Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ПОЛЬЗА И ВРЕД ПРИРОДЕ ОТ ТРУДА ЛЮДЕЙ В РАЗНОЕ ВРЕМЯ ГОДА»

Глазырина Н.Л. 1
1 КГУ «Средняя школа № 11»
Роль дидактической игры в формировании экологической культуры дошкольников и младших школьников велика. В связи с этим авторами составлен сборник дидактических игр по развитию экологической культуры дошкольников и младших школьников «Польза и вред природе от труда людей в разное время года», включающий 24 дидактические игры, состоящие из серии сюжетных картинок по следующим направлениям: польза и вред природе от труда людей осенью (5 игр), польза и вред природе от труда людей зимой (6 игр), польза и вред природе от труда людей весной (6 игр), польза и вред природе от труда людей летом (7 игр). К каждой серии сюжетных картинок составлены вопросы для выявления причинно-следственных связей в природе, даны предполагаемые ответы. Игры представлены на трех языках: казахском, русском и английском. Эти игры можно использовать как в дополнительном образовании, так и в классах предшкольной подготовки при изучении предмета «Экология», в начальной школе на уроках познания мира при изучении раздела «Мир вокруг нас» в 1 классе, «Окружающая среда» во 2 классе, «Природа» и «Растительный и животный мир» в 3-4 классах. Сборник прошел апробацию в 2015–2017 уч. гг. и был залицензирован на областном совете по экспертизе и лицензированию в 2017 г. (Серия АА № 670 от 28 апреля 2017 г.).
экологическая культура
дошкольники
младшие школьники
дидактические игры
сборник
польза
вред
труд людей
времена года
1. Вентцель К.Н. Среда как фактор нравственного воспитания // Образование. – 1900. – № 1. – С. 6.
2. Парнов Д.А. Природосообразное воспитание: от философской идеи до педагогической системы. – М.: ООО «Книга по требованию», 2013. – 151 с.
3. Педагогика: словарь-справочник коррекционного педагога / авт.-сост. А.В. Виневская; под ред. М.А. Пуйловой. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 267 с.
4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1973. – 288 с.
5. Головченко О.В. Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста. – URL: http://romashkadou22.ucoz.ru/index/rol_igry_v_vospitanii_detej_doshkolnogo_vozrasta/0-80 (дата обращения 20.03.2018).
6. Сбитнева Е.Н. Дидактические и занимательные игры как средство развития познавательной деятельности дошкольников // Открытая школа. – 2015. – № 3 (144). – С. 48–49.
7. Нищева Н.В. Подвижные и дидактические игры на прогулке. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»», 2014. – 192 с.
8. Глазырина Н.Л., Жусупбекова А.Ж., Тучак А.С. Игра как одна из форм развития экологической культуры дошкольников // Сборник публикаций научного журнала «Chronos» по материалам VI международной научно-практической конференции 1 часть: «Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы». – М.: Научный журнал «Chronos», 2016. – С. 34–38.
9. Миронов А.В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе (Образовательные технологии овладения школьниками основами естествознания и обществознания): учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 510 с.
10. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 224 с.

Анализируя реальные отношения человека с природной средой, можно сделать вывод о том, что между человеком и природой скорее война и непонимание, чем мир и гармония. К.Н. Вентцель писал: «Человеческое желание взять явно преобладает над стремлением беречь или отвечать. Но человечество должно жить в мире с окружающей его средой, ибо это среда его жизни. Необходимо, осознав законы ее существования и развития, организовывать свою жизнь в согласии с ними, то есть природосообразно. Необходимо отыскать способы, при помощи которых между человеком и природою могла бы быть достигнута наибольшая кооперация и гармония» [1].

Как считает Д.А. Парнов, познание, взаимодействие и общение с природой – это основа воспитания личности [2, с. 120]. Как воспитать экологически культурную личность, какие формы и методы использовать педагогу в своей работе? Педагоги-новаторы ищут различные эффективные подходы. Немаловажное место в формировании экологической культуры отводится игре, являющейся действенным рычагом в становлении личностных качеств детей 6–10 лет. В игровой деятельности осуществляется необходимость воздействия на окружающую среду. Совершенствуются духовно-нравственные и физиологические силы дошкольников и младших школьников, психические процессы (память, внимание, мышление и др.), коммуникативные навыки и т.д. В игре происходит всестороннее развитие индивида, осуществляются значимые преобразования в его сознании, обеспечивающие трансформацию к иному, наиболее высокому этапу становления экологической культуры, что повышает воспитательный потенциал игровой деятельности.

Детская игра – форма активности, находящаяся в репродукции деятельности взрослого населения и их внутренних взаимоотношений в своеобразной относительной форме. Она является ведущей деятельностью ребенка – дошкольника и младшего школьника, т.е. такой деятельностью, в процессе которой осуществляются важнейшие психологические преобразования, в недрах которой совершенствуются процессы, обеспечивающие переход ребенка на новую ступень развития, выполняя роль «строительных лесов» при переходе от экологического образования к сформированной экологически культурной личности, обладающей экологическим сознанием [3, с. 49–50].

Известный педагог В.А. Сухомлинский называл игру огромным светлым окном, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности [4, с. 95].

О.В. Головченко также отводит игре большую роль в умственном развитии ребенка, считая, что знания, приобретенные в дошкольных учреждениях и дома, обретают в игре практическое использование и развитие [5].

Нельзя не согласиться с Е.Н. Сбитневой, считающей, что в дидактической игре есть некая увлекательность, которая превращает процесс обучения в увлекательное мероприятие и создает радостный рабочий настрой. Ребенок, увлеченный игровой деятельностью, незаметно для себя осуществляет обучение, сталкиваясь с заданиями, требующими от него умственной активности [6, с. 48].

В игре, по утверждению Н.В. Нищевой, обучение протекает легче и быстрее. Игра обогащает ребенка знаниями, является проводником обучающегося от развлечения к обучению [7, с. 3].

Роль дидактической игры в формировании экологической культуры дошкольников и младших школьников велика. В связи с этим автором составлен сборник дидактических игр по развитию экологической культуры дошкольников и младших школьников «Польза и вред природе от труда людей в разное время года», состоящий из 4 разделов, включающих 8 подразделов, 24 игры (таблица).

К каждой игре подобраны серии сюжетных картинок и составлены вопросы для выявления причинно-следственных связей в природе, даны предполагаемые ответы. Игры представлены на трех языках: казахском, русском и английском. Данные игры можно использовать как в дополнительном образовании, так и в классах предшкольной подготовки при изучении предмета «Экология», в начальной школе на уроках познания мира при изучении раздела «Мир вокруг нас» в 1 классе, «Окружающая среда» во 2 классе, «Природа» и «Растительный и животный мир» в 3–4 классах.

Содержание сборника дидактических игр по развитию экологической культуры дошкольников и младших школьников «Польза и вред природе от труда людей в разное время года»

п/п

Подраздел

Тема

Раздел «Осень»

1

Польза природе от труда людей осенью

Вспашка зяби на осенних полях

Заготовка сена летом и осенью

2

Вред природе от труда людей осенью

Уборка в осеннем лесу

Осенняя вспашка полей

Внесение удобрений в почву после уборки урожая

Раздел «Зима»

3

Польза природе от труда людей зимой

Снегозадержание на полях зимой

Труд садовода зимой

Выращивание рыб в питомниках зимой

Посыпание дорог солью и песком зимой

4

Вред природе от труда людей зимой

Выброс в воздух промышленных отходов зимой

Посыпание дорог химическими веществами зимой

Раздел «Весна»

5

Польза природе от труда людей весной

Посадка растений весной

Побелка деревьев весной

Труд пчеловода весной

6

Вред природе от труда людей весной

Опрыскивание кустарников и деревьев весной

Выпас домашних животных весной

Посадка сельскохозяйственных культур

Раздел «Лето»

7

Польза природе от труда людей весной

Люди делают мед летом

Покос травы летом

Люди удобряют поля

Посадка растений

8

Вред природе от труда людей весной

Опрыскивание полей пестицидами

Постройка канала летом

Опрыскивание спелых овощей и фруктов пестицидами

 

Сборник залицензирован на областном совете по экспертизе и лицензированию в 2017 г. (Серия АА № 670 от 28 апреля 2017 г.)

Цель дидактической игры: развитие экологической культуры дошкольников и младших школьников через установление причинно-следственных отношений и прогнозирование последствий изменений в природе на примере труда людей в разное время года [8, с. 35].

Умение устанавливать и исследовать причинно-следственные связи – одно из необходимых качеств обучающихся, познающих окружающую среду, повышающих развитие когнитивных процессов дошкольников и младших школьников, делающих учебный процесс активным [9, с. 161].

Данные игры призваны решить ряд задач, заключающихся: в формировании представлений обучающихся об окружающем мире как целостной системе; в изучении характера рачительной деятельности людей и их воздействия на природу, в том числе и на состояние организма человека; в расширении познавательных интересов, развитии критического мышления, пополнении и активизации словарного запаса обучающегося; в воспитании заботливого отношения к окружающему миру.

Ход игры

Вариант 1. На столе или на магнитной доске находятся сюжетные картинки экологического содержания. Воспитатель (или учитель) показывает поочередно картинку, задает вопросы относительно содержания картинки, спрашивает о том, какой должна быть следующая картинка. Дети отвечают на вопросы, придумывают сложноподчиненные предложения, устанавливают причинно-следственные связи, обосновывая утверждение относительно вредности для природы. (Сюжетные картинки воспитатель показывает в определенной последовательности, соблюдая логически выстроенную цепочку). Дети по очереди или по желанию отвечают на вопросы воспитателя и за каждый правильный ответ получают приз в виде листочка. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество листочков [7, с. 35].

Вариант 2. На столе/ магнитной доске или в каждой группе находятся сюжетные картинки экологического содержания. Воспитатель (или учитель) просит разложить картинки в нужной последовательности. Затем воспитатель выясняет правильное расположение картинок и по каждой задает вопросы. Дети по очереди/ по желанию или в группе отвечают на вопросы воспитателя и за каждый правильный ответ получают приз в виде листочка. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество листочков.

Вариант 3. Детям предлагается собрать «рассыпавшиеся» картинки и разместить их в логической последовательности (рис. 5–8). Далее как в вариантах 1 и 2.

Каждый из вариантов можно проводить отдельно друг от друга, а можно использовать на одном занятии, распределив детей в группы по уровню сложности.

Приведем пример одной из дидактических игр.

Игра: «Опрыскивание полей пестицидами».

Цель: изучение пагубного влияния пестицидов на окружающую среду.

missing image file

missing image file

Рис. 1. Обработка поля с воздуха

Рис. 2. Гибель растений и насекомых на суше

missing image file

рыбы.tif

Рис. 3. Вода в реке

Рис. 4. Гибель обитателей водоема

 

Вопросы:

Что вы видите на картинке? (Самолет опрыскивает поле подсолнухов пестицидами, для того чтобы они лучше росли.)

– Что произойдет с насекомыми после того, как самолет обрызгает поле пестицидами? (На поле начнут погибать не только полезные насекомые, но и насекомые–вредители.)

– Какой вред приносят растениям пестициды? (Они в большом количестве отравляют растения, и растения погибают.) Что произойдет с пестицидами, если на поле начнется дождь? (Пестициды начнутся смываться дождевой водой, и они могут стечь в реки.)

– Какой станет вода в реке, после того как в нее попадут пестициды? (Она станет грязной и ядовитой, и поэтому рыбы, животные птицы, насекомые, живущие в ней, начнут погибать.)

По данной серии картинок дети устанавливают следующие причинно-следственные связи:

Doc1.pdf

Собери картинку. Расскажи, что на ней изображено.

1.tif

2.tif

Рис. 5. Обработка поля с воздуха

Рис. 6. Гибель растений и насекомых на суше

3.tif

4.tif

Рис. 7. Вода в реке

Рис. 8. Гибель обитателей водоема

 

Предложенные игры акцентируют внимание обучающихся в направлении проблемы взаимоотношений человека с природой. О важности формирования подобных отношений и акцентов, на которые необходимо обратить внимание, пишет Е.Н. Щуркова. Она отмечает сложность, тонкость и многогранность формируемых процессов и рекомендует исследовать их тщательным образом, без пропаганды и коленопреклонённого превознесения представителей природы, помня о том, что сам человек также является частью природы, и нерационально его интересы ставить ниже права животных на существование и доброе обращение. «Основанием, вероятно, могло бы стать то, что человек, в силу своей разумности, обрел большую силу, стал властелином мира, и как властелин должен быть великодушен и взять на себя ответственность за положение на земле» [10, с. 163]. Она считает, что наилучшим способом изучения связей природы и человека становится взаимодействие дискуссии с конкретной практической деятельностью: наблюдение за природными объектами, исследование природного явления, внедрение в школьный процесс обучения природных компонентов, уход за флорой и фауной в окружающем мире. С этим трудно не согласиться. Поэтому как одно из решений, после включения дидактических игр в мероприятия, рекомендуется провести ряд практических действий, посильных для детей дошкольного и младшего школьного возраста: трудовые десанты по берегу рек, в лесу или на близлежащих территориях (школа, дом); посадка растений и побелка деревьев (на пришкольном участке, на даче, во дворе дома) и т.д.

Таким образом, дидактическая игра предоставляет дошкольникам и младшим школьникам большие возможности для общения; увеличивает охват игровых умений и навыков; повышает познавательную активность и работоспособность детей; стимулирует психологические процессы ребенка; увеличивает объем корригирующего воздействия и развивает экологическую культуру.


Библиографическая ссылка

Глазырина Н.Л. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ПОЛЬЗА И ВРЕД ПРИРОДЕ ОТ ТРУДА ЛЮДЕЙ В РАЗНОЕ ВРЕМЯ ГОДА» // Международный журнал экспериментального образования. – 2018. – № 2. – С. 11-16;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11789 (дата обращения: 21.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674