Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РАННЕЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН (ОБЗОР НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ ЗА 2001–2019 ГГ.)

Даркулова К.Н. 1 Амирханова Г.Н. 1
1 НАО «Южно-Казахстанский государственный педагогический университет»
В статье дан обзор исследований казахстанских ученых-дефектологов за последние 20 лет по проблемам диагностики, профилактики и коррекции речевых нарушений. Тема ранней помощи детям с ограниченными возможностями рассматривается Р.А. Сулейменовой, З.А. Мовкебаевой, К.К. Омирбековой, А.К. Жалмухамедовой как важная научная проблема, решение которой преследует две прогностические цели: предупреждение развития вторичных дефектов и подготовка ребенка к обучению. Предлагаются ведущие направления ранней коррекционно-педагогической помощи: профилактика, диагностика, обследование, коррекция, раннее включение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс. По профилактике нарушений рассматриваются работы, связанные с генетико-медицинским обследованием, описанием врожденных аномалий, медико-социальным сопровождением. Представлены логопедические исследования по диагностической и коррекционной деятельности с детьми, имеющими зрительные, слуховые, интеллектуальные нарушения и задержку психического развития; авторские методики диагностики уровня речевого развития и психомоторного обследования детей раннего возраста, традиционные и современные методы коррекции речевых нарушений. Авторы статьи подробно останавливаются на исследованиях, посвященных теме формирования и развития рече-коммуникативной компетентности детей с интеллектуальными нарушениями, нарушениями слуха и с задержкой психического развития (более всего изученными в Казахстане), как базовых предпосылках для овладения грамотой. В заключении делается вывод о том, что многие проблемы по данной теме остались неосвещенными, тем не менее научно-методическая база для создания полноценной системы оказания ранней помощи детям с проблемами в развитии пополняется.
ранняя помощь
дети с ограниченными возможностями в развитии
диагностика
коррекция
профилактика
нарушения речи
1. Жалмухамедова А.К. Оказание коррекционно-развивающей помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями (опыт Дальнего зарубежья) // Вестник КазНПУ им. Абая. (Сер. «Специальная педагогика»). 2015. № 1 (40). С. 36-45.
2. Жалмухамедова А.К. Организационно-методические основы раннего включения детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс: автореф. дис. … канд. пед. наук. Алматы, 2006. 30 с.
3. Сулейменова Р.А. Организационно-технологические основы ранней коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями: На материале Республики Казахстан: дис. … докт. пед. наук. Москва, 2001. 460 с.
4. Сулейменова Р.А. Система ранней коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями в Казахстане: проблемы создания и развития. Алматы: Айкос, 2001. 320 с.
5. Мовкебаева З.А. Проблемное поле специальной педагогики и психологии // Вестник КазНПУ им. Абая (Сер. «Специальная педагогика»). 2015. № 1 (40). С. 15–21.
6. Омирбекова К.К. Научные исследования в области специального образования в Республике Казахстан // Вестник КазНПУ им. Абая (Сер. «Специальная педагогика»). 2016. № 4 (47). С. 29–32.
7. Жалмухамедова А.К., Димитрова А. О состоянии оказания ранней коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями в РК // Вестник КазНПУ им. Абая (Сер. «Специальная педагогика»). 2015. № 2 (41). С. 63–66.
8. Абаева Г.А., Айдар С.А Анализ законодательства и социальной поддержки детей с ограниченными возможностями раннего развития в странах Европы // Вестник КазНПУ им. Абая (Сер. «Специальная педагогика»). 2017. № 1 (41). С. 19–23.
9. Байдосова Д.К. Основы медицинского исследования детей с особыми образовательными потребностями // Вестник КазНПУ им. Абая (Сер. «Специальная педагогика»). 2019. № 1. С. 36–39.
10. Тулебиева Г.Н., Қасымжанова Г.Н. Нарушение речи и звукопроизношения у детей с расщелинами небно-глоточного аппарата // Вестник КазНПУ им. Абая (Сер. «Специальная педагогика»). 2017. № 3 (46). С. 36–43.
11. Тайжан А.А., Махадилова М.С. Медико-социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями // Вестник КазНПУ им. Абая (Сер. «Специальная педагогика»). 2016. № 4 (46). С. 119–121.
12. Даркулова К.Н. Логопедия в Казахстане: история становления и современное состояние Специальное образование и социокультурная интеграция – 2019: Сб. науч. статей по материалам Международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция – 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии» (г. Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 11–12 октября 2019). Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2019. С. 146–153.
13. Абаева Г.А., Шотыбаева Л.А. Особенности разговорной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Вестник КазНПУ им. Абая. (Сер. «Специальная педагогика»). 2017. № 4 (51). С. 10–17.
14. Боброва В.В., Светличная С.Л. Организация обследования устной речи глухих детей посредством инновационных технологий // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. С. 130–134.
15. Кудушева Н.А., Булабаева С.Т. Вопросы использования дактильной формы речи в обучении детей с нарушениями слуха // Вестник КазНПУ им. Абая. (Сер. «Специальная педагогика»). 2017. № 4 (51). С. 37–42.
16. Макина Л.К., Курбанова Б.У. Развитие графо-моторных навыков у слабовидящих учащихся младших классов // Вестник КазНПУ им. Абая. (Сер. «Специальная педагогика»). 2018. № 4. С. 89–94.
17. Колюх О.А., Петрова Е.В. Типовые эмоциональные реакции слабовидящих и слепых детей // Вестник ПГУ. (Сер. «Педагогическая»). 2014. № 4. С. 93–98.
18. Махаманова Маржан Н., Махаманова Майра Н. Особенности коммуникативной деятельности детей с задержкой психического развития // Вестник КазНПУ им. Абая. (Сер. «Специальная педагогика»). 2016. № 4. С. 106–107.
19. Боброва В.В., Лихачева Е.Н., Олексюк З.Я Педагогическая диагностика детей раннего возраста с замедленным темпом психического развития // Вестник Карагандинского университета (Серия «Педагогика») 2013. № 4 (72). С. 59–65.
20. Сардарова З.О., Калымова А.Е. Система работы по развитию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Вестник КазНПУ им. Абая. (Сер. «Специальная педагогика»). 2018. № 3 (54). С. 103–108.
21. Сардарова З.О. Психолого-педагогические аспекты формирования коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Вестник КазНПУ им. Абая. (Сер. «Специальная педагогика»). 2015. № 4 (43). С. 60–63.
22. Ерсарина А.К., Алмазова Т.Н. Сенсомоторная коррекция нарушений психофизического развития детей дошкольного возраста с особыми образовательным потребностями // Вестник КазНПУ им. Абая. (Сер. «Специальная педагогика»). 2017. № 3 (43). С. 76–81.
23. Бектаева К.Ж., Увалиева М.З. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением интеллекта// Вестник КазНПУ им. Абая. (Сер. «Специальная педагогика»). 2017. № 3 (50). С. 58–62.
24. Тулеубаева А., Жиенбаева Н.Б. Экспериментальное изучение особенностей развития речи детей с интеллектуальными нарушениями развития // Вестник КазНПУ им. Абая. (Сер. «Специальная педагогика»). 2019. № 1 (56). С. 58–65.
25. Кенжебаева Т.Б., Измайлова Ж.Т., Курманалинова Р.Б. Характеристика речевого нарушения при интеллектуальной недостаточности и направление коррекционной работы// Вестник КазНПУ им. Абая. (Сер. «Специальная педагогика»). 2018. № 4 (55). С. 36–40.
26. Макина Л.Х., Нурланбекова А.Д., Тулегенова Г.Н. Особенности игры детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии // Вестник КазНПУ им. Абая. (Сер. «Специальная педагогика»). 2016. № 2 (45). С. 72–78.
27. Боброва В.В., Кударинова А.С. Процесс подготовки детей с дошкольного возраста с задержкой психического развития к обучению в школе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 11–5. С. 736–739.

Как известно различные, даже минимальные, отклонения двигательного, познавательного, речевого, социального развития ребенка в первые дни его жизни или риски их возникновения в перинатальном периоде могут иметь отрицательные последствия в дальнейшем. Значительный рост числа детей с подобными расстройствами отмечают все специалисты.

Вопросы ранней помощи детям с ограниченными возможностями достаточно полно освещены в зарубежной, в том числе российской, дефектологической науке: «В последние годы во многих странах такое направление деятельности, как раннее вмешательство, приобрело характер крупнейшего социального проекта, целью которого является оказание системной и комплексной ранней помощи детям с ограниченными возможностями. Это объясняется тем, что ранняя коррекционно-развивающая помощь является одним из наиболее значимых условий интеграции детей с ограниченными возможностями…» А.К. Жалмухамедова [1, с. 38; 2].

Задачей нашей работы является обзор работ о состоянии оказания ранней коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями в РК за последние 20 лет.

Тема ранней помощи детям с ограниченными возможностями была подробно рассмотрена в работах Р.А. Сулейменовой, одним из наиболее желательных результатов своевременно начатых комплексных корригирующих мероприятий должны стать достижение ребенком с отклонениями в развитии определенной степени социальной адаптации и появление возможности обучения некоторой категории детей в массовой общеобразовательной школе [3, 4].

Проблему ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии как «важную научную проблему», как «объективную необходимость защиты детей с ограниченными возможностями в развитии, поддержки и сопровождения их в процессе вхождения в систему общественных отношений, адаптации и интеграции в нем», как признание того, что «психофизические особенности детей раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии изучались недостаточно активно», что «в Республике практически не проводятся научные исследования по определению готовности и разработке системы показаний для интеграции ребенка с отклонениями в развитии в общеобразовательные организации…» отмечает З.А. Мовкебаева [5, с. 18].

Актуальность проблемы объясняется необходимостью научных разработок по методологическим и теоретическим основам государственной системы по раннему выявлению и организации ранней коррекционно-развивающей помощи идет речь до сих пор. Научные исследования в области специального образования В Республике Казахстан. К.К. Омирбекова, А.К. Жалмухамедова [6, 7] предлагают организационно-методические основы раннего включения детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс.

Из вышесказанного следует, что ранняя профилактика и диагностика нарушений в развитии преследует две прогностические цели: 1) предупреждение развития вторичных дефектов и 2) подготовка ребенка к обучению.

Когда бы ни оказывалась помощь, она всегда должна быть ранней. Понятие «ранняя помощь» ассоциируется не только с возрастом ребенка (только первые годы жизни), но и с понятиями «подготовительная», «предварительная», «опережающая» работа. Под «комплексной помощью» мы понимаем помощь индивидуально-личностную (коррекционно-педагогическую, психологическую), медицинскую, социальную, с одной стороны, и комплекс мер диагностики, профилактики и коррекции нарушений в развитии, с другой стороны.

Концептуальная основа нашей статьи строится на положениях, выделенных А.К. Жалмухамедовой: «1. Ранний возраст признан наиболее сензитивным периодом для вмешательства и предполагает организацию раннего выявления отклонений в развитии и их коррекцию. 2. Каркасом всех моделей программ раннего вмешательства является определение актуального уровня развития ребенка, основанное на сравнении с нормативами развития, и разделение развития на зоны: моторную познавательную, языковую, социально-эмоциональную и самообслуживания. 3. Раннее вмешательство предполагает обследование, диагностику, профилактику и коррекцию нарушений развития, их готовность к дошкольному и школьному образованию 4. Коррекционная помощь оказывается комплексно междисциплинарными командами специалистов в соответствии с индивидуальными программами развития. 5. Родители принимают непосредственное участие в данном процессе. 6. Обязательно оценивается динамика развития детей, осуществляется мониторинг» [1, с. 43–44].

Ведущими направлениями ранней коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями, вслед за Р.А. Сулейменовой, Г.А. Абаевой [4, 8], мы считаем:

– различные виды и методики скрининга нарушений психофизического развития у детей раннего возраста;

– принципы и содержание диагностико-консультативной работы и психологического обследования детей раннего возраста;

– предупреждение генетических нарушений;

– инструменты для оценки и наблюдения за психофизическим развитием детей раннего возраста;

– организационное и методическое обеспечение процесса раннего включения детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;

– вариативные формы организации коррекционно-развивающего обучения.

Использованию результатов медицинского, диагностического и генетического обследования для предупреждения различных отклонений у будущих мам и их детей, необходимости прохождения генетико-медицинского обследования, значимости ранней диагностики и профилактики семьям с отягощенной наследственностью посвящены работы Д.К. Байдосовой [9]. Проблеме врожденных аномалий, в частности нарушению речи у детей с расщелинами небноглоточного аппарата у детей с ринолалией, посвятили свою работу «Нарушение речи и звукопроизношения у детей с расщелинами небно-глоточного аппарата» в 2017 г. Г.Н. Тулебиева, Г.Н. Касымжанова [10]. Как причины задержек речевого развития в раннем возрасте рассматривают внутриутробную патологию, родовые травмы, наследственные факторы, неблагоприятные социально-бытовые условия А.А. Тайжан, М.С. Махадилова [11].

Наиболее распространенным из нарушений развития является расстройство речи. Логопедическая работа с ребенком необходима с младенчества, еще в доречевом периоде его развития, и продолжается в школьные годы. Следует сказать, что логопеды Казахстана достаточно активно работают в этом направлении: «В настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. Обзор исследований за последние 20 лет показал, что в отечественной дефектологии разработка проблем, связанных с коррекцией и развитием речи, осуществляется по нескольким направлениям: Ранняя профилактика, выявление и устранение речевых нарушений и формирование готовности к обучению в школе детей с нарушениями речи. Изучение особенностей коррекции речи у детей-казахов. Использование этнокультурных материалов в логопедической работе. Лингвистические проблемы логопедии. Логопедическая работа при различных речевых нарушениях. Формирование и развитие речи у детей с различными расстройствами. Логопедия и инклюзия» [12, с. 148–152].

Различные методы экспериментально-психологического и психолого-педагогического обследования детей раннего возраста, методики психомоторного развития, методику диагностики уровня речевого развития детей с речевыми нарушениями, применяемые в Казахстане, рассматривают А.К. Жалмухамедова, Г.А. Абаева, Л.А. Шотыбаева [13].

В нижеследующих работах затронуты различные аспекты диагностической и коррекционной деятельности с детьми различных нозологических групп, имеющими нарушения речи.

В казахстанской дефектологии весьма широко проводятся исследования по коррекции нарушений глухих и слабослышащих детей. Так, В.В. Боброва и др. [14] обосновывают необходимость использования инновационных технологий для обследования речи глухих детей – электронной обучающей автоматизированной программы «Альбом для обследования речи глухих детей». Н.А. Кудушева, С.Т. Булабаева [15] считают «…что нарушение слуха влияет не только на речь, но и на психическое развитие ребенка, поэтому ранняя диагностика помогает предотвратить проявление вторичного дефекта» и способствует решению вопроса об использовании дактильной формы речи как вспомогательного средства формирования устной речи у детей с нарушениями слуха.

Дети, имеющие зрительную патологию, лишены визуального контакта с партнером по общению. Отсутствие невербального общения у людей со зрительной патологией нарушает коммуникативный процесс. В связи с особенностями проявления эмоциональных реакций у них наблюдается недоразвитие экспрессивной речи, которое выражается в запоздалом появлении вокализации, бедности гуления и спонтанного самоговорения, позднем появлении лепета, слов, фразовой речи, задержка речевого развития. Эти и другие причины поднимают в своих исследованиях Л.К. Макина [16], О.А. Колюх [17] и др.

Дети с задержкой психического развития с сочетанным нарушением речи составляют довольно обширную группу и являются объектом значительного количества исследований: «В настоящее время в науке накоплены данные об усугублении дефектов психического развития этих детей под влиянием негативных микросоциальных и микропедагогических условий», и без ранней комплексной помощи детям с ЗПР на обратимость процессов психических нарушений надеяться не приходится [18, с. 106].

По результатам исследований В.В. Бобровой и др. 91 % детей на раннем возрастном этапе жизни помимо психофизических нарушений практически не владели речью, что показала диагностика замедленного темпа психического развития, являющаяся «фундаментальным условием успешного коррекционного процесса» [19, с. 59].

Лишь в 1960-е гг. ЗПР стала рассматриваться как специфическая аномалия детского развития, отличная от умственной отсталости и отклонений в поведении. Дифференциальная диагностика и комплексное изучение таких детей показало, что их отклонения сравнительно слабо выражены, что подтверждало тестирование интеллектуальных показателей (они имели в среднем промежуточное положение между «нормой» и умственной отсталостью), при обучении в специальной (вспомогательной) школе начинали весьма успешно продвигаться вперед и обнаруживали большие потенциальные возможности. Система работы по развитию коммуникативной компетентности детей дошкольного и школьного возраста с задержкой психического развития предложена З.О. Сардаровой, О.В. Завалишиной, А.Е. Калымовой [20, 21].

Успешно применяются современные методы коррекции психических и речевых нарушений. В связи с актуальностью и эффективностью методов сенсомоторной коррекции (сенсорной интеграции, нейропсихологические, телесно-ориентированные методы), она стала темой исследований А.К. Ерсариной, Т.Н. Алмазовой и др. [22], которые разработали и апробировали программы сенсомоторной коррекции для детей с задержкой психического развития и негрубыми нарушениями речи в возрасте 6 лет, в результате – у всех детей отмечались улучшения в психическом развитии.

В последнее время многие специалисты в сфере детского развития отмечают, что у детей с негрубыми нарушениями развития (задержкой психического развития, нарушениями речи) недостаточно сформированы различные сенсомоторные навыки, формирующиеся на ранних этапах онтогенеза. Так как сенсомоторный уровень является первым и базальным уровнем в онтогенезе психического развития, то целесообразно будет начинать коррекционно-развивающую работу с ребенком, используя методы сенсомоторной коррекции. Поэтому сенсомоторная коррекция помогает освоить и интегрировать различные сенсорные ощущения, овладеть базисными двигательными навыками, активизирует потенциал для развития всех остальных психических функций, в том числе речи и интеллекта. Кроме того, создаются базовые предпосылки для полноценного участия психических функций в овладении чтением, письмом, счетными операциями.

Проблема задержки психического развития тесно связана с вопросами интеллектуальных нарушений. Казахстанская олигофренопедагогика представлена известными учеными, выполняющими широкий круг исследований по оказанию коррекционно-развивающей помощи детям данной категории, давшими всесторонний теоретический анализ данной категории детей. Известны экспериментальные исследования К.Ж. Бектаевой [23], Н.Б. Жиенбаевой [24], Т.Б. Кенжебаевой [25], Л.Х. Макиной [26], В.В. Бобровой [27] и др. о формировании предпосылок речевого развития, о необходимости работы по развитию мелкой моторики с раннего возраста, об особенностях речи детей с интеллектуальными нарушениями.

Следует сказать, что в рамках одной статьи нет возможности охватить весь спектр подобных исследований. Например, не рассмотрена деятельность логопедов по работе с различными речевыми нарушениями и развитию коммуникации у детей с РАС, СДВГ и т.п., работа с родителями и родителей с особыми детьми, использование нетрадиционных и инновационных технологий в специальной педагогике и психологии; не затронуты медицинские, биологические, психолого-педагогические и социальные аспекты ранней помощи, подготовки к школе. Так называемая социально-психологическая «безграмотность» населения, «педагогическая запущенность» молодых родителей в настоящее время приобретает особую значимость. Подобные исследования должны продолжаться в связи с их важностью не только для логопедии, педагогики, психологии, но и в связи с экологическими, социально-экономическими, медико-организационными факторами риска. Предпринимаемые в настоящее время законодательные, организационно-методические, социально-экономические меры по развитию системы ранней коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями развития будут более успешными, если будет обеспечена научно-методическая база.

Таким образом, подводя итоги нашего аналитического обзора, можно сделать выводы о том, что вопросы диагностики, профилактики и коррекции речевых нарушений не теряют свою актуальность в отечественной дефектологии. Рассмотренные с различных точек зрения проблемы безусловно способствуют приросту научного знания в этой области.


Библиографическая ссылка

Даркулова К.Н., Амирханова Г.Н. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РАННЕЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН (ОБЗОР НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ ЗА 2001–2019 ГГ.) // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – № 6. – С. 92-96;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11931 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674