Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ УЧАЩИХСЯ

Декина Е.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
В статье рассматриваются особенности формирования профессионально-педагогической культуры учителя, приоритетные направления современного воспитания, специфика воспитательной работы в системе образования. Подчеркивается значимость становления у будущих педагогов индивидуальности, в том числе во внеучебной работе. В центре внимания автора психолого-педагогические основы процесса воспитания: установка на проявление и развитие индивидуальности студента, определение воспитательных задач с учетом психологических особенностей студенческого периода жизни, создание разнообразных учебно-воспитательных ситуаций, стимулирование индивидуального самовыражения, предоставление возможности включения студента в различные виды деятельности и др. Рассматривается потенциал проектной деятельности для развития профессионально важных качеств будущих педагогов, проектируются направления деятельности психологической службы, связанные с воспитанием различных категорий детей и молодежи, приводится тематика курсов по выбору.
будущий педагог
студенческий период жизни
индивидуальность
воспитание
воспитательная работа
1. Радионова Н.Ф. Педагогический процесс в контексте гуманитарного подхода // Педагогика. – 2013. – № 2. – С. 18–23.
2. Исаев Е.И. Антропологические основы психологического сопровождения подростков и юношей в образовательном процессе // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. – 2013. – № 3 (7). – С. 9–18.
3. Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога // Под ред. Е.Г. Артамоновой. – М.: АНО «ЦНПРО», 2012. – 160 с.
4. Дармодехин С.В. Институт воспитания: проблемы, противоречия, направления развития // Воспитание школьника. – 2016. – № 8. – С. 3–16.
5. Рубцов В.В. Психология образования в интересах детей // Вестник практической психологии образования. – 2017. – № 2 (51). – С. 14–23.
6. Дубровина И.В. Проблемы воспитания в контексте деятельности школьной психологической службы // Воспитание школьника. – 2016. – № 6. – С. 3–11.

Специфика подготовки будущего педагога требует расширения направлений профессионального саморазвития, приобретения опыта творческой деятельности, поэтому неотъемлемой составной частью современной системы подготовки будущего учителя в вузе является внеучебная работа, включающая в себя многообразные виды деятельности: патриотическую, спортивно-оздоровительную, досуговую, добровольческую и т.д. Выбор вида деятельности студентами зависит от их интересов и потребностей, учета жизненного опыта студента, возрастных и индивидуальных особенностей, традиций образовательного учреждения, специфики направлений подготовки и т.д. Профессионально-педагогическое воспитание предполагает решение целого ряда задач: всестороннее развитие личности, оказание помощи в становлении индивидуальности студентов, самопроектировании своей жизнедеятельности, развитие потребности в педагогическом творчестве, осознание значимости своей будущей профессии и др. Будущий педагог должен овладеть умениями выявления, анализа проблем детей и молодежи, выработки путей их решения, навыками использования современных технологий организации работы с различными категориями детей и молодежи.

Н.Ф. Радионова отмечает, что в основе организации воспитательного процесса лежит взаимодействие его участников [1]. Е.И. Исаев пишет, что «основной смысл воспитания – становление в каждом воспитаннике отношения к другому как к самоценности. Становление отношения возможно лишь в практике многообразной деятельности взрослых и детей, в многообразных формах их со-бытийной общности» [2]. И.И. Зарецкая выделяет некоторые характеристики педагога: «восприятие ребенка как ценности, принятие его таким, как он есть, создание ситуации успешности» [3]. С.В. Дармодехин указывает на то, что дети все более выступают субъектами воспитания, ориентированными на самодеятельность, самореализацию, самовоспитание, самоопределение [4]. По мнению В.В. Рубцова, важным является составление портрета современного педагога и определение основных его представлений о взаимодействии с участниками образовательных отношений [5].

При проектировании воспитательной среды необходимо учитывать нормативные документы, психологические особенности студенческого периода жизни, результаты мониторинговых исследований студенческой молодежи. Достижение позитивных результатов в воспитании подрастающего поколения напрямую связано с особенностями профессиональной подготовки будущих педагогов к взаимодействию с учащейся молодежью. Представляется актуальным анализ и модернизация имеющихся направлений воспитательной работы со студентами педагогических вузов, разработка специальных программ, направленных на усиление воспитательной работы и соответствующих профессиональных компетенций будущих педагогов.

В подготовке специалистов можно выделить следующие приоритеты: индивидуально-творческий подход, динамичность изменения не только содержания, но и технологий подготовки, обеспечивающих индивидуальные траектории профессионального саморазвития, формирование личностно-ориентированного взаимодействия в педагогической среде вуза. Задачи воспитательной деятельности связаны с развитием личностных, профессионально важных качеств, необходимых будущему педагогу. Одной из актуальных задач воспитательной работы со студентами является создание благоприятных условий для полноценного проживания юношами и девушками данного периода, который связан с профессиональным и личностным самоопределением.

Проектирование технологий воспитания должно способствовать становлению индивидуальности студентов, в том числе в будущей профессии, моделированию будущей профессиональной карьеры, способности и готовности работать с различными категориями детей и т.д. Более активное использование личностно-ориентированных технологий воспитания будет способствовать профессиональному самопознанию и саморазвитию студента.

Воспитательный процесс можно определить как внутреннее самодвижение личности к своей индивидуальности. Индивидуальность студента можно охарактеризовать как потребность и способность к профессиональному самопознанию и самовыражению, профессиональному целеполаганию и целереализации. Развитие профессионального самопознания студентов осуществляется через включение в различные виды деятельности и общения, профессиональное целеполагание предполагает постановку проблемы, на решение которой направлена вся учебно-воспитательная деятельность. Профессиональная целереализация характеризуется обращенностью своего индивидуального развития на других. При этом становление индивидуальности студента зависит от возможности проявить себя в учебной и внеучебной деятельности. Ведущая проблема юности – неопределенность собственного «Я», своего профессионального будущего – может успешно решаться испытанием себя в учебно-профессиональной, творческой, научно-исследовательской, социально значимой деятельности.

Становление индивидуальности студентов во внеучебной работе осуществляется через индивидуальную направленность мероприятий, взаимосвязь внеучебной работы с учебной, научной, профессиональной деятельностью, расширение возможностей реализации студентами своей индивидуальности, работу с кураторами студенческих групп и др. Определим психолого-педагогические основы процесса воспитания, влияющие на становление индивидуальности студентов: установка на проявление и развитие индивидуальности студента, определение воспитательных задач с учетом психологических особенностей студенческого периода жизни, создание разнообразных учебно-воспитательных ситуаций, подчеркивающих индивидуальность студента, стимулирование индивидуального самовыражения, предоставление возможности пробовать свои силы в различных видах деятельности и др.

Организационными формами становления индивидуальности студентов во внеучебной работе могут быть: поддержка творческой инициативы студентов (клубы по интересам, творческие коллективы, проблемные группы, семинары и т.д.), культурно-массовые мероприятия, включение студентов в научно-исследовательскую, проектную деятельность по проблемам детей и молодежи, организация педагогических студенческих отрядов и т.д.

Потенциал проектной деятельности может использоваться для развития профессионально важных качеств будущих педагогов, способностей творчески подходить к решению профессиональных задач, выстраивания индивидуальной траектории и т.д. Например, реализуя свои начинания и идеи в проекте, студент может в дальнейшем обозначить для себя круг профессиональных интересов, развить необходимые компетенции, наметить направления научно-исследовательской работы и т.д.

При этом важно правильно организовать взаимодействие студента и преподавателя на различных этапах работы. На этапе разработки проекта деятельность студентов предполагает изучение общественного мнения, определение проблемы проекта, его целей и задач, планирование работы, формирование команды проекта, подбор необходимых ресурсов и составление бюджета, определение возможных рисков проекта. Деятельностью педагога на данном этапе является системное руководство студентами, оказание им поддержки в выборе темы проекта, в формулировке проблемы проекта, овладении исследовательскими умениями и навыками, поиске источников информации. Результатом этапа является совместное обсуждение цели и содержания проекта.

На этапе практической реализации проекта деятельность студентов включает поиск социальных партнеров, проведение плановых мероприятий проекта; деятельность педагогов – координацию всего процесса работы над проектом, осуществление обратной связи. Этап подведения итогов проекта содержит анализ и оформление результатов деятельности студентом, определение перспектив проекта; деятельность педагогов – организацию защиты проекта, групповой рефлексии, самоанализа процесса и результатов деятельности, итогового обсуждения.

В результате приобщения к проектной деятельности формируется инновационная позиция будущего педагога, умение выявлять, формулировать, анализировать и решать профессиональные задачи, следовательно, повышается ответственность студента за выстраивание индивидуальной образовательной траектории.

В процессе внеучебной деятельности важна организация взаимодействия на следующих уровнях: с однокурсниками, со студентами старших курсов, студенческим советом факультета, с куратором группы. Студенты старших курсов, вставая на педагогическую позицию по отношению к первокурсникам, включаются в будущую профессиональную деятельность, а первокурсники могут решить проблемы адаптации к учебно-воспитательной среде вуза, так как имеет место обращение к имеющемуся опыту студентов старших курсов. Например, свою эффективность показал проект «Задай вопрос выпускнику». Интерес и обсуждение вызывают вопросы, связанные с проектированием себя в будущей профессии, трудоустройством по направлению подготовки, организацией стажировок и практик, в том числе волонтерских и т.д.

Студенты, приобщаясь к различным видам внеучебной деятельности, овладевают следующими деятельностными умениями: ставить цели, анализировать ситуацию, проектировать, практически реализовывать, осуществлять выбор своих действий; осуществлять рефлексию своей деятельности; самооценку продвижений в своем саморазвитии; коммуникативными умениями: вести диалог, взаимодействовать с другими; формировать благоприятный психологический климат; занимать различные позиции. Таким образом, происходит расширение поля реализации студентами своей индивидуальности на протяжении всего периода обучения в вузе.

Анкетирование будущих педагогов показало важность включения в учебно-воспитательный процесс различных курсов по выбору, проблемных групп, семинаров-практикумов по актуальным направлениям работы с детьми и молодежью. Например, интерес вызвал курс по выбору «Управление молодежными проектами». Целью освоения дисциплины является обучение студентов проектированию в сфере различных направлений молодежной политики. Дисциплина направлена на выявление наиболее продуктивных идей, способов, направлений работы с различными категориями детей и молодежи для обобщения и непосредственного применения положительного опыта в различных образовательных организациях. Тематика курсов по выбору носит разнообразный характер: «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста», «Психологические основы работы с учащейся молодежью», «Организация досуговой деятельности детей и молодежи», «Профилактика девиантного поведения молодежи посредством волонтерской деятельности» и т.д.

Сильное воспитательное воздействие на студентов оказывает сотрудничество с психологическими, социальными, реабилитационными, молодежными центрами. Важно, чтобы студенты прочувствовали значимость психолого-педагогических знаний лично для себя, убедились в возможности их использования для решения профессиональных проблем. Например, студент сначала может включиться в волонтерскую деятельность в качестве участника, затем – ответственного за определенное направление работы, далее – стать автором собственного социально значимого проекта, выступить в качестве «педагога» в рамках подготовки волонтерского отряда и т.д. Таким образом, происходит постепенное складывание образа «Я» в будущей профессии.

Отдельного внимания заслуживают направления деятельности психологической службы школы и вуза, связанные с воспитанием детей и молодежи. И.В. Дубровина отмечает, что «самое сложное явление в природе и социуме – человек, развитие его как личности и индивидуальности – в школе не изучается» [6]. Участие будущих педагогов в деятельности психологической службы позволяет повысить уверенность студентов в своих способностях, развить профессионально важные качества, в том числе наблюдая за поведением учеников в различных ситуациях, проводя психологический анализ урока, воспитательных мероприятий, выявляя причины трудностей в учебе, продвижения ученика в овладении им учебной деятельностью, организуя развивающие викторины, внеучебные мероприятия. Будущему учителю важно получить опыт сопровождения одаренных и высокомотивированных детей, учеников, испытывающих трудности в обучении, находящихся в трудной жизненной ситуации; сопровождения деятельности детских объединений и т.д. К психологическим условиям воспитания можно отнести следующие: гуманистическая направленность воспитателя, добровольность воспитания, поведенческая активность воспитанников, ориентация на воспитание коллектива, на реализацию возрастных и индивидуальных задач развития, учет ведущего вида деятельности, психологически грамотное использование педагогической оценки, личный пример педагога и т.д. В рамках педагогической практики студенты организуют внеклассное мероприятие, направленное на воспитание и развитие учеников («Общение в нашей жизни», «Человек в мире профессий», «Конфликты в нашей жизни», «Мой внутренний мир» и др.). При этом форма проведения мероприятия может быть самая разнообразная: классный час, развивающее занятие, викторина, мастер-класс, дебаты и т.д. Студентам предлагается провести мини-исследование по одной из актуальных проблем. Например, первые классы – проблема адаптации учащихся к школе; вторые классы – эмоциональные особенности учащихся; третьи классы – особенности познавательных процессов; четвертые классы – проблема групповой сплоченности, психологического климата в коллективе и т.д. Внимание уделяется психолого-педагогическому просвещению родителей, педагогов образовательного учреждения. Примерная тематика выступлений: «Агрессия у детей младшего школьного возраста», «Как помочь гиперактивному ребенку?», «Ребенок с трудностями в обучении. Как ему помочь?», «Особенности совладающего поведения младших школьников», «Психологические проблемы адаптации одаренных детей» и т.д. Студенты представляют материалы для выступления на педагогическом совете школы. Примерная тематика следующая: «Психологическое сопровождение школьников с ограниченными возможностями здоровья», «Психологическое сопровождение индивидуально-личностного развития и воспитания учащихся», «Психологическое обеспечение здоровья участников образовательного процесса, «Психологические принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания учащихся» и т.д. Студенты оформляют рекомендации по теме «Как проявлять личностно-ориентированный подход к ученикам», пишут эссе «Моя ситуация успеха на практике», заполняют анкету профессионального самоопределения будущего учителя.

Таким образом, методическое обеспечение воспитательной деятельности педагога включает следующие направления: концептуальные основы воспитательной деятельности в школе, психологические особенности учащихся, задачи и направления воспитательной работы применительно к младшим школьникам, подросткам, старшеклассникам, направления развития личности и индивидуальности учащихся, формы и технологии воспитательной деятельности, инновации в воспитании и т.д.

Воспитание через целостное развитие личности и индивидуальности во внеучебной деятельности решает проблему освоения студентами не отдельных форм и направлений работы, а жизнедеятельности в целом, приобретения собственного опыта позитивных действий самоорганизации и самостановления в профессиональном окружении.

Воспитательная работа со студентами не только создает условия для самовоспитания и саморазвития студента, но и ориентирует его на будущую профессию, на работу с различными категориями детей и молодежи, на развитие их потенциальных возможностей во внеучебной деятельности. Именно в данной сфере возможно соединение социального проектирования, научно-исследовательской работы, многообразных культурных практик, выстраивание особых отношений – отношений сотворчества, сотрудничества, взаимопонимания. Совершенствование профессиональной подготовки во внеучебное время будет способствовать становлению индивидуальных качеств, знаний, умений и навыков, владея которыми будущий специалист сможет эффективнее выполнять свои профессиональные обязанности.


Библиографическая ссылка

Декина Е.В. ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ УЧАЩИХСЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 9. – С. 16-20;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11752 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674