Место музеев в структуре современного общества, их влияние на общество зависит от различных факторов. Как известно, в последние годы советской эпохи музеи представляли собой безликие архаические учреждения. Экспонаты, выставляемые в научных экспозициях и прославляющие советскую власть, уже не вызывали должного интереса у посетителей и теряли свое значение. Такое явление наблюдалось во всех постсоветских республиках. В известных больших российских музеях этот период стал определенным периодом затишья при переходе от одной эпохи к другой. Но для музеев республик, в том числе и Кыргызстана, основанных и получивших свое развитие в советское время, такое положение дел вызвало немало сложностей.
Создание, формирование и развитие советских музеев происходило на государственном уровне и являлось важной частью культурной и социальной жизни советского общества. Поэтому музеи, сохраняя и пропагандируя советское историко-культурное наследие, являлись самым надежным оружием в реализации коммунистической идеологии. В связи с этим, несмотря на региональные различия, музеи характеризовались общей схожестью в деятельности, что не позволяло вести поиск и самостоятельную работу.
Цель исследования: комплексное исследование развития музеев Кыргызстана за годы независимости. Исходя из этой цели, поставлены следующие задачи:
- определить уровень проведенной работы по определенным направлениям, с анализом научных трудов по истории музеев;
- исследовать место и роль краевых музеев региона в реализации музейной политики страны;
- выявить особенности основных направлений в экспозиционной работе краеведческих музеев советской эпохи и периода независимости.
Материалы и методы исследования
В этой статье материалом, или источниковой базой исследования, были труды музееведов советского периода, а также труды историков Кыргызстана. Отчеты музеев по их основной деятельности: это делопроизводственные бумаги, посвященные различным юбилейным датам, указания, экспозиции и т.д. Методологическую основу исследования составили принципы историзма, объективности, системного подхода, анализа и синтеза, а также использованы историко-сравнительный, системно-аналитические методы, что обеспечило решение поставленных задач.
После развала СССР, оказавшись в новой социокультурной ситуации, когда требовалось в корне изменить свою деятельность, музейная сфера испытывала бессилие и беспомощность.
Однако следует отметить, что в постсоветских странах для дальнейшего развития музейного дела уже существовал довольно прочный фундамент. В СССР, особенно во второй половине 1950-х гг., музееведение стало предметом целевого, планомерного, научного исследования. Началась работа над «Очерками истории музейного дела» (Выпуск 1–1. М., 1957–1971), включавшими историю отдельных музеев и профильных групп, этапов развития музейного дела, правительственной политики. В это время вышли в свет научные труды таких известных специалистов музейного дела и ученых, как В.К. Гарданов, А.М. Разгон, О.В. Ионова, В.Н. Игнатьев, Д.А. Равикович [1]. Но при этом музеи Кыргызстана, будучи частью структуры советских музеев, не попали в сферу научных исследований. А исследования кыргызских ученых А. Алтымышбаева, А. Измайлова, А. Каниметова, К. Каракеева, С. Даниярова, А. Казакбаева не касаются вопросов истории музеев Кыргызстана, они отражают вопросы культурной революции в общетеоретическом плане. В первые годы независимости внимание было уделено нормативно-правовой базе культурного сектора. Были разработаны Закон «Маданият», программа «Маданият» [2]. В этих государственных документах описываются планы поддержки музеев и их развития. Точнее в пункте 1.2 Программы была рассмотрена в 1997–1999 гг. разработка закона «О музейном фонде Кыргызской Республики и музеях в Кыргызской Республике». Постепенно музеи стали изучать в контексте общего культурного развития [3].
Общекультурное развитие Кыргызстана в период его независимости рассматривалось известными учеными-историками Дж. Джунушалиевым, О.Ж. Осмоновым, А.А. Асанкановым. Необходимо указать труды исследователя Т.И. Старусевой, издававшиеся с 2000 г. в виде отдельных статей. Останавливаясь на идеологических аспектах всеобщей деятельности музеев, организованных в советское время, она четко указывает на то, что все усилия, весь труд были направлены на демонстрацию достижений трудового населения в строительстве «развитого» социализма. Считая 1985 г. началом нового этапа в культурном строительстве, автор отмечает появление больших возможностей в сфере музейной системы, расширение ее культурно-просветительских и научных функций.
В опубликованных статьях научных сотрудников Центрального исторического музея Г.Д. Джунушалиевой, А. Исаевой, Б. Абаскановой, А. Шаршеналиевой в общем плане описана роль общественных и научных организаций в развитии музеев, исследованы коллекции экспонатов и некоторые вопросы реставрации и консервации собранных в музее исторических памятников. Авторы, как профессиональные специалисты – практики своего дела, задумываются и ищут пути развития музеев, их нового содержания в новой обстановке.
На сегодняшний день первая работа по комплексному и специальному научному исследованию истории формирования, развития и деятельности музеев страны принадлежит Л.Г. Ставской [4]. Автор, опираясь на многолетний опыт своей работы в Государственном историческом музее, глубоко исследовав основные направления развития и исторические этапы становления музейного дела в Кыргызстане, дает общую характеристику деятельности музеев.
Поэтому начиная со времени обретения независимости перед кыргызскими учеными, да и всеми, кто занимается вопросами культуры, музейной сферы, стоят следующие задачи:
- оценка развития музеев с научной стороны, определение необходимости их дальнейшего развития в современных условиях;
- исследование деятельности музеев Кыргызстана с учетом региональных различий;
- углубление роли и расширение возможностей влияния музеев в формировании исторического сознания современного кыргызстанского общества;
- полная модернизация деятельности музеев, превращение их в настоящий центр культуры и науки;
- широкое отражение и ознакомление мира Кыргызстана – истории, науки, культуры, экономики – в музейном пространстве;
- решение проблем формирования общественного сознания без использования громких, пропагандистских призывов.
С обретением независимости музеи стали рассматриваться в рамках общих принципов историзма как часть культурного развития страны в трудах Дж. Джунушалиева, А. Какеева, В. Мокрынина, В. Плоских, О.Ж. Осмонова, А.А. Асанканова, А. Бедельбаева, В. Воропаева, Г. Харченко, Д. Сапаралиева.
В 2000-е гг. исследователь Л. Ставская издала научную монографию, посвященную дестельности музеев Кыргызстана, а ученые Т.И. Старусева, Г.Д. Джунушалиева, сотрудники музеев А. Исаева, Б. Абасканова, и А. Шаршеналиева опубликовали научные статьи, в которых с профессиональной точки зрения были исследованы различные вопросы по развитию музеев и музейного дела в республике.
В целом с момента получения суверенитета прошло три десятилетия. Это время ознаменовалось поворотным периодом и в жизни музеев, и в жизни общества. В новых условиях исчезла политико-идеологическая зависимость от властей, музеи получили большую самостоятельность. Возникает вопрос: «А что же изменилось в деятельности музеев, являвшихся неотъемлемой частью государственной пропаганды марксистско-ленинской идеологии?»
За ответом необходимо обратиться к сегодняшним дням. Музеи, в особенности государственные:
- самостоятельно развиваются и определяют свое будущее;
- организуют выставки научных экспозиций в новых форматах и образах;
- углубили и расширили свои роль и возможности влияния на формирование и изменение исторического сознания общества;
- позитивно влияют на развитие сферы туризма, ищут и находят дополнительные источники собственных средств;
- реализуют работу по ознакомлению мировой общественности с историей и культурой страны.
Исчезла политико-идеологическая зависимость от властей, музеи получили большую самостоятельность [5]. В соответствии с условиями независимости и требованиями общества было значительное изменение в научных экспозициях центрального исторического государственного музея Кыргызстана [6]. Сегодня истрический музей вырос в крупный научный, культурный и методический центр республики.
Результаты исследования и их обсуждение
Наряду с этим, по нашему мнению, в деятельности музеев есть ещё немало проблем и планов, требующих своего решения и реализации. Они сегодня представляются наиболее актуальными:
1. Решение кадрового вопроса. В эпоху глобализации наряду с развитием туризма музеи снова вышли на первый план. Общее состояние музеев, уровень научных экспозиций, готовность к приему туристов, обеспечение экскурсоводами, владеющими иностранными языками, во многом зависит от компетентности руководителей. Поэтому при назначении руководителей необходимо учитывать знания, профессиональный и практический опыт в этой сфере. Эта проблема требует особого внимания.
2. Улучшение системы подготовки музейных работников. Здесь работу стоит проводить в двух направлениях. Первое – организация курсов повышения квалификации работающих специалистов. Этого можно добиться на базе крупных государственных музеев, проведением тематических семинаров, тренингов, круглых столов с привлечением иностранных стпециалистов и участие в международных музейных программах и проектах. Второй путь – доступ к высшему образованию по специальности «музееведение» работающих сотрудников или подготовка кадров с высшим образованием в вузах страны. Сегодня музейных работников готовит только Кыргызский государственный университет культуры и искусства в Бишкеке. Если бы эта специальность была открыта на базе Ошского государственного университета, то потребность в высококвалифицированных кадрах в областях южного региона страны была бы обеспечена. Вместе с тем для подготовки музейных кадров следует отметить необходимость обеспечения вузов высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, соременными учебными программами. Думаем, здесь надо налаживать тесное сотрудничество с российскими университетами, имеющими большой опыт подготовки специалистов по профилю «музееведение». Достаточно вспомнить такие вузы, как Московский государственный университет культуры, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, Российский государственный гуманитарный университет и др. В этих учебных заведениях подготовка современных компетентных специалистов достигается усвоением глубоких теоретических знаний как в университетских аудиториях, так и в залах известных музеев и галерей, где организуются целевые производственные практики студентов. Взаимовыгодные связи кыргызских университетов с российскими университетскими центрами посредством подписания договоров, организации совместных образовательных программ, научно-исследовательской деятельности, обмена специалистами, практикования академической мобильности студентов, несомненно, благотворно скажутся на решении музейных кадров и дальнейшем развитии музейного дела в Кыргызстане. По нашему мнению, именно эти направления у нас в стране являются приоритетными в настоящее время.
3. Организация деятельности по разработке и переводу методических пособий, научной литературы по музейному делу на кыргызском и русском языках. Обеспечение тематическими периодическими печатными изданиями – газетами и журналами для возможности ознакомлениями с последними новостями, методами работы и новыми технологиями в выставлении экспонатов и научных экспозиций.
4. Создание современной, научной и мощной экспозиции музеев. В настоящее время перед историческим музеем стоит очень тяжелая задача – создание экспозиции, отражающей историю Кыргызстана в XX в. Сложность заключена в том, что научному составу музея надо показать один из самых противоречивых периодов нашей истории. Сложность поиска новой модели музейного показа XX в. связана с проблемами современной исторической науки в целом.
5. Увеличить вклад в развитие туризма в регионах через комплексное развитие музеев. Музеи советского времени были в первую очередь просветительно-пропагандистскими и образовательно-воспитательными учреждениями. Музеи сегодняшних дней становятся многофункциональными историко-культурными центрами, имеющими влияние на культуру и экономику страны.
6. Проникновение национальных ценностей делает музей неотъемлемой частью повышения осведомленности общественности. Период независимости Кыргызстана благотворно сказался на дальнейшем развитии и обновлении музеев, что привело к нахождению ими своего стабильного места в обществе, а общество начало по-новому видеть и использовать музеи.
Не секрет, что сегодня библиотеки музеев страны обеспечены литературсоой советской поры. Современные книги и специальная литература по музейному делу просто отсутствуют. Изменить такое положение дел в лучшую сторону смогут только сами музеи.
Выводы
1. Начиная с 1920-х гг. на всей территории СССР формировались краеведческие музеи комплесного профиля. Освещая историю, экономику, культурно-политическую ситуацию, они были крайне идеологизированы, осуществляли свои функциональные обязанности согласно политике и требованиям своего времени.
2. Приобретение государством независимости открыло новую страницу в истории музеев – они начали работать в новом направлении и с новыми идеями. Это дало им возможность изменить экспозиции музеев, их тематику, свободно решать, согласно своему выбору, вопросы об организации различных выставок.
3. Музеи были, есть и, несомненно, будут надежными носителями и хранителями истории и культуры страны для будущих поколений, и их значение в этом аспекте трудно переоценить. Музеи Кыргызстана сегодня играют важную роль в формировании общественного сознания, что требует внимания государства к музейным организациям и понимания их роли широкой общественностью.
Библиографическая ссылка
Темиралиева Г.Т. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МУЗЕЕВ КЫРГЫЗСТАНА ЗА ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2020. – № 4. – С. 49-52;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11977 (дата обращения: 21.11.2024).