Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Гетман Н.А. 1 Котенко Е.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет»
В данной статье рассматривается алгоритм внедрения моделей медиаобразования в образовательный процесс медицинского вуза в условиях реализации профессионального стандарта преподавателя профессионального образования. Представлены некоторые аспекты оценивания результатов освоения медиаобразовательного модуля в учебно-методическом цикле психолого-педагогических дисциплин. Выявлен вектор обновления деятельности кафедры педагогики и психологии ДПО в ходе профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей, который заключается, по мнению авторов, в переходе к стратегии сопровождения в дополнительном профессиональном образовании преподавателей. В статье показаны пути осмысления и продумывания алгоритмов обучения преподавателей выбору необходимых методов в новом информационно-ориентационном поле или самостоятельному конструированию новых педагогических идей. Авторы рассматривают современные модели медиаобразования, которые наиболее активно используются для формирования и развития профессиональной подготовки преподавателей, выделяют востребованные в вузе образовательно-информационные модели, опирающиеся в основном на культурологическую, эстетическую, семиотическую, социокультурную теории медиаобразования. При рассмотрении практико-утилитарных моделей отмечается, что они наиболее эффективны, так как опираются на теорию «потребления и удовлетворения», практическую теорию медиаобразования. На основе анализа педагогической деятельности предложены механизмы реализации данных медиаобразовательных моделей. Указывается на то, что использование вышеперечисленных моделей в образовательном процессе актуально в рамках компетентностного подхода и позволяет избегать затруднений в профессиональной педагогической деятельности профессорско-педагогического состава вуза. Определены перспективы использования медиаобразовательных моделей кафедрой педагогики и психологии дополнительного профессионального образования (ДПО) в образовательном процессе медицинского вуза.
медиаобразование
профессиональная педагогическая компетентность
индивидуальный образовательный маршрут
модели медиаобразования
1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017–2016 года [Электронный ресурс]. – URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения: 17.05.2017).
2. Кондрашкина А.А. Педагогический потенциал медиаобразования как фактора становления гражданского общества: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Кондрашкина Антонина Александровна; [Место защиты: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет]. – Нижний Новгород, 2012. – 222 с.
3. Совалкин В.И., Гетман Н.А. Учебно-методические семинары как форма развития профессиональной компетентности преподавателя медицинского вуза // Медицинское образование и вузовская наука. – 2013. – № 4 (2). URL: http://movn.ru/teaching-methodology-seminars (дата обращения: 05.05.2017).
4. Федоров А.В., Челышева И.В. Сравнительный анализ медиаобразовательных моделей // Медиаобразование. – 2007. – № 2. – С. 52–86.
5. Протопопова В.В. Медиакомпетентность современного педагога/ Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: Материалы четвертой международной научно-практической конференции: В 2-х т. Т. 1. Педагогика. Психология. – Самара: ПГСГА, 2009. – С. 285–288.
6. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. – М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. – 616 c.
7. Гетман Н.А., Петрусевич А.А. Организационно-педагогические условия индивидуализации обучения студентов в высшей школе // Омский научный вестник. – 2014. – № 3 (129). – С. 125–128.
8. Витковская Н.Г. Информационная компетентность студентов как одно из условий индивидуального обучения // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2015. – № 2 (18). – С. 70–78.

Система высшего и среднего профессионального образования осуществляет подготовку к профессиональной деятельности в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ в 16 статье отмечается важность создания электронной информационно-образовательной среды, которая включает не только средства электронного и дистанционного обучения, но и электронные образовательные ресурсы [1]. Преподаватель постоянно находится под влиянием разнообразной информации, передаваемой по каналам средств массовой информации и коммуникации. Роль готовности преподавателя к реализации своих информационно-коммуникативных компетентностей в организации образовательного процесса и использовании информации в реальной педагогической практике становится особенно актуальной.

Согласно проводимым исследованиям Г.А. Поличко, A.B. Шарикова, Л.А. Жебровской и др. сегодня медиа становятся доминирующим фактором формирования мировоззрения [2].

Современное медицинское образование решает вопрос: как обучить будущих врачей решению профессионально значимых и личностно значимых проблем и жизненных задач с использованием технологий медиаобразования. Для этого необходимо обучить преподавателей вуза, организаций профессионального образования любого уровня использованию данных технологий в образовательной практике.

Кафедра педагогики и психологии ДПО ОмГМУ реализует следующие функции: она является базой для формирования системы непрерывного профессионального психолого-педагогического образования; осуществляет профессиональную переподготовку преподавателей; проводит учебно-методические циклы для профессорско-преподавательского состава университета и колледжа с целью овладения ими новым опытом профессиональной педагогической деятельности [3].

Осуществление обозначенных функций происходит в рамках требований профессиональных стандартов преподавателей профессионального образования, развития внутривузовской системы методической работы, развития систем внутривузовского контроля качества образовательной деятельности.

На базе кафедры педагогики и психологии ДПО, являющейся структурным подразделением Центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ОмГМУ, для преподавателей университета и колледжа проводятся учебно-методические циклы и профессиональная переподготовка в области педагогики и психологии. В состав участников циклов входят преподаватели, заинтересованные в решении проблемы организации образовательного процесса в вузе в соответствии с современными требованиями.

Основной вектор обновления деятельности кафедры педагогики и психологии ДПО в ходе профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей заключается в переходе к стратегии сопровождения в дополнительном профессиональном образовании преподавателей, к поиску, осмыслению и продумыванию алгоритмов, обучению преподавателей выбору необходимых методов в новом информационно-ориентационном поле или самостоятельному конструированию новых педагогических идей.

Проанализировав современные модели медиаобразования, которые наиболее активно используются для формирования и развития профессиональной подготовки преподавателей, мы выделили востребованные в вузе: образовательно-информационные модели, опирающиеся на различные теории медиаобразования. Рассматривая практико-утилитарные модели, мы отмечаем, что они наиболее эффективные, по мнению ряда исследователей, так как опираются на теорию «потребления и удовлетворения», практическую теорию медиаобразования [4].

Развивая у преподавателей понимание медиа как современной необходимости, мы усиливаем контроль над процессом интерпретации (собственного понимания самими преподавателями значимости и актуальности медиаобразования), повышаем их способность к оценке медиатекстов. Сегодня преподаватель вуза, работая в режиме диалога, консультирует, организует совместную познавательную деятельность с обучающимися, что позволяет акцентировать внимание на индивидуальных особенностях обучающихся, их образовательных потребностях и проблемах. Используя медиа, преподаватель вносит изменения в технологии обучения, в соответствии с требованиями стандартов профессионального образования, что позволяет конструировать особый тип задач, направленный на развитие рефлексивных способностей обучающихся, аутентичное оценивание ими результатов своей деятельности и её саморегуляцию. Вследствие уникальных характеристик, которыми обладают электронные медиа, они позволяют эффективнее воспринимать и запоминать учебный материал, повышают воспитательные возможности образовательного процесса, учитывают эргономические требования к учебным материалам, ориентируют обучающихся на формирование познавательных мотивов. В современном медицинском вузе большое место занимает обучение студентов в симуляционном центре, где медийные технологии также вошли прочно в обиход. Преподаватели с более высоким уровнем развития информационно-коммуникативной компетентности обладают уровнем понимания, управления и оценки медийного мира, соответствующим профессиональному стандарту преподавателя профессионального образования [5, 6].

На занятиях, разработанных с использованием данных моделей, преобладают практические задания.

Рассмотрим один из примеров занятия группы циклов для преподавателей медицинского колледжа. Группе преподавателей предлагается анализ:

– схемы персонажей (для занятий со студентами персонажами являются: пациент, врач, медицинская сестра и т.д.): медиатехнологии позволяют работать в формате персонажей/стереотипов, которые можно идентифицировать (для преподавателей подбираются персонажи, их взаимодействие друг с другом: преподаватель – студент; студент – студент; преподаватель – преподаватель; преподаватель – руководитель и т.д.);

– схемы повествования: это схемы лекций, практических и лабораторных занятий, используемых медиа. Они содержат учебные элементы (история болезни, ведение операции, организация врачебного консилиума и т.д.), которые позволяют оптимально продвинуться к желаемому результату;

– тематической схемы: эти схемы помогают нам понять суть проблемы взаимодействия с пациентом, с родственниками и т.д. Это структура знания более высокого порядка, чем предыдущие три;

– риторической схемы. Это вывод аудитории о цели (информация, моральный урок) создателей собственного медиатекста.

Рассмотренные модели медиаобразования, которые используются при организации образовательного процесса со студентом, ординатором, аспирантом, могут быть использованы при построении индивидуального образовательного маршрута и преподавателя вуза. Проектирование индивидуального образовательного маршрута преподавателя мы видим в том, что он позволяет на основе самооценки, стремления к совершенствованию собственных компетентностей пополнить знания при проектировании профессиональной деятельности с целью отработки методов и технологий педагогической деятельности. Степень сформированности у преподавателя личностно-ориентированной задачи по проектированию своего индивидуального образовательного маршрута способствует повышению личностного и профессионального роста [7].

Вхождение преподавателя, имеющего только медицинское образование, в новый профессиональный мир сопряжено со становлением личности как педагога-профессионала, под которым понимается процесс, основным элементом которого является личный выбор пути. Постоянное общение преподавателей кафедры педагогики и психологии ДПО с преподавателями вуза, колледжа, обучающимися на психолого-педагогических циклах повышения квалификации, проходящих переподготовку на педагогические специальности (преподаватель высшей школы, преподаватель профессионального образования, преподаватель среднего профессионального образования), позволяет сделать вывод о том, что те преподаватели, которые четко осознают уровень собственных педагогических способностей, возможностей, личностных особенностей; знают требования и условия достижения профессионального успеха – это идеальный портрет, который желает иметь любой вуз.

В соответствии с современными темпами жизни становится необходимой многообразная, многоуровневая и многовекторная подготовка, предоставляющая индивиду возможность успешной адаптации к быстрым и резким трансформациям социума [7], что и обеспечивает выбранная нами медиаобразовательная модель.

Учебный процесс в условиях непрерывного образования подготовки кадров высшей квалификации, построенный в соответствии с принципом индивидуализации, может вполне наполняться новыми организационно-методологическими решениями, в том числе учебно-методическими циклами по педагогике и психологии. Индивидуализированный подход к содержанию информации предполагает исследование семантико-информационных потребностей субъекта. В исследованиях Н.Г. Витковской отмечается, что информационная потребность выражается в запросах, следовательно, ее изучение позволяет решать конкретные профессиональные проблемы. Посредством запросов и их последующих оформлений в поисковый образ удается найти пути удовлетворения образовательных потребностей преподавателя [8].

Разработка и реализация преподавателем своего индивидуального образовательного маршрута предусматривает собственные пути достижения общих и индивидуальных целей педагогического образования, что является новым, перспективным вектором создания образовательных программ нового поколения в рамках дополнительного профессионального образования и переподготовки [7].

Индивидуализация образования в медицинском вузе строится нами на основе создания целого ряда организационно-педагогических условий. К ним относятся: индивидуальное планирование собственной учебной деятельности преподавателя, учитывающее их различный уровень первоначальной подготовки, мотивы и устремления, ценностные ориентации; разработку индивидуального образовательного маршрута и индивидуального сопровождения каждого преподавателя в течение всего периода проведения цикла; внедрение в профессионально-образовательный процесс медиаобразовательных модулей как средства индивидуализации образования. Индивидуальный образовательный маршрут преподавателя может изменяться в зависимости от профессиональных потребностей, может быть не последовательным, а с параллельным прохождением нескольких этапов, с возможным опережением (отставанием), с использованием медиаобразовательных моделей.

При проектировании индивидуальных образовательных маршрутов преподаватель включается в рефлексивную деятельность на всех этапах подготовки к проектировочной деятельности. Это способствует возникновению у них личностно-ориентированной задачи по проектированию индивидуального образовательного маршрута. Таким образом, преподаватели становились активными субъектами не только подготовки, но и самосознания.

При проведении учебно-методических циклов по педагогике и психологии нами была апробирована модель, цели которой заключались в развитии понимания медиа и их сообщений; усилении контроля над процессом интерпретации и, таким образом, повышение способности преподавателей к оценке медиа/медиатекстов педагогического содержания. Методы выбранной модели: словесные (лекция, рассказ, беседа, дискуссия); наглядные (иллюстрация и демонстрация медиатекстов); практические (выполнение различного рода заданий практического характера на материале медиа).

Планируя занятия с профессорско-преподавательским составом вуза с использованием медиатехнологий, преподаватель кафедры педагогики и психологии ДПО опирается на дидактические принципы, в соответствии с которыми ставится педагогическая цель применения медиатехнологий в учебном процессе совместно со слушателями циклов; в контексте логики раскрытия учебного материала определяется, где и когда будут использоваться медиатехнологии на занятии и насколько своевременно предъявление данной учебной информации для конкретного занятия и конкретных слушателей; учитываются индивидуальные особенности слушателей циклов, характер усвоения новой информации.

На занятиях предлагался список интернет-источников для подготовки к выполнению заданий, как самостоятельно, так и аудиторно. Поиск и предварительную обработку информации обучающиеся проводили самостоятельно. На выбор предлагалось выполнить либо ситуационные задачи с вложением в них видеосюжетов, педагогических ситуаций, кейсов, либо выполнить презентацию по теме занятия. На занятии демонстрировался видеоматериал по теме занятия, разбирались ситуационные задачи, предложенные слушателям, представлялись презентации. По результатам выбирались лучшие задачи и презентации и начислялись баллы. Так же на занятии разбирались типичные педагогические ситуации, давалось задание представить варианты решения данных ситуаций с возможными осложнениями.

Используя медиамодель на занятиях циклов, авторы получили положительные результаты: диагностика удовлетворенности преподавателей показала, что более 75 % были полностью удовлетворены проведением занятий в данном формате. 87 % респондентов указали на то, что в работе со студентами обязательно будут использовать данную модель. Также все (100 %) преподаватели отметили, что медийная информация ими воспринималась и усваивалась на занятиях легче, чем традиционные лекции. Большинство преподавателей (87 % опрошенных респондентов), отметили, что уже хотя бы однократно использовали данную модель на своих занятиях со студентами.

Еще одним положительным моментом стало то, что слушатели циклов стали лучше ориентироваться в среде педагогических интернет-ресурсов и более критично относиться к получаемой информации. Слушателям (которые являются представителями 65 кафедр вуза) также понравилась возможность обсуждения данных из интернет-ресурсов с преподавателем кафедры педагогики и психологии ДПО. Использование на занятии видеоряда и презентаций повысило мотивацию к обучению на занятиях и цикла в целом. Самостоятельная подготовка слушателей циклов к выполнению педагогических задач и презентаций простимулировала необходимость к поиску информации и выбору интересных педагогических случаев, на занятиях появился здоровый соревновательный дух, что также было оценено преподавателями положительно. Отмечалось повышение интереса к педагогическим и психологическим дисциплинам. Слушатели также отметили, что они стали более компетентны в решении педагогических проблем, проектировании занятий с использованием медиаресурсов. Основной проблемой остались временные затраты на подготовку к занятию у загруженных слушателей.

Использование медиаобразования в становлении современной образовательной среды, позволяющей оказывать профессиональное образовательное воздействие на обучающихся, изменяет качество образовательных услуг вуза.

Медиаобразование как средство «осовременивания» образовательного процесса в соответствии с требованиями информационного общества способствует интеллектуальному, нравственному и профессиональному развитию личности обучающихся.

Целенаправленная подготовка современного преподавателя в области медиаобразования, развитие у него навыков поиска, сбора, хранения и обработки информации, умений конструировать образовательный процесс с ее использованием и как следствие – повышение его психолого-педагогической компетентности, определяет работу кафедры в направлении проектирования индивидуального образовательного маршрута преподавателя в рамках дополнительного профессионального образования. Нами сделан вывод, что использование медиаобразовательных моделей значительно повышает эффективность образования и позволяет индивидуализировать образовательный процесс в ходе проведения цикла.


Библиографическая ссылка

Гетман Н.А., Котенко Е.Н. МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 8. – С. 22-27;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11737 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674