Современный мир насыщен информационными технологиями. В этих условиях резко снижается интерес к традиционным формам приобщения к культуре: чтению, искусству, повсеместно проявляется культурологический нигилизм, пренебрежение к культурному и историческому наследию, что актуализирует поиск источников, повышающих и стабилизирующих нравственные нормативы общественной жизни, регулирующих основы жизнедеятельности людей.
Актуальность проблемы определена необходимостью нравственно-эстетического и духовного развития подрастающего поколения. Нравственно-эстетическое и духовное воспитание относится к области художественно-этнической и духовной культуры народа. Исследование культурологической направленности в условиях летнего лагеря актуально для детей, проживающих в промышленном Нерюнгринском районе республики Саха (Якутия), история которого связана со строительством Южно-Якутского угольного комплекса. Город Нерюнгри находится в географическом отдалении по территориальным особенностям в республике, и многие школьники, и даже взрослые, имеют слабое представление о культуре, истории и традициях коренных народов, проживающих в республике.
Необходимость социально-культурной деятельности, направленной на использование национальных и культурных традиций в образовательном процессе учебных заведений, подчеркивается в работах А.Н. Афанасьева, М.М. Атласовой, М.А. Ариарского, Г.Н. Волкова, В.Н. Гурова, И.С. Портнягина, М.В. Слесарь, Т.П. Степановой, Е.Ю. Стрельцовой и других исследователей. По мнению М.М. Атласовой, через краеведческие мероприятия школьник учится ценить свой родной край как частицу Отечества, приобщается к народным традициям, обычаям, формируется как гражданин и патриот [1]. Использование этнокультурного подхода как источника формирования национально-ориентированного содержания образования, как отмечает М.В. Слесарь, способствует приобщению детей к познанию родного языка, истории, литературы, воспитанию в детях чувства патриотизма, преданности и любви к своему народу и родине, формированию у них дружеских отношений ко всем народам и расширению знаний об их культуре [2].
Знакомство младших подростков с фольклором, литературой и искусством народов Севера поможет расширить сведения об особенностях современного полиэтнического мира и трепетно относиться не только к своей, но и чужой уникальной культуре. Нравственно-эстетическое воспитание на основе культурологического подхода в условиях летних лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую исследовательскую культурологическую и творческую деятельность.
Комплексное исследование культурного наследия народов республики Саха (Якутия) в летнем лагере дневного пребывания реализуется посредством образовательной программы «Родной земли многоголосье». При составлении образовательной программы использовались научные положения и методические разработки М.Т. Гоголевой [3], А.А. Григорьевой, М.И. Баишевой [4], И.И. Николаевой [5, 6], В.Ю. Сузукей [7] и др.
Основные ценностные ориентиры образовательной программы:
– восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, уважение истории и культуры каждого народа, проживающего в республике Саха (Якутия);
– воспитание учащихся в духе ценностей демократического общества;
– воспитание уважения к человеческой личности, раскрытие ценности деятельности человека, уникальности и неповторимости каждого народа, его культуры, религиозных и научных взглядов, эстетического восприятия.
Образовательная программа по комплексному исследованию культурного наследия народов республики Саха предполагает проводить занятия с практическим и творческим уклоном.
Программа «Родной земли многоголосье» ориентирована на передачу культурного опыта народов Севера Республики Саха (Якутия) как духовного источника и способа развития целостного мировосприятия посредством синтеза литературы, танцевального жанра, ритмики, пластики движений и включает в себя следующие направления: «Литературная гостиная», «Мир искусства».
Целями образовательной программы являются:
– целостное восприятие мира и обогащение эмоционально-творческой сферы школьников;
– воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого гражданина, укорененного в духовных культурных традициях;
– приобщение школьников к нравственно-этическим ценностям, т.е. общее развитие, расширение кругозора школьников;
– воспитание гражданственности, основанной на знании, понимании и уважении культурных, нравственных и эстетических ценностей других народов.
Задачи:
– художественно-эстетическое просвещение школьников, закладывающее теоретические и ценностные основы нравственной культуры личности посредством знакомства с художественными произведениями, искусством танцевального жанра народов Севера, рассказывающими о суровом северном крае и раскрывающими особенности истории, традиций и культуры коренного населения республики Саха (Якутия);
– формирование потребности общения с книгой и искусством, интерес к культуре народов малой родины, страны;
– развитие познавательной активности личности и способности к творческому преобразованию и созиданию;
– развитие понимания особенностей образного языка произведений литературы, музыки, танца;
– развитие умения организовать свою деятельность, навыков сотрудничества и взаимодействия со сверстниками;
– воспитание ценностного отношения к прекрасному и формирование представлений об эстетических ценностях и идеалах;
– овладение знаниями в области танцевального искусства, развитие моторно-двигательной пластики тела, гибкости, правильной осанки, а также танцевальности, музыкальности и живости восприятия мира;
– формирование потребности в эстетическом самообразовании и самовоспитании, ориентированной на самосовершенствование личности.
Ожидаемые результаты реализации образовательной программы:
– повышение духовно-нравственной сферы личности, развитие языковой и творческой компетентности;
– расширение интереса к духовному наследию литературы, искусства и культуры;
– освоение рациональных приемов и навыков работы со, справочной литературой, с художественными текстами;
– проявление интереса к творческой деятельности, самовыражению, целе-устремленности, настойчивости в достижении результата;
– уважение к традициям своего и других народов;
– расширение литературного, музыкального и художественного кругозора – общекультурного пространства.
Результаты обучения и воспитания по образовательной программе фиксируются не столько в знаниях, умениях и навыках, сколько в поведенческих и жизненных нормах, которые проявляются в повседневной жизни учащихся.
Пути реализации программы:
– сотрудничество с учреждениями культуры;
– организованная система КТД;
– сотрудничество с отделом краеведческой национальной литературы городской библиотеки;
– проектно-исследовательская работа;
– сотрудничество с музеем, организация и проведение экскурсий;
– художественные выставки, конкурсы, фестивали.
Основные формы работы: поэтические и песенно-танцевальные мастерские, театрализованное представление, тематические конкурсы, викторины, вернисажи, тематические вечера, встречи с интересными людьми, лекционные занятия, беседы, диалоги, проектирование, конкурсы, практикумы, экскурсии по литературно-историческим местам, участие в творческих конкурсах и фестивалях.
Методы, применяемые на занятиях: проблемно-поисковый, исследовательский, творческий, наглядный (иллюстрация, демонстрация, мультимедийная презентация), игровой и др.
Структура и содержание программы (разделы, виды деятельности) «Родной земли многоголосье»
Таблица 1
Направление «Литературная гостиная»
№ п/п |
Наименование разделов |
Тема занятия |
Методы и приемы работы |
Количество занятий |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Введение. Традиции, обычаи, обряды и праздники народов Республики Саха (Якутия) |
Виртуальный экскурс Республика Саха (Якутия) – многонациональный регион Российской Федерации |
Знакомство с программой образовательной программы «Родной земли многоголосье». Лекция-визуализация; беседа; наглядный метод (иллюстрация, демонстрация, мультимедийная презентация). Выставка книг, фотоповестей по теме «Якутия – мой край» |
1 |
Национальные обычаи, праздники, игры и игрушки коренных народов Якутии |
Наглядный метод: мультимедийная презентация, беседа. Игровой и творческий методы: настольные игры (хабылык, хаамыска, тыксаан); якутские подвижные игры и национальные игры коренных народов Севера |
1 |
||
Национальные костюмы коренных народов Якутии |
Беседа. Исследовательский метод (изучение роли одежды в природно-климатических условиях Якутии по материалам книг В.В. Серошевского «Якуты»; Р.С. Гаврильевой «Одежда народа Саха конца 17–середины 18 века»; Б.Ф. Неустроева «Узоры и орнаменты саха»). Выступление школьников на тему: «Характерные особенности национальных костюмов народов Якутии». Проектная деятельность: «Мастерская: создание эскиза современного костюма в национальном стиле» |
1 |
||
Я и культура |
Посещение учреждений культуры: театра, музея г. Нерюнгри. Выполнение творческих заданий: подготовка видеофильма, выступления (по выбору): «Культура и быт народов Якутии», «Якутские настольные игры», «Игры народов Севера», «Народные художественные промыслы народов Якутии», «Праздники и обряды народов Севера», «Национальная кухня коренных народов Якутии» и др. |
1 |
||
Продолжение табл. 1 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
Эпические сказания народов Севера |
Волшебные мифы, сказания снежного края |
Наглядный метод: мультимедийная презентация; беседа о героическом эпосе – олонхо. Чтение и обсуждение якутских сказаний: «Богатырь на гнедом коне», «Подвиги богатырей Срединного мира», «Мифология народов Якутии», «Исторические предания и рассказы якутов», «Якутские волшебные сказки о Нюргуне, стремительном, светлом витязе» и др. |
1 |
Якутский героический эпос – олонхо |
Словесный и наглядный методы, исследование структуры и сюжета героического эпоса – по мотивам олонхо П.А. Ойунского «Ньургун Боотур – Стремительный». Чтение и обсуждение отрывков из олонхо; просмотр и обсуждение видеоспектакля эпоса «Эр соготох» |
1 |
||
Ожившие герои олонхо |
Творческая мастерская: изготовление из бумаги кукол-героев олонхо; подготовка и защита презентационного материала «Загадочный мир олонхо» |
1 |
||
Встречи с исполнителями олонхо |
Выступление олонхосутов. Вернисаж: «Страна олонхо» (выставка рисунков, поделок) |
1 |
||
3 |
Устное народное творчество народов Якутии |
Сказочный калейдоскоп (якутские народные сказки и сказки народов Севера) |
Знакомство с эвенкинской, эвенской, юкагирской и якутской сказками. Наглядный метод (иллюстрация, демонстрация, мультимедийная презентация). Выставка книг и рисунков «Мир сказок земли Олонхо» |
1 |
По таинственным тропам сказок |
Чтение и обсуждение сказок народов Севера. Исследовательский метод (изучение жанров, композиции, сюжета и секрета сказки) |
1 |
||
Путешествие по народным сказкам |
Игры-соревнования: литературная викторина «Внимательный читатель»; брейн-ринг «Знатоки сказок»; карнавал сказочных героев |
1 |
||
Удивительный мир сказок |
Инсценировка народных сказок. Творческие конкурсы: конкурс «Герб любимой сказки»; конкурс своей литературной сказки: «К нам пришёл сказочник» |
1 |
||
4 |
Литература северных народов на русском языке Писатели Земли Олонхо |
Нескучная классика |
Выставка-вернисаж произведений якутских писателей; Доклады школьников о творчестве писателей Якутии («Классики якутской литературы: П.А. Ойунский, А.И. Софронов, А.Е. Кулаковский, Н.Д. Неустроев»). «Классики литературы народов Севера» (Юрий Рытхэу, Владимир Санги, Григорий Ходжер, Семен Курилов, Гаврил Курилов – Улуро Адо, Юван Шесталов, В.С. Кейметинов-Баргачан и др.) |
1 |
Экскурсия в библиотеку «В мире книг» |
Беседа, диалог-размышление, дискуссии, обсуждения на тему: «Почему стоит читать книги?»; выставка книг-новинок |
1 |
||
Новости с книжной полки |
Чтение рассказов Д.К. Сивцева, Н.Г. Золотарёва – Н. Якутского, Н.Е. Мордвинова, С.П. Данилова, А.И. Гоголевой – А. Ленской, М.Д. Ефимова и др. (Составление читательского дневника: краткая биография автора, название произведения, краткое содержание, впечатления о прочитанных произведениях). Проблемно-поисковый метод (исследовать и обобщить информацию о памятниках героям литературных произведений якутских авторов) |
1 |
||
Своя игра |
Литературная слайд-игра по произведениям писателей Якутии |
1 |
||
5 |
Поэзия Якутии |
И слышится поэтов волнующее слово |
Устный журнал «Пою Якутию родную» по поэзии С.П. Данилова, Л.А. Попова, И.М. Гоголева, П.Н. Тобурокова, В.М. Новикова – Кюннюк Урастырова и др. |
1 |
Вечер поэтического настроения |
Конкурс чтецов – чтение стихов, отрывков из прозаического произведения с использованием музыкального сопровождения |
1 |
||
Литературная жизнь Нерюнгринского района: «В городе моем – моя судьба» |
Лекция-визуализация; беседа, мультимедийная презентация; популяризация нерюнгринского поэтического творчества. Выставка книг местных поэтов Г.Г. Бородачевой, В.И. Вдовиченко, О.С. Галюк, Т.П. Дёминой, В.А. Мухина, Л.М. Носковой, О.В. Никулиной и др. |
1 |
||
Литературный журфикс |
Встреча с местной творческой интеллигенцией |
1 |
||
6 |
Итоговое занятие |
Литературный калейдоскоп |
Творческие конкурсы: литературные викторины «Путешествие по страницам любимых книг». Конкурс видеороликов о книге и чтении, о родном крае; конкурс буклетов «Читать модно! Читайте!»; конкурс рисунка на асфальте «Нарисуй обложку к своей любимой книге». Фестиваль поэзии «Поэтический звездопад» |
1 |
7 |
Всего |
21 |
Таблица 2
Направление «В мире искусств»
№ п/п |
Наименование разделов |
Тема занятия |
Методы и виды деятельности |
Количество занятий |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Чарующие звуки национальной якутской музыки |
Якутские музыкальные инструменты |
Рассказ, беседа, мультимедийная презентация о национальных музыкальных инструментах народов Севера, о хомусе и хомусистах |
1 |
Говорящий хомус |
Слушание, импровизация; прослушивание различных приемов игры и произведений на хомусе разных стилей |
1 |
||
Техника игры на хомусе |
Обучение способам фиксирования хомуса, извлечение звука, способов дыхания, приемов удара по язычку инструмента, движения губ и изменения звука |
6 |
||
Виды и приемы игры на хомусе |
Традиционная умеренная игра, умеренная игра, имитационный стиль, импровизационная игра. Тренировка и развитие навыков игры на хомусе, разучивание традиционных мелодий народных песен и воспроизведение их на хомусе |
11 |
||
2 |
Итоговое занятие |
Подготовка к творческому отчету |
Репетиция концертных номеров |
1 |
Всего |
21 |
|||
3 |
Мир танцевального искусства |
Основы танцевальной культуры народов Севера |
Ознакомление с музыкальным и танцевальным искусством народов Якутии и Севера. Рассказ об истоках якутского народного танца, о происхождении и специфике исполнения основных движений; беседа о его смысловым содержании. Знакомство с правилами работы на занятиях и правилами техники безопасности |
1 |
Танец, ритм, пластика |
Тренировочные и ритмические упражнения, основные положения рук, ног, корпуса в якутских танцах. Разучивание основных элементов и движения народных танцев Якутии. Обучение умениям передавать в движениях характер музыки. Усвоение стиля и манеры танца народов Севера. Отработка пластичности движения, и умения согласовывать движения с построением музыкального произведения. Освоение различных танцевальных движений |
5 |
||
Основы народного танца |
Отработка точности, музыкальности и выразительности исполнения танцевальных комбинаций и этюдов. Исполнение танцевальных движений в паре, умение работать в ансамбле. Овладение навыками сольного исполнения танцевальных фрагментов. Разучивание танцевальных комбинаций, движений, этюдов и танца «Стерхов», «Узоры», «Осуохай» и др. |
14 |
||
4 |
Творческий концерт |
1 |
||
5 |
Всего |
22 |
Таким образом, комплексное исследование культурного наследия народов Республики Саха (Якутия) посредством образовательной программы «Родной земли многоголосье» в условиях летнего лагеря дневного пребывания направлено на воспитание культурного и духовно-нравственного развития младших подростков средствами современной творческой и исследовательской деятельности. Школьник, усвоивший общечеловеческие нравственные ценности, культуру и традицию своего и других народов, осознающий единство человеческого рода, будет стремиться к сохранению и совершенствованию опыта человечества, направленного на продуктивно-творческое преобразование окружающей среды.
Библиографическая ссылка
Николаева И.И. КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «РОДНОЙ ЗЕМЛИ МНОГОГОЛОСЬЕ» В УСЛОВИЯХ ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 10. – С. 25-32;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11767 (дата обращения: 07.11.2024).