Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «РОДНОЙ ЗЕМЛИ МНОГОГОЛОСЬЕ» В УСЛОВИЯХ ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ

Николаева И.И. 1
1 Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
Статья посвящена изучению проблем повышения духовно-нравственной сферы, языковой и творческой компетентности младших подростков и расширения их интереса к духовному наследию, культуре коренных народов Севера. Актуальность изучения данной проблемы определена необходимостью нравственно-эстетического и духовного развития подрастающего поколения. Автор на основе анализа научных положений и методических разработок раскрывает особенности комплексного исследования культурного наследия народов республики Саха (Якутия) посредством образовательной программы «Родной земли многоголосье» в условиях летнего лагеря. Подчеркивает, что нравственно-эстетическое воспитание на основе культурологического подхода в условиях летних лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую исследовательскую культурологическую и творческую деятельность.
комплексное исследование
младший подросток
духовное и культурное наследие народов Республики Саха
летний лагерь
1. Атласова М.М. Формирование этнического самосознания у подростков в краеведческой деятельности / М.М. Атласова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – № 5. – С. 143–146.
2. Слесарь М.В. Развитие полиэтнической культуры школьников в социально-культурной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Челябинск, 2014. – 23 с.
3. Гоголева М.Т. Изучение жанровой специфики якутского фольклора в контексте современного литературного образования школьников: автореф. дис. ... докт. пед. наук. – Якутск, 2009. – 39 с.
4. Григорьева А.А. Этнопедагогические воззрения народа саха (на материале олонхо) (монография) / А.А. Григорьева, М.И. Баишева // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 2. – С. 57–58.
5. Николаева И.И. Формирование этнокультурной компетентности младших школьников в полиэтнической образовательной среде / И.И. Николаева // Вестник Технического института (филиала) Якутского государственного университета. – 2009. – Выпуск 4. – С. 190–194.
6. Николаева И.И. Формирование поликультурной личности в полиэтнической образовательной среде / И.И. Николаева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2011. – № 6. – С. 127–128.
7. Сузукей В.Ю. Хомусы (варганы) народов мира / В.Ю. Сузукей // Хомус в традиционной культуре тувинцев. – Кызыл: Тываполиграф, 2010. – С. 18–35.

Современный мир насыщен информационными технологиями. В этих условиях резко снижается интерес к традиционным формам приобщения к культуре: чтению, искусству, повсеместно проявляется культурологический нигилизм, пренебрежение к культурному и историческому наследию, что актуализирует поиск источников, повышающих и стабилизирующих нравственные нормативы общественной жизни, регулирующих основы жизнедеятельности людей.

Актуальность проблемы определена необходимостью нравственно-эстетического и духовного развития подрастающего поколения. Нравственно-эстетическое и духовное воспитание относится к области художественно-этнической и духовной культуры народа. Исследование культурологической направленности в условиях летнего лагеря актуально для детей, проживающих в промышленном Нерюнгринском районе республики Саха (Якутия), история которого связана со строительством Южно-Якутского угольного комплекса. Город Нерюнгри находится в географическом отдалении по территориальным особенностям в республике, и многие школьники, и даже взрослые, имеют слабое представление о культуре, истории и традициях коренных народов, проживающих в республике.

Необходимость социально-культурной деятельности, направленной на использование национальных и культурных традиций в образовательном процессе учебных заведений, подчеркивается в работах А.Н. Афанасьева, М.М. Атласовой, М.А. Ариарского, Г.Н. Волкова, В.Н. Гурова, И.С. Портнягина, М.В. Слесарь, Т.П. Степановой, Е.Ю. Стрельцовой и других исследователей. По мнению М.М. Атласовой, через краеведческие мероприятия школьник учится ценить свой родной край как частицу Отечества, приобщается к народным традициям, обычаям, формируется как гражданин и патриот [1]. Использование этнокультурного подхода как источника формирования национально-ориентированного содержания образования, как отмечает М.В. Слесарь, способствует приобщению детей к познанию родного языка, истории, литературы, воспитанию в детях чувства патриотизма, преданности и любви к своему народу и родине, формированию у них дружеских отношений ко всем народам и расширению знаний об их культуре [2].

Знакомство младших подростков с фольклором, литературой и искусством народов Севера поможет расширить сведения об особенностях современного полиэтнического мира и трепетно относиться не только к своей, но и чужой уникальной культуре. Нравственно-эстетическое воспитание на основе культурологического подхода в условиях летних лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую исследовательскую культурологическую и творческую деятельность.

Комплексное исследование культурного наследия народов республики Саха (Якутия) в летнем лагере дневного пребывания реализуется посредством образовательной программы «Родной земли многоголосье». При составлении образовательной программы использовались научные положения и методические разработки М.Т. Гоголевой [3], А.А. Григорьевой, М.И. Баишевой [4], И.И. Николаевой [5, 6], В.Ю. Сузукей [7] и др.

Основные ценностные ориентиры образовательной программы:

– восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, уважение истории и культуры каждого народа, проживающего в республике Саха (Якутия);

– воспитание учащихся в духе ценностей демократического общества;

– воспитание уважения к человеческой личности, раскрытие ценности деятельности человека, уникальности и неповторимости каждого народа, его культуры, религиозных и научных взглядов, эстетического восприятия.

Образовательная программа по комплексному исследованию культурного наследия народов республики Саха предполагает проводить занятия с практическим и творческим уклоном.

Программа «Родной земли многоголосье» ориентирована на передачу культурного опыта народов Севера Республики Саха (Якутия) как духовного источника и способа развития целостного мировосприятия посредством синтеза литературы, танцевального жанра, ритмики, пластики движений и включает в себя следующие направления: «Литературная гостиная», «Мир искусства».

Целями образовательной программы являются:

– целостное восприятие мира и обогащение эмоционально-творческой сферы школьников;

– воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого гражданина, укорененного в духовных культурных традициях;

– приобщение школьников к нравственно-этическим ценностям, т.е. общее развитие, расширение кругозора школьников;

– воспитание гражданственности, основанной на знании, понимании и уважении культурных, нравственных и эстетических ценностей других народов.

Задачи:

– художественно-эстетическое просвещение школьников, закладывающее теоретические и ценностные основы нравственной культуры личности посредством знакомства с художественными произведениями, искусством танцевального жанра народов Севера, рассказывающими о суровом северном крае и раскрывающими особенности истории, традиций и культуры коренного населения республики Саха (Якутия);

– формирование потребности общения с книгой и искусством, интерес к культуре народов малой родины, страны;

– развитие познавательной активности личности и способности к творческому преобразованию и созиданию;

– развитие понимания особенностей образного языка произведений литературы, музыки, танца;

– развитие умения организовать свою деятельность, навыков сотрудничества и взаимодействия со сверстниками;

– воспитание ценностного отношения к прекрасному и формирование представлений об эстетических ценностях и идеалах;

– овладение знаниями в области танцевального искусства, развитие моторно-двигательной пластики тела, гибкости, правильной осанки, а также танцевальности, музыкальности и живости восприятия мира;

– формирование потребности в эстетическом самообразовании и самовоспитании, ориентированной на самосовершенствование личности.

Ожидаемые результаты реализации образовательной программы:

– повышение духовно-нравственной сферы личности, развитие языковой и творческой компетентности;

– расширение интереса к духовному наследию литературы, искусства и культуры;

– освоение рациональных приемов и навыков работы со, справочной литературой, с художественными текстами;

– проявление интереса к творческой деятельности, самовыражению, целе-устремленности, настойчивости в достижении результата;

– уважение к традициям своего и других народов;

– расширение литературного, музыкального и художественного кругозора – общекультурного пространства.

Результаты обучения и воспитания по образовательной программе фиксируются не столько в знаниях, умениях и навыках, сколько в поведенческих и жизненных нормах, которые проявляются в повседневной жизни учащихся.

Пути реализации программы:

– сотрудничество с учреждениями культуры;

– организованная система КТД;

– сотрудничество с отделом краеведческой национальной литературы городской библиотеки;

– проектно-исследовательская работа;

– сотрудничество с музеем, организация и проведение экскурсий;

– художественные выставки, конкурсы, фестивали.

Основные формы работы: поэтические и песенно-танцевальные мастерские, театрализованное представление, тематические конкурсы, викторины, вернисажи, тематические вечера, встречи с интересными людьми, лекционные занятия, беседы, диалоги, проектирование, конкурсы, практикумы, экскурсии по литературно-историческим местам, участие в творческих конкурсах и фестивалях.

Методы, применяемые на занятиях: проблемно-поисковый, исследовательский, творческий, наглядный (иллюстрация, демонстрация, мультимедийная презентация), игровой и др.

Структура и содержание программы (разделы, виды деятельности) «Родной земли многоголосье»

Таблица 1

Направление «Литературная гостиная»

п/п

Наименование разделов

Тема занятия

Методы и приемы работы

Количество занятий

1

2

3

4

5

1

Введение. Традиции, обычаи, обряды и праздники народов Республики Саха (Якутия)

Виртуальный экскурс

Республика Саха (Якутия) – многонациональный регион Российской Федерации

Знакомство с программой образовательной программы «Родной земли многоголосье».

Лекция-визуализация; беседа; наглядный метод (иллюстрация, демонстрация, мультимедийная презентация).

Выставка книг, фотоповестей по теме «Якутия – мой край»

1

Национальные обычаи, праздники, игры и игрушки коренных народов Якутии

Наглядный метод: мультимедийная презентация, беседа.

Игровой и творческий методы: настольные игры (хабылык, хаамыска, тыксаан); якутские подвижные игры и национальные игры коренных народов Севера

1

Национальные костюмы коренных народов Якутии

Беседа.

Исследовательский метод (изучение роли одежды в природно-климатических условиях Якутии по материалам книг В.В. Серошевского «Якуты»; Р.С. Гаврильевой «Одежда народа Саха конца 17–середины 18 века»; Б.Ф. Неустроева «Узоры и орнаменты саха»).

Выступление школьников на тему: «Характерные особенности национальных костюмов народов Якутии».

Проектная деятельность: «Мастерская: создание эскиза современного костюма в национальном стиле»

1

Я и культура

Посещение учреждений культуры: театра, музея г. Нерюнгри.

Выполнение творческих заданий: подготовка видеофильма, выступления (по выбору): «Культура и быт народов Якутии», «Якутские настольные игры», «Игры народов Севера», «Народные художественные промыслы народов Якутии», «Праздники и обряды народов Севера», «Национальная кухня коренных народов Якутии» и др.

1

Продолжение табл. 1

1

2

3

4

5

2

Эпические сказания народов Севера

Волшебные мифы, сказания снежного края

Наглядный метод: мультимедийная презентация; беседа о героическом эпосе – олонхо.

Чтение и обсуждение якутских сказаний: «Богатырь на гнедом коне», «Подвиги богатырей Срединного мира», «Мифология народов Якутии», «Исторические предания и рассказы якутов», «Якутские волшебные сказки о Нюргуне, стремительном, светлом витязе» и др.

1

Якутский героический эпос – олонхо

Словесный и наглядный методы, исследование структуры и сюжета героического эпоса – по мотивам олонхо П.А. Ойунского «Ньургун Боотур – Стремительный».

Чтение и обсуждение отрывков из олонхо; просмотр и обсуждение видеоспектакля эпоса «Эр соготох»

1

Ожившие герои олонхо

Творческая мастерская: изготовление из бумаги кукол-героев олонхо; подготовка и защита презентационного материала «Загадочный мир олонхо»

1

Встречи с исполнителями олонхо

Выступление олонхосутов.

Вернисаж: «Страна олонхо» (выставка рисунков, поделок)

1

3

Устное народное творчество народов Якутии

Сказочный калейдоскоп (якутские народные сказки и сказки народов Севера)

Знакомство с эвенкинской, эвенской, юкагирской и якутской сказками.

Наглядный метод (иллюстрация, демонстрация, мультимедийная презентация).

Выставка книг и рисунков «Мир сказок земли Олонхо»

1

По таинственным тропам сказок

Чтение и обсуждение сказок народов Севера. Исследовательский метод (изучение жанров, композиции, сюжета и секрета сказки)

1

Путешествие по народным сказкам

Игры-соревнования:

литературная викторина «Внимательный читатель»;

брейн-ринг «Знатоки сказок»;

карнавал сказочных героев

1

Удивительный мир сказок

Инсценировка народных сказок.

Творческие конкурсы: конкурс «Герб любимой сказки»; конкурс своей литературной сказки: «К нам пришёл сказочник»

1

4

Литература северных народов на русском языке

Писатели Земли Олонхо

Нескучная классика

Выставка-вернисаж произведений якутских писателей;

Доклады школьников о творчестве писателей Якутии («Классики якутской литературы: П.А. Ойунский, А.И. Софронов, А.Е. Кулаковский, Н.Д. Неустроев»). «Классики литературы народов Севера» (Юрий Рытхэу, Владимир Санги, Григорий Ходжер, Семен Курилов, Гаврил Курилов – Улуро Адо, Юван Шесталов, В.С. Кейметинов-Баргачан и др.)

1

Экскурсия в библиотеку «В мире книг»

Беседа, диалог-размышление, дискуссии, обсуждения на тему: «Почему стоит читать книги?»;

выставка книг-новинок

1

Новости с книжной полки

Чтение рассказов Д.К. Сивцева, Н.Г. Золотарёва – Н. Якутского, Н.Е. Мордвинова, С.П. Данилова, А.И. Гоголевой – А. Ленской, М.Д. Ефимова и др. (Составление читательского дневника: краткая биография автора, название произведения, краткое содержание, впечатления о прочитанных произведениях).

Проблемно-поисковый метод (исследовать и обобщить информацию о памятниках героям литературных произведений якутских авторов)

1

Своя игра

Литературная слайд-игра по произведениям писателей Якутии

1

5

Поэзия Якутии

И слышится поэтов волнующее слово

Устный журнал «Пою Якутию родную» по поэзии С.П. Данилова, Л.А. Попова, И.М. Гоголева, П.Н. Тобурокова, В.М. Новикова – Кюннюк Урастырова и др.

1

Вечер поэтического настроения

Конкурс чтецов – чтение стихов, отрывков из прозаического произведения с использованием музыкального сопровождения

1

Литературная жизнь Нерюнгринского района:

«В городе моем – моя судьба»

Лекция-визуализация; беседа, мультимедийная презентация; популяризация нерюнгринского поэтического творчества. Выставка книг местных поэтов Г.Г. Бородачевой, В.И. Вдовиченко, О.С. Галюк, Т.П. Дёминой, В.А. Мухина, Л.М. Носковой, О.В. Никулиной и др.

1

Литературный журфикс

Встреча с местной творческой интеллигенцией

1

6

Итоговое занятие

Литературный калейдоскоп

Творческие конкурсы: литературные викторины «Путешествие по страницам любимых книг».

Конкурс видеороликов о книге и чтении, о родном крае; конкурс буклетов «Читать модно! Читайте!»; конкурс рисунка на асфальте «Нарисуй обложку к своей любимой книге».

Фестиваль поэзии «Поэтический звездопад»

1

7

Всего

21

 

Таблица 2

Направление «В мире искусств»

п/п

Наименование разделов

Тема занятия

Методы и виды деятельности

Количество занятий

1

2

3

4

5

1

Чарующие звуки национальной якутской музыки

Якутские музыкальные инструменты

Рассказ, беседа, мультимедийная презентация о национальных музыкальных инструментах народов Севера, о хомусе и хомусистах

1

Говорящий хомус

Слушание, импровизация; прослушивание различных приемов игры и произведений на хомусе разных стилей

1

Техника игры на хомусе

Обучение способам фиксирования хомуса, извлечение звука, способов дыхания, приемов удара по язычку инструмента, движения губ и изменения звука

6

Виды и приемы игры на хомусе

Традиционная умеренная игра, умеренная игра, имитационный стиль, импровизационная игра. Тренировка и развитие навыков игры на хомусе, разучивание традиционных мелодий народных песен и воспроизведение их на хомусе

11

2

Итоговое занятие

Подготовка к творческому отчету

Репетиция концертных номеров

1

 

Всего

21

3

Мир танцевального искусства

Основы танцевальной культуры народов Севера

Ознакомление с музыкальным и танцевальным искусством народов Якутии и Севера.

Рассказ об истоках якутского народного танца, о происхождении и специфике исполнения основных движений; беседа о его смысловым содержании.

Знакомство с правилами работы на занятиях и правилами техники безопасности

1

   

Танец, ритм, пластика

Тренировочные и ритмические упражнения, основные положения рук, ног, корпуса в якутских танцах.

Разучивание основных элементов и движения народных танцев Якутии.

Обучение умениям передавать в движениях характер музыки.

Усвоение стиля и манеры танца народов Севера.

Отработка пластичности движения, и умения согласовывать движения с построением музыкального произведения.

Освоение различных танцевальных движений

5

Основы народного танца

Отработка точности, музыкальности и выразительности исполнения танцевальных комбинаций и этюдов.

Исполнение танцевальных движений в паре, умение работать в ансамбле.

Овладение навыками сольного исполнения танцевальных фрагментов.

Разучивание танцевальных комбинаций, движений, этюдов и танца «Стерхов», «Узоры», «Осуохай» и др.

14

4

Творческий концерт

1

5

Всего

22

 

Таким образом, комплексное исследование культурного наследия народов Республики Саха (Якутия) посредством образовательной программы «Родной земли многоголосье» в условиях летнего лагеря дневного пребывания направлено на воспитание культурного и духовно-нравственного развития младших подростков средствами современной творческой и исследовательской деятельности. Школьник, усвоивший общечеловеческие нравственные ценности, культуру и традицию своего и других народов, осознающий единство человеческого рода, будет стремиться к сохранению и совершенствованию опыта человечества, направленного на продуктивно-творческое преобразование окружающей среды.


Библиографическая ссылка

Николаева И.И. КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «РОДНОЙ ЗЕМЛИ МНОГОГОЛОСЬЕ» В УСЛОВИЯХ ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 10. – С. 25-32;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11767 (дата обращения: 07.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674