность к представителям других этносов, патриотичность.
Социально-педагогическая работа при построении стратегии адаптации личности должна быть основана на учете особенностей национальных ценностей, традиций и обычаев людей. Однако речь не идет ни о слепом следовании традициям, ни о полном отказе от них. Главное здесь – найти серединную линию в воспитательном процессе [6].
Стабильность и легкость жизнедеятельности членов социума напрямую определяется степенью устойчивости традиционных адаптивных стратегий. Однако следует иметь в виду, что если традиции и устойчивые адаптивные стратегии в стабильные периоды развития общества облегчают жизнь людей, то они же тормозят процессы приспособления людей в трансформирующихся динамичных обществах, в периоды модернизации.
Многочисленные научные исследования свидетельствуют о том, что в такие периоды развития, когда устаревшие культурные формы вытесняются новыми, в сфере взаимных прав и обязанностей людей образуются области неопределенности. Наступает временное разрушение нормальных структур, которое в социологии определяется как состояние аномии, при котором те, кто привык руководствоваться традиционными нравами и обычаями, уже не могут жить по-старому, но при этом еще не освоили или не выработали новых образцов поведения, действия, взаимодействия [7].
Следовательно, происходит увеличение численности маргинальных, слабоадаптированных или неадаптированных членов общества, молодых людей с девиациями, склонных к крайним, экстремальным формам поведения.
В то же время их успешная социализация в условиях трансформации общества нужна не только им самим для выживания и стабильной жизнедеятельности, но и для общественной безопасности и прогрессивного развития социума. Именно помощь в социальной адаптации и интеграции в общество плохо адаптированных людей является задачей социальной работы как профессии, причем не столько в плане улучшения материального благосостояния нуждающихся, сколько в расширении сферы социального участия этих людей, их активной социализации и адаптации к меняющимся жизненным условиям.
Обычаи и традиции выполняют общую для них роль стабилизации и воспроизводства общественных отношений в ряду сменяющих друг друга поколений. И те, и другие представляют собой механизмы «социального наследия», преемственности поколений, что возможно только при взаимодействии всех институтов, обеспечивающих ее. Это требует координации помощи молодежи всех ведомств и построения единой системы социально-педагогических действий [8, с. 68].
С учетом воспитательного и социализирующего потенциала традиций и обычаев, а также возможности их влияния на состояние индивидуального и общественного сознания, при разработке социальных программ предупреждения девиации среди молодежи должно приниматься во внимание их практическое использование, что, на наш взгляд, будет в целом способствовать повышению эффективности и совершенствованию всей социально-педагогической деятельности.
При этом эффективность осуществления профилактических мероприятий в отношении молодых людей с дезадаптацией и отклоняющимся поведением с помощью традиций и обычаев зависит от успешного замещения в их сознании и поведении антиобщественных традиций (экстремистских, криминальных, аддиктивных и др.) на те традиции и обычаи, которые содержат высоконравственные принципы и образцы человеческого поведения.
Все вышесказанное указывает на то, что имеется необходимость разработки социально-воспитательных методик, которые позволят донести до молодежи важность соблюдения традиционных обычаев и традиций в повседневной жизни, привести их к пониманию красоты, простоты и мудрости их национальной культуры. Самыми прогрессивными традициями, сложившимися на Северном Кавказе, на наш взгляд, являются такие, как трудолюбие, патриотизм и чувство долга перед семьей, родом и народом, честь и достоинство, уважение к старшим, гостеприимство и т.д. Нормы и правила, моделирующие личное и общественное поведение, а также уклад в семье, позволяют сохранять нравственные устои и основные ценностные ориентации в этих сферах.
Библиографическая ссылка
Атабиева З.А., Желиготова Р.М., Кушхова А.Ф. ТРАДИЦИИ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 8. – С. 11-16;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11735 (дата обращения: 21.11.2024).