Мировым сообществом придается важная значимость знаниям и образованности граждан на протяжении всей жизни. Об этом свидетельствуют международные документы: Всемирный доклад по мониторингу ОДВ. Образование для всех 2000–2015 гг.: достижения и вызовы. Образование для всех 2015, ЮНЕСКО. В Европе образование в течение всей жизни признается одним из важнейших приоритетов развития страны, в связи с чем более десяти лет параллельно существуют две рамки квалификаций: Рамка квалификаций Европейского пространства высшего образования (2005) и Европейская рамка квалификаций для обучения в течение всей жизни (2008).
Обучение в течение всей жизни все чаще рассматривается как сквозная проблема, присущая всем аспектам Болонского процесса. О важности и значимости данного вопроса свидетельствуют такие основополагающие документы Болонского процесса, как «Пражское коммюнике» (2001), «Коммюнике Лёвена/Лувена-ля-Нева» (2009), «Бухарестское коммюнике» (2012) и др.
Обучение в течение всей жизни включает как непрерывное, так и неформальное образование. Непрерывное образование предполагает переход человека с одного уровня на другой в стенах организаций образования, неформальное образование человек получает в ходе повышения квалификаций как в аудиториях, так и на практике [1]. Каждый уровень непрерывного образования завершается получением документа установленного образца за полный период обучения. Неформальное образование предполагает краткие сроки обучения и подтверждается сертификатами. Знания и навыки, полученные в ходе неформального обучения, могут быть учтены при непрерывном образовании [2].
Анализ опыта международного пространства в области продвижения идей обучения в течение всей жизни показывает, что все страны поддерживают необходимость развития данного направления. На государственном уровне анализируются имеющиеся проблемы и разрабатываются стратегические документы. В развитии неформального образования большую роль играет неправительственный сектор, оказывая финансовую поддержку для успешного развития обучения в течение всей жизни (lifelong learning, далее LLL).
В ходе изучения данного вопроса был изучен опыт ряда стран в области обучения в течение всей жизни, таких как Швеция, Финляндия, Мальта, Япония, Республика Корея, Германия, Турция, Кипр, Люксембург, Австралия.
Так, к примеру, интересен опыт Швеции, где обучение основывается не на образовательных учреждениях, а на человеке; поддерживается индивидуальное обучение на разных этапах жизни. Главной задачей является развитие демократии в стране и приобщение людей к социальной жизни в обществе, а также географическая доступность и адаптированность образования к разным условиям жизни людей. В стране приветствуется открытие центров дополнительного образования (150 высших народных школ), где население, наряду с основным образованием, имеет возможность получить дополнительные профессии.
В Южной Корее создана Кредитная система обучения для всех желающих учиться на протяжении всей жизни (наличие Банка академических кредитов). Благодаря кредитной системе обучения предоставляется возможность получить степень бакалавра и магистра. Министерством каждые 5 лет разрабатывается и утверждается базовый план развития обучения в течение всей жизни, под контролем министра создан комитет по содействию непрерывному образованию, курирующий вопросы в отношении политики поощрения образования в течение всей жизни.
В Австралии, в свою очередь, успешно функционирует система признания результатов неформального обучения. В рамках неформального образования сертифицированные оценщики определяют уровень профессиональной, жизненной компетентности и подготовленности человека, которые были сформированы в результате предыдущего обучения, трудовой деятельности или в течение жизни.
Таким образом, сделаны выводы по анализу международного опыта:
– Во многих странах на государственном уровне поощряется обучение в течение всей жизни, в этой связи в непрерывный процесс обучения включены как формальное, так и неформальное образование.
– Во всех странах, с учетом обучения в течение всей жизни, разработаны и утверждены государственные стратегические документы (программы, проекты), направленные на обучение и трудоустройство наиболее уязвимых слоев населения: мигранты, инвалиды, многодетные семьи, безработные, пенсионеры и др.
– В скандинавских странах уравнены права и роль организаций неформального образования наравне с организациями формального образования.
– Имеют место быть проблемы недостаточного вовлечения населения страны в обучение на протяжении всей жизни.
– В таких странах, как Япония, Россия, Люксембург, Дания и др., наблюдается активная поддержка LLL местной исполнительной властью, использующая возможности данного направления для решения социальных проблем своего региона.
– В ряде стран разработана система признания результатов неформального и информального обучения. Имеется успешный опыт кредитной (накопительной) системы обучения (Юж. Корея), предполагающей добавление новых знаний и навыков к уже имеющимся, учитываемых при подсчете кредитов для подтверждения результатов обучения и сертификации.
Состояние обучения в течение всей жизни в стране в современный период имеет начальную форму развития и со стороны государства остается почти без внимания. Если сегодня в европейских странах и даже в соседней России «образование на протяжении всей жизни» стремительно развивается, набирает впечатляющие масштабы и поддерживается государством, то в Казахстане данное направление только начинает развиваться.
В Казахстане государственную политику по реализации принципов обучения в течение всей жизни координируют МОН РК и Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в рамках Закона об образовании, Дорожной карты занятости 2020, а также Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 г. В последнем документе представлены принципиальные изменения для Казахстана, предполагающие отход от формализованной системы образования к непрерывному совершенствованию навыков и компетенций в течение всей жизни [3].
Принципы обучения в течение всей жизни в Республике Казахстан также находят свое отражение в Государственной программе развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017–2021 годы «Еңбек» (далее – Программа). В рамках Программы реализуются проекты «Бастау Бизнес», «Мәңгілік ел жастары – индустрияға!» («Серпін»), развитие единой цифровой площадки «Биржа труда» и др.
Целью исследования является популяризация непрерывного образования в течение всей жизни, которая должна стать одной из национальных приоритетов, в рамках которых следует разработать концептуальные документы для успешной реализации обучения на протяжении всей жизни в нашей стране.
На сегодняшний день нормативно-правовая база неформального образования в Казахстане представлена документами: Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2025 г. [3], Законом Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 г. № 319-ІІІ (статья 37), Программой занятости 2020, Типовыми правилами деятельности видов организаций дополнительного образования для взрослых, правилами «О признании результатов обучения, полученных взрослыми через неформальное образование» [4], «О признании организаций, предоставляющих неформальное образование» (далее – Правила) [5]. Они могут составить основу для разработки концепции обучения в течение всей жизни, но этого недостаточно. Согласно рекомендательным параметрам Болонского процесса в Казахстане не разработана процедура признания в рамках традиционных программ обучения, полученных неформальным или информальным путем. Также не существует отдельного документа на национальном или институциональном уровнях (Доклад ЕПВО 2018).
К сожалению, разработанные последние документы в области обучения в течение всей жизни охватывают только неформальное образование и совершенно не затрагивают информальное образование.
Сопоставительный анализ казахстанских основополагающих документов с европейскими документами в области обучения в течение всей жизни показывает противоречия в определениях, формулировках неформального и информального образования. В международном документе «Меморандум непрерывного образования» [1] неформальное образование представляет процесс, по завершении которого не выдается документ, подтверждающий результат обучения. Тогда как согласно Закону «Об образовании» неформальное образование взрослых должно сопровождаться выдачей документа, подтверждающего результаты обучения. К сожалению, информальное образование в основополагающих документах в области образования совершенно не рассматривается.
Имеются противоречия в вышеуказанных документах. Неформальное образование предполагает предоставление образовательных услуг, которые предполагают обучение независимо от места, периода, а также формата, в то время как согласно Правилам (гл. 2 п. 9 пп. 3) организация, предоставляющая неформальное образование, должна предоставить ряд документов, подтверждающих возможность обучения: кабинеты для обучения, возможности использования инновационно-коммуникативных технологий.
Все эти несоответствия, имеющиеся на современном этапе, в нормативно-правовой базе, регулирующей в стране обучение в течение всей жизни, указывают на слабую и несовершенную систему правового регулирования, требующую основательной доработки.
Основными предпосылками для развития обучения в течение всей жизни в Республике Казахстан являются:
– внутренняя миграция: население страны стремится из отдаленных сел и маленьких городов попасть в большие города. Возникает потребность в овладении новыми или дополнительными специальностями и профессиями, в изучении современных технологий и преобретении новых профессиональных навыков;
– потребность новой экономики страны в творческих, креативных, конкурентоспособных кадрах [3];
– необходимость в обеспечении рынка труда новыми квалифицированными (или переобучившимися) работниками;
– желание граждан удовлетворять свои образовательные потребности в любой период своей жизни;
– ограниченные возможности людей с особыми потребностями для профессиональной подготовки [6];
– неконкурентоспособность сельского жителя на рынке труда, связанная с ограниченным доступом к получению дополнительного образования;
– тенденция получения молодыми людьми нескольких высших образований;
– стремление граждан повышать свою конкурентоспособность на всевозможных частных курсах, что связано с появлением новых видов деятельности (риелторы, мерчендайзеры, торговые ассистенты и др.);
– потребность взрослых (пожилых) людей в востребованности, активности и конкурентоспособности, и в этой связи желание людей любого возраста, в том числе и взрослых, получить дополнительное образование.
В то же время имеют место быть факторы, сдерживающие развитие неформального образования в Казахстане:
– Отсутствие статистических данных в сфере обучения в течение всей жизни (фрагментарность имеющейся информации).
– Слабое нормативно-правовое и финансовое обеспечение неформального образования.
– Отсутствие системы признания результатов обучения, то есть имеющихся знаний и навыков, полученных в рамках неформального и информального образования.
– Отсутствие нормативно-правового, академического сопровождения реализации обучения на протяжении всей жизни.
– Стереотипы восприятия неформального образования.
– Отсутствие прозрачности и объективности в оценке результатов обучения, полученных через неформальное образование.
– Отсутствие информационной поддержки обучения на протяжении всей жизни, направленной на освещение преимуществ неформального образования.
Поэтапное решение данных факторов даст возможность успешно развивать в стране обучение в течение всей жизни.
В Казахстане каждый гражданин в течение жизни имеет возможность приобретать новые знания, умения и навыки в рамках формального обучения (школа, колледж, вуз) для признания результатов обучения в виде сертификации. Но также знания, умения и навыки могут быть получены и вне стен официальных учреждений: в различных кружках, образовательных центрах, секциях, в Интернете, в повседневной жизни и др. Но, к сожалению, практические навыки человека, приобретенные собственным жизненным опытом и являющиеся наиболее ценными, без официального документа не признаются при трудоустройстве. Обучающемуся придется в организации образования повторно изучать дисциплины, в ущерб своему времени и финансовым возможностям. К сожалению, на стыке формального и неформального образования зачастую отсутствует преемственность между получением новых знаний и навыков и учетом уже имеющихся.
Выводы
Для качественной валидации результатов обучения, полученных в течение жизни, должен быть создан механизм (система) признания (перезачета) результатов неформального и информального образования.
– Результаты обучения должны признавать исключительно все уровни формального образования: ТиПО, вузы, послевузовское образование.
– Для признания результатов обучения по итогам неформального образования наряду с другими документами должен быть предоставлен документ об образовании предыдущего уровня, с указанием в приложении изученных дисциплин и количеством кредитов.
– Изученные дисциплины и имеющиеся кредиты, набранные в период предыдущего обучения, должны быть учтены при обучении в последующих организациях формального образования. Данный учет даст возможность обучающемуся не повторять изученные дисциплины, сократить период обучения и финансовые расходы.
– В том случае, если человек не имеет документов, подтверждающих его ЗУНы, но владеет определенными теоретическими знаниями, компетенциями и практическими навыками, полученными в результате неформального или информального обучения, специальная комиссия проводит процедуру оценивания для выявления уровня имеющихся у претендента ЗУНов.
– Комиссия выносит решение, в котором полностью или частично признает результаты обучения с переводом в академический кредит либо сообщает об отказе.
– При частичном признании результатов обучения комиссия рекомендует дополнительное освоение академических кредитов и сдачу итогового контроля.
– Признанные результаты обучения неформального образования включаются в индивидуальную траекторию обучения заявителя по образовательным программам ТиПО, высшего или послевузовского образования.
Для успешной реализации обучения в течение всей жизни должны быть разработаны документы:
1. Концепция обучения в течение всей жизни.
2. Национальная стратегия по обучению в течение всей жизни.
3. План мероприятий для реализации каждого этапа концепции.
4. Система финансового обеспечения обучения в течение всей жизни.
5. Правила приема на обучение в организации неформального образования.
6. Положение о разработке и утверждении образовательных программ для реализации обучения в течение всей жизни.
Библиографическая ссылка
Акишева А.К., Кенжегулова А.С. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2020. – № 2. – С. 25-29;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11951 (дата обращения: 21.11.2024).