Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ

Фирсин С.А. 1 Липский Е.В. 2
1 ГБОУ ВО МО «Академия социального управления (АСОУ)»
2 Российский университет транспорта (МИИТ)
В статье рассматриваются проблемы подготовленности специалистов в области физической культуры и спорта к ведению занятий. Авторы рассматривают вопросы отношения преподавателей к оценке своего здоровья, своего физического потенциала в области физической культурой и спорта. В статье рассматриваются показатели физической активности специалистов в области физической культуры и спорта. Проведенные исследования выявили самооценку уровня физической подготовленности специалистов в области физической культуры и спорта. Исследования выявили целый комплекс проблем по физическому состоянию преподавателей и учителей физической культуры. В частности, воспитание школьников необходимо проводить здоровыми и грамотными специалистами в области физической культуры и спорта. Большинство преподавателей не имеют достаточную физическую подготовленность к выполнению показа физических упражнений, обладают низкими знаниями о теории и методике физического воспитания, анатомо-физиологическими особенностях организма детей и молодежи и др. Необходимо проводить среди преподавателей комплекс мероприятий, предложенный авторами в статье. Необходимо создать жизнеспособную, развивающуюся систему физического воспитания, основанную на инновационных разработках научно-педагогического образования. Для этого необходимо подготовить достойного уровня преподавателей, имеющих хорошую теоретическую и практическую подготовку в области физкультурного образования и владеющих передовыми технологиями в области физической культуры и спорта, способных занять личностно-гуманистическую позицию по отношению к обучающимся и к себе.
физическая культура
физическая подготовленность
физическое состояние
1. Вишневский В.А. Формирование культуры здоровья и повышение качества образования на различных этапах школьного онтогенеза: статистический и синергетический подходы / В.А. Вишневский // Теория и практика физической культуры. – 2010. – № 9. – С. 95–101.
2. Вишневский В.И. Роль массовых спортивных соревнований в формировании культуры здорового образа жизни школьников / В.И. Вишневский, В.И. Столяров // Дети России образованны и здоровы: Материалы VIII Всерос. научно–практической конф., г. Санкт–Петербург, 25–26 февраля 2010 г. – М., 2010. – С. 37–40.
3. Власова Ж.Н. Формирование культуры здоровьесбережения старшеклассников в условиях модернизации общеобразовательной школы / Ж.Н. Власова, Т.А. Жукова // Теория и практика физ. культуры. – 2009. – № 8. – С. 25–29.
4. Головихин Е.В. Оценка знаний по физической культуре / Е.В. Головихин, В.В. Погодин // Теория и практика физ. культуры. – 2008. – № 9. – С. 78–80.
5. Столяров В.И. Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи: пособие для педагогов и организаторов досуга детей и молодежи / В.И. Столяров (серия «Библиотека Спартианского Гуманистического Центра». Вып. второй). – М., 2008. – 231 с.
6. Столяров В.И. Спартианская педагогическая технология интегративного подхода к организации физкультурно-спортивной работы в школе // В.И. Столяров, В.К. Бальсевич, В.П. Моченов, Л.И. Лубышева // Модернизация физического воспитания в общеобразовательной школе. – М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры», 2009. – С. 126–183.
7. Столяров В.И. «СПАРТ» – инновационная российская программа возрождения гуманности, духовности, целостного развития личности / В.И. Столяров // Спартианская гуманистическая программа: содержание, опыт реализации и перспективы: Сборник статей / Под общей ред. д.ф.н., проф. В.И. Столярова. – Саратов: ООО Изд-во «Научная книга», 2012. – С. 5–22.
8. Столяров В.И. Личностно-ориентированное комплексное физическое воспитание школьников: монография / В.И. Столяров, С.А. Фирсин.– Саратов: ООО «Издательский Центр «Наука», 2017. – 192 с.
9. Столяров В.И. Методы личностно-ориентированного комплексного физического воспитания школьников: монография / В.И. Столяров, С.А. Фирсин. – Саратов: ООО «Издательский Центр «Наука», 2017. – 272 с.
10. Фирсин С.А. Применение инновационных технологий на уроках физической культуры / С.А. Фирсин // Академический вестник. Научно-практический журнал. – 2015. – № 2(16). – С. 112–116.

Огромную роль в формировании интереса к занятиям физической культурой и спортом играет преподаватель (учитель) физической культуры. От умения преподавателя в организации учебно-воспитательного процесса, физкультурной деятельности учащихся и поведения учителя зависит качества преподавания предмета «Физическая культура».

Умение разрешения конфликтов на занятиях физической культуры между учащимися, преподавателями, родителями, владение способами их анализа и разрешения и риторическая компетентность (культура речевого взаимодействия) играет важнейшую функцию в создании мотивационной детерминантности поведения у детей и молодежи.

Решаемые на занятиях физической культуры учащимися познавательные задачи, которые запланированы преподавателем, поиск нестандартных решений способствует повышению мотивации детей и молодежи к занятиям физической культуры [1].

Преподавателю физической культуры благодаря динамичности, насыщенности занятий разнообразными движениями необходимо двигаться, выполнять физические упражнения, рационально выбирать свое место на спортивной площадке или в зале, своевременно организовать перемещения, квалифицированно владеть техникой физических упражнений, приемами помощи и страховки школьников [2].

Основная цель исследования: выявление у преподавателей отношения к оценке своего здоровья и уровня физической подготовленности.

1. Исследовать отношение преподавателей к оценке своего здоровья.

2. Определить оценку преподавателем своего физического потенциала в области физической культуры и спорта.

3. Выявить показатели физической активности специалистов в области физической культуры и спорта.

4. Выявить самооценку уровня физической подготовленности специалистов в области физической культуры и спорта.

Исследование проводилось на базе Российского университета транспорта (МИИТ) среди преподавателей физической культуры, а также учителей физической культуры Московской области в период сентябрь 2017 – март 2018 г. Из них: 195 (47, 6 %) респондентов – мужского пола и 215 (52,4 %) – женского.

Исследование отношения преподавателей к оценке своего здоровья, физической подготовленности и двигательных способностей показало, что отличное здоровье (болеют не чаще 1 раза в 2–3 года и реже) имеют 8 % респондентов – из них 7 % мужчин и 9 % женщин. Большинство – 41 % – имеют хорошее здоровье. Испытывают различные недомогания не чаще 1 раза в год 46 % мужчин и 36 % женщин [3].

При оценке своего физического потенциала в области физической культуры и спорта большинство специалистов – 58 % – выбрали следующее: могут заниматься только «щадящими» видами спорта и физической культуры, которые не требуют нагрузки, 64 % мужчин и 52 % женщин. Не могут заниматься спортом и физической культурой по состоянию здоровья 21 % респондентов (18 % мужчин и 24 % женщин). Могут заниматься физической культурой и спортом регулярно, но в качестве любителя, без особых нагрузок, 14 % специалистов – из них 12 % мужчин и 16 % женщин. Только 4 % специалистов могут выносить ежедневные физические нагрузки, заниматься спортом профессионально. Затруднились с ответами на данные вопросы 2 % респондентов [4].

Показатели физической активности специалистов в области физической культуры и спорта. 81 % респондентов занимаются физкультурой только в школе (вузе), из них 78 % мужчины и 84 % женщин. 9,5 % ведут активный образ жизни, из них 11 % мужчин и 8 % женщин. Только 5 % занимаются спортом и за пределами школы (вуза) – 8 % мужчин и 2 % женщин. Всего 4,5 % респондентов ведут малоподвижный образ жизни.

Самооценка уровня физической подготовленности специалистов в области физической культуры и спорта. При самооценке уровня своей физической подготовленности 65,5 % выбрали средний уровень, из них 68 % мужчин и 63 % женщин. Низкий уровень выбрали 29,5 % респондентов (25 % мужчин и 34 % женщин). Высокий уровень выбрали только 5 % респондентов (7 % мужчин и 3 % женщин) [5].

Ответы о помощи регулярных физических упражнений человеку, которого беспокоит состояние его здоровья. «Нисколько не сомневаюсь в этом» – 59,5 % специалистов, из них 58 % мужчин и 61 % женщин. «Есть некоторые сомнения в этом» – у 27 % респондентов (30 % мужчин и 24 % женщин). «Очень сильные сомнения в этом» – у 10,5 % респондентов. Лишь у 3 % респондентов есть уверенность в том, что занятия физическими упражнениями не помогут данному человеку. Никто из респондентов не затруднился с ответами на данный вопрос.

Представлены показатели знаний и основных компонентов телесной культуры личности у специалистов, занимающихся физической культурой и спортом. Так, с отношением человека к своему телу как к ценности в полной мере согласились 12 % мужчин и 15 % женщин, в какой-то мере – 68 % мужчин и 73 % женщин, совсем нет – 16 % мужчин и 12 % женщин.

Уровень знаний об организме, о физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методике их применения: владеют в полной мере 4 % мужчин и 12 % женщин, в какой-то мере – 46 % мужчин и 53 % женщин, совсем нет – 50 % мужчин и 35 % женщин. Характер ценностей, которые индивид связывает с телом, одобряемые и реализуемые им на практике идеалы, нормы, образцы поведения, связанные с заботой о физическом состоянии, ответили в полной мере 3 % мужчин и 1 % женщин, в какой-то мере – 19 % мужчин и 13 % женщин, совсем нет – 78 % мужчин и 86 % женщин.

Многообразие используемых средств поддержания в норме и совершенствования физического состояния, различных его параметров – здоровья, телосложения, физических качеств и двигательных способностей – ответили в полной мере 2 % мужчин и 0 % женщин, в какой-то мере – 6 % мужчин и 3 % женщин, совсем нет – 92 % мужчин и 97 % женщин [6].

В какой мере специалисты обладают знаниями, необходимыми для проведения работы по физическому воспитанию с детьми и молодежью в досуговой области:

1) знаниями о физическом воспитании как элементе социализации личности в полной мере владеют 18 % мужчин и 12 % женщин, в какой-то мере – 34 % мужчин и 35 % женщин, совсем нет – 48 % мужчин и 53 % женщин;

2) знаниями о гуманистически ориентированном физическом воспитании в полном мере владеют 6 % мужчин и 8 % женщин, в какой-то мере – 34 % мужчин и 27 % женщин, совсем нет – ответили 60 % мужчин и 65 % женщин;

3) о значении спорта для укрепления и сохранения здоровья, физического совершенствования человека в полной мере ответили 69 % мужчин и 83 % женщин, в какой-то мере ответили 31 % мужчин и 17 % женщин, совсем нет – ответили 0 % мужчин и женщин;

4) знаниями о том, какие физические упражнения и каким образом использовать для укрепления здоровья и физического совершенствования, в полной мере ответили 73 % мужчин и 82 % женщин, в какой-то мере – 27 % мужчин и 18 % женщин, совсем нет – ответили 0 % мужчин и женщин;

5) о физкультурно-спортивном воспитании, основанном на использовании активных, регулярных занятий физкультурой и спортом для решения комплекса педагогических задач в полной мере ответили 63 % мужчин и 58 % женщин, в какой-то мере – 34 % мужчин и 41 % женщин, совсем нет – ответили 3 % мужчин и 1 % женщин;

6) о проблемной ситуации анализа физкультурного воспитания и путях ее решения в полной мере ответили 7 % мужчин и 11 % женщин, в какой-то мере – 38 % мужчин и 41 % женщин, совсем нет – ответили 55 % мужчин и 48 % женщин;

7) о понятиях физкультурного воспитания в досуговой деятельности в полной мере ответили 34 % мужчин и 25 % женщин, в какой-то мере – 46 % мужчин и 39 % женщин, совсем нет – ответили 20 % мужчин и 36 % женщин;

8) о формах физкультурного воспитания в досуговой деятельности в полной мере ответили 12 % мужчин и 9 % женщин, в какой-то мере – 19 % мужчин и 21 % женщин, совсем нет – ответили 69 % мужчин и 70 % женщин;

9) о понятиях и основных направлениях (компонентов) физкультурного воспитания в полной мере ответили 3 % мужчин и 6 % женщин, в какой-то мере – 8 % мужчин и 11 % женщин, совсем нет – ответили 89 % мужчин и 83 % женщин;

10) о современной теоретической основе и комплексной системе физического воспитания в полной мере ответили 2 % мужчин и 4 % женщин, в какой-то мере – 6 % мужчин и 7 % женщин, совсем нет – ответили 92 % мужчин и 89 % женщин.

Показатели вклада знаний, внесенных институтом, который заканчивал специалист (или факультетом (курсами) повышения квалификации).

Очень большой вклад знаний внес институт – 12 % мужчин и 15 % женщин, большой – 78 % мужчин и 63 % женщин, незначительный – 8 % мужчин и 14 % женщин, практически нулевой – ответили 2 % мужчин и 8 % женщин.

Факультеты (курсы) повышения квалификации, которые внесли очень большой вклад знаний, отметили только 6 % мужчин и 2 % женщин. Большой – 11 % мужчин и 14 % женщин. Незначительный вклад выбрали 48 % мужчин и 56 % женщин. Практически нулевой выбрали 35 % мужчин и 28 % женщин.

Показатели усвоения лекций и занятий по следующим предметам, необходимым в процессе подготовки и переподготовки специалистов физического воспитания, следующие:

Большинство специалистов ответили «да, обязательно» на тему: «Современные инновационные программы, методики, технологии физического воспитания в досуговой деятельности» – 23 % мужчин и 16 % женщин.

«Можно, но не обязательно» респонденты считают:

– Философия спорта (57 % мужчин и 61 % женщин).

– Современные инновационные программы, методики, технологии физического воспитания в досуговой деятельности (48 % мужчин и 53 % женщин).

– Вопросы гуманизма и гуманистической концепции воспитания (46 % мужчин и 53 % женщин).

«Совсем не надо»:

– Социология спорта (34 % мужчин и 31 % женщин).

– Основные понятия системы физкультурного воспитания (34 % мужчин и 26 % женщин).

– Философия спорта (34 % мужчин и 24 % женщин).

«Затрудняюсь ответить»:

– Социология спорта (28 % мужчин и 35 % женщин).

– Вопросы гуманизма и гуманистической концепции воспитания (28 % мужчин и 15 % женщин).

– Основные понятия системы физкультурного воспитания (24 % мужчин и 34 % женщин).

– Современные инновационные программы, методики, технологии физического воспитания в досуговой деятельности (17 % мужчин и 22 % женщин).

Большинство специалистов – 85,5 % – считают, что очень велика потребность в методическом обеспечении по организации физкультурного воспитания учащейся молодежи в досуговой деятельности (87 % мужчин и 84 % женщин).

8 % считают что потребность есть, но не очень большая, 4 % считают, что нет, потому что и без него знают, как проводить такую работу. 1,5 % респондентов считает, что нет, потому что не занимаются и не собираются заниматься такой воспитательной работой. Затруднились с ответом 1 % респондентов.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что большинство специалистов в области физической культуры и спорта, преподаватели (учителя), позитивно относятся к оценке своего здоровья, физической подготовленности и двигательных способностей.

1. Преподавателям не хватает знаний и основных компонентов телесной культуры личности у специалистов для формирования и совершенствования физической, психической, нравственной, эстетической, коммуникативной, экологической культуры человека, его интеллектуальных, творческих и других способностях, о путях реализации этих возможностей и т.д.

2. На занятиях большинство преподавателей не используют многообразные средства и методы для поддержания в норме и совершенствования физического состояния, различных их параметров – здоровья, телосложения, физических качеств и двигательных способностей.

Таким образом, готовность преподавателей к проведению занятий по физической культуре работы с детьми и молодежью находится на низком уровне [7].

Необходимо среди преподавателей проводить разнообразные физкультурно-оздоровительные спортивно-массовые мероприятия, направленные на развитие у них не только основных физических качеств и подготовку к сдаче норм ГТО, но также воспитанию активной, целостно развитой личности преподавателей, для которой характерно полноценное и гармоничное развитие физических, психических и духовных качеств [8, 9].

К числу таких мероприятий относятся:

1. Спартианские игры.

2. Спортивный фестиваль ГТО-НИКА.

Это позволит не только сохранить здоровье, но и сформировать у них знания о культуре здоровья, мотивацию на здоровый образ жизни, создать условия для раскрытия индивидуальных возможностей и резервов организма.

Реализация такой программы будет способствовать формированию у преподавателей здорового образа жизни, укреплению здоровья, повышению социальной активности, а также приобщению преподавателей к физической культуре и спорту [10].


Библиографическая ссылка

Фирсин С.А., Липский Е.В. ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ // Международный журнал экспериментального образования. – 2018. – № 5. – С. 29-33;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11810 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674