Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ СУЛАЙМАН-ТОО)

Темиралиева Г.Т. 1 Акматалиев А.Т. 1
1 Узгенский международный институт технологии и образования имени Б. Мурзубраимова
Туризм сегодня стал неотъемлемой частью развития современного общества, при этом музеи, отражая природные, историко-культурные объекты, вносят свою лепту в развитие туризма региона. Туризм, будучи фактором развития региона, расширил миссию музея и его возможности. Южный регион Кыргызстана считается одним из крупных историко-культурных центров страны, так как именно здесь сосредоточены многочисленные памятники истории и культуры. Среди них особое место занимает национальный историко-культурный музей Сулайман-Тоо, включенный в список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Музей ведет свою историю с 1949 г. и прошел определенные этапы развития. Так, в 1949–1978 гг. он имел статус областного краеведческого музея, в 1978–1982 гг. – областного историко-культурного музея, в 1982–2004 гг. – объединенного историко-культурного музея-заповедника, с 10 апреля 2004 г. – Национального историко-археологического музейного комплекса «Сулайман-Тоо». В 2009 г. Сулайман гора как место святого поклонения была внесена в список памятников всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время музейный фонд насчитывает около 35 тыс. предметов этнографии, археологии, искусства и живописи. Сулайман гора, экспозиции музея привлекают туристов. В данной статье речь идет о музейном комплексе в аспекте развития туризма в регионе. Анализируются археологические объекты Сулайман горы, считающейся в народе второй Меккой, исторические места, состояние музейного комплекса; отмечаются роль и значение историко-культурного наследия; рассматривается сотрудничество с государственными и негосударственными органами и организациями в рамках развития туризма.
туризм
культура
музеи
реклама
историко-культурное наследие
современное общество
турист
1. Романчук А.В. Музейный туризм: учебно-методическое пособие. СПб., 2010. 46 с.
2. Дукельский В.Ю. Музейный туризм: соблазн или панацея? // Музей и туризм. Петрозаводск, 2002. С. 9–11.
3. Тандыянова А.Е. Музейный туризм в республике Алтай // Человек. Культура. Образование. 2018. № 3 (29). С. 124–137.
4. Нурунбетов Б.А., Бешимов Б.Ж., Заднепровский Ю.А., Сарыков Т.К., Узбеков М.З. Научно обоснованная концепция «Ош 3000». Бишкек: АО «Акыл», 1997. 140 с.
5. Балюшина Ю.Л. Развитие туризма в малых городах Вологодской области и его влияние на генезис личности горожанина (теоретико-философский анализ) // Музейное дело и туризм как факторы развития российской глубинки: сборник материалов II Всероссийского научно-практического форума. Тотьма, 2015. С. 47–54.
6. Аигина Е.В. Возможности развития культурного туризма в зоне Великого Шелкового пути: сборник статей III Международной научно-практической конференции (Ставрополь, 5–7 октября 2017 г.). Ставрополь, 2017. С. 99–103.
7. Сударикова Е.В. Взаимодейтвие музея и посетителя с помощью YouTube-канала // Жизнь Земли. 2018. № 4 (40). С. 420–423.
8. Полякова М.А. Культурное наследие и туризм: проблемы взаимодействия и противостояния // Вестник РГГУ. 2017. С. 241–247.

В последние годы отмечается, что в стране туризм и музеи существуют обособленно, выполняя свои традиционные функции. Такое положение дел не отвечает реалиям времени и не может принести ожидаемых результатов и больших успехов. Налицо какое-то равнодушие и неучастие государственных органов, заинтересованных организаций и НПО. Вопросы по развитию музейного туризма, способствующего развитию и туризма, и музейного дела, надо решать на государственном уровне в рамках конкретной государственной программы. Данная проблема должна стать объектом всестороннего обсуждения и предметом разговора руководителей, ученых, специалистов и экспертного сообщества на научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах и широко освещаться средствами массовой информации.

Цель исследования: исследование влияния историко-культурных объектов на развитие туризма в регионе в рамках национального исторического археологического музейного комплекса Сулайман-Тоо.

Появление музеев в регионах Кыргызстана в 1920-е гг. тесно связано с движением краеведения. И национальный исторический археологический музейный комплекс Сулайман-Тоо был основан в 1949 г. как краеведческий музей. Этот музей, осуществлявший свою деятельность в принятых определенных рамках советской эпохи, в период рыночных отношений после 1990 г. практически перестал выполнять свои важные функции. Такое положение дел можно объяснить, с одной стороны, отсутствием финансирования сферы культуры со стороны государства и отсутствием опыта самостоятельной деятельности самого музея – с другой. В условиях независимости меняется отношение общества к истории, культуре народа и страны. Растет самосознание людей, появляется интерес к знанию своей истории и национального наследия. Причем тенденциозные советские экспозиции мало кого интересуют. В связи с этим в музейных кругах встал вопрос о том, как развиваться дальше, каким путем идти. Но в то же время появились возможности для свободного развития музеев. С тех пор прошло 30 лет. За это время в жизни музеев произошли большие изменения. Если общественные музеи прекратили свое существование из-за отсутствия финансирования, то государственные музеи продолжили свою работу с учетом требований времени. Наряду с хранением материалов, выполнением информационной, коммуникативной и социальной функций музеи организуют научные экспедиции, систематизируют найденные многочисленные материалы, проводят активную научно-исследовательскую деятельность, занимаются научно-просветительской работой с целью удовлетворения эстетических, этических, когнитивных, образовательных потребностей общества. Музеи стали демонстрировать общественности свою многофункциональность. В качестве основных туристических объектов некоторые крупные государственные музеи стали рассматриваться только в середине 1990-х гг. Между тем туристическая составляющая музеев стала постепенно расти, так как служила дополнительным источником финансирования. Как известно, туризм в XXI в. стал феноменальным явлением мировой экономики [1]. Туризм для музея был воспринят, по словам В.Ю. Дукельского, как «не побочная, а структурообразующая деятельность», явившаяся средством внутренней мобилизации и адаптации его к условиям рынка, позволившая музею выстроить новые внешние отношения и выработать новую политику институции, открытой окружающему миру, ознаменовавшей переход от «социальнообслуживающей» модели к модели «рыночно-сервисной» [2, с. 9–11].

Музей как главный социокультурный институт, специализирующийся на изучении, выявлении, хранении наследия региона, должен стать связующим звеном между наследием и туризмом, который, с одной стороны, обеспечит сохранность и популяризацию памятников историко-культурного значения, а с другой – дополнит туристическую привлекательность Республики [3, с. 124–137]. В настоящее время понятие «музейный туризм» хотя и известно в Кыргызстане, но пока широко не распространено. Туризм существует отдельно, проблемы музея – отдельно, и пути их совместной деятельности еще не рассматриваются. В связи с этим есть необходимость освоения взаимных систем «музейно-туристическая деятельность» или «музейные связи туристических маршрутов».

Туристического направления в деятельности национального историко-археологического музейного комплекса Сулайман-Тоо не было изначально. Между тем первые шаги по развитию регионального туризма предпринимаются в 1990-е гг. в свете подготовки празднования 3000-летия города Оша на международном уровне, согласно соответствующему Указу Президента КР. В 1996 г. правительством были намечены конкретные меры до 2000 г. Президент ставил цель прославить на весь мир Сулайман гору, какой известностью пользовалась святая гора Сион в Израиле, раскрыть историческое лицо города Оша, восстановить культурно-археологические памятники. Он отмечал, что если все это осуществится, то увеличится поток туристов из разных стран на Сулайман гору и она, как и в средние века, обрела бы название «второй Мекки». В третьем пункте данного указа прямо говорится о необходимости полностью использовать время подготовки к юбилею для решения основных социально-структурных проблем города Оша как важного культурного, научно-образовательного и туристического центра. В этом аспекте среди необходимых мер были обозначены:

– строительство здания областного краеведческого музейного заповедника;

– возведение ограждения вокруг горы;

– строительство дорожек для туристов шириной 3,5 м;

– высадка саженцев и установка системы капельного орошения;

– установка на горе трех символических ворот;

– реконструкция и музеефикация бани средних веков;

– завершение археологических исследований и музеефикация селения Ош;

– музеефикация мавзолея Асаф-ибн-Бур- хия;

– реставрация мечетей Рават Абдулла хан, Мухаммед Юсуф Байходжи;

– обеспечение сохранности филиала областного музея – Узгенского историко-архитектурного комплекса и подготовка к юбилею [4].

Развитие туриндустрии подразумевает не только создание аутентичной атмосферы и культурного наполнения городского пространства, но и развитие инфраструктуры: дорог, транспортных маршрутов, заведений общественного питания и т.д. [5, с. 47–54].

Культурный туризм, вероятно, будет развиваться не как узкая туристическая ниша, а станет более общим средством потребления элементов повседневной жизни, нового опыта, интегрированного в местные социальные, экономические и культурные системы [6, с. 99–103].

Материалы и методы исследования

Надо признать, что специальной литературы, посвященной музеям или их деятельности, в Кыргызстане очень мало. На протяжении долгого времени музеи упоминались лишь в рамках развития общей культуры. В связи с этим исследование музеев, их истории, деятельности, роли, места и значимости в общественной жизни является сегодня актуальным в историографии страны. Теоретическую основу данной статьи составляют научные труды музейных работников России в аспекте развития туризма. Наряду с этим использованы материалы музеев. В плане методологии применены такие методы, как системный анализ, синтез, сравнительный анализ и логические практические методы.

Результаты исследования и их обсуждение

Таким образом, только после 2000 г. национальный историко-археологический музейный комплекс Сулайман-Тоо наряду с участием в развитии регионального туризма начинал улучшать свое материальное положение, что свидетельствовало о развитии деятельности музея по пути превращения его в центр культуры, истории и отдыха. Постепенно изменяется и миссия музея. Появляются специальные отделы маркетинга и менеджмента. Значительно растет интерес иностранных туристов к святой горе Сулайман, ее колоритному природному облику, историко-культурным и архитектурным местам. Увеличение туристического потока наблюдается особенно после внесения горы Сулайман-Тоо в список объектов мирового природного и культурного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время природное, историко-культурное наследие священной горы является общепризнанным брендом музейного комплекса.

Неотъемлемой частью священной горы «Трон Соломона» являются десятки культовых сооружений, пещер и археологических памятников. Единый паломнический комплекс Сулайман-Тоо образуют мечети Тахт-и-Сулейман и Рават-Абдуллахана (XVI в.), мавзолей Асафа ибн Бурхия (XVIII в.).

Остатки Ак-Буринской крепости (I–III в.) и комплекс петроглифов (около 100 изображений), относящиеся к I тысячелетию до н.э., представляют доисламский период. На Сулайман-Тоо расположены также: смотровая площадка, средневековая баня, музейный комплекс «Великий Шелковый путь» на восточном склоне и краеведческий музей. Культурное значение имеют: средневековая баня, Кайып мазар (мазар исчезнувшего [невидимого]), пещеры Чильтенхана, Хур кыз (обиталище гурии), Эшен-Ункур, Руша Ункур («светлая пещера»), «Чаккатамар», древние оросительные каналы. До пандемии, в 2018 г. национальный исторический археологический музейный комплекс Сулайман-Тоо принял 217 658 туристов, в 2019 г. – без малого 300 тыс. посетителей. Однако нельзя не отметить, что сегодня условия существования музея, его материально-техническая база и оснащение не отвечают современным требованиям. Устарел зал постоянной экспозиции, состоящий из двух отделов, отражающих природу и историю региона. За 20 лет пришли в ветхое состояние сами экспонаты, требуют изменения само содержание и форма представления материалов. Остро стоит вопрос замены устаревшего оборудования на современное с применением новых технологий, разработки нового дизайна, повышения профессиональной квалификации сотрудников и научного потенциала музея. Современный турист – это не просто путешественник, ему недостаточно просто ознакомиться с культурно-историческими местами. Он ожидает получить полноценные информационные услуги и комфортные условия для посещения музея. Так, удобства должны начинаться с парковки и заканчиваться современными туалетами и комнатами отдыха. Для туристов, кроме выставочных и экспозиционных залов, должны работать аудиогиды, кафе и рестораны, гостиницы. Как раз этим очень часто интересуются туристы в интернет-ресурсах перед приездом в музей. Значит, необходимо расширить деятельность музея в туристическом аспекте. К сожалению, в музеях страны не полностью реализуются даже самые простые, традиционные виды услуг. О наличии специальных условий для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья и говорить не приходится. С учетом существующей практики, при изучении путей предоставления современных услуг и на основе концепции совершенствования деятельности музеев в аспекте развития регионального туризма даются следующие практические рекомендации.

– Расширить связи с общественностью через социальные сети Facebook, YouTube, Twitter и др. Социальные сети, интернет-источники стали важной информационной площадкой для массовых пользователей. Простота, доступность, оперативность получения сведений определяют их популярность и практичность сегодня. На этих площадках можно разместить всю необходимую информацию, рекламные тексты, фото- и видеоматериалы о деятельности и возможностях музея. Так, на сайте Государственного Дарвиновского музея (Москва) беспрепятственно можно ознакомиться с 17 плейлистами, такими как «Антропогенез», «Палеонтологические истории», «DARWINews» [7, с. 420–423]. Такие технологии дают возможность ознакомиться с экспонатами музея по видео дистанционно, вызывают интерес к визуальному посещению. Подобным образом можно организовать онлайн-работу Национального историко-культурного музейного комплекса Сулайман-Тоо: разработать официальный сайт, иметь постоянно действующие страницы в соцсетях, где следует размещать необходимую для туристов информацию о графике работы, экспозициях, инфраструктуре и рекламные материалы музея.

– Разработать современные рекламные буклеты, иллюстрированные проспекты, наладить выпуск и продажу различного вида сувениров с изображениями здания музея, Сулейман горы, достопримечательностей города, историко-культурных мест; рассмотреть возможность организации интернет-магазина. Такие меры по расширению деятельности музея не только благотворно скажутся на материальной стороне, но и будут способствовать развитию образовательной и рекламной сферы.

– Расширить предлагаемые туристические маршруты с учетом историко-культурных мест в городе Оше и его окрестностях, предусмотрев автобусные сообщения, наглядную аннотацию, оборудование мест отдыха для туристов, подготовку экскурсоводов, владеющих иностранными языками, и др. Эту работу можно осуществлять совместно с туристическими фирмами.

– Установить в выставочных залах музея удобные сиденья для посетителей, мультимедийные навигационные системы, содержащие аудиоинформацию с фотоиллюстрациями и текстами на иностранных языках, использовать интерактивные игры относительно некоторых экспонатов, что заметно повысило бы к ним познавательный интерес (например, школьников) и в целом усилило бы образовательную функцию музея. Наряду с этим необходимо предусмотреть коляски для людей с ограниченными возможностями здоровья и пожилых людей, комнату матери и ребенка, пункты быстрого питания, что значительно улучшило бы условия для посетителей.

– Осуществлять постоянное и устойчивое сотрудничество с университетами, организациями культуры посредством онлайн исследовательских ресурсов. Уделять внимание созданию условий для ведения эффективной научно-исследовательской работы соискателей с предоставлением возможности пользования архивными материалами, редкими и ценными экспонатами. Создать для исследователей специальные рабочие места с компьютерами, подключенными к Интернету. Это позволит привлечь к научно-исследовательской работе больше заинтересованных лиц, повысит количество образовательных услуг музея и активизирует сотрудничество с образовательными учреждениями, связи с которыми имеют важное социальное значение в познании историко-культурного наследия. Музейные работники должны проводить онлайн-мероприятия, семинары, тренинги для учителей и учащихся школ по организации школьных музеев, оказывать практическую и методическую помощь в сборе и хранении материалов, их эффективном использовании на уроках, подготовке соответствующих текстов к экспонатам и др.

– Проводить научные конференции в онлайн- и офлайн-режимах совместно с представителями организаций науки, образования и культуры, посвященные различным знаменательным датам, историческим событиям. Для ведения подобной работы необходимо повысить научный уровень музейных работников, привлечь к деятельности музея сотрудников с учеными степенями, реставраторов, таксидермистов и других специалистов. На международном уровне проблема квалификации музейных сотрудников давно решена. Нам же нужно активизировать сотрудничество с другими известными музеями как внутри страны, так и за рубежом, обмениваться передовым опытом, организовывать обучающие семинары, повышать профессиональную квалификацию. В век глобализации и цифровых технологий нужны новые подходы к музейной работе, требуются современные неординарно мыслящие, энергичные и креативные специалисты, подготовкой которых должны заняться высшие учебные заведения.

– Активно публиковать музейные материалы в научно-исследовательском, образовательном и культурном планах и использовать их в презентации музейной продукции. Широко внедрять в работу музея современные инновационные цифровые технологии, что благотворно скажется на привлечении посетителей, развитии регионального туризма, других сферах деятельности музея. Вместе с тем инновационные процессы в области музейного дела, сохранения культурного наследия и туристской сферы стимулируют развитие новых направлений и форм работы [8, с. 241–247].

Заключение

Сегодня музеи, в условиях независимости и свободы действий, стараются соответствовать велению времени, все возрастающим требованиям туристов, интересно и содержательно представлять свои научные и тематические экспозиции, отражающие историю и современное состояние страны и общества, историко-культурные места, флору и фауну окружающей среды. Музеи Кыргызстана, в том числе национальный историко-культурный музейный комплекс Сулайман-Тоо, находятся в активном поиске новых путей налаживания адекватных устойчивых связей со своей аудиторией в современном обществе. Музей и сегодня признан очагом науки, образования, культуры, других сфер жизни общества и народа, показывающим и разъясняющим события истории, современные процессы.

Изменения, произошедшие в экономической структуре страны за последние 20 лет, принесли определенные изменения и продвижения вперед в работе музеев. Выработана миссия музея в соответствии с историческими условиями, определено его реальное место в туристическом пространстве. Развитие туризма повлекло за собой динамические изменения в профессиональной сфере музеев. Туризм является самым простым и легким способом ознакомления с историко-культурными местами. Вклад музейного комплекса Сулайман-Тоо в развитие регионального туризма юга Кыргызстана велик. С расширением сфер деятельности музея, вводом в практику таких понятий, как «менеджмент», «маркетинг», «реклама», «продажа», значительно наладилось и финансовое направление. Вместе с тем следует отметить, что сегодняшнее состояние музеев страны говорит о том, что мы находимся только на начальной стадии формирования музейного туризма, считающегося новым направлением в современном мировом туризме.


Библиографическая ссылка

Темиралиева Г.Т., Акматалиев А.Т. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ СУЛАЙМАН-ТОО) // Международный журнал экспериментального образования. – 2021. – № 3. – С. 13-17;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12033 (дата обращения: 08.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674