Социально-педагогическая проблема профориентации молодежи, существовала в той или иной форме издавна и, как правило, связывалась с характерным для определенного периода истории запросом на подготовку кадров в общественно необходимых направлениях производства. Сегодня в связи с государственной политикой вовлечения инвалидов в современные отрасли труда эта проблема актуализируется в новом специфическом аспекте профориентации именно для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) [1]. На современном этапе развития общества требования к выпускнику высшей школы, в том числе выпускнику с инвалидностью или с ОВЗ, возрастают – от него требуется развитая социальная и профессиональная зрелость, готовность к профессиональной деятельности в соответствии с государственным профессиональным стандартом на основе творческого владения необходимыми универсальными и профессиональными компетенциями. Более того, выпускник с инвалидностью или с ОВЗ должен быть конкурентоспособным на рынке труда. Одной из исходных и основных позиций на пути к этому результату является квалифицированная профориентационная поддержка, направленная на сознательный и самостоятельный выбор профессии и ее освоение с учетом ограничений здоровья обучающегося с инвалидностью или с ОВЗ [2].
Специфический и вместе с тем индивидуальный характер психологической и социальной дезадаптации, узость социального кругозора и опыта, неопределенность и зачастую неадекватность профессиональных намерений вызывают необходимость оказания квалифицированной педагогической помощи как в выборе направления подготовки, так и в построении собственного маршрута профессионального образования. Это предполагает научное обоснование системы психолого-педагогических, организационных мер по осуществлению профориентации инвалидов и лиц с ОВЗ на всех этапах обучения в вузе, начиная с профориентации при выборе направления обучения и завершая этапом подготовки к трудоустройству, в содержание и методы которой закладывается учет индивидуальных психофизиологических особенностей оптантов с инвалидностью и ОВЗ и их образовательных потребностей [3].
Материалы и методы исследования
Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ОВЗ, с одной стороны, имеет общие основы с системой профессиональной ориентации молодежи, но имеет выраженную специфику, связанную с уяснением адекватности предъявляемых образовательных потребностей и выявлением ограничений здоровья и особенностей психики молодых инвалидов и лиц с ОВЗ, рассмотрением медицинских и образовательных документов, социальных обстоятельств и необходимостью осуществления мероприятий по просвещению, консультированию и коррекции [4]. Такие сложные вопросы как необходимость проведения реабилитационных, коррекционных мероприятий требует наличия в вузе квалифицированного консилиума педагогов, педагогов-психологов, социальных работников, специалистов-дефектологов. Отправной точкой на начальной стадии профессиональной ориентации молодого человека с инвалидностью или с ОВЗ при его поступлении на учебу в образовательное учреждение высшего образования является пропедевтическая разъяснительная работа, направленная на ознакомление молодого человека с условиями обучения в вузе, с теми специальными вспомогательными техническими средствами, которые ему могут быть предоставлены в помощь обучению, а также с организационно-педагогическими условиями поддержки. На этом этапе задача профориентационной работы состоит в формулировании реально достижимых профессиональных и жизненных целей, адекватного выбора направления подготовки и создании уверенности, что специальные условия, созданные для обучения в вузе инвалидов и лиц с ОВЗ, достаточны для этих целей с учетом имеющихся ограничений здоровья. Трудности этого этапа состоят в том, что оптанты с инвалидностью и ОВЗ зачастую не соизмеряют уровень притязаний и свои способности с успешной деятельностью, мало знакомы с вопросами профессиональной пригодности и непригодности, учета особенностей свойств личности при выборе профессии и с личностными показаниями и противопоказаниями к выбору профессии. Мотивы профессиональной деятельности расплывчаты, как и постановка жизненных и профессиональных целей. Эти индивидуальные личностные проблемы требуют внимательной и сугубо индивидуальной работы по консультированию молодых инвалидов и лиц с ОВЗ по вопросам, связанным с развитием учебных навыков, самоопределением, саморазвитием, общением в коллективе, а также проведения коррекционных занятий, направленных на повышение качества образования и преодоление личностных психологических и коммуникативных проблем, связанных с ограничениями здоровья. Необходимой составляющей профориентационной работы является также и консультирование родителей инвалидов и лиц с ОВЗ по проблемам взаимоотношений с детьми, их развития, профессионального самоопределения, постановке жизненных и профессиональных целей [5]. На этом этапе профориентации исключительно важным аспектом индивидуального подхода к построению образовательной траектории обучающегося с инвалидностью или с ОВЗ является разработка адаптированной образовательной программы инклюзивного обучения. С учетом всех рассмотренных коллегиально мнений, а также с учетом мнения самого обучающегося, его особенностей здоровья и выявленных образовательных потребностей необходимо разработать адаптированную образовательную программу, по которой он будет учиться либо в общих группах по общему учебному плану при наличии требуемого в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования комплексом специальных условий; либо по индивидуальному учебному плану, в том числе при необходимости с включением в его учебный план адаптационных (дисциплин) модулей и дополнительных специальных условий; либо по индивидуальному учебному плану с требуемыми персонально для данного обучающегося специальными условиями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида или заключения психолого-медико-педагогической комиссии, в том числе при необходимости с включением адаптационных дисциплин (модулей). Обязательной составляющей адаптированной программы является раздел, содержащий сведения об индивидуальном сопровождении процесса профессионализации [6].
Безусловно, профориентационная деятельность в образовательном учреждении высшего образования должна иметь административно-кадровое наполнение путем наличия в вузе специальных центров инклюзивного образования, при которых предусмотрена работа сотрудников по профориентации (педагог-психолог, психолог, специальный психолог, социальный работник, прошедшие дополнительную подготовку по профориентации). Значительная эффективность может достигаться созданием региональных центров сопровождения приема абитуриентов из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью на базе региональных учебно-научных центров инклюзивного образования ведущих вузов. Такие региональные центры сопровождения должны обеспечиваться полной актуализированной информацией обо всех образовательных организациях высшего образования региона, осуществляющих инклюзивное обучение по программам высшего образования, о спектре реализуемых образовательных программ, в том числе с использованием дистанционного обучения.
Индивидуализированная профориентация не заканчивается на младших курсах, а продолжается, меняя свои цели, формы и содержание, в течение всего периода обучения в вузе. Это непрерывный процесс консультирования и взаимосвязи с обучающимися с инвалидностью или с ОВЗ, испытывающими трудности различного характера в процессе высшего образования, коррекции профессиональной направленности, развития социального опыта и социальной адаптации, гражданственности, умения работать и общаться в коллективе, адекватно относясь к своим особенностям. Усиливается влияние педагогов-профориентаторов и других специалистов вуза на развитие сознательного отношения к выбранной профессии, на создание стимулов самосовершенствования и самопознания, на коррекцию личностных качеств и на адекватность восприятия ограничений своего здоровья, самооценки способностей и возможностей. Профориентация на этом этапе переносит акценты на личностное осознание своего профессионального выбора, подводит к более глубокому психологическому принятию своих ограничений по здоровью, а также окружающих социальных условий. Студент укрепляется в осознании профессионального выбора, работает в выбранном направлении, используя свои личностные резервы для профессионального роста. У него есть возможность влиять на образовательный маршрут, выбирая для освоения вариативные и факультативные дисциплины (модули), в том числе адаптационные; занимаясь научно-исследовательской работой; проявлять свои научные интересы во время практикумов и практик; использовать электронное обучение; осваивать дополнительные образовательные программы и получать рекомендации по профессиональному развитию от специалистов-профориентаторов, наставников и педагогов-предметников.
На старших курсах акцент в индивидуальной профориентации переносится на вопросы подготовки к трудоустройству. Проводится работа путем индивидуальных бесед по уточнению профессиональных планов молодого человека и анализу реальности их осуществления как с точки зрения личностной физической и психологической готовности, так и социальных обстоятельств – состояния рынка труда, доступности мест трудоустройства, возможностей достижения материальной независимости и т.д. Проблемы, обнаруживающие себя в этом процессе, должны корректироваться с учетом интересов и возможностей обучающихся с инвалидностью или с ОВЗ [7]. На старших курсах эффективными педагогическими технологиями является обучение студентов с инвалидностью или с ОВЗ по специально разрабатываемым факультативным или вариативным адаптационным дисциплинам (модулям) для подготовки к трудоустройству, тренинги деловых коммуникаций, тренинги самопрезентации, разработка кейсов и деловых проектов, ролевые имитационные, производственные игры и т.д. Большой эффективностью обладают организованные встречи с представителями служб занятости и собеседования с конкретными работодателями: консультации по трудоустройству, условиям труда, ознакомление с работой органов труда и занятости, банком вакантных рабочих мест, в том числе квотируемых для инвалидов. Чрезвычайно полезным является участие студентов с инвалидностью и ОВЗ в творческих конкурсах, конкурсах профессионального мастерства, студенческих олимпиадах и школах по различным направлениям деятельности. Это позволяет реально «примерить» на себя будущую профессию, глубже понять ее содержание и насколько эта профессия поможет выстроить желаемую профессиональную карьеру.
Для организации мероприятий, направленных на сопровождение инвалидов молодого возраста при подготовке к трудоустройству на конкретное рабочее место целесообразно организовать сопровождение процесса его адаптации к новой профессиональной среде. Этот процесс, как любой процесс адаптации, является двусторонним. С одной стороны – адаптация инвалида к новым условиям, новому коллективу и новым обязанностям. Со стороны вуза этому процессу должно уделяться максимум внимания специалистов сопровождения и преподавателей выпускающих кафедр. Со стороны работодателя – доступность, устройство рабочего места с учетом характера ограничений здоровья инвалида, ознакомление и обсуждение трудовых обязанностей и социально-бытовых вопросов. Целесообразно участие специалиста-наставника со стороны работодателя.
Однако сегодня вопросы профориентации студентов вуза с инвалидностью и ОВЗ, и особенно их эффективного трудоустройства в существующих социально-экономических условиях, не могут решаться усилиями только самого, отдельно взятого вуза. Государство, рассматривая эту проблему как исключительно важную и в общественном, и в личностном плане, обратило на нее особое внимание Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. В 2016 г. утверждена Типовая программа сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве, обязательная для принятия и исполнения в каждом субъекте Российской Федерации. Эта программа служит сегодня системообразующим фактором согласованного межведомственного взаимодействия по осуществлению индивидуального сопровождения обучения, профориентации и трудоустройства инвалидов молодого возраста: региональных ведомств образования, труда и занятости, социальной защиты, культуры, спорта, строительства и инфраструктуры, медико-социальной экспертизы и других структур – общественных объединений, социально ориентированных некоммерческих организаций и, конечно, самих организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования. Работа вузов становится весомой частью региональной системы по сопровождению образования и трудоустройства молодых инвалидов. Это требует новых по характеру и значительных по содержанию видов деятельности вуза по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ, которые определяются в рамках исполнения Типовой программы: непрерывность сопровождения профессионализации молодых инвалидов на всех ступенях образования, в том числе с привлечением ресурсов организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов, базовых профессиональных образовательных организаций (включая информационное, социальное, реабилитационное, психолого-педагогическое сопровождение); профориентационная деятельность на основе анализа конкретного состояния сферы труда и занятости региона и потребностей в тех или иных кадрах; создание «горячих линий» для инвалидов молодого возраста и их родителей по вопросам среднего профессионального и высшего образования на основе ресурсных учебно-методических центров инклюзивного обучения и базовых профессиональных образовательных организаций; подготовка студентов с инвалидностью к участию и проведение конкурса профессионального мастерства «Абилимпикс», а также участие в Национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»; тесное сотрудничество с органами труда и занятости по анализу вакансий, в том числе на квотируемые для инвалидов рабочие места; расширение взаимодействия по прохождению учебных и производственных практик студентов и инвалидностью и ОВЗ на реальных рабочих местах.
Современный уровень и качество профориентационной работы должно обеспечиваться путем организации дополнительного профессионального образования профессорско-преподавательского и административно-управляющего персонала вуза по вопросам организационного, социального и психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ, в том числе в части профориентации. В целом по отношению к образовательной деятельности вуза Типовая программа также играет существенную роль, ориентируя структуру направлений подготовки студентов на состояние и требования регионального рынка труда, а в отношении выпускников с инвалидностью и с ОВЗ – на обучение по направлениям подготовки, востребованными именно ими.
Результаты исследования и их обсуждение
В первой части статьи обосновано, что индивидуализация профориентации инвалидов и лиц с ОВЗ, обучающихся в вузе, носит поэтапный и системный характер. Каждый условно выделяемый этап – подготовка к поступлению, обучение на младших курсах, переход к старшим курсам и подготовка к трудоустройству – направлен на характерные для этого периода обучения цели профориентации и характеризуется определенными психолого-педагогическими и организационными методами. Основная цель – развитие активной, социально развитой личности, способной реализовать полученный профессиональный потенциал. Однако актуализация общественного и личностного запроса на трудоустройство молодых инвалидов и лиц с ОВЗ настоятельно диктует необходимость институционального согласованного взаимодействия вузов с деятельностью ведомств и организаций различных направлений и уровней по индивидуальному сопровождению молодых инвалидов в процессе образования и трудоустройства. Поэтому вузы сегодня должны уделять внимание не только профориентации во время учебы, но и расширять свою профориентационную деятельность в системе межведомственного взаимодействия различных ведомств и организаций образования, труда и занятости, социальной защиты, медико-социальной экспертизы и других государственных и общественных структур по сопровождению обучения, профориентации и трудоустройства инвалидов молодого возраста. Во второй части статьи приводятся направления работы вуза, соответствующие современной государственной политике решения проблемы индивидуализации профориентационной работы с молодыми инвалидами в рамках межведомственного взаимодействия, целью которой является успешное трудоустройство выпускников с инвалидностью и ОВЗ в соответствии с полученным образованием.
Заключение
Системная квалифицированная профориентация поэтапной направленности и содержания, осуществляемая образовательным учреждением высшего образования, помогает молодым людям с ОВЗ или с инвалидностью определить свои профессиональные перспективы, выстроить индивидуальный путь к получению высшего образования, стать компетентным и конкурентоспособным специалистом современного уровня и достичь жизненного успеха.
Библиографическая ссылка
Мартынова Е.А., Романович Н.А., Коканов Н.А. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ИНВАЛИДОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – № 6. – С. 123-128;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11939 (дата обращения: 21.11.2024).