Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИНТЕГРАЦИЯ ТРАДИЦИОННОЙ И ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Тенчурина А.Р. 1
1 Карагандинский государственный технический университет
С учётом модернизации высшего образования и усиления требований к студентам и выпускникам вузов в статье рассматриваются инновационные технологии в образовательном процессе. В связи с карантином студенты в весеннем семестре часть времени учились в дистанционной системе. На основе анкетирования, проведённого среди студентов дневного отделения, проанализированы основные характеристики совокупности дистанционной и традиционной форм обучения. Результаты проведенного анализа позволяют осуществить обратную связь между субъектами образовательного процесса, взглянув на его организацию глазами студентов. В результате исследования сделаны выводы, что определённые виды занятий на данном этапе по-прежнему могут проводиться только в традиционном формате. Предложенный вариант сочетания методик и технологий традиционного и дистанционного обучения позволит обеспечить последовательный характер самостоятельной работы студентов в ходе семестра, мотивировать их к изучению физики, уменьшить число отстающих по этой учебной дисциплине. На основании анализа ответов на вопросы анкеты и результатов работы студентов в течение семестра вносятся необходимые коррективы в образовательный процесс. Интеграция двух форматов обучения должна происходить стратегически – в долгосрочной перспективе, основываясь на чётко продуманных действиях с использованием обоснованных методик. Работу в этом направлении целесообразно продолжить.
анкетирование
дистанционное
традиционное
обучение
исследование
формат
1) Капица П.Л. Эксперимент. Теория. Практика. М - Наука, 1977. 351с.
2) Скибицкий Э.Г. Дидактика высшей школы Новосибирск: НГПУ 2017 – 127с.
3) Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений — 5 е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 400 с.
4) Тенчурина А.Р. Дифференциальный подход к использованию виртуального лабораторного практикума //Современный физический практикум: материалы ХIII Международной учебно-методической конференции (Новосибирск, 23сентября 2014 г.). Новосибирск: Издательство Новосибирского государственного технического университета, 2014. С. 27–31.
5) Киселев Г.М., Бочкова Р.В. Информационные технологии в педагогическом образовании: учеб. – М.: Дашков и К, 2013.- 308с.
6) Зберовский Г.Е., Шуклина Е.А. Эмпирическая социология.- Учебное-2016.-С. 18-24.-313с.
7) Ерофеева Г.В., Склярова Е.А. Преподавание физики в техническом вузе на современном этапе// Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012.№2 С. 117-121
8) Тенчурина А.Р. Методика проведения практического занятия на тему «Собственные механические колебания»,// Вестник Карагандинского университета. 2006.№2 С.77-81

На современном этапе развития высшая школа ставит перед собой задачи, связанные с созданием условий, позволяющих подготовить специалиста, обладающего не только значительными знаниями в определенной области, но и высоким уровнем самосознания, критическим мышлением, способного к творческой деятельности, готового к самостоятельному выполнению профессиональных обязанностей. Важными качествами выпускника вуза становятся: возможность регулировать свою деятельность, сопоставлять цели и результаты, корректировать процессы выполнения задач, искать новые подходы, а в случае неудачи подходить к процессу осознанно и осмысленно.

Именно об этом говорил академик П.Л. Капица [1] – осознанное мышление может развиваться в следующих основных направлениях:

- умение научно обобщать – индукция,

– умение применять теоретические вы- воды для предсказания процессов прак- тики – дедукция,

- умение выявлять противоречия между теоретическими обобщениями и процессами, происходящими в природе – диалектика.

В настоящее время события развиваются с невероятной скоростью, и отслеживать происходящие процессы, вникать в их суть, а тем более пытаться предугадать вектор их развития становится всё труднее. Именно поэтому в условиях стремительных перемен, становления информационного общества, доминирования информационно-коммуникационных технологий, со всей неотвратимостью требуются изменения в системе образования [2, 3].

Тем не менее классические методы преподавания в высшей школе не должны отвергаться и перечеркиваться. Наработанная веками методика не может быть забыта и «выброшена за борт». Необходимо впитать лучшее из того, что просуществовало столетиями, и отнестись бережно, «не наломать дров» и максимально сохранить этот бесценный опыт в системе образования с учётом реалий, которые диктуются современными условиями.

Цель исследования: провести анализ традиционного и дистанционного обучения, определить пути актуализации образовательного процесса при изучении курса физики.

В течение ряда лет в КарГТУ создавалась база электронных ресурсов, в которую входят слайд-лекции, презентации, анимации, виртуальные лабораторные работы. В 2017 г. была введена электронная система «UNIVER», которая даёт возможность, заменить все бумажные носители электронными, в том числе и журналы. Таким образом, у студентов есть в электронном виде весь набор учебного материала: книги, учебные пособия, силлабусы дисциплин, методические указания и т.д.

В 2018 г. в Техническом университете была введена и начала успешно действовать система дистанционного обучения, которая была призвана полностью сменить заочное образование. В результате, имея за плечами определённый опыт удалённой работы, нам удалось в кратчайшие сроки, в условиях карантина, объявленного в связи с эпидемией нового коронавируса, перевести всех студентов на дистанционное обучение.

В сложившихся обстоятельствах студенты очного отделения первую половину семестра учились по традиционной системе, а вторую – дистанционно. Кроме того, по результатам первого блока они успели сдать рубежный контроль, поэтому мы располагали данными об их успеваемости, что значительно облегчило работу в новых условиях. В свою очередь, студентам выдалась уникальная возможность сравнить две различные формы образования: традиционную форму обучения (ТФО) и дистанционную форму обучения (ДФО).

Несомненно, у каждой из форм обучения есть определенные достоинства и недостатки. ДФО – это экономия времени, возможность углубленного изучения предмета, ориентируясь на себя и свой индивидуальный темп. Изучение материала требует самоорганизованности, достаточной силы воли и высокой дисциплины. Это шанс воспитать в себе ответственность и самостоятельность, а также научиться разумно распределять высвободившееся время и планировать день.

В то же время в условиях ДФО студент лишается обычного сценария студенческой жизни: нет живого общения с преподавателем, нет привычных аудиторий, лабораторий, нет общения с группой, полностью отсутствует атмосфера студенческого братства.

Кроме того, вуз полностью теряет воспитательную составляющую, у преподавателя нет возможности объективно оценить психологическое состояние студента, что усложняет усвоение материала. Отсутствие индивидуального близкого контакта лишает возможности быстрого решения проблемных и стрессовых ситуаций.

Чтобы по данному поводу услышать мнение самих студентов, было проведено анкетирование (таблица). В опросе приняли участие студенты пяти групп первого курса, у которых проводились занятия в весеннем семестре 2019–2020 учебного года. Общее количество студентов – 88 человек.

Ответы респондентов на вопросы анкеты

п/п

Вопросы анкетирования

Результаты в %

1

Какой из видов занятий наиболее сложный для восприятия:

а) лекция

б) семинар

в) лабораторные

г) СРСП

18

24

56

2

2

Какой из видов занятий вами воспринимается легче всего:

а) лекция

б) семинар

в) лабораторные

г) СРСП

58

36

2

4

Окончание таблицы

п/п

Вопросы анкетирования

Результаты в %

3

Какая часть выполнения лабораторной работы у вас вызывает наибольшие сложности при обычной форме обучения:

а) ознакомление

б) выполнение

в) расчёт погрешности

г) защита

11

13

9

67

4

Как вы считаете, качество получения знаний дистанционно:

а) выше

б) не отличается

в) уступает

г) зависит от вида занятий

11

2

58

29

5

Как вы считаете: влияет ли на качество обучения отсутствие живого общения между студентом и преподавателем:

а) да

б) нет

в) зависит от преподавателя

г) затрудняюсь ответить

62

7

22

9

6

При дистанционной и обычной форме обучения – вовлеченность в учебный процесс выше:

а) в дистанционной

б) в обычной

в) одинаковая

г) затрудняюсь ответить

13

56

18

13

7

В каких условиях вам работать комфортнее:

а) в группе

б) индивидуально

в) с преподавателем

г) затрудняюсь ответить

45

24

20

11

8

Как вы оцениваете свою личную самоорганизованность при дистанционном обучении:

а) высокая

б) удовлетворительная

в) сложно было себя заставить

г) было вмешательство родителей

31

56

13

0

9

Смогли ли вы продуктивно использовать сэкономленное время:

а) да

б) нет

в) незначительно

г) затрудняюсь ответить

51

18

27

4

10

На ваш взгляд: уровень знаний, полученных в первом блоке (при обычной форме обучения) и во втором блоке (при дистанционной форме обучения):

а) одинаковый

б) выше в первом

в) выше во втором

г) затрудняюсь ответить

9

80

7

4

11

Какой из видов занятий, на ваш взгляд, в будущем целесообразно перевести в дистанционную форму:

а) лекция

б) семинар

в) лабораторные

г) СРСП

73

9

9

9

Поставленные задачи:

- проанализировать ответы,

- использовать мониторинг ответов для оценки двух форм обучения,

- сделать выводы.

Из анализа анкеты видно, что самым сложным для восприятия видом учебных занятий являются лабораторные работы, это подтвердили 56 % опрошенных. Видимо, это связано с тем, что не во всех школах проводится физический практикум. И студенты, придя в вуз, впервые сталкиваются с таким видом занятий. С нашей стороны делается всё возможное для лучшего восприятия изучаемых физических явлений, лабораторные установки уже полностью подготовлены к работе. То есть студенту не требуется проводить различного рода манипуляции по регулированию и настройке приборов. В то же время выполнение лабораторного эксперимента не должно сводиться к простым действиям с нажатием двух-трёх кнопок. За каждым простым действием должно стоять конкретное измерение физического параметра, характеризующего изучаемый физический процесс или физическое явление, т.е. иметь осмысленный характер [4]. Эту часть лабораторной работы необходимо проводить в ТФО. Помимо этого выполнение каждой конкретной работы требует стадий подготовки:

- ознакомление с теоретическими основами лабораторной работы и исследуемыми физическими явлениями;

- ознакомление с лабораторной установкой, описанием её работы и порядком выполнения лабораторной работы;

- ознакомление с элементами общей теории обработки результатов измерений и с последовательностью обработки результатов измерений при выполнении данной лабораторной работы;

- проведение расчётов и визуализация полученных результатов (отображение результатов в виде таблиц и графиков);

- формирование отчета по результатам выполнения лабораторной работы.

Вот этот комплекс мероприятий возможно перенести в ДФО. Как показала практика, лабораторные работы, которые студенты успели выполнить до карантина, они без особых усилий обработали и смогли ответить на контрольные вопросы. Таким образом, эффективность предлагаемого подхода подтверждается.

Более десяти лет назад в КарГТУ начали переходить от классической формы чтения лекций к использованию мультимедийных лекций. Это было продиктовано в большей степени уменьшением количества аудиторных часов, большая часть часов выделялась на самостоятельную работу студентов (СРС). Такие изменения в учебном плане потребовали от преподавателей внедрения инновационных методов, как в организации аудиторной работы, так и в руководстве СРС, разработки нового учебно-методического обеспечения. Интерактивные презентации являются не просто иллюстративным сопровождением лекционного курса, они позволяют преподавателю оптимальным образом использовать как собственные знания и лекторские умения, так и современные информационные технологии. Они обеспечивают лучшее усвоение учебной информации за счёт активизации форм обучения, а также увеличивают количество изложенного учебного материала (по сравнению с объёмом материала, даваемого в рамках классической лекции), что компенсирует недостаток учебного времени [5, 6].

Опять же наличие мультимедийных лекций в условиях карантина позволило без труда, используя платформу ZOOM, читать лекции в онлайн-режиме. Так как вся необходимая информация представлена на слайде компактно, конспективно, это давало возможность преподавателю сопровождать его своими индивидуальными комментариями. Осуществлялась постепенность предъявляемого учебного материала: на экране представлялась информация, обсуждаемая в данный момент, что позволяло студентам детально её осмыслить. Кроме того, в ресурсы «UNIVER» был представлен электронный конспект лекций, облегчая студенту работу по дальнейшему освоению учебного материала, а также подготовке к коллоквиуму или экзамену.

Практика показала, что в условиях ДФО студенты ответственно относились к выполнению самостоятельной работы в том случае, если она носила конкретный характер (подготовка к данной работе, решение определенных задач для семинара с известным алгоритмом) и была назначена на определённое время. Задания, требующие проявления самостоятельности в мышлении (дедукции) и инициативы, как правило, ставили студентов в тупик. Такого рода задания они выполняли и в ТФО, но там была группа, преподаватель, направляющий мыслительный процесс, и решение находилось в коллективе [7, 8]. Анкетирование показало, что только 24 % студентов предпочитают индивидуальную работу. Таким образом, для успешной организации ДФО необходимо, с одной стороны, чётко определить минимум разделов, тем, вопросов, заданий, сроки их выполнения. С другой стороны, хорошо подготовленным студентам желательно предоставить возможность углубленного изучения предмета, определив виды и содержание дополнительных заданий, а также способы поощрения.

В результате проведённого анкетирования, рассмотрев переход от ТФО к ДФО в условиях карантина, взглянув на его организацию глазами студентов, сделан вывод, что целесообразно использовать две формы преподавания в разумном сочетании, имея возможность для корректировки. Необходимо взвешенное соотношение между ТФО и ДФО. Учитывая, предыдущий опыт внедрения инноваций в учебный процесс, предлагается оставить в ТФО:

- аудиторные лекции;

- проведение необходимых измерений (эта часть выполняется в реальной лаборатории при условии получения допуска к работе);

- защиты лабораторных работ;

- семинарские занятия.

Перевести в ДФО:

- видеолекции по темам СРС с демонстрацией натурных и анимированных экспериментов и теоретической моделью данного явления, для обратной связи, краткий опрос по теме лекции;

- видео по решению типовых задач (10–15 мин), при необходимости может быть несколько видеофрагментов;

- домашнее задание по решению задач, его проверка, анализ, оценка;

- тест по данной теме, включающий теоретические вопросы и задачи;

- методические указания к лабораторным работам;

- тест по этим методическим указаниям;

- обработку результатов измерений;

- подготовку и предоставление отчёта по результатам натурного эксперимента.

Предложенный комплекс даст возможность преподавателю работать с большей отдачей, в то же время обеспечит последовательный характер самостоятельной работы студентов в ходе семестра, мотивируя их к изучению физики, а также уменьшит число отстающих студентов.

Работу в этом направлении целесообразно продолжить.


Библиографическая ссылка

Тенчурина А.Р. ИНТЕГРАЦИЯ ТРАДИЦИОННОЙ И ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2020. – № 5. – С. 15-19;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11982 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674