Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ, ТЕХНОЛОГИИ И УРОВНИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цибизова Т.Ю. 1 Орешкина А.К. 2
1 ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)»
2 ФГБУ «Российская академия образования»
В статье рассматриваются вопросы развития социального пространства непрерывного образования: формы организации, технологии и уровни. Целью является развитие социального образовательного пространства для совершенствования образовательного процесса и повышения качества образования с учетом развития исследовательской деятельности молодежи, форм организации и технологий молодежного творчества, военно-патриотической деятельности, реализации приоритетных направлений воспитания и социализации детей и молодежи. Представлены основные показатели опытно-экспериментальной работы в рамках инновационной площадки, даны их определения и характеристики. Проведена апробация показателей развития социального пространства непрерывного образования в рамках инновационной площадки. На основе анализа и оценки результатов, полученных в ходе реализации инновационного проекта, сделаны выводы о том, что развитие социального пространства непрерывного образования является мощным организационным и методическим потенциалом, направленным на решение вопросов управления и организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях различного уровня.
образовательное пространство
непрерывное образование
экспериментальная работа
инновационная площадка
образовательные учреждения
1. Орешкина А.К., Цибизова Т.Ю., Носова И.С. Формы развития социального пространства системы непрерывного образования: учебное пособие / Под. ред. А.К. Орешкиной. – М.: ИИУ МГОУ, 2015. – 158 с.
2. Сергеева М.Г. Компетентностная модель выпускника в условиях непрерывного профессионального образования: монография. – М.: Московский институт лингвистики, 2015. – 203 с.
3. Августан О.М., Катышева Л.В., Чернега Е.В. Формирование компетенций публичных выступлений в рамках программ опережающего обучения: уч.-метод. пособие. – М.: Изд-во МГОУ, 2017. – 48 c.
4. Зимин В.Н., Падалкин Б.В. Вопросы кадрового обеспечения предприятий ракетно-космической отрасли // Высшее образование в России. – 2015. – № 4. – С. 87–91.
5. Зимин В.Н., Цибизова Т.Ю., Чернега Е.В., Августан О.М., Марданов С.А., Сергеев Д.А., Марданова К.В. Дополнительное практико-ориентированное образование студентов // Развитие и актуальные вопросы современной науки: международный научный журнал № 2 (2) / под ред. В.И. Вахрушева. – Магнитогорск: ИП Вахрушев В.И., 2017. – С. 38.
6. Сергеев Д.А., Марданов С.А., Чернега Е.В. Метод проектов как способ реализации опережающего обучения (на примере проекта «Технопарк» при МГТУ им. Н.Э. Баумана) // Наука сегодня: опыт, традиции, инновации: материалы международной научно-практической конференции, г. Вологда, 26 июля 2017 г. – Вологда: ООО «Маркер», 2017. – С. 113–115.
7. Августан О.М., Марданова К.В., Чернега Е.В. Опережающее образование при подготовке IT-специалистов // Сборник статей международной научно-практической конференции «Современные проблемы инновационного развития науки». Часть 2. – Волгоград: МЦИИ «Омега Сайнс», 2017. – С. 53.
8. Мешков Н.А., Неусыпин К.А., Рогачева Л.И., Фадеева О.М. Парадигма опережающего обучения как основа стратегии инновационного развития российского социального образования в условиях информационного общества // В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. Труды II международной научно-практической конференции. – М.: Изд-во МГОУ, 2016. – С. 23–25.

Сущностные характеристики образовательной деятельности новой социальной реальности согласуются с объективным процессом развития ведущего типа организации учебной деятельности и определения новых форм ее организации в образовательном процессе непрерывного образования.

Социальное пространство непрерывного образования понимается как социально освоенный, пространственно-территориальный компонент образовательной системы, а также как характеристика социальной структуры общества и сущностная характеристика условий и возможностей социального развития личности, обусловленного идеей постиндустриального образования. Социальное пространство, характеризующееся многомерным пространством социальных процессов, социальных отношений и практик, социальных позиций и ролей, функционально взаимосвязанных и обусловленных, выступает обоснованием педагогического прогнозирования ведущей формы организационной культуры постиндустриального этапа. Целостность социального пространства как тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех составляющих подпространств системы непрерывного образования (образовательного, экономического, культурного, политического, территориального и др.) характеризуется участием разных субъектов, представленных: государственными органами образования, образовательными структурами с учетом многообразия форм их интеграции и привлечением социальных, общественных партнеров и спонсоров, корпораций и ассоциаций [1].

Очевидно, что такая взаимосвязь должна согласовываться с современными тенденциями подготовки научно-исследовательских и научно-технических кадров, их устойчивого формирования и развития в образовательном процессе непрерывного образования [2]. Новые образовательные технологии разрабатываются на основе существующих методов, принципов и подходов, а также показателей опытно-экспериментальной работы.

Задачи инновационной площадки

Основными задачами экспериментальной работы являются:

– объединение усилий образовательных учреждений и организаций России, а также преподавателей, ученых, специалистов, представителей академической науки, творческой интеллигенции, педагогической общественности, граждан и организаций в деле развития элементов системы непрерывного образования, творческой, интеллектуальной, исследовательской, патриотической, воспитательной и профессиональной деятельности обучающейся молодежи;

- содействие обеспечению равнодоступности качественного образования и реализация вариативных образовательных программ для школьников страны независимо от их места проживания;

- организация научно-теоретической, методической поддержки развития системы непрерывного образования, способствующей взаимодействию и кооперации регионов в решении задач дополнительного образования, исследовательской деятельности, патриотического воспитания и профессионального самоопределения молодежи;

- содействие развитию на межрегиональном уровне системы непрерывного образования как формы деятельности, ориентированной на решение социально-экономических проблем российских территорий;

- повышение уровня методологической культуры педагогических работников, развитие научного потенциала сотрудников учебных заведений, повышение квалификации педагогических работников;

- экспериментальная апробация и внедрение в образовательный процесс различных условий, механизмов, способов и видов образовательной, воспитательной, исследовательской и творческой деятельности учащейся молодежи.

Показатели опытно-экспериментальной работы

Основными показателями в рамках инновационного проекта являются формы организации, технологии и уровни социального пространства непрерывного образования.

Под технологией понимают совокупность знаний о способах и средствах осуществления процессов, при которых происходит качественное изменение объекта. Анализ обобщенных педагогических технологий, применяемых при проведении опытно-экспериментальной работы, представлен в таблице.

Анализ обобщенных педагогических технологий

Название

Цель

Сущность

Механизм

Проблемное обучение

Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся

Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания

Поисковые методы; постановка познавательных задач

Развивающее обучение

Развитие личности и ее способностей

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию

Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности

Активное обучение

Организация активности обучаемых

Моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности

Методы активного обучения

Игровое обучение

Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений

Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации

Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность

Обучение развитию критического мышления

Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс

Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения

Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия

Форма – вид, устройство, тип, структура, конструкция, характер которой обусловлен содержанием. Применительно к процессу обучения обозначает организацию образовательного процесса, отражающую взаимосвязь участников педагогического процесса.

Уровнем называется показатель, характеризующий развитие, улучшение чего-либо, а также количественный показатель, характеризующий качество, интенсивность чего-либо. Уровень образования – статистический показатель освоения отдельным человеком и населением в целом образовательных программ разного уровня. Уровень образования (образованности) – качество личности, сформированное на основе полученных знаний, умений и навыков, а также опыта профессиональной или социальной деятельности.

Формы организации:

- Конференция – запланированное научно-исследовательское, научно-практическое, научно-методическое и др. мероприятие, проводимое в форме выступлений и защит исследовательских и проектных работ по широкому спектру направлений.

- Форум – это более масштабное мероприятие, чем конференция, характеризующееся междисциплинарными связями и носящее социальный, общественный или политический характер.

- Конкурс – научно-образовательное мероприятие (в том числе олимпиада), носящее соревновательный характер, подразумевающий отбор лучших (победителей).

- Слет – массовое собрание прибывших из разных мест членов какой-нибудь организации, команд (спортивное, культурное, патриотическое и др.).

- Викторина – мероприятие, проводимое в форме игры, связанное с ответами на устные или письменные вопросы по одному или нескольким областям знаний.

- Семинар – научно-методическое, научно-практическое мероприятие, менее масштабное, чем конференция, обычно посвященное отдельному научному направлению, конкретной научной или научно-методической проблеме.

- Круглый стол – научное мероприятие, посвященное обсуждению определенного вопроса или проблемы, подразумевающее дискуссию между участниками.

- Совещание – это совместное обсуждение конкретных тем заинтересованными лицами с целью принятия определенных решений.

Апробация показателей развития социального пространства непрерывного образования в рамках инновационной площадки

Применительно к ожидаемым результатам по проекту основными показателями являются следующие.

Технологии обучения: исследовательская и проектная деятельность; научно-образовательная деятельность; воспитательная и военно-патриотическая деятельность; активное, игровое обучение; творческая деятельность; развивающее обучение (военно-спортивные мероприятия, викторины, развивающие конкурсы).

Уровни: разновозрастной уровень (7–11 классы); уровни образования (ООШ, СОШ, СПО); региональный уровень (федеральные учебные заведения, городские, сельские); типы организаций (государственные, общественные; ООШ, СОШ, школа-интернат, кадетский корпус, колледж, объединение, учреждение ДПО).

Формы:

- Всероссийский слет кадетских школ (кадетских школ-интернатов), кадетских классов и военно-патриотических объединений «Золотой эполет» (военно-спортивные мероприятия, конкурс строя и песни, кадетский бал);

- Конкурс-защита исследовательских работ «Подвигу посвящается…»;

- Всероссийская акция «Кадет – студент»;

- Всероссийский форум «Инженер – профессия творческая»;

- Интеллектуальные состязания по физике/математике, обществознанию/истории, химии;

- Олимпиада по программированию, информатике и компьютерной графике;

- Круглый стол «Методика и технологии организации научно-исследовательской деятельности молодежи»;

- Мастер-класс «Роль научно-исследовательской деятельности в развитии кадетского образования»;

- Семинар-совещание «Развитие воспитательного пространства образовательных организаций: технологии и уровни»;

- Курсы повышения квалификации работников образования «Развитие социального пространства непрерывного образования» [3].

При реализации инновационной площадки разрабатываются и апробируются новые педагогические технологии, основными принципами и подходами для которых являются:

– комплексная интегрированная система образовательных технологий в образовательном процессе «школа – вуз – предприятие», «школьник – студент – специалист», как с точки зрения форм организации образовательного процесса, использования современных образовательных технологий и технологий обучения, так и с точки зрения вовлечения обучающихся различного уровня образования [4];

– инновационные способы организации исследовательской, проектно-технологической, военно-патриотической и воспитательной деятельности молодежи как основного инструмента социализации детей и молодежи [5];

– формирование устойчивой мотивации молодежи к приобретению профессиональных знаний на основе исследовательской и проектной деятельности, как фактор их профессионального самоопределения [6];

– реализация принципа преемственности образовательного процесса уровневого перехода «школа – вуз» в условиях привлечения учащейся молодежи к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности с использованием вариативности образовательных программ дополнительного образования [7].

Анализ и оценка результатов, полученных в ходе реализации инновационного проекта

В региональных мероприятиях программы принимали участие более 5000 школьников, в заключительных – всероссийских – мероприятиях принимали участие 200–250 человек (в каждом). Ежегодно несколько десятков школьников поступают в высшие учебные заведения – участники инновационной площадки, как, используя Всероссийскую акцию «Кадет – студент» – в учебно-военные центры московских вузов, по целевому набору от предприятий оборонно-промышленного комплекса, так и по общему конкурсу, испытав себя в интеллектуальных соревнованиях, проводимых в рамках инновационной площадки.

Представители московских вузов, выезжая в регионы РФ, проводят для учителей региональных образовательных организаций и работников образования мастер-классы, тематические занятия, как по общеобразовательным предметам, так и по вопросам организации исследовательской и проектной деятельности, определяя необходимый уровень подготовки школьников к дальнейшему обучению и выбору профессиональной деятельности.

Таким образом, происходит тесное взаимодействие и сотрудничество с образовательными организациями на местах, реализуется система поддержки субъектов инновационного процесса. Оценка результатов показывает, что с каждым мероприятием, с каждым годом растет уровень подготовленности школьников образовательных организаций, участвующих в инновационном проекте. Это показывают результаты интеллектуальных состязаний, защиты исследовательских работ, творческих и конкурсных соревнований. Повышается степень мотивации школьников к занятиям исследовательской, проектной и творческой деятельностью, стремление к дальнейшему обучению, к освоению профессиональной деятельности [8].

Растет и уровень подготовленности учителей, выступающих научными руководителями исследовательских работ, руководителями команд, организаторами мероприятий в регионах; возрастает понимание учителями региональных образовательных организаций основных идей, целей, принципов, подходов, результатов и способов достижения в организации образовательного и воспитательного процессов.

С каждым годом растет сплоченность организаций – участников инновационного проекта, они становятся коллективом единомышленников в благоприятной атмосфере конкурсов, конференций, семинаров, совещаний.

Выводы

Развитие социального пространства непрерывного образования является мощным организационным и методическим потенциалом, направленным на решение вопросов управления и организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях различного уровня (возраста обучающихся; уровня образования; федерального, регионального, городского, сельского уровней образовательных организаций; типов организаций: государственные, общественные; ООШ, СОШ, школа-интернат, кадетский корпус, колледж, объединение, учреждение ДПО). Социально-экономическое развитие на современном этапе обусловило усиление социальной функции непрерывного образования как приоритетного компонента социальной инфраструктуры общества, что позволяет установить новые формы связи институционального образования и социально-институализированных структур, повышающих степень структурно-функциональной интеграции системы непрерывного образования и обеспечивающих статус ее социально-ориентированной сущности.

Данная статья подготовлена на основе работы инновационной площадки Российской академии образования «Развитие социального пространства непрерывного образования: формы организации, технологии и уровни», проводимой МГТУ им. Н.Э. Баумана и Общероссийским союзом общественных объединений «Всероссийский молодежный центр «ОЛИМП».


Библиографическая ссылка

Цибизова Т.Ю., Орешкина А.К. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ, ТЕХНОЛОГИИ И УРОВНИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 8. – С. 81-86;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11747 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674