Согласно последней переписи населения в Кыргызстане проживает 39 913 турок [1]. Целью данного исследования является выявить основные направления развития ахыска-турок, проживающих в Кыргызстане. Также статья сфокусирована на изучении культурного, экономического и социального развития ахыска-турок в Кыргызстане.
Как известно, каждый этнос, наряду с традициями и обычаями, имеет определенную систему ценностей, которая возникла в древние времена, сохраняется и передается будущим поколениям. Изучая жизнедеятельность одного этноса, мы должны обратить особое внимание на его духовную культуру. Как развивается тот или иной этнос; как проходит процесс адаптации к месту проживания; что способствует сохранению и продолжению существования данного этноса; какое место занимает сфера образования в его повседневной жизни и др.
Сегодня в современных обществах также все большую актуальность приобретают вопросы, связанные с этнической культурой народов. Это явление, прежде всего, связано с процессом глобализации, который унифицирует культуры разных народов. Вследствие этого стало появляться множество новых исследований, ориентированных на трактовку понятий, которые лежат в основе изучения вопросов об этнической культуре, таких, как, например, этнос. Напомним, что этносом следует называть возникший на основе племенного объединения народ, обладающий типичными расово-антропологическими чертами, самобытным образом жизни, поведения, обычаев, языка, менталитета, особенностями художественно-эмоционального выражения, системой ведущих ценностей, выраженной в мифологии [2]. В обществе чаще используется термин «национальность» вместо этноса, а в научную среду, как известно, термин «этнос» был введен в 1923 г. русским ученым С.М. Широкогоровым.
Как известно, ахыска-турки являются этническим меньшинством как в Кыргызстане, так и в других странах, в которых они проживают. В целях сохранения и развития своего художественного искусства проживающие в разных странах турки создают культурные центры. В Кыргызской Республике есть Общественное объединение турок в г. Бишкеке и два его филиала в городе Ош, и в городе Джалал-Абад. Главной целью этого общественного объединения является не только сохранение и развитие этнической культуры, но ознакомление других людей с ахыска-турками как этносом. Там можно познакомиться и побеседовать с представителями ахыска-турок разных возрастов, узнать об их традиционно-бытовой культуре, о повседневной жизни, а также найти литературу, в которой можно почитать и узнать об истории этого этноса, его традициях, обычаях и т.д.
Также хотелось бы отметить, что в современном мире среди исследователей актуальность приобретают вопросы художественной литературы ахыска-турок. В основном это стихотворные произведения, «мяниляр», и пословицы.
К примеру, в городе Бишкеке проживает Гюляр Камалова, которая пишет стихи о родине, патриотизме и согласии народов на разных языках: кыргызском, турецком, русском. Хотелось бы отметить имя Яши Искандарова. Этот молодой человек сочиняет и пишет стихотворения о родине, о маме, о любви. Он обладает уникальным талантом писать музыку на свои слова и исполняет эти песни на различных мероприятиях. Свои стихи пенсионер Халил Зазвадзе посвящает исторической родине. Также можно назвать имена Пашали Ашим огли Гасанова, Мамедова Карима, Гусейнову Гульнару и многих других личностей, которые неустанно пишут стихи о родине, патриотизме, о дружбе народов в Кыргызской Республике.
Отдельное место в художественной литературе у ахыска-турок занимают пословицы. Пословицы у этого народа имеются на все случаи жизни. Они мудры, истинны и иногда саркастичны. Вот, например, часто используемые пословицы:
Ёргана гёре аягын узат
Протягивай ногу по величине своего одеяла
Эта пословица используется чаще в экономической части жизни.
Сахла самани, гялюр замани
Храни солому, придёт и её время
Эта пословица показывает терпеливость турков-месхетинцев и их бережливость.
Тильки тилькия дияр, тилькида куйругуна
Лиса скажет лисе, а та лиса своему хвосту
Данную пословицу используют тогда, когда один человек поручает выполнить работу другому, а тот поручает третьему.
Чожуга иш, пешина дющ
Поручишь работу ребёнку, будешь бегать
за ним сам
В этой пословице говорится о том, что серьёзную работу нельзя поручать детям. Часто эту пословицу старшее поколение применяет к молодому поколению.
Так, существует огромное количество пословиц, которые сохраняются и передаются из поколения в поколение, не теряя своей актуальности.
Постоянно обновляющимися областями искусства у ахыска-турок являются искусство музыки и кино. Среди турок Кыргызской Республики можно встретить большое количество певцов. Это и мужчины, и женщины, которые исполняют старые и новые песни на различных мероприятиях. В основном песенное искусство можно наблюдать на больших торжествах, например свадьбах. Общеизвестно, что как сторона жениха, так и сторона невесты готовят большую развлекательную программу в день свадьбы. Заранее приглашается тамада, заказываются музыканты, которые весь вечер будут развлекать гостей своими песнями.
У ахыска-турок есть специальная песня, которую исполняют для невесты. Слова в ней такие:
Агыр агыр эв сюпюрдюм, щен бабам эви.
Атлым гяльмиш гедиерым, кал бабам эви.
В песне невеста поёт об отчем доме, о том, насколько он богат и мил, но наступает время, когда она должна его покинуть.
Также существует огромное количество песен, которые предназначены для различных событий и обрядов. Например, когда невесту выводят в зал к гостям, поют такую песню:
Тоюз мубарек олсун,
Гялинин гялян ёли гюль олсун, чичяк олсун...
Эта песня имеет очень глубокий смысл. Как говорилось ранее, невеста ассоциируется у ахыска-турок с достатком и благополучием в доме. В этой песне говорится, что пусть свадьба будет благословенной, а дорога, по которой идет невеста, пусть будет усыпана розами, цветами.
Вот, к примеру, песня, посвященная
младенцу:
Атем тутем бян сени,
Шякяря катем бян сени,
Акшама бабан гяляндя, балам,
Огуне атем бян сени...
На сегодняшний день среди ахыска-турок Кыргызской Республики существуют много музыкальных групп, которые исполняют как классические песни, так и новые. Есть и специальные ведущие, или тамада, которые выступают на различных мероприятиях.
Также особое место в этнокультуре данного этноса занимают ашихлар, т.е. стихотворные произведения философского характера о любви и жизни. По словам Сейдулы Гусейнова, жителя города Бишкека, в старину были модны ашиги, т.е. люди, исполняющие ашихлар. Но сегодня такие люди встречаются редко.
Стремительно улучшилось экономическое положение ахыска-турок в течение последних 5 лет. Раньше семейные бюджеты состояли из доходов от домовладения, а сегодня есть турки, которые вносят большой вклад в экономику Кыргызстана и управляют малыми и крупными компаниями. Большим преимуществом является возможность учиться в Турции. Этот фактор считается положительным результатом развития отношений между Кыргызстаном и Турцией. Отметим, что «в основе развития местного сообщества, как правило, лежат экономические процессы…» [3]. Также в одной из исследовательских работ об экономической составляющей ахыска-турок авторы статьи пишут следующее: «Важным источником дохода служит животноводство и огородничество. Коров, овец и птицу (кур, гусей и индеек) держит большинство тех, кто способен за ними ухаживать. Многие выращивают скот на продажу. Там, где есть возможность, продают и выращенные на огороде овощи, и фрукты. Часто семьи берут бычков на откорм. У ахыска весьма развита культура изготовления молочных продуктов и хлебопечения» [4].
Таким образом, получается, что демократическая система и рыночная экономика обеспечивают каждому человеку социально-экономическое развитие и нормальный уровень жизни. Таким образом, экономическое развитие турок развивается в положительном направлении.
Социальное развитие. Процесс глобализации затрагивает весь мир. В период технологического развития люди и страны также должны развиваться. Глобализация – это усиливающаяся интеграция экономик и обществ во всем мире [5]. В контексте глобализации этническая культура ахыска-турок представляет собой исторически сложившееся духовно-культурное образование, которое является выразителем, хранителем и носителем гуманистических ценностей этноса. Так, следует отметить, что во всех странах своего проживания ахыска-турки стремятся получать знание. К сожалению, в прошлом получение образования не было одним из приоритетных направлений в жизни ахыска-турок. Но с течением времени возникла необходимость изменения приоритетов, в частности в области образования. Буквально до 2000 г. в высшие учебные заведения Кыргызстана поступали в основном представители мужского пола среди ахыска-турок. Девушки тоже обучались, но количество поступающих было мизерным. Это объясняется тем, что семейный уклад и бытовая жизнь ахыска-турок были направлены на обучение именно мальчика в семье, так как он будет кормильцем и возьмет на себя обязанности финансово обеспечивать семью. Девочек, в свою очередь, воспитывали изначально как будущих хранительниц очага, мамы обучали их с раннего детства всем традициям и обычаям, которые понадобятся им после замужества. Наряду с традиционными убеждениями в вопросе обучения девочек в вузе еще и, конечно, большую роль играло материальное состояние семьи. Дети из более материально обеспеченных семей ахыска-турок могли обучаться не только в Кыргызстане, но и имели возможность обучаться за границей. После 2000 г. тенденция стала резко меняться. Ахыска-турчанки стали активно поступать в вузы Кыргызстана. Общественное объединение турок, которое работает в г. Бишкеке, обеспечило ахыска-туркам также поступление в вузы Турции. В основном ахыска-турецкая молодежь обучается таким специальностям, как «Компьютерная инженерия», «Лечебное дело», «Международные отношения», «Менеджмент», «Педагогика», «Стоматология», «Туризм», «Тюркология», «Юриспруденция». Таким образом, в последнее время появилось большое количество педагогов, медицинских работников, юристов, специалистов по туризму, педагогов, переводчиков.
На сегодняшний день ахыска-турецкая молодежь обучается приблизительно в 11 высших и средних специализированных учебных заведениях Кыргызской Республики. Многие абитуриенты уезжают обучаться в такие зарубежные страны, как Россия, Турция, США и др.
Как известно, Кыргызстан – это небольшая страна с населением в 6 миллионов человек, расположенная в Центрально-Азиатском регионе. И здесь официально используются два языка общения: первый государственный язык – кыргызский, второй официальный язык – русский. Также в каждой школе в Кыргызстане преподаётся английский язык. Таким образом, каждый гражданин Кыргызстана с детства владеет двумя языками. Это дает огромную возможность для развития в области образования, а также в поиске работы после окончания образовательного учреждения. Так, проживающие в Кыргызстане ахыска-турки, являясь этническим меньшинством, владеют тремя языками: турецким (родной), киргизским и русским.
В ходе проведенного исследования среди обучающихся в вузах Кыргызстана ахыска-турок были выявлены 4 основные проблемы, которые возникают в процессе их обучения. Это такие проблемы, как:
а) неверный выбор специальности;
б) проблема посещаемости;
в) безуспешность в процессе обучения;
г) отчисление из вуза.
Так, самой большой и первой проблемой в процессе обучения ахыска-турок является выбор специальности. Эта проблема возникает по двум причинам: первая причина – это влияние родителей на студента при выборе будущей специальности. То есть, другими словами, родители принуждают студента обучаться по специальности, которую выбрали они сами, а не сам студент; и вторая причина заключается в том, что студент выбирает направление, не имея представления или же не обладая нужной информацией о данной специальности. Данная проблема может быть тесно связана с нехваткой в школах Кыргызстана профессиональной ориентации среди школьников старших классов.
Второй проблемой, возникающей в процессе обучения ахыска-турок, является пропуск занятий, или проблема с посещаемостью. Как известно, пропуск занятий означает: отказ от участия в учебной программе; пропущенные темы; не пройденный курс; и не получение необходимой информации вовремя. Получается, что большинство своего времени студенты проводят вне стен учебного заведения, либо, находясь в вузе, они просто прогуливают занятия. Что влечет за собой следующую проблему.
Третья проблема, которая связана с первой и второй проблемами, – это безуспешность в процессе обучения. Как известно, чтобы быть успешным в учебе, нужно много читать, серьезно заниматься и готовиться к занятиям. Люди не могут обладать знанием, если они не читают книг. Как выявилось в ходе опроса, слабой стороной у ахыска-турок является элементарная подготовка к занятиям и зачастую чтение нужной литературы по предмету. Так, проблема безуспешности в процессе обучения ахыска-турок возникает из-за того, что студент не читает необходимую литературу или не до конца понимает то, что читает, а также не готовится к занятиям и экзаменам. В последующем эта проблема безуспешности в обучении влияет на студентов психологически, и поэтому большинство ахыска-турок просто перестают ходить на занятия, и этот фактор является причиной последней, четвертой проблемы.
Отчисление из вуза является последней ступенькой в процессе получения образования ахыска-турками в Кыргызстане. То есть предыдущие проблемы, перечисленные выше, ведут студента к отчислению из вуза автоматически. Бросая вуз или обучение в целом, студенты сразу начинают искать работу. Хотелось бы упомянуть, что ахыска-турки больше заинтересованы в открытии частного бизнеса в молодом возрасте, чем в получении образования, это признают они сами в ходе опроса. В основном такой подход встречается только у студентов мужского пола. А вот среди представительниц женского пола главной причиной отчисления из вуза является вступление в брак в раннем возрасте. Зачастую родители сами советуют дочерям создать в первую очередь семью, а только потом поступать в какое-либо учебное заведение.
Несмотря на эти проблемы, желание ахыска-турок в Кыргызстане получать высшее образование с каждым годом растет. Это объясняется тем, что на современном рынке труда требуются дипломированные специалисты, а на некоторые популярные вакансии существует большая конкуренция.
Заключение
Делая выводы по проведённому анализу, можно сказать, что проживающие в Кыргызстане ахыска-турки, как этническое меньшинство в Кыргызской Республике, трудятся во благо страны, живут в мире и согласии, а также имеют стабильное социально-экономическое положение и играют свою роль в культурном, экономическом и социальном развитии страны. Экономические и политические проблемы в стране затрагивают каждого гражданина страны, но, несмотря на эти проблемы, существует высокая степень толерантности и диалога между этническими меньшинствами, проживающими в стране, а поскольку ахыска-турки являются трудолюбивым этносом, они продолжают развиваться и жить в хороших условиях. Также в целях сохранения своей этнической культуры ахыска-турки стараются не только оберегать, но и обогащать её путем обновления своих традиций в соответствии со временем и путем получения образования. А проблемы, возникающие в процессе обучения ахыска-турок, являются своего рода мотивацией для будущего поколения, которое хочет достичь больших успехов, чем их предшественники.
Библиографическая ссылка
Гусейнова М.Д. РАЗВИТИЕ АХЫСКА ТУРОК В КЫРГЫЗСТАНЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2020. – № 1. – С. 5-9;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11940 (дата обращения: 03.12.2024).