Необходимость выполнения федеральных государственных стандартов, прописывающих обязательное привлечение студентов к научной и научно-практической деятельности, способствовало активному росту молодежных конференций в высших учебных заведениях. В последние десятилетия подобные конференции стали обыденным событием, в рамках которого учащиеся не только демонстрируют результаты своей научной деятельности, но и готовятся к более серьезным научным мероприятиям. Конференции становятся активной формой учебной работы, которая раскрывает научный и творческий потенциал учащихся, что делает их интересным материалом для исследований в области современных методов образования. Например, работы Л.В. Пилипец и Н.Ю. Абышевой [1], М.Ю. Пучкова и Э.М. Ребко [2], Т.А. Сошниковой и В.С. Соиной [3], М.В. Криворучко [4] и др. В то же время анализ проводимых мероприятий свидетельствует, что они часто воспринимаются как чистая формальность [5].
Цель исследования – на основании выявления сильных и слабых сторон студенческих конференций обосновать введение формата «печа-куча» как универсальной формы студенческой научно-практической конференции, позволяющей представить результаты научной деятельности студентов творческих направлений. Материалом для исследования послужили студенческие конференции, проводимые в Дальневосточном федеральном университете, посвященные гуманитарным и творческим направлениям подготовки: «Актуальные проблемы развития искусства, культуры и спорта», «Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук», а также научно-практических конференций «Мир творчества в формате «печа-куча»», проводимых кафедрой изобразительного искусства Школы искусства, культуры и спорта совместно с Научной библиотекой ДВФУ в 2013–2017 гг., а затем в 2018 г. Департаментом искусств и дизайна Школы искусств и гуманитарных наук.
Результаты исследования и их обсуждение
Студенческие конференции в Дальневосточном федеральном университете являются обязательной формой научных мероприятий, в которых прививается участие в подобных мероприятиях. На протяжении многих лет автор руководил секцией «Искусство и дизайн», которая неизменно собирает аспирантов направлений 50.06.01 «Искусствоведение», 51.06.01 «Культурология», бакалавров направления подготовки 54.03.01 «Дизайн», магистрантов направлений 54.04.01 «Дизайн», 54.04.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», 50.04.03 «История искусств», бакалавров и магистрантов направлений 07.03.01/ 07.04.01 «Архитектура» и 07.03.03/ 07.04.03 «Дизайн архитектурной среды». Каждый год подается около 30 заявок, с участием 15–20 человек. Отметим, что из общего числа участников только половина доходит до финального этапа – присылает подготовленные в соответствии с требованиями тезисы докладов для публикации в сборнике.
Для обычного студента участие на студенческой конференции чаще всего заканчивается на уровне выступления. Практика показывает, что сами учащиеся понимают незначительность своих результатов и сами не хотят их публиковать. Анализ публикаций показывает, что их уровень довольно низок и действительно интересные результаты теряются в общей массе докладов-рефератов. Поэтому перспективным студентам эффективнее опубликовать тезисы на многочисленных всероссийских и международных конференциях, чтобы зафиксировать результаты своей работы.
В результате возникают правомерные вопросы: «Что дают такие конференции студентам и насколько актуальна для них публикация тезисов?» Несмотря на то, что студенческие конференции часто замкнуты на вузе-организаторе и лишены широкого регионального охвата, который дает формат «больших» конференций, участие в таких мероприятиях имеет ряд положительных сторон: дает опыт публичного выступления, сертификат или диплом, которые могут быть использованы как дополнительный балл для получения стипендий вуза, губернатора, мэра, различных фондов и т.д. Публикация же тезисов имеет второстепенное значение.
В связи с тем, что формат традиционной конференции не всегда соответствует потребностям студентов, возникла необходимость поиска более эффективных форм проведения конференций. Представляется, что адаптация популярного во всем мире типа мини-конференций, получившего название «печа-куча» (в переводе с японского языка означает «болтовня»), может быть новой формой студенческой конференции. «Печа-куча» – это мини-конференция, организованная по определенному формату: 20 слайдов презентации по 20 с на каждый слайд (20×20). Эта форма представления результатов весьма продуктивна, когда необходимо отсмотреть десятки проектов в короткие сроки или познакомиться с большим числом докладов. Количество слайдов обусловлено средним объемом традиционных презентаций, а 20 с – объективным временем, достаточным для восприятия информации на слайде.
Явление возникло в начале XXI века в Японии из традиционного просмотра дизайнерских проектов в компании «Klein Dytham Architecture» (KDA), когда от претендента требовалось представить краткую презентацию своей идеи. Astrid Klein (Астрид Кляйн) и Mark Dytham (Марк Дитам) в 2003 г. провели для дизайнеров первую ночь «Печа-куча» в токийском баре Super Deluxe. Мероприятие оценили, формат быстро получил международное признание, став одной из развлекательных форм тематических мини-конференций [6].
Формат 20×20 быстро вышел за пределы дизайнерской среды и получил распространение в японских клубах, когда любой человек мог представить на суд публики свой краткий проект. Публичное обсуждение докладов не входило в формат, что соответствовало традиционной японской тактичности: критиковать и задавать вопросы, которые могут поставить докладчика в неловкое положение, на таких мини-презентациях было невыгодно. Учитывая краткость докладов – менее семи минут – слушатель способен вежливо «пережить» неинтересное сообщение или сомнительную идею, не вступая в дискуссию. Если же идея пришлась по душе, то всегда есть возможность после доклада подойти к выступавшему человеку и в частном порядке обсудить детали. Задача данного вида собраний заключалась в поиске единомышленников и партнеров для реализации какой-либо идеи, в стремлении показать себя, повысить свою самооценку, преодолеть стеснительность и т.п.
Формат набрал стремительную популярность в Европе. Он стал частью интеллектуальных вечеринок, которые, наряду с развлекательной и познавательной функциями, выполняют и коммуникативную функцию, способствуя поиску союзников, своего круга и т.д. В эпоху социальных сетей стала остро ощущаться нехватка живого общения, основанного не только на бытовых вещах, но и на обсуждении интеллектуальных и духовных проблем. Мероприятия подобного типа дают возможность встретиться «в реале» и поддерживаются владельцами клубов, так как данный формат предполагает прием пищи и напитков, привлекает благонадежных посетителей, увеличивает популярность самого заведения. Обратим внимание на то, что никто не требует от докладчика особой научности и сами мероприятия в большей степени, относятся к разряду интеллектуальных развлечений.
Насколько применим формат «печа-куча» для учебных целей? В отличие от свободной тематики подобного рода мероприятий, сам формат и первоначально входящие в него условия видятся весьма перспективными именно для обучения студентов разных уровней. Начиная с 2014 г. автор совместно с Научной библиотекой ДВФУ успешно использует эту форму для студенческой конференции «Мир творчества», что позволяет делать выводы о ее возможностях применительно к развитию профессиональных навыков учащихся (рисунок).
Студенческая мини-конференция «Мир творчества» в формате «печа-куча» 2017, фото автора
Первоначально конференция мыслилась исключительно как магистерская. Основной ее задачей была публичная апробация результатов диссертаций и знакомство с новыми поступлениями профильной литературы в библиотеку. Однако постепенно стали очевидны преимущества именно этого формата, что позволяет его использовать для всех уровней обучения – от бакалавров до аспирантов.
«Мир творчества» решает несколько серьезных проблем, с которыми сталкиваются учащиеся.
Проблема выступления на публике. Большая часть студентов творческих направлений обладает ярко выраженным интровертным типом поведения, преодоление которого становится важным этапом обучения. В противном случае осуществление руководящих и организаторских функций становится невозможным. Когда возникает необходимость излагать свой проект перед группой незнакомых или малознакомых людей, интроверты «теряются» и не могут изложить свою идею. Данная проблема оказывает значительное влияние на успешность практиков в их профессиональной среде.
Отметим, что волнение при выступлении на публике присуще не только интровертам, но и практически каждому. Преимущество формата «печа-куча» видится в том, что он психологически не воспринимается как «серьезный» и позволяет выступающим говорить свободно, не зацикливаясь на оценке своего доклада. Тематика доклада может быть не строго научной, а практико-ориентированной. Учитывая тот факт, что образовательные программы творческих направлений в основном тесно связаны с практической деятельностью, то в докладе нет необходимости искусственно «создавать научность». Осознание того, что презентация не будет подвергнута критике и неудобным вопросам, психологически успокаивает начинающих докладчиков, дает им возможность вести себя на публике более свободно и живо делиться интересными проблемами.
Важное условие конференции – это устное представление доклада. Каждый участник конференции неоднократно сталкивался с проблемой, когда прочитанный доклад, каким бы интересным по содержанию он ни был, плохо воспринимается на слух даже опытными слушателями. Поэтому, малое время доклада на «печа-куче» тоже играет в пользу теряющегося докладчика, так как психологически проще осознать, что нужно выдержать 7 минут устного рассказа, а не 15–20 минут.
Время. Время является ключевым критерием сохранения интереса к докладам. 10-минутная смена докладчиков позволяет познакомиться с максимумом работ за относительно короткий промежуток времени. Не секрет, что на «больших» конференциях часто удается послушать 8–10 докладчиков на 3-часовой секции. В современном напряженном рабочем графике выделить несколько полных дней для посещения конференции становится непозволительной роскошью. Многие студенты старших курсов работают и также не могут много времени тратить на конференцию. Поэтому ситуация, когда за два астрономических часа появляется возможность познакомиться с 12–14 докладчиками, выгодна для всех.
Знакомство с максимальным количеством выступлений выполняет не только информационную функцию, открывая новые, неизвестные области в искусстве и дизайне, но и обучающую, позволяя видеть достоинства и недостатки других докладов, получать опыт построения презентаций и рассказа, воспринимать приемы и методы изложения материала и т.д.
Кроме того, краткий формат учит правильно подавать тему, отсекая лишнее и рассказывать о проблеме, избегая при этом «воды». Подобный опыт чрезвычайно полезен для будущих специалистов, которые будут должны не только свободно, но и кратко рассказывать о своих проектах перед любой публикой: учащимся, коллегой, заказчиком, спонсором, государственным чиновником и т.д. Единственный способ получения этого важного навыка – практика, так как только в процессе устного изложения своего тезиса и знакомства с другими докладами становятся очевидными как свои ошибки, так и недостатки других.
Составление презентации для доклада. В настоящее время умение правильно составить презентацию и ее представить публике является неотъемлемой частью жизни учащегося творческого направления. Наиболее эффективным помощником в составлении презентаций в настоящее время является программа Power Point. Предполагается, что навыком работы в этой программе владеют все студенты, которые со школьных лет делают доклады и презентации. Однако общение со студентами творческих направлений показывает, что далеко не все умеют грамотно сделать презентацию. Анализ причин возникновения трудностей позволяет объединить их в две группы.
Первая группа – это технические проблемы, которые могут быть связаны с недостаточной компьютерной грамотностью проходящих обучение магистрантов и аспирантов, когда программу проходят взрослые, сложившиеся практики. Старшее поколение, не имеющее устойчивых навыков работы с компьютерной техникой, пользуется очень ограниченным списком программ. Работающие руками профессионалы-практики, далеко не всегда видят целесообразность освоения программного обеспечения, когда оно не может им помочь в решении творческих задач. Необходимость составления презентации обычно возникает для них внезапно, когда времени на освоение программы нет. В результате приходится либо обращаться за помощью к более продвинутым пользователям, либо обходиться подручным материалом.
Вторая группа – это редкость выполнения подобного рода работ. С этой проблемой сталкиваются даже недавние выпускники бакалавриата, которые только при необходимости создавали презентации. Отсутствие постоянной практики приводит к тому, что программу приходится осваивать каждый раз практически заново. Ситуацию осложняет стремительно эволюционирующее программное обеспечение и постоянные обновления. Кроме того, даже знание программы не дает гарантий правильного составления презентации.
Целенаправленное акцентирование внимания студентов творческих направлений на возможностях визуализации докладов и проектов дает положительные результаты при любом уровне первоначальной подготовки. Цель создания презентации – облегчить докладчику представление своей идеи и донести ее зрителям, оказав при этом максимально положительное воздействие. Достижение цели обычно обеспечивают основные составляющие презентации – общая структура, позволяющая выстроить логику изложения идеи, и подача материала. Несмотря на то, что общая структура презентации известна всем, ее правильное составление требует практического опыта. Только на конкретных и многочисленных примерах становится понятным, почему нельзя использовать 10 разных шрифтов в подаче, что получается при постоянном использовании сложной анимации и т.п.
Создание презентаций для доклада на конференции формата «печа-куча» позволяет решить несколько задач: освоить технологию составления презентаций, увидеть примеры, представленные другими докладчиками, отработать свою индивидуальную подачу материала, выявить достоинства и недостатки своих и чужих докладов, получить уникальный опыт решения технических проблем, когда техника отказывается работать, презентация не открывается, и т.д. Формат публичных выступлений, когда докладчик оказывается в стрессовой ситуации, делает получаемый опыт более ярким и действенным, любые недостатки презентации проявляются и воспринимаются более ощутимо, что позволяет избегать ошибок в дальнейшем.
Заключение
Таким образом, изучение возможностей студенческих конференций показывает, что требуется поиск новых форм, которые направлены на формирование профессиональных компетенций учащихся творческих направлений. В контексте развития практико-ориентированных образовательных программ, формат «печа-куча» представляется перспективным для проведения конференций, направленных на отработку профессиональных и научно-практических навыков и умений студентов, обучающихся на разных уровнях. Предлагаемая форма мини-конференции помогает студентам справиться с трудностями публичных выступлений, организовать время доклада, сконцентрировав внимание на главном, научиться выбирать темы, которые могут быть преподнесены в устной форме, визуализировать свое выступление. Формат способствует выработке ключевых навыков для сотрудника и руководителя предприятия – умения видеть главное, концентрировать внимание на основной идее, четко представлять результаты проекта или исследования.
Библиографическая ссылка
Федоровская Н.А. ФОРМАТ «ПЕЧА-КУЧА» КАК ФОРМА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ СТУДЕНЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – № 1. – С. 28-33;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11853 (дата обращения: 21.11.2024).